Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура и стадии развития детского коллектива.
СТРУКТУРА КОЛЛЕКТИВА
| | | | | Формальная
(первичный коллектив, зада-ваемый формально, – класс, секция, кружок, студия, факультатив)
| | | Неформальная
(группы учащихся, формирующиеся на основе дружбы, симпатии, общих интересов)
| |
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
| Стадии развития коллектива
| Характеристика коллектива
| Деятельность педагога
| Первая стадия
(сплочение коллектива)
| Школьники переживают состояние первоначальной адаптации, характеризую-щееся общим эмоциональным напряже-нием. В рамках формальной структуры начинают складываться межличност-ные отношения, которые приводят к образованию неформальных групп психолого-эмоционального характера. Состав названных группы неустойчив, так как члены коллектива недоста-точно знают друг друга. Для этой стадии характерны противоречия между интересами коллектива и отдельной личности.
| Коллектив является целью воспитательных усилий педагога, организационной единицей, где отношения определяются содержанием совместной деятельности учащихся, ее целями и задачами. Задача педагога – собрать информацию об учащихся, сформировать органы самоуправления коллектива, составить программу жизнедеятель-ности коллектива совместно с учащимися.
Сплачивающим детский коллектив средством на данном этапе является единоличное требование педагога.
| Вторая стадия
(превращение коллектива в инструмент воспитания всех учащихся)
| Психологические связи в коллективе становятся более прочными и определенными, хотя отношения учащихся все еще носят избирательный характер. Неформальная структура коллектива стабилизируется. Основным проводником требований к личности воспитанника является актив.
| Основная задача педагога – опираясь на органы самоуправления, в максимальной степени использовать возможности детского коллектива в реализации воспитательных функций, ради которых создается коллектив. Педагог использует в ходе взаимодействия с коллек-тивом метод параллельного действия.
| Третья стадия
(коллектив – объединение учащихся с высокоорганизованными межличностными отношениями)
| Коллектив характеризует высокий уровень социально-психологической зрелости, сложившаяся система самоуправления.
Третья стадия характеризует коллектив как группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплочен-ностью, интегративной деятельностью, коллективи-стической направленностью (Я.Л. Коломенский, А.В. Петровский, Л.И. Уманский).
| Коллектив используется педагогом в целях корректировки социального опыта и создания благоприятных условий для развития творческой индивидуальности каждого ученика.
Важнейшая задача коллек-тива и педагога – воспитание каждого ученика, забота о его благополучной позиции в коллективе, правильная регуляция отношений между всеми его членами.
|
Данная страница нарушает авторские права?
|