Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура и стадии развития детского коллектива.




 

СТРУКТУРА КОЛЛЕКТИВА

       
 
Формальная (первичный коллектив, зада-ваемый формально, – класс, секция, кружок, студия, факультатив)
 
Неформальная (группы учащихся, формирующиеся на основе дружбы, симпатии, общих интересов)  


СТАДИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Стадии развития коллектива Характеристика коллектива Деятельность педагога
Первая стадия (сплочение коллектива) Школьники переживают состояние первоначальной адаптации, характеризую-щееся общим эмоциональным напряже-нием. В рамках формальной структуры начинают складываться межличност-ные отношения, которые приводят к образованию неформальных групп психолого-эмоционального характера. Состав названных группы неустойчив, так как члены коллектива недоста-точно знают друг друга. Для этой стадии характерны противоречия между интересами коллектива и отдельной личности. Коллектив является целью воспитательных усилий педагога, организационной единицей, где отношения определяются содержанием совместной деятельности учащихся, ее целями и задачами. Задача педагога – собрать информацию об учащихся, сформировать органы самоуправления коллектива, составить программу жизнедеятель-ности коллектива совместно с учащимися. Сплачивающим детский коллектив средством на данном этапе является единоличное требование педагога.
Вторая стадия (превращение коллектива в инструмент воспитания всех учащихся) Психологические связи в коллективе становятся более прочными и определенными, хотя отношения учащихся все еще носят избирательный характер. Неформальная структура коллектива стабилизируется. Основным проводником требований к личности воспитанника является актив. Основная задача педагога – опираясь на органы самоуправления, в максимальной степени использовать возможности детского коллектива в реализации воспитательных функций, ради которых создается коллектив. Педагог использует в ходе взаимодействия с коллек-тивом метод параллельного действия.
Третья стадия (коллектив – объединение учащихся с высокоорганизованными межличностными отношениями) Коллектив характеризует высокий уровень социально-психологической зрелости, сложившаяся система самоуправления. Третья стадия характеризует коллектив как группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплочен-ностью, интегративной деятельностью, коллективи-стической направленностью (Я.Л. Коломенский, А.В. Петровский, Л.И. Уманский).   Коллектив используется педагогом в целях корректировки социального опыта и создания благоприятных условий для развития творческой индивидуальности каждого ученика. Важнейшая задача коллек-тива и педагога – воспитание каждого ученика, забота о его благополучной позиции в коллективе, правильная регуляция отношений между всеми его членами.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.