Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогический процесс, его структура, компоненты и этапы.






Процесс (от лат.) – продвижение, движение вперед, изменение.

Педагогический процесс – целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и изменение ребенка в результате активной жизнедеятельности, при ведущей и направляющей роли воспитателей.

Пед. процесс имеет следующую структуру:

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

 

Процесс воспитания Процесс обучения

               
       
 

 


Процесс развития

 

Самовоспитание;

Самообразование

Педагогический процесс включает следующие компоненты: цель Þ принципы Þ содержание Þ формыÞ методы Þ средства Þ результат.

Цель – конечный результат педагогического взаимодействия.

Принципы – требования, предъявляющиеся к организации и осуществлению пед. процесса.

Содержание – часть научного, социального, культурного и др. опыта поколений, которая передается от учителя учащимся.

Формы – внешняя характеристика взаимодействия.

Методы – способы взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которых передается и принимается содержание.

Средства – материализованная предметная база, использующаяся в единстве с методами для работы над содержанием.

Главными этапами пед. процесса являются: подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительномэтапе осуществляются целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Основной этап: постановка целей и разъяснение задач предстоящей деятельности учащимся; взаимодействие педагогов и учеников; использование запланированных форм, методов и средств пед. процесса; стимулирование деятельности школьников; педагогический контроль.

Заключительный этап – анализ достигнутых результатов с целью выявления проблем и недостатков, а также выделение и упрочение положительных характеристик осуществления пед. процесса

 

 


Содержание развития человека.

Человек – биологическое существо, характеризуется диалектическим единством биологического и социального.

Биологическое – проявляется в процессе функционального созревания и формирования человека, отражается в специфических биологических чертах. Социальное – включает приобретенные социальные свойства и качества. Не врожденные, а сформированные прижизненно.

Индивид (от лат. единичность) — это отдельный представитель человеческого рода безотносительно к его качествам.

Понятие «индивидуальность» - включает в себе то особенное, что отличает одного человека, от другого, одну личность от другой, что придает ей своеобразную красоту и неповторимость, и обуславливает специфический стиль её деятельности и поведения.

Понятие «личность» - характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает прижизненно.

.е. относительно понятия «человек», которое включает как биологическое, так и социальное, «личность» – только социальное. Отсюда однозначное заключение: личностью человек не рождается, личностью становится

Исходя из рассмотренных понятий, содержание развития человека мы можем представить следующим образом:

Содержание развития человека
Индивид Индивидуальность Личность
Биологическое становление: – анатомо-физический рост организма; – рост физической энергии; – развитие нервной системы, мозга; –половое созревание; – проявление темперамента; – развитие задатков Психическое развитие: развитие восприятия; – развитие эмоций; – развитие интеллекта, мышления; – развитие потребностей; – развитие воли, характера; – развитие склонностей Социальное становление: интересов; – переживаний и стремлений; – сознания и речи; – мотивация; – отношений, ценностей, способов и смыслов действия; – способностей

Развитие - процесс количественных и качественных изменений, закономерно происходящих в анатомо-физиологическом строении человеческого организма, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений.


5 Пути, источники и факторы развития личности.

 

Выделяются два основных пути становления личности – филогенез и онтогенез.

Филогенез (орт греч. phyle - род, племя, вид + genesis – происхождение) – исторический путь, проделанный человечеством, эволюция человеческого рода. Филогенез отражается в жизненных проявлениях современной личности, в форме ее исторической памяти, мировосприятия, в подсознательном реагировании на окружающий мир, природу.

Онтогенез – (от греч. ontos – сущее и genesis – происхождение, рождение) – путь развития отдельно взятого индивида от зарождения его жизненных сил, их проявления, до высшего расцвета (акме) и угасания.

В качестве источников становления личности выступают деятельность, пережившим и социальная ситуация развития.

Деятельность – важнейшая сфера развития личности, форма активного
отношения и взаимодействия с окружающим миром.

Переживание – особая форма активности человека, выраженная эмоциональным состоянием, которое выступает в его сознании как событие собственной жизни.

Социальная ситуация развития – специфический для каждого возрастного периода социокультурный контекст, образовательная среда, которая определяет образ жизни, опыт деятельности, систему отношений.

Развитие личности осуществляется под влиянием факторов. В педагогике выделяют внешние и внутренние факторы развития личности:

· наследственность (генотип);

· активность самой личности в собственном развитии.

· среда (социокультурное пространство);

· воспитание и обучение;

Генотип – (от греч. genos – происхождение, typos – форма, образец) совокупность генов данного организма, полученная в наследство от родителей (генетическая конституция и т.д.).

Активность человека – (от лат. activus – деятельный, энергичный) – деятельное состояние преобразования действительности, принимающее ведущее участие в развитии человека, становлении его личности.

Среда – совокупность жизненных условий, конкретное физическое, природное и социокультурное пространство, в котором человек проявляет свою индивидуальность, реализует себя как личность.

Воспитание – передача социального и культурно-исторического опыта из поколения в поколение. Воспитание – целенаправленный и систематический процесс воздействия на человека с целью формирования у него мировоззренческих позиций и определенных личностных качеств

Сущность, особенности, содержание и этапы процесса воспитания.

Воспитание (в широком значении) – функция человеческого опыта по передаче социально-культурного опыта от старшего поколения к младшему.

Воспитание (в узком значении) – целенаправленный сознательно организуемый педагогический процесс по формированию личностных качеств воспитанников.

Особенности процесса воспитания:

· целенаправленность процесса воспитания;

· двусторонность процесса воспитания;

· непрерывность и длительность процесса воспитания;

· переход внешнего объективного во внутреннее субъективное;

· многофакторный характер процесса воспитания;

· результаты воспитательного процесса неоднозначны;

· отдаленность результатов;

· комплексность.

Содержание воспитания – система знаний, взглядов, убеждений, ценностных отношений, умений, навыков и устойчивых привычек поведения, качеств, которыми личность овладевает согласно поставленным целям и задачам.

Знания – факты, понятия, теории о природе, человеке, обществе.

Взгляды – оценочные суждения личности по поводу норм, правил, вкусов (хорошо/плохо, правильно/неправильно/, красиво/некрасиво).

Убеждения – принятые личностью знания, которыми она руководствуется в деятельности.

Мировоззрение – система взглядов человека на мир, совокупность его научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных и других убеждений и идеалов.

Ценностное отношение – устойчивая, избирательная, предпочтительная связь человека с материальным или духовным объектом, когда этот объект приобретает для человека личностный смысл, расценивается как значимый для его жизни.

Привычки поведения – автоматизированные действия, выполнение которых в определенных условиях стало потребностью и не вызывает трудностей волевого или познавательного характера.

Личностное качество – единство устойчиво проявляющихся потребностей и привычных способов их реализации, которое определяет поведение человека в любых изменяющихся условиях.

В результате усвоения содержания воспитания формируется базовая культура.

Базовая культура личности – основы человеческой культуры (культурный минимум), усвоенные личностью для его дальнейшего развития и самоопределения в обществе.

Базовая культура

 

Включает:

(Содержание воспитания на основе Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь)

1. Морально-этическая культура (нравственное воспитание)

2. Национальная культура (язык, письменность, достижения искусства, науки и техники, знание истории, традиций и обычаев.)

3. Гражданская культура (правовое воспитание)

4. Психологическая культура (социальное воспитание)

5. Культура труда (трудовое воспитание)

6. Культура семейных отношений

7. Гендерная культура (обоснование физиологических, психологических и этических особенностей юношей и девушек, свойственных им качеств, манер, черт характера и т.д.)

8. Культура здорового образа жизни (валеологическое воспитание)

9. Эстетическая культура

10. Экологическая культура

Но следует помнить, что человек – это целостный мир, он не воспитывается по частям, но в единстве четырех его интегративных составляющих: ум (интеллектуальная сфера), воля (волевая сфера), эмоция (эмоциональная сфера), духовность – это и есть содержательная сторона воспитания.

Этапы процесса воспитания:

· формирование когнитивного уровня воспитанности (формирование знаний нравственных, правовых, экологических, эстетических и т.д.)

· формирование эмоционального уровня воспитанности (формирование чувств и отношений на основе полученных знаний)

· формирование поведенческого уровня воспитанности (реализация знаний и отношений через конкретные поступки и действия).

Идеальная цель и одновременно объективная потребность современного процесса воспитания – формирование разносторонней и гармонично развитой личности.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.