Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика основных методов воспитания. Условия выбора методов воспитания.






Рассказ – это яркое эмоциональное изложение конкретных факторов и событий. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. У рассказа несколько функций: служить источником знаний; обогащать нравственный опыт личности опытом других людей; служить способом использования положительного примера в воспитании. К условиям эффективности рассказа относятся следующие.

1. Рассказ должен соответствовать социальному опыту учащихся.

2. Рассказ должен раскрыть содержание той или другой нравственной нормы, понятия, мало знакомого или недостаточно привлекающего внимание, непонятного воспитанникам.

3. Содержание рассказа должно быть изложено ярко и эмоционально, чтобы могло произвести на ребят достаточно сильное впечатление.

4. Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут быть произведения живописи, художественные фотографии: усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение.

5. При помощи рассказа может быть представлен идеальный образ нравственного поведения, психологически близкий учащимся, чтобы вызвать желание подражать этому примеру.

6. Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатление от него сохранилось как можно дольше. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех.

Разъяснение – метод эмоционально–словесного воздействия на воспитанников. Его отличительные черты это ориентированность воздействия на определенную группу или отдельную личность. Необходима глубокая мотивация, разъяснение общественного смысла моральных понятий. Разъяснение применяется: а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения; б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.

Беседа. В зависимости от содержания она может быть познавательной, этической, эстетической, на правовую, экологическую тему и т.д. Беседа – это метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Беседа может проводиться с группой учащихся, а может быть и индивидуальной.

Эффективность беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:

1. Очень важно, чтобы тема выбранной беседы была актуальной и отвечала воспитательным задачам и запросам учащихся.

2. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер и предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Воспитатель должен сам стимулировать нестандартные вопросы, помогать учащимся самим находить на них ответы.

3. Важна опора на имеющийся опыт учащихся, использование его, и если необходимо, его коррекция. Обязательна динамика бесед в соответствии с возрастом, связь с жизнью коллектива.

4. Необходимо тщательно подходить к отбору содержания беседы, новых неизвестных учащимся фактов, четкая формулировка выводов.

5. Целесообразно предварительно сообщать ученикам тему беседы, вопросы для обсуждения и рекомендовать выполнение конкретных заданий, предпочтительно группового характера.

6. Во время беседы необходимо акцентировать внимание на выявлении и формировании личного отношения учеников к обсуждаемым проблемам. Этому способствует использование приемов дискуссии: сопоставление различных точек зрения, выбор способов поведения в анализируемой жизненной ситуации, оценка действий участников событий.

7. Положительный эмоциональный фон беседы (располагающая обстановка, доверительный тон воспитателя, внимание его к ответам учащихся, поощрение удачных ответов, деликатное исправление неудачных, уместный юмор, шутка).

8. Необходимо оснащать беседу наглядностью, конкретизировать примерами, использовать технические средства.

9. Если позволяет тема и характер обсуждения, в конце беседы может быть принята программа практической деятельности. Такой подход способствует формированию единства слова и дела, опыта нравственного поведения.

Пример – воспитательный метод исключительной силы. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Психолого-педагогической основой воздействия положительного примера на воспитанника является подражательность и стремление копировать в своем поведении те действия и поступки, которые кажутся значительными и укрепляют достоинство. Наблюдая и анализируя лучшие образцы положительного поведения, учащийся осмысливает сущность и содержание нравственного идеала. Разновидности примера – пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей, учителей, передовиков производства, известных ученых, спортсменов и т.д. Большую воспитательную силу имеют герои книг, фильмов, телепередач.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание учащихся на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия плохих поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя и к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.

Педагогическое требование – это метод воспитания, с помощью которого учитель организует детей, включает их в деятельность, умело направляет поведение своих воспитанников. Предъявление требования есть способ непосредственного побуждения к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения. По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерна императивность, определенность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой. Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение, требование – игра и т.д.) отличается тем, что стимулом действий становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживание, интересы, стремления. Предъявление требований сочетается с уважением к личности воспитанника. Если родители и учителя нетребовательны, то это характеризует их беспечность по отношению к воспитаннику. Уважение к ученику проявляется в постоянном усложнении требований, предъявлении все более высоких норм поведения и культуры. Требование должно быть доведено до логического конца. Требование должно подкрепляться четкой инструктивной программой действий. Требование должно быть доступным на данный момент развития воспитанника.

Хорошие результаты дает метод поручений. Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности. Поручения имеют разнообразный характер: посетить больного товарища и помочь ему в учебе; подобрать материал к классному часу. Поручения даются и для того, чтобы развить необходимые качества: организованность, ответственность, точность и т.д. Поручения могут быть длительными и эпизодическими.

Условия выбора методов воспитания.

Выбор тех или иных методов воспитания осуществляется в соответствии:

· с педагогическими целями

- оперативными (на конкретное воспитательное мероприятие),

- тактическими (на ближайшую перспективу),

- стратегическими (на далекую перспективу);

· с учетом специфики общественно-воспитательной среды;

· с учетом возраста и индивидуально-типологических особенностей учащихся;

· с учетом уровня воспитанности;

· с учетом уровня педагогической квалификации воспитателя;

· с учетом ожидаемых последствий.


10. Понятие «коллектив», его признаки и функции.

Коллектив – сложное педагогическое явление, имеющее определенные цели, задачи, организационную структуру, систему жизнедеятельности, органы самоуправления.

Признаки коллектива: 1) объединение свободных и равноправных людей; 2) отсутствие непримиримых противоречий; 3) наличие общественно значимых целей и организация совместной деятельности; 4) сочетание личных, групповых и общественных интересов; 5) наличие сложной психологической структуры (климата, атмосферы), объединяющей его членов, координирующей их действия, дополнительно стимулирующей и развивающей каждую личность посредством взаимного обогащения; 6) воспитательное влияние коллектива на личность

Через коллектив ребенок входит в жизнь общества. Профессор Б.Т. Лихачев в связи с этим раскрывает роль коллектива в развитии личности школьника в следующих аспектах.

Социальный аспект. Коллектив развивает в детях такие социальные качества как стремление к справедливости и согласию, гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, доброжелательность, чувство взаимопомощи и др.

Нравственный аспект. Сущность открытых доброжелательных отношений в коллективе помогает школьникам осознать общественную мораль как ответственность за свои слова и действия друг перед другом, перед самими собой, коллективом и обществом.

Культурно-эстетический аспект. Организованное и свободное общение детей в коллективе стимулирует каждого ребенка к накоплению впечатлений, содержательному обмену духовными ценностями, повышению эстетического уровня отношений, эстетической организации всей жизни и деятельности.

Психологический аспект. Каждый ребенок испытывает потребность в коллективном общении, психологической совместимости с другими детьми в деловом и дружеском общении, поддержке со стороны коллектива в инициативе и творческих начинаниях.

Организационный аспект. Дети интуитивно стремятся к организации, которая ставит их в деловые отношения руководства и подчинения, взаимной требовательности и взаимопомощи.

Педагогический аспект. Коллектив оказывает воспитательное воздействие как всех составляющих его детей, так и на каждого ребенка в отдельности.

Детский коллектив выполняет три ведущие функции: организационную (детский коллектив становится субъектом управления своей общественно значимой деятельностью), воспитательную (детский коллектив как носитель определенных нравственно-мировоззренческих убеждений); стимулирования (коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно значимых дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.