Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ПОСЛЕСЛОВИЕ. Восточный и западный пути развития, возникшие соответственно в IV и I тыс⇐ ПредыдущаяСтр 77 из 77
Восточный и западный пути развития, возникшие соответственно в IV и I тыс. до н. э., доказали устойчивость своих основных характеристик и утвердились в них в средние века: западный путь как чередование радикальных модификаций частной собственности (античной, феодальной, капиталистической) и восточный путь как незначительное усовершенствование древневосточного строя в рамках единой докапиталистической формации, основанной на АСП. Восточное общество, положившее в древности начало человеческой цивилизации, в средневековую эпоху большую часть своей энергии направило не на продолжение успешно начатого развития, а на поддержание баланса отношений с природой (по части обеспечения всех членов общества минимально необходимым количеством первичных природных ресурсов). Поэтому в средневековье очаг цивилизации неуклонно перемещался из давно освоенных и бесперспективных при АСП тропических и субтропических районов Востока в среднюю полосу умеренного климата, в Европу, все больше переходившую к освоению вторичных природных ресурсов. Усугубление диспропорции " избыток населения - недостаток земли", ненормальное и постоянно ухудшавшееся соотношение трудовых и земельных ресурсов наложило неизгладимый отпечаток на развитие средневекового восточного общества: оно ориентировалось на стабильность за счет роста. Обеспечение стабильности могло быть достигнуто только деспотической государственной властью как непосредственным субъектом производственных отношений, контролирующим эксплуатируемое крестьянство и противодействующим росту частнособственнической тенденции. Жесткий порядок и культурно-традиционная стабильность обеспечили странам АСП возможность выживания, но не могли обеспечить возможность качественного развития. Европейское общество развивалось по линии преодоления малопроизводительного природного фактора многоотраслевым сельским хозяйством, восточное общество - по линии приспособления монокультурного с/х к высокопроизводительному природному фактору. Избыток дешевого труда и консервативный социально-политический фактор (установка на стабильность) блокировали НТП на Востоке: производство и НТП там развивались параллельно, не оказывая друг на друга оплодотворяющего влияния, как в Европе. В средние века усиление демографического давления на землю при остановке НТП способствовало окостенению АСП и усилению его основного противоречия - между объективной необходимостью централизации государственной власти и неизбежным ее перерождением в деспотическую. Правящие круги на Востоке искали выход из постоянно ухудшающегося соотношения природно-экологического и социального факторов на путях не реформирования АСП, а ужесточения политического режима, особенно в позднем средневековье. Средние века в европейском смысле этого термина, как стадия господства в социально-экономической сфере феодальных отношений, на Востоке отсутствовали. Восток и Запад этой эпохи сближает только феномен политической децентрализации, однако ее последствия для двух миров были противоположными: относительно кратковременный период феодальной раздробленности в Европе базировался на достаточно высоком уровне технико-экономической базы и способствовал развитию прогрессивных тенденций во всех сферах жизни общества, особенно по части развития городов и связанных с этим " вольностей"; гораздо более длительный период политической децентрализации на Востоке базировался на более низком, чем в Европе, уровне развития производительных сил и товарно-денежных отношений и не способствовал прогрессивным сдвигам в экономике, политике и культуре. Поэтому категория " восточного средневековья" существует в результате механического переноса с европейской почвы (без качественного содержания средневековья европейского, но с его хронологическими рамками). В этот период Восток превосходил Европу по большинству количественных показателей (ВВП, население). Однако Европа сумела совершить социальную, техническую, географическую, интеллектуальную революции и захватила историческую инициативу в свои руки благодаря превосходству качественных характеристик буржуазного общества перед традиционным восточным. На Востоке же АСП оказался нереформируемым: этому препятствовали и важнейшие элементы всех восточных религий. Из замкнутого круга проблем Восток мог выйти только под мощным внешним воздействием более прогрессивной формации, до чего в средние века дело еще не дошло. Восток огромен и многолик. Однако при всех различиях между основными восточными цивилизациями (дальневосточно-конфуцианской, индо-буддистской, арабо-мусульманской) у них все-таки гораздо больше общего, особенно отношения по вертикали " государство - общество - человек", препятствовавшие развитию горизонтальных общественных связей вообще и частнопредпринимательской инициативы, в частности. Развитие этих цивилизаций сдерживалось рядом общих для них неблагоприятных факторов: 1) консервативным характером государства, крестьянской общины, корпораций, религиозных систем; 2) сословно-классовым эгоизмом гражданско-бюрократической элиты, которая ограничивала: - военную элиту как политического соперника, чем ослабила оборонный потенциал земледельческих цивилизаций; - торгово-ремесленную верхушку как финансово-экономического соперника, чем замедлила развитие товарно-денежных отношений и создала отрицательный социальный климат для торгово-предпринимательской деятельности; - свободную мысль как угрозу идеологической монополии союза гражданской бюрократии и клерикалов, чем воспрепятствовала не только НТП, но и осознанию Востоком самого себя и своего места в менявшемся мире. 3) цивилизационно-стадиальной многоукладностью Востока, которая привела к столкновению противоположных типов производства (КТП-АТП) и пагубно отразилась как на побежденных земледельческих, так и побеждавших кочевых обществах (видимо, не случайно единственной страной Азии, избежавшей впоследствии колониального и полуколониального закабаления, стала Япония, не знавшая в средневековье нашествий кочевников). Под воздействием вышеуказанных неблагоприятных факторов, в отличие от маленькой полунищей Европы, сумевшей вложить деньги в производство и пойти по пути буржуазного прогресса, огромный богатый Восток не смог превратить " допотопные" формы капитала в промышленный капитал: деньги Востока пошли по другим направлениям, не способствующим социально-экономическим сдвигам (в земельные сделки для сдачи земли в аренду, в ростовщичество и накопление бесполезных для производства сокровищ, в прожигание жизни богатой восточной верхушкой, в распыление между наследниками богатых состояний из-за отсутствия на Востоке системы майората). Средние века стали периодом наибольшего расхождения путей развития двух основных ветвей человеческого общества. В результате победы частнособственнической тенденции традиционное европейское общество (незначительное меньшинство человечества) смогло подвергнуться буржуазной трансформации. На Востоке же (подавляющее большинство человечества) тенденция развития производительных сил на старой производственной основе превалировала над качественным ростом и общество сохранило свой традиционный характер. С точки зрения результатов развития в средние века Европа совершила качественный скачок, а Восток эти полторы тысячи лет не сумел использовать эффективно, эволюционируя " по кругу" и накапливая чисто количественные показатели.
литература Литература к первому разделу
1.Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М., 1988 2.Березный А.Л. К спорам о хронологическом рубеже между средними веками и Новым временем на Востоке. - НАА, 1973, №4 3.Бродель Ф.Материальная цивилизация, экономика и капитализм ХV-ХVIII вв. Т.1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. 4.Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. М., 1982 5.Васильев Л.С. Христианство и конфуцианство (опыт сравнительного социологического анализа) - История и культура Китая. М., 1974 6.Васильев Л.С. История религий Востока. М.1988 7.Васильев Л.С. История Востока. Т.1. М., 1994 8.Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма - Избранные произведения. М., 1990 9.Галич З.Н. К сравнительной характеристике базисных структур Европы и Азии в канун промышленной революции. - Исторические факторы общественного воспроизводства в странах Востока. М., 1986 10.Государство в докапиталистических обществах Азии. М..1987 11.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1988 12.Журавский А.В. Христианство и ислам. М., 1990 13.Зарин В.А. Запад и Восток в мировой истории 14-19 вв. М., 1991 14.Зотов В. Китай: истоки политического кризиса - ИЛ, 1989, №11 15.Ерасов E.G. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М., 1990 16.Иванов Н.А. Упадок Востока и установление мировой гегемонии Западной Европы. - Восток, 1994, №4 17.История и культура народов Азии, Африки и Латинской Америки (с древнейших времен до наших дней)/под ред. А.А.Искендерова - ВИ, 1995-1997 18.История стран Азии и Африки в средние века. Ч.I-II. М., 1987 19.Классы и сословия в докапиталистических обществах Азии. М., 1986 20.Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972 21.Крывелев И.А. История религий.Очерки в двух томах.Том второй. М., 1988 22.Кульпин Э.С. По поводу концепций китайской цивилизации М.Вебера и К.Витфогеля. - Восток и мировое обществознание. М., 1991 23.Кульпин Э.С. Человек и природа в Китае. М., 1990 24.Ланда Р.Г. Восток: цивилизация, формация, социум. - ВИ, 1995, №4 25.Литература Востока в средние века. Т.I-II. М., 1970 26.Маркс К. К критике политической экономии.Предисловие. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т.13 27.Маркс К. Критика политической экономии. - Там же, Т.25, Ч.II 28.Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т.2б (письма Ф.Энгельсу от 2 июня 1853 г. и К.Марксу от 6 июня 1853 г.) 29.Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству. - Там же, Т.46, Ч.1. 30.Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1995 31.Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. М., 1975 32.Общее и особенное в истории стран Востока. М., 1966 33.Общественные движения и их идеология в добуржуазных обществах Азии. М., 1988 34.Петров А.М. Внешняя торговля древней и средневековой Азии в отечественном востоковедении. - Исторические факторы общественного воспроизводства в странах Востока. М., 1986 35.Проблемы докапиталистических обществ в странах Востока. М., 1971 36.Рейснер Л.И. Введение в историко-теоретическое исследование городов и городских систем Востока и Запада. - Города на Востоке: хранители традиций и катализаторы перемен. М., 1990 37.Типы общественных отношений на Востоке в средние века. М., 1982 38.Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991 39.Цивилизации. Вып.1. М., 1992 40.Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993 41.Экономические контакты Восток-Запад. - ААС, 1982, №12 42.Янов А. Истоки автократии. - Октябрь, 1991, №8
Литература по истории Китая
1. Бокщанин А. А. Китай и страны Южных морей. М., 1968. 2. Бокщанин А. А. Императорский Китай в нач. ХV в. М., 1976. 3. Бокщанин А. А. Удельная система в позднесредневековом Китае: пе-риод Мин. М., 1986. 4. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970. 5. Гончаров С. Н. Китайская средневековая дипломатия: отношения ме-жду империями Цзинь и Сун 1127-1142. М., 1986. 6. Дао и даосизм в Китае. М., 1982. 7. Доронин Б. Г. Государственное историописание в Китае - Всемирная история и Восток. М., 1989. 8. История и культура Китая. М., 1974. 9. История Китая с древнейших времен до наших дней. М., 1974. 10. Историческая наука в КНР. М., 1981. 11. Китай: государство и общество. М., 1977. 12. Китай: традиции и современность. М., 1976. 13. Китайские социальные утопии. М., 1987. 14. Конрад Н. И. Синология. М., 1995. 15. Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982. 16. Кычанов Е. И. Основы средневекового китайского права. М., 1986. 17. Кульпин Э. С. Человек и природа в Китае. М., 1990. 18. Лапина З. Г. Политическая борьба в средневековом Китае (40-70 гг. XI в.). М., 1970. 19. Лапина 3. Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае. М., 1985. 20. Личность в традиционном Китае. М.. 1992. 21. Малявин В. В. Гибель древней империи. М., 1983. 22. Малявин В. В. Китай в ХVI-ХVII вв. Традиции и культура. М., 1995. 23. Мартынов А. С. Доктрина императорской власти и ее место в офици-альной идеологии императорского Китая - Всемирная история и Восток. М., 1989. 24. Новое в изучении Китая. М., 1988. 25. Общественные науки в КНР. М., 1986. 26. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981. 27. Переломов Л. С. Слово Конфуция. М.. 1992. 28. Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993. 29. Поршнева Е. Б. Религиозные движения позднесредневекового Китая. Проблемы идеологии. М., 1991. 30. Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого. М., 1987. 31. Сидихменов В. Я. Маньчжурские правители Китая. М., 1985. 32. Софронов М. В. Китайский язык и китайское общество. М., 1979. 33. Стужина Э. П. Китайский город XI-XIII вв. Экономическая и соци-альная жизнь. М., 1979. 34. Тайные общества в старом Китае. М., 1970. 35. Тихвинский С. Л. История Китая и современность. М., 1976. 36. Торчинов Е. Даосизм. М., 1993. 37. Тяпкина Н. И. Деревня и крестьянство в социально-политической системе Китая. М., 1984. 38. У Хань. Жизнеописание Чжу Юаньчжана. М., 1980. 39. Харро фон Зенгер. Стратагемы: о китайском искусстве жить и выжи-вать. М., 1995. 40. Федоренко Н. Т. Избранные произведения. T. I-II. М., 1987. 41. Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988. 42. Ям Юн-го. История древнекитайской идеологии. М., 1957.
Литература по истории Японии
1. Воробьев М. В. Японский кодекс " Тайхо-еро-ре" (VIII в.) и право раннего средневеко-вья. М., 1990. 2. Воробьев М. В. Япония в III-VII вв. М., 1980.. 3. Воробьев М. В., Соколова Г. А. Очерки по истории науки, техники и ремесла в Япо-нии. М., 1976. 4. Григорьева Г. П. Японская художественная традиция. М., 1979. 5. Григорьева Г. П. Красотой Японии рожденный. М., 1993.. 6. Гришелева Л. Д. Формирование японской национальной культуры. М., 1986. 7. " Дух Ямато" в прошлом и настоящем. М., 1989. 8. Дискуссионные проблемы японской истории. М., 1991.. 9. Долин А. А., Попов Г. В. Кэмпо: традиция воинских искусств. М., 1992. 10. Долин А. А. Путь самурая. История возникновения и традиции военного сословия самураев. - ПДВ, 1989, № 6. 11. Жуков Е. М. История Японии. М., 1939. 12. Загорский А. В. Япония и Китай. Пути общественного развития в оценке японской историографии. М., 1991.. 13. Игнатович А. Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1988. 14. Игнатович А. Н. Лотос и политика: необуддийские движения в общественной жизни Японии. М., 1989. 15. Иофан Н. А. Культура древней Японии. М., 1974. 16. Искендеров А. А. Тоетоми Хидэеси. М., 1984. 17. Иэнага Сабуро. История японской культуры. М., 1972.. 18. Кирквуд К. Ренессанс в Японии. М., 1988. 19. Королев С. И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М., 1970. 20. Михайлова Ю. Д. Школа национальных наук в Японии (к вопросу об истоках япон-ского национализма). - НАА, 1987, № 2. 21. Мещеряков А. Н. Древняя Япония. Буддизм и синтоизм: проблемы синкретизма. М., 1987. 22. Мещеряков А. Н. " Христианское столетие" в Японии: проблема культурного оттор-жения. - Восток, 1993, № 5. 23. Накасонэз Я. Мы - японцы. - НВ, 1993, № 21. 24. Николаева Н. С. Художественная культура Японии ХVI столетия. М., 1986. 25. Николаева Н. С. Япония-Европа. Диалог в искусстве сер. ХVI - нач. ХХ в. М., 1996. 26. Пасков С. С. Япония в раннее средневековье. VII-ХII вв. М., 1987. 27. Подпалова Г. И. О типологии японского феодализма. - Типы общественных отно-шений на Востоке в средние века. М., 1982. 28. Повесть о доме Тайра. М., 1982. 29. Роджерс Ф. Дж. Первый англичанин в Японии. М., 1987. 30. Симонова-Гудзенко Е. К. О появлении богини Аматерасу в японском мифологиче-ском пантеоне. - Япония: идеология, культура, литература. М., 1989. 31. Сила-Новицкая Т. Г. Культ императора в Японии. М., 1990. 32. Светлов Г. Е. Путь богов. М., 1985 33. Светлов Г. Е. Колыбель японской цивилизации. М., 1994. 34. Скворцова Е. Л. " Христианский век" в Японии. К проблеме взаимодействия нацио-нальных культур. - Человек и мир в японской культуре. М., 1985. 35. Спеваковский А. Б. Религия синто и войны. М., 1987. 36. Спеваковский А. Б. Самураи - военное сословие Японии. М., 1981. 37. Таксами Ч. М., Косарев В. Д. Кто вы, айны? М., 1990.. 38. Толстогузов А. А. Очерк истории Японии VII-ХIV вв. М., 1995.. 39. Чудодеев Ю. В., Каткова З. Д. Китай-Япония: любовь или ненависть. М., 1995.
Литература по истории Кореи
1. Ванин Ю. В. Феодальная Корея в ХIII-ХIV вв. М., 1962. 2. Ванин Ю. В. Аграрный строй феодальной Кореи ХV-ХVI вв. М., 1981.. 3. Волков С. В. Чиновничество и аристократия в ранней истории Кореи. М., 1987.. 4. История Кореи. Т. 1. М., 1974. 5. История Кореи (пер. с кор.). Т. 1. М., 1960.. 6. Ким Бусик. Самгук Саги. М., 1959. 7. Пак М. Н. Очерки ранней истории Кореи. М., 1979. 8. Серов В. М. Поход монголов в Корею 1231-32 гг. и его последствия. - Тата-ро-монголы в Азии и Европе. М., 1977.
Литература по истории монголов
1. Алексеев В. П. О некоторых аспектах изучения производительных сил в империи Чингис-хана. - Всемирная история и Восток. М., 1989. 2. Вернадский Г. В. Монголы и Русь. М., 1997. 3. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989. 4. История Монгольской Народной Республики. М., 1983.. 5. Кычанов Е. И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. Бишкек, 1993. 6. Татаро-монголы в Азии и Европе. М., 1977. 7. Эренжен Хара-Дован. Чингис-хан как полководец и его наследие. Элиста, 1991..
Литература по истории Индии
1. Азимджанова С. А. Государство Бабура в Кабуле и Индии. М., 1977. 2. Алаев Л. Б. Темп и ритм индийской цивилизации. - Цивилизации. М., 1992. 3. Антонова К. А., Бонгард-Левин Г. М., Котовский Г. Г. История Индии. М., 1973. 4. Ашрафян К. 3. Феодализм в Индии: особенности и этапы развития. М., 1977. 5. Ашрафян К. 3. Феодальное государство и город в средневековой Индии. (ХIII-XVIII вв.) - Государство в докапиталистических обществах Азии. М., 1987. 6. Ашрафян К. 3. Дели: история и культура. М., 1987. 7. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: философия, наука, рели-гия. М., 1980. 8. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.. 9. Гусева Н. Р. Индуизм. М., 1977.. 10. Индийская жена. М., 1996.. 11. История Индии в средние века. М., 1968. 12. Куценков А. А. Эволюция индийской касты. М., 1983. 13. Медведев Е. М. Очерки истории Индии до XIII в. М., 1990. 14. Неру Д. Открытие Индии. Кн. 1. М., 1989.. 15. Неру Д. Взгляд на всемирную историю. T. I-III. М., 1977. 16. Очерки экономической и социальной истории Индии. М., 1973. 17. Паниккар К. М. Очерк истории Индии. М., 1961. 18. Рыбаков Р. Б. Социально-регулятивные функции индуизма. - Индуизм: традиции и современность. М., 1985.
Литература по истории Ирана
1. Бойс М. Зороастрийцы: их верования и обычаи. СПб., 1994. 2. Бушев П. П. История посольств и дипломатических отношений русского и иранского государств в 1613-1621 гг. М., 1987. 3. Дорошенко Е. А. Зороастрийцы в Иране. М., 1982. 4. Жигалина О. И. Этносоциальная эволюция иранского общества. М., 1996.. 5. История Ирана. М., 1977.. 6. Колесников А. И. Государство и сословная структура общества Сасаниндского Ирaнa (III-VII вв.) - Государство в докапиталистических обществах Азии. М., 1987. 7. Луконин В. Г. Древний и средневековый Иран. М., 1987. 8. Петрушевский И. П. Иран и Азербайджан под властью Хулагуидов. - Монголо-татары в Азии и Европе. М., 1972. 9. Туманович Н. Н. Европейские державы в Персидском Заливе в 16-19 вв. М., 1982.
Литература по истории арабского Халифата
1. Беляев Е. А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965. 2. Большаков О. Г. История Халифата. Т. I-II. М., 1989-93. 3. Грюнебаум Г. Э. Классический ислам. 600-1258. М., 1986. 4. Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990. 5. Ирвинг В. Жизнь Магомета. М., 1990. 6. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. 7. Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978. 8. Климович Л. И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1986. 9. Коран /пер. И. Ю. Крачковского М., 1990. 10. Коран /пер. В. Пороховой М., 1991. 11. Массэ А. Ислам: очерк истории. М., 1982. 12. Очерки истории арабской культуры V-ХV вв. М., 1982. 13. Пиотровский М. Б. Коранические сказания. М., 1991. 14. Тимофеев И. Бируни. ЖЗЛ. М., 1986. 15. Чистякова Т. А. Арабский халифат. М., 1962. Дополнительная литература: 1. Панова В. Ф., Вахтин Ю. Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1990.
Литература по истории Османской империи
1. Гасратян М. А., Орешкова С. Ф., Петросян Ю. А. Очерки истории Турции. М., 1983. 2.Дранов Б. А. Черноморские проливы: международно-правовой режим. М., 1948. 3. Записки янычара. М., 1978. 4.Иванов Н. А. О типологических особенностях арабо-османского феодализма. - Типы общественных отношений на Востоке в средние века. М., 1982. 5. Мейер М. С. Влияние демографических процессов на социально-экономическую жизнь Османской империи XVI в. - Зарубежный Восток и вопросы экономической истории. М., 1986. 6. Османская империя: система государственного управления, социальные и религиозные проблемы. М., 1986. 7. Петросян Ю. А. Османская империя: могущество и гибель. М., 1990. 8. Рансимен Р. Падение Константинополя в 1453 г. М., 1983. Дополнительная литература: 1. Загребельный П. Роксолана. М., 1994. Литература по истории Тропической Африки
1. Африка: возникновение отсталости и пути развития. М., 1974.. 2. Африка еще не открыта. М., 1967. 3. Африка: культурное наследие и современность. М., 1985. 4. Бондаренко Д. М. Бенин накануне первых контактов с европейцами. М., 1995. 5. Бюттнер Tea. История Африки с древнейших времен. М., 1981. 6. Дэвидсон Б. Африканцы: введение в историю культуры. М.. 1975 7. Дэвидсон Б. Новое открытие древней Африки. М., 1962. 8. Дэвидсон Б. Черная мать. М., 1964. 3. 9. Дюбуа У. Африка. М., 1961 10. Изучение истории Африки. Проблемы и достижения. М., 1985. 11. Культуры Африки в мировом цивилизационном процессе. М., 1996 12. Львова Э. С. Этнография Африки. М., 1984. 13. Орлова А. С., Хазанов А. М. Ранние формы колониализма и работорговля в Западной Экваториальной Африке в ХVI-ХVIII вв. (на примере Анголы) - Африка в новое и новейшее время. М., 1976. 14. Орлова А. С., Львова Э. С. Страницы истории великой саванны. М., 1978. 15. Сюре-Каналь Ж. Африка Западная и Центральная. М., 16. Урсу Д. П. Историография истории Африки. М., 1990.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АСП - азиатский способ производства АТП - азиатский тип производства ААС - журнал " Азия и Африка сегодня" ВГО - Великие географические открытия ЕТП - европейский тип производства ИЛ - журнал " Иностранная литература" ИСАА - история стран Азии и Африки НАА - журнал " Народы Азии и Африки" НВ - журнал " Новое время" НТП - научно-технический прогресс ПДВ - журнал " Проблемы Дальнего Востока"
|