Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Багдадский халифат Аббасидов (750-1050 гг.)
Для народов халифата приход Аббасидов был не просто сменой династии. Возвышение Аббасидов, поддержанных персами и другими народами западной части халифата, положило конец привилегированному положению арабов в государстве. Отныне правовой статус человека определялся уже не этнической, а религиозной принадлежностью. Арабы потеряли монополию власти вверху, разделив ее с персами, и внизу, где Коренное население составляло большинство в рамках самоуправляющихся эмиратов. Вместе с монополией на власть арабы потеряли даже монополию на свой собственный язык - он принадлежал уже не только им, а стал международным средством общения мусульман различных национальностей от Памира до Пиренеев. С потерей арабами привилегированного положения в халифате начался интенсивный процесс исламизации и арабизации (исламизация первична, арабизация вторична) - небольшие группы арабов не просто растворились в завоеванном ими населении, а дали начало новой народности, именуемой арабами, которая в равной степени была наследницей как аравийских арабов, так и арабизированных народов. Халифат Аббасидов был не столько арабским, сколько мусульманским государством с беспрецедентной веротерпимостью по отношению к другим конфессиям, по крайней мере, в первое столетие своего существования. Христианская и иудейская церкви были как бы автономными государствами иноверцев внутри халифата под его " покровительством", что позволило им вообще сохраниться. За убийство иноверца полагалось такое же наказание как и за мусульманина. В обмен на " покровительство" иудеи и христиане должны были придерживаться и мириться с рядом конкретных ограничений: платить джизию, не ездить на лошадях (только на ослах и мулах), не строить церкви и синагоги выше мечетей. Поликонфессиональность халифата неизбежно должна была вести к полемике между различными исповеданиями, а веротерпимость делала невозможным использование в качестве аргументов положений Священных книг разных конфессий. Сосуществование мечети, церкви и синагоги способствовало развитию логики на базе арсенала античной философии (ссылки на Коран в полемике с иноверцами были бессмысленными, к тому же до XIII в. мусульмане составляли меньшинство на территории Арабского Востока). В результате Аверроэс перевел Аристотеля и таким образом вернул его миру вообще и Европе в частности. В итоге, как отмечал Гегель, " с такой же быстротой, с какой арабы и их фанатизм распространились по восточным и западным мирам, они поднялись по ступеням образованности и всКоре преуспели в интеллектуальной культуре гораздо больше, чем западный мир". Мусульманская цивилизация - " городская" цивилизация. Горожане составляли 1/6 населения, причем большинство из них были арабы. Уже в IX-X вв. для арабов-горожан халифата кочевники Аравии были такими же " дикарями", какими они казались когда-то эллинам. При Аббасидах города развивались не намного быстрее, чем при Омейядах, однако " эффект Багдада", который строился в значительной степени за счет развития других городов, создал преувеличенное представление об интенсивности городской жизни и хозяйства вообще. Багдад имел площадь 4 тыс. га (Рим - 1300 га, Константинополь - 1400 га); только один ряд кладки городской стены высотой 20 м. состоял из 150 тыс. кирпичей размером 0, 5 на 0, 5 м. Быстрое разрастание Багдада было обусловлено его безопасным положение в центре халифата, обусловившим ему 200 лет спокойного развития за счет налоговых поступлений из всех эмиратов; базированием в нем армии и гвардии; высоким уровнем социально-экономического развития Месопотамии. Как писал поэт Абу Таммам, " Багдад никого не боялся, а доводы его меча были красноречивее доводов книг". Население столицы составляло 400 тыс. чел., Александрии, Куфы, Басры по 100 тысяч (столько же в Венеции и Константинополе), в Дамаске, Халебе, Мосуле по 50 тыс. чел. (как в Риме и Париже). По удельному весу городского населения со 100 тысячами и более Месопотамия и Египет VIII-IХ вв. превосходили Европу XIX в. Таким образом, арабское средневековье не знало того упадка городов, торговли и культуры, который наблюдался в Европе. Однако городских вольностей и особого статуса городов в халифате не было - в правовом отношении горожане приравнивались к крестьянам. Городская территория делилась на кварталы, часто враждебные друг другу по этнорелигиозным причинам. Рост городов происходил не на базе подъема экономики на более высокую ступень, а на базе той же экономики и прибавочного продукта всего халифата в течение двухсот лет его стабильности. Из пяти веков халифата Аббасидов только первый его век (Мансура, Мамуна и Харуна аль-Рашида) являл собой подлинное величие (как говорил Э. Ренан: " Люди всегда будут мечтать о нем"). Затем проявили себя факторы ослабления и распада. Правители многонациональной империи должны были постоянно заботиться о поддержании баланса сил между арабами и персами в руководстве: их противоборство доходило до того, что арабы поддержали претензии одного сына Харуна аль-Рашида на престол, а персы - другого. Перенос столицы из Дамаска в Багдад в значительной степени был обусловлен усилением персидского влияния. Однако льготы, обещанные населению Багдада при его строительстве, так и не были предоставлены, хотя на дворцовых пирушках проедались целые провинции, а в гареме содержались 11 тысяч обитательниц. Поэтому халифы не чувствовали себя в полной безопасности в собственной столице. Стремясь к независимости действий среди не самого дружественного населения, халифы окружили себя тюркской гвардией во главе с султанами и со временем превратились в дворцовых пленников султанов, сохранив за собой лишь религиозную власть с правом инвеституры правителей эмиратов. Ослабление верховной власти халифов способствовало распаду халифата под воздействием массовых движений социального протеста, в которых трудящиеся города и деревни были движущей силой, а феодальные группировки - временными попутчиками, преследовавшими собственные эгоистические интересы; и сепаратизма эмиратов (в к. VIII в. Северная Африка, Египет в 968 г., Средняя Азия в 900 г.). В сер. ХI в. под властью халифов остались фактически лишь районы, примыкавшие к Багдаду (город начал приходить в упадок после византийской осады 972 г. и связанного с ней пожара, в котором сгорело 17 тыс. чел.). В 1258 г. монголы захватили Багдад, пленили последнего халифа Аль Мустасима и вынудили его, обещая пощаду, выдать его сокровища. Однако через несколько дней они передумали, завернули последнего халифа в ковер и трясли его до смерти: они верили, что любая капля крови правителя " города мира" может потрясти мир. Распад халифата был предпосылкой Крестовых походов и еврохристианской экспансии на Пиренейском п-ове до Гибралтара. После Крестовых походов арабы уступили торговую гегемонию в Средиземноморье итальянским городам. После захвата монголами Багдада и Басры и общего упадка городов прекратилось и развитие арабской культуры - между ХIV-ХIХ вв. шла переработка прежних культурных достижений. Однако и в этот период Европа взяла от арабов 210 наименований звезд; такие понятия как зенит, надир, адмирал, баржа, бизань, галера, кабель, муссон; а " четвертый лев моря" Ахмад ибн-Маджид провел Васко да Гаму по звездам за 26 суток к Малабарскому побережью Индии. С поглощением всего арабского мира Османской империей турецкий язык вытеснил арабский из официальной сферы и центр мусульманской культуры переместился в Стамбул. 300 лет турецкого владычества и связанные с ним различия исторических судеб бывших эмиратов халифата привели к возникновению двух десятков арабских народов (подобно славянским, германским, тюркским), сохранивших религиозно-культурные связи, общий язык и общее историческое прошлое. Это прошлое зримо напоминает о себе и в настоящее время во всех частях огромного арабского мира (например, король Марокко Мохаммед VI - тридцать шестой потомок Пророка по линии Фатимы).
|