Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мединский халифат (632-662 гг.) и начало арабских завоеваний






 

Пророк Мухаммед умер в 632 г., через два года после принесения ему Меккой присяги на верность, не оставив наследников мужского пола. Сразу же выявилась незавершенность процесса религиозно-государственного строительства (кроме морально-бытовой сферы). Вокруг вопроса о преемнике Мухаммеда разгорелась борьба мекканцев и мединцев, появилось множество лжепророков и даже лжепророчица, кочевые племена воспользовались политико-идеологической сумятицей для выхода из-под контроля мусульманской общины (" Присягали Мухаммеду, а теперь он умер... "). Реальной стала угроза междоусобиц.

В этой обстановке избранный халифом (наследником) Абу-Бакр заявил: " Кто поклонялся Мухаммеду - он умер, кто поклоняется Аллаху - он вечен". Абу-Бакр добился стабилизации на п-ове, поведя решительную борьбу с ридда (вероотступничеством) кочевых племен, т. е. применил по отношению к арабам политику насильственной исламизации. Борьба с ридда среди арабов Аравии плавно переросла в начало завоеваний византийских и иранских территорий под предлогом необходимости исламизации тамошних арабов (Мухаммед ведь " был послан" всем арабам с откровением на арабском языке) - на деле завоевания были средством сплочения раздираемого противоречиями общества и отвлечения его политически активной част на внешние цели.

Начало широкой внешней экспансии связано с деятельностью халифа Омара (634-644 гг.). При нем арабский Мединский халифат превратился в многонациональную империю. Почва для побед была подготовлена политико-религиозным объединением всех аравийских племен, обладавших военно-кочевыми традициями и родоплеменной спайкой с одной стороны, и взаимным военно-экономическим истощением Византии и Ирана, раздираемых острыми социально-экономическими противоречиями. Местное население, задавленное непосильными налогами, встречало арабов зачастую чуть ли не как освободителей. Поставленные перед выбором платить дань арабам в размере, не превышающем прежние подати в случае капитуляции или подвергнуться полному разграблению в случае сопротивления, византийские города предпочитали первую альтернативу. Не столько арабы побеждали, сколько им предпочитали сдаваться без боя в обмен на их " покровительство". Арабы сумели воспользоваться этническими противоречиями во враждебных им многонациональных империях, отчуждением друг от друга христиан разных толков и прибрежных городов с греческой ориентацией от восточно-ориентированной деревенской местности.

Наступательные операции арабов не смогла остановить ни " амвасская чума" (погибли 25 тыс. арабов в Сирии), ни 639-ый " год пепла" - страшная засуха в самой Аравии. Силами одного из арабских военачальников Амра был завоеван Египет, восстановлен" канал Траяна" Нил-Красное море, после чего хлебный поток хлынул в Аравию вместо Константинополя. Параллельно завоеваниям местный феодалитет убедил арабов, не знавших истинной стоимости земли, в большей выгодности налогообложения крестьянства, чем в превращении его в рабов.

При Омаре в многонациональном халифате арабы превратились в отсталое 25% меньшинство, а 3/4 населения жили по неведомым для господствующего арабского меньшинства законам. Одним из главных результатов завоеваний стало перемещение центра военно-политического могущества из Аравии на периферию. Арабские аванпосты за пределами родины ислама (Мосул, Басра, Куфа) превосходили Мекку и Медину по численности населения и военной мощи, обеспечивались хорошим питанием за счет местных ресурсов и в результате демографического взрыва сами стали обеспечивать себя пополнением, не нуждаясь в присылке подкреплений из центра. Между центром и военными властями на местах стали возникать трения. Медина воспрепятствовала приватизации завоеванных земель, опасаясь усиления сепаратизма и уменьшения отчислений с мест родине ислама.

Для обеспечения нормального функционирования государственной машины Омаром были проведены необходимые реформы: учреждена система диванов и налоговая система (поземельный налог харадж с собственности в размере более 39 овец, 4 верблюдов и сада; и подушный налог на неверных джизию).

В 644 г. Омар был убит иранским рабом-христианином. Перед смертью он успел назначить комиссию из 6 человек для решения вопроса о его преемнике. По настоянию богатых курейшитов комиссия отвергла кандидатуру зятя Пророка Али, известного своей жесткостью и консерватизмом, и избрала халифом пожилого и неэнергичного Османа (644-656 гг.).

При Османе завоевания по инерции еще продолжались - была захвачена Северная Африка, нарушена морская монополия Византии в Средиземноморье, ликвидированы остатки Ирана и дошли до Дербента. Однако победы давались все труднее, а добыча становилась все меньше. Внутри мусульманской общины-уммы назревал конфликт, порожденный рядом объективных и субъективных причин:

- умма и государство еще не совпали - община не столько управляла государством, сколько пользовалась плодами его деятельности;

- начал давать о себе знать провинциальный сепаратизм новых центров силы на периферии халифата;

- с переходом земли в частную собственность на местах усилилось социальное расслоение арабов-переселенцев;

- бедуинская часть арабского общества роптала в связи с тем, что наибольшие выгоды от завоеваний достались " изнеженным" горожанам Мекки и Медины;

- исламизиреванная часть местного населения (мавали), ставшие формально единоверцами с арабами, чувствовали себя обманутыми в надеждах на полноправное положение в халифате. Арабские правители на местах, в свою очередь, подозревали мавали в неискренности исламизации во имя экономических выгод от нее, что негативно отражалось на налоговых поступления джизии. Как отмечает О. Г. Большаков, ислам был принят арабами как победоносная религия, принятие которой отождествлялось прежде всего с внешней обрядностью, а этическая сторона учения большинством из первых мусульман не воспринималась вообще. Поэтому люди родо-племенного общества не могли считать чужеземца, даже собрата по вере мавали, равным себе. Для них он все равно оставался варваром-неарабом, и наоборот, в среде мавали наибольшее внимание привлекало учение о равенстве всех мусульман;

- " старая гвардия" ислама была недовольна засильем Омейядов в руководстве халифата (за что боролись?). Осман отменил ограничения Омара на родо-племенное представительство по принципу пропорциональности и прямо заявлял: " Омар проявлял благочестие, не допуская родню, а я - награждая родню". Щедрость Османа по отношению к его Омейядским родственникам проявлялась за счет общинных фондов. Сам Осман был известен как большой любитель благовоний, породистых лошадей и молоденьких рабынь;

- на фоне неслыханного по родо-племенным представлениям разложения в руководстве общиной и государством вызревает идея очищения власти посредством установления ее династического наследования по линии Мухаммеда, т. е. передачи власти в руки Али.

Осман мало что мог сделать традиционными средствами, находившимися в руках халифа, для нейтрализации негативных процессов феодализировавшегося общества - мусульманская община еще не была готова смириться с административно-государственными мерами принуждения против единоверцев. Кодификация Корана, проведенная по распоряжению Османа, была одной из попыток разрядки напряженности в умме и сохранения ее единства. Однако многие посчитали, что в Коране по вине Османа " опущены" все упоминания об Али. Опора Османа на родню из числа Омейядов в свете подобной ситуации достаточно объяснима и закономерна.

Таким образом, в правление Османа возникли несколько линий социальной напряженности, с которыми он не мог справиться. Правитель Сирии Муавия предлагал Осману свею защиту, но последний предпочел положиться на волю Аллаха. В 656 г., не добившись от халифа требуемых ими изменений политики, несколько сотен недовольных воинов из Египта блокировали на 40 дней дом Османа, оставив его без воды, а затем убили его, прикрывавшегося Кораном. Когда одни мусульмане убивали своего повелителя, другие в это время собирались на пятничную молитву, не подозревая о грядущих потоках крови, которые навсегда разделят мусульманскую общину на две половины.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.