Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема уровня развития Тропической Африки в средневековье
Вопрос об уровне развития и " цивилизованности" Африки дискуссионный. Критерий " отсталости-развитости" подвижен и меняется в каждую крупную эпоху развития человечества. Как остроумно заметила А. С. Львова, в каменном веке Европа была " отсталой окраиной культурного мира" Африки; в древности до н. э. только Средиземноморские районы Африки могли сравниться с южноевропейскими по уровню развития. Для огромного африканского континента вполне естественен большой разрыв в уровне общественного прогресса различных его районов. Можно даже попытаться выделить определенные закономерности этого разрыва: 1) периферия континента имела больше возможностей и ранее других глубинных районов пошла по пути развития и прогресса; 2) при всем своеобразии африканских культур многие их важнейшие элементы заимствованы из других и порой весьма отдаленных неафриканских районов; 3) степень среднего уровня социально-экономического развития африканских обществ понижалась с Севера на Юг и отчасти с Востока на Запад (это связано отчасти и с ландшафтной зональностью континента). Доказательством этого тезиса может служить специфическое разделение труда между вышеуказанными районами в рамках Транссахарской торговли, которая обеспечивала Юг готовыми изделиями; 4) африканские цивилизации и культуры были меньше связаны между собой, чем с исламским миром как главным посредником в отношениях между ними и между Африкой и остальным миром (позднее аналогичные функции возьмет на себя Европа). В вопросе отставания, отсталости и замедленного развития Тропической Африки археологические данные свидетельствуют - с эпохи неолита развитие этого района замедляется под влиянием географической периферийности и природных условий. Латеритовые почвы, чрезвычайно предрасположенные к эрозии, воспрепятствовали появлению там пахотных инструментов и колеса, а муха цеце - использованию скота в качестве тягловой силы. Технология земледелия осталась исключительно мотыжной. Произошла остановка хозяйственно-технического прогресса со всеми вытекающими отсюда последствиями для общественного прогресса в целом. Развитие общества в целом шло в замедленном варианте. Использование термина " цивилизация" с разным смыслом, в него вкладываемом, требует уточнения в случае с Тропической Африкой. Вплоть до появления европейцев в этом регионе полноценных цивилизаций не было. Существовал комплекс первобытных культур и " очаговых цивилизаций" с неполным набором цивилизационных признаков или слабовыраженными признаками цивилизованности. С предцивилизациями их роднит отсутствие письменности, городов, монументального строительства, развитых религиозных систем, с цивилизациями их роднит наличие раннеклассового общества и политических структур - назвать такие общества цивилизациями было бы избыточно, назвать их предцивилизациями - недостаточно. Поэтому остановимся на термине " протоцивилизации". Наиболее известные среди протоцивилизаций - Зимбабве, Куба, Конго, Нгола. Если предцивилизации маловосприимчивы к внешним культурным влияниям (они могут их разрушить), то протоцивилизации даже нуждаются в таком влиянии для собственного укрепления и развития (в ХVI-ХVII вв. благодаря контактам с Римом и Португалией в Конго появились латинизированная письменность, монументальное строительство, христианская религия и церковь, была попытка модернизации страны в европейском духе, т. е. появились все недостающие признаки цивилизации, развивавшейся в ассоциации с Зепадной Европой). Противоположным Конго примером является Бенинская протоцивилизация, развившаяся в стороне от арабского и европейского влияния - Бенин не входил ни в одну из зон интенсивного социокультурного взаимодействия, оставаясь на положении самостоятельно развивавшейся дальней периферии стадиально более развитых обществ других цивилизаций. Вопрос о стадиальном уровне развития Тропической Африки также остается дискуссионным. Нам импонирует предположение Ж. С. Каналя о том, что после первобытности рабство и феодализм не обязательно приходят в известной определенной последовательности. В Тропической Африке эпохи разложения патриархального строя рабство и другие более мягкие формы зависимости появились одновременно, причем рабство не было доминирующим и определяющим в сложном многоукладном обществе ни как форма несвободы, ни как форма эксплуатации (нечто подобное было в Индии). Параллельно затянувшемуся на века и тысячелетия переходу от присваивающего хозяйства к мелконатуральному происходило становление классового общества в той или иной форме, сопровождаемое появлением примитивной политической культуры и черт духовного принуждения в религии и морали. Определяющей чертой развития многоукладного общества Тропической Африки было становление феодальных отношений. Составными частями этого процесса были: становление " уз зависимости" вассалов и сюзеренов в рамках феодальной иерархии; передача земли вассалам " в пользование" за заслуги, особенно военные; возвышение класса профессиональных воинов; рассредоточение политической власти и постоянная угроза политической нестабильности. Это было раннефеодальное (и феодализировавшееся) общество, отягощенное множеством патриархальных компонентов и пережитков, и развивавшееся в чрезвычайно замедленном темпе - таковым его и застали европейцы.
|