Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-культурологические особенности ислама
Основатель ислама не успел оставить своим последователям канонизированного им самим письменного изложения основ мусульманского вероучения. Мусульманское Священное Писание - Коран (вернее, одна из его версий) был утвержден специальной комиссией под председательством личного секретаря Мухаммеда Зейда по поручению халифа Османа уже после смерти Пророка. В Коране насчитывается 225 противоречий. Поскольку изреченное Пророком, помещенное в Коран, не может дать ответы на все вопросы, этому помогает Сунна - мусульманское Священное Предание, сведенная в IX в. в 6 сборников хадисов. Считается, что Сунна может обойтись без Корана, но Коран не может обойтись без Сунны. Отсюда важнейшая особенность ислама - эклектичность. противоречивость, спорность уже на уровне основополагающих Священных книг. В сложившейся ситуации религиозно-идеологической противоречивости оказывается важным не столько сам факт (сура, суна, хадис), как его интерпретация официальной церковью. Однако в исламе клир (улемы) есть, но церковной организации в традиционно-христианском понимании нет. Поэтому по любому вопросу мусульманской догматики и практики требуется как минимум согласие авторитетных богословов. Расколы в богословской среде влекут за собой соответственно расколы в общине верующих - умме, причем представители всех точек зрения считают именно свою трактовку наиболее верной. Отсюда все возрастающая дробность учения и общины и внутрирелигиозная нетерпимость противоборствующих толков как проявление веры в истинность именно своей интерпретации. Отказ ислама признать " покорного Аллаху" человека мерилом и арбитром всех вещей привел Г. Э. Грюнебаума к выводу об основополагающем антигуманизме ислама. Будучи таковым, ислам крайне регламентировал все стороны жизни правоверных по законам шариата (шариат означает направлять) от колыбели до могилы. Мелочи быта ислам также связал с божьим промыслом с целью доведения повседневных навыков и привычек до рефлекторности. Русский мыслитель нач. ХХ в. В. П. Наливкин отметил: " Стараясь столь мелочно регламентировать по возможности все явления человеческой жизни, шариат подчинят себе эту жизнь... и закабаляет не только деяния, но даже мысль и воображение мусульманина". Исламский мир с момента своего возникновения и до к. ХIХ в. не знал других законодательных систем, кроме шариата. Судебная система в этом мире децентрализована, как и церковная, и функционирует локально на основе исламских требований. Поскольку становление арабского халифата проходило под зеленым знаменем ислама, это способствовало сохранению неразделимости светской и духовной власти, религии и государства, отсутствию четкого разграничения их функций. На практике, по отношению к низам общества, это союз двух властей, обслуживающих друг друга за счет сохранения основополагающих регламентаций жизни общества. Ряд исследователей находят возможным поставить знак равенства между исламским и тоталитарным обществами. Однако тоталитаризм - социально-политический феномен, а ислам - феномен цивилизационный. К тому же, в отличие от тоталитарного общества, отсутствие четкого разделения функций светской и духовной власти - причина типичной хронической для мусульманского общества политической нестабильности. Наличие в исламе сильной эгалитарной тенденции обусловило специфическое двойственное отношение к частной собственности, негативно отразившееся на экономическом развитии мусльманского мира. С одной стороны, право частной собственности религиозно освящается (провозглашая общее равенство всех перед Аллахом, ислам запрещает " глядеть завистливыми глазами" на те блага, которыми Аллах наделил немногих избранных). С другой стороны, прерогативы мусульманского государства распространяются на все виды собственности, в т. ч. и частную. Как отметил И. Г. Нофаль, " всюду, где господствует мусульманское законодательство, нет и не может быть другой личной собственности, как только в виде исхождения ее от верховной власти. Всякий личный владелец... есть только как бы временный владелец или владелец одного только разрешения пользоваться вещью на определенных верховной властью условиях". Частная собственность - " дозволенная" собственность, дарованная государством милость. Мировоззренческие установки и экономико-правовые концепции ислама обусловили официальный запрет ростовщичества - в результате первыми банкирами в мусульманском мире стали немусульмане. Исламская концепция внешнеэкономических отношений характеризуется отсутствием протекционизма и меркантилизма, что ведет к удушению местной промышленности, не способной выйти за рамки ремесленно-мануфактурной стадии - расцвет городов на средневековом мусульманском Востоке базировался на старой производственной основе. Кроме того, исламское вероучение унаследовало языческие представления бедуинов о предопределении судьбы и покорности ей. Дух фатализма никоим образом не способствовал проявлению экономической предприимчивости правоверных. Характерная черта ислама - его способность к адаптации и интегрированию инонациональных элементов. Исследователи расходятся в вопросе о том, чье влияние на ислам в процессе его возникновения было более заметным, иудейское или христианское, однако сам факт этого влияния бесспорен. Указанная способность ислама содействовала успехам мусульманского завоевания, утверждению ислама в поКоренных странах, сосуществованию его с другими религиями. При этом проявлялась избирательность адаптивности ислама - он воспринимал и мирился только с тем, что не противоречило его основам. Решающим фактором распространения и утверждения ислама было не физическое господство (завоевание и подавление), а его культурная мощь. Ислам и халифат сделали то, чего не смогли сделать Византийская империя и Сасанидский Иран: положение человека в обществе было поставлено в полную зависимость от его места в механизме государства - любой богач без государственной должности был всего лишь налогоплательщиком, который должен платить больше других. На базе арабского языка и сближения всех исламизированных народов была создана " мусульманская культура" как комплекс родственных культур (для этого была предпосылка эллинизма - арабский язык в Ближневосточно-средиземноморском регионе сделал то же, что в свое время сделал язык греческий). Это культурное единство сохранилось и после распада халифата, продолжая накопление общего культурного фонда с включением в него достижений индийской науки. Универсализм ислама по этногоризонтали и временной вертикали способствовал амальгамированию культур на арабской основе и созданию блестящей культуры мусульманского мира на фоне глухого европейского средневековья - между ним и Возрождением пролегла " великая эпоха переводов", ставшая трамплином для будущего прыжка Европы в Новое время. Исламский мир находился на вершине своего военного могущества и культурного развития в самом начале своего существования (VII-Х вв.), а затем, после веков незабываемого взлета и величия, развитие мусульманского мира пошло по нисходящей на фоне решительного восхождения Европы. Историческое прошлое, тем более великое, мощная сила современности - народы ранее единого и могучего халифата, встретившись с унижающими их проблемами последующих эпох, реагировали на них с оглядкой на свое славное историческое прошлое. Реакция ислама на изменение общественных условий носит маятниковый характер - от пассивного вынужденного соглашательства с ними до яростных социально-политических взрывов протеста, трактуемых остальным миром как проявления фанатизма и фундаментализма. При этом точка отсчета и социально-идеологические ориентиры возмущенных исламских масс находятся в прошлом как хранителе мудрости, справедливости и порядка.
|