Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характерные черты развития индийской цивилизации
Индийская цивилизация по своей древности сопоставима с другими цивилизациями Ближнего и Дальнего Востока, по определенности своего ареала и устойчивости своих основных характеристик - с китайской (почти не смешивалась с окружавшими и даже проникавшими в нее культурами). Это позволяет выявить ее основные характеристики:
1. История Индии делится на несколько чрезвычайно длительных периодов с протяженностью каждого из них 1 - 1, 5 тыс. лет (доарийский, индоарийский, " эпиграфический", мусульманский с XIII в.). Религиозная история Индии также может быть охарактеризована как 800 лет ведизма, 1 тыс. лет буддизма, 1, 5 тыс. лет индуизма. На стыках выделенных выше периодов истории были этапы упадков и деградаций, но в целом шел процесс развития производительных сил (преимущественно экстенсивный), товарно-денежных отношений, совершенствования государственных структур и сословно-кастовой системы. Однако все эти изменения шли крайне вяло и растягивались на столетия. В связи с этим переходные этапы между первобытностью и древностью, древностью и средневековьем длительны и нечетки, отношения предшествующей эпохи перетекали в последующую поэтапно и незаметно, в том числе в форме наслаивания нового на старое, включения старого в новое. Л. Б. Алаев, исследовавший основные закономерности индийской цивилизации, в качестве главной характеристики выделил крайнюю умеренность темпа движения ее истории: она выглядит " как один сплошной переходный период". Отсюда - консерватизм индийского общества, сохранение пережитков прежних эпох в последующих: новое появляется, но старое не умирает... 2. Особая плавность темпа дополнялась вялостью ритма развития даже в сравнении с Китаем, от которого Индия отличалась иной цикличностью развития. Смена династий в Китае сопровождалась бурными потрясениями и означала смену отжившего на жизнеспособное. На политически децентрализованном Индостане распад одного государства происходил на фоне сохранения и даже укрепления других государств - поэтому последствия крушения даже крупных империй смягчались и сглаживались. 3. Свое логическое построение Л. Б. Алаев завершает выводом о том, что замедленный темп и вялость ритма развития повлияли на " итоговый облик" индийского общества и цивилизации: тип личности, не видевшей в этой жизни достойной цели и ориентированной на потустороннюю жизнь, политически пассивной и фаталистичной; тип цивилизации, поглощенной своими внутренними проблемами, интравертной, нелюбознательной, неспособной учиться у других. Слишком медленная изменяемость, воспринимаемая как неизменяемость социальных условий жизни вообще, породила ощущение отсутствия движения времени и особое отношение к нему (это выразилось, в частности, в отсутствии у них истории как науки и хроник в домусульманский период, в пренебрежении хронологией).
|