Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности индийского феодализма






1. Феодальные отношения в Индии проявлялись в форме феодальной эксплуатации полноправного общинного крестьянства государством и частноземельными владетелями, т. е. существовала двухслойная система отношений собственности: частнофеодальная с правом собственности на землю (заминдари) и государственно-феодальная с правом собственности на ренту (джагирдари). Парадокс заключался в том, что государство было заинтересовано в наследственной службе джагирдаров, а последние - в в наследственности джагиров: это порождало тенденцию к превращению условно-служебного землевладения в частнофеодальное, которая реализовывалась в эпохи ослабления центральной власти. Отсюда чередование государственно-феодальной и частнофеодальной форм эксплуатации в качестве доминирующих и, соответственно, эпох централизации и раздробленности.

2. В многоукладном феодальном обществе четкое выделение укладов практически невозможно из-за их переплетенности и наложения кастовых отношений на классовые. Эта подвижная многоукладность породила многообразие форм зависимости и их многоступенчатость с незаметным переходом с одной на другую. При этом разнотипные производственные отношения сосуществовали и взаимодополнялись. Общинно-кастовая структура, разделившая общество на множество противостоящих друг другу и связанных в то же время системой взаимных услуг и взаимозависимости прослоек, обусловила нечеткость классовых характеристик: отношения " господство - подчинение" между феодальным собственником и полноправными податными общинниками дополнялись аналогичными отношениями внутри общины между полноправными высококастовыми и низкокастовыми. В то же время, значительная часть общинников, бывших господами по касте, оставались всего лишь тружениками, а общинная верхушка в течение всего средневековья постепенно превращалась в надобщинную как низовую опору феодальной иерархии. Закрепощения общины не было - сама община в лице полноправных высококастовых выполняла функции крепостного права по отношению к неполноправным низкокастовым.

3. Чередование эпох государственно-феодальной и частнофеодальной эксплуатации по причинам внутреннего характера и в связи с установлением власти завоевателей, присущий Индии консерватизм традиционных форм жизни и идеологии - всe это обусловило затянутость процесса феодализации (около двух тысяч лет к концу средневековой эпохи) и незавершенность формирования зрелого феодализма. Все естественные этапы феодализации не доходили до конца из-за регрессивных откатов в результате завоеваний. Постепенность феодализации помогла избегнуть массовых народных движений вплоть до начала Нового времени.

4. В связи с экономической целесообразностью натуральной ренты в Индии отсутствовало помещичье барщинное хозяйство. А вот по размерам ренты существуют большие расхождения во взглядах. Л. С. Васильев утверждает, что норма 1/6 урожая была достаточной для обеспечения сказочного богатства правящего класса и храмов благодаря неразвитости и немногочисленности бюрократического аппарата. На практике размер ренты колебался от 1/6 до 1/2 - в почвенно-климатических условиях Индии мелкое крестьянское хозяйство могло вынести эту нагрузку. К. 3. Ашрафян полагает, в противовес Л. С. Васильеву, что чрезвычайно высокий объем ренты привел к консервации массовой бедности и воспрепятствовал развитию товарно-денежных отношений. Эта точка зрения подтверждается преимущественной ориентацией городской торговли на внешний, а не на внутренний рынок, и неудачами ряда правителей страны перевести ренту в денежную форму.

5. Длительность существования и прочность индийского феодализма обусловлена прочностью его фундамента (устойчивость большой крестьянской семьи в рамках системы общинной взаимопомощи в данных природноклиматических условиях) и несущих сословно-кастовых конструкций, подкрепленных религиозно-идеологической мощью индуизма.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.