Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы сонатно-симфонического цикла






 

Тип Характеристика
   
Четырехчастный цикл: классическая симфония (И. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен) Первая часть: темп аллегро; форма сонатная; тональность этой части – главная тональность всего произведения. Содержание в обобщенной форме воплощает разные стороны жизни человека, раскрывая народно-жанровые, лирико-драматические, героико-драматические образы, чаще оптимистического характера. Вторая часть: темп медленный, адажио; форма трехчастная, вариации, реже какая-либо другая; тональность из субдоминантовой, доминантовой сферы первой степени родства или главная. Содержание – преобладает лирическая образная сфера со всеми оттенками: от песенной до философской. Третья часть: темп умеренно быстрый, аллегретто; форма сложная трехчастная с трио; жанр – менуэт, позже скерцо; тональность из субдоминантовой, доминантовой сферы первой степени родства или главная. Содержание – преобладают народно-жанровые, танцевальные, шуточные образы (вторая и третья части могут меняться местами). Четвертая часть – финал: темп аллегро; форма рондо, рондо-сонатная или сонатная; тональность чаще всего главная (может измениться только лад). Содержание – преобладают жизнеутверждающие образы.
   
Трехчастный цикл: классический концерт (Й. Гайдн, В. А. Мо­­царт, Л. Бетховен)* Первая, вторая и последняя части подобны симфонии. Третья часть − менуэт или скерцо – отсутствует

 

Классический облик сонатно-симфонический цикл получил во второй половине XVIII в. в творчестве венских классиков Й. Гайдна, В. Моцарта и Л. Бетховена. Именно они придали ему необходимую гибкость и способность воплощать разнообразные стороны человеческого бытия. Классическому сонатно-симфоническому циклу свойственны обобщенное, значительно опосредованное, претворение жанра, философская глубина образно-смыслового контраста, вплоть до конфликта, сложное тональное развитие, устоявшиеся формы и функции частей. Всем этим он существенно отличается от сюитного принципа и цикла, в основе которого лежит опора на танцевальные и песенные жанры, контрастное сопоставление самостоятельных частей, свобода в отношении их количества, порядка и характера, простота строения.

Первая часть сонатно-симфонического цикла обычно представляет собой наиболее действенный, драматический, нередко конфликтный характер и излагается в полной сонатной форме. Она является главной частью в раскрытии идеи и содержания всего сочинения, а тональность первой части – главная тональность цикла. Медленная часть (вторая) – это лирический центр цикла с самым широким охватом лирической сферы от созерцательно-пасторальной до философски углубленной. В медленной части встречается сложная трехчастная форма, тема с вариациями, сонатная форма без разработки, реже рондо или какие-либо другие формы. Скерцо или менуэт (третья часть) вносит в сонатно-симфонический цикл жанрово-бытовые картины и образы: танец, сцену из народной жизни. Эта часть обычно оживленного темпа отличается весельем, остроумием и пишется чаще всего в сложной трехчастной форме с трио. Средние части (медленная и скерцо) могут меняться местами. Тональности их обычно близки к главной (из субдоминантовой или доминантовой групп первой степени родства). Финал сонатно-симфонического цикла (четвертая часть) – это вывод, итог всего развития. В большинстве случаев он имеет энергичный, оптимистический характер. Форма финалов наиболее часто рондо-сонатная, сонатная или рондо (редко тема с вариациями). Последняя часть, как и первая, пишутся в одной тональности, что способствует единству цикла.

В сонатно-симфоническом цикле возможны различные отклонения от нормы в количестве и порядке следования частей. Минимальным является двухчастный цикл (27 и 32 сонаты для фортепиано Л. Бетховена, «Неоконченная симфония» Ф. Шу­берта, фортепианное трио П. Чайковского «Памяти великого артиста», концерт для голоса с оркестром Р. Глиэра). Широкое распространение получили пятичастные циклы с двумя медленными частями (например, «Девятая симфония» Д. Шоста­ковича). Кроме этого, немало примеров сонатно-симфони­ческих циклов с большим, чем пять, количеством частей, в которых некоторые части выполняют роль вступления к последующим частям («Первая симфония» А. Скрябина, «Квартет до диез минор» Л. Бетховена).

На протяжении долгого пути развития этого цикла было выработано немало специальных приемов и средств, способствующих единству частей в сонатно-симфонической форме. Кроме тонального плана, объединяющего все части функционально-гармоническими средствами, связи проявляются через интонационно-ритмическое родство между главными темами разных частей. Так, темы второй лирической части иногда имеют интонационное сходство с побочной партией из первой части, а темы финала – с темами из всех предыдущих частей (Л. Бетховен «Первая симфония» – темы побочных партий первой и четвертой частей, главные темы всех частей его Патетической сонаты, Одиннадцатой сонаты для фортепиано, финал Девятой симфонии).

Важным приемом единства цикла следует считать использование лейтмотивных тем или интонаций, связанных с воплощением основной художественной идеи и проходящих во всех частях в неизменном или варьированном виде («Пятая симфония» Л. Бетховена и П. Чайковского – лейтмотив судьбы, «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза – лейтмотив возлюбленной). Специфическое средство единства, так называемый прием реминисценции, – это проведение лирической темы побочной партии из первой части в торжественном гимническом звучании в финале, что создает своеобразную тематическую арку, тематическое обрамление (симфонии А. Глазунова, Н. Мясковского).

Венскими классиками, кроме устойчивого четырехчастного строения сонатно-симфонического цикла, были созданы различные типы симфонической драматургии. Это народно-жанровые, лирико-драматические, героико-драматические по содержанию симфонии, существующие до сих пор и реализуемые в творчестве многих композиторов последующего времени. Композиторы-романтики обогатили и развили содержание и особенности сонатно-симфонического цикла лирико-эпи­ческими, лирико-психологическими, песенными образами (Ф. Шуберт), привнесли различного рода сюжетную програм­мность в эту форму (Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Штраус). В музыке ХХ в. все эти черты в той или иной мере получили продолжение и обновление, направленное на расширение возможностей для поисков и экспериментов в музыкальном языке, композиции и драматургии (Н. Мясковский, Д. Шостакович, С. Про­кофьев, С. Слонимский, Б. Тищенко, А. Шнитке).

Сфера применения циклических форм в инструментальной музыке весьма широка и многообразна. Она охватывает развитие музыкальной культуры с XVI в. до наших дней. Будучи представлена основными жанрами инструментальной музыки (симфонией, концертом, сонатой, сюитой), она достаточно распространена в творчестве композиторов XIХ и ХХ вв. Трудно назвать имя автора за этот исторический период, в творчестве которого в той или иной степени не были бы представлены эти жанры и формы. Однако можно выделить величины, определившие во многом их формирование и трансформацию, – это венские классики Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетхо­вен, создавшие классический тип сонатно-симфонического цикла; русские симфонисты – А. Бородин, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Рахманинов, внесшие большой вклад в разработку новых жанровых разновидностей симфоний; советские композиторы – Н. Мясковский, С. Прокофьев, Д. Шостакович, обновившие данные формы современными средствами выразительности и чертами драматургии.

Вокальный цикл – это циклическая форма, состоящая из нескольких (от 3 до 10 и более) песен или романсов, самостоятельных по содержанию, законченных по форме и объединенных единым музыкально-поэтическим замыслом.

В данной форме действуют те же три закона, что и в инструментальных циклах: подчиненность всех частей общей теме, контрастность в сопоставлении их между собой и законченность формы каждой части, наличие средств объединения меж­ду ними. В то же время специфическая природа вокальных жанров, основанная на взаимодействии музыки со словом, накладывает отпечаток на драматургию и строение вокального цикла, как и на все вокальные формы в целом.

Музыкально-поэтическая драматургия вокального цикла – это последовательность и связность частей в развитии содержания, выраженная в их функциональном соотношении, местоположении кульминаций, в интонационно-тематических и тональных связях. Все номера цикла выполняют свою роль в драматургии произведения. Особенно ярко она проявляется в первых и последних частях. Первые песни или романсы чаще всего являются зачином, эпиграфом или завязкой действия в раскрытии содержания цикла, последние – итогом, выводом, развязкой действия или авторским послесловием. Кульминационные части подчеркивают соотношение между главными образами, определяют основные акценты в развитии сочинения.

Типы вокальных циклов определяются по типу музыкально-поэтической драматургии, т.е. по характеру и степени связности номеров между собой. Различают вокальный цикл сюжетного типа и вокальный цикл сюитного типа. Сюжетный тип вокального цикла имеет развитый, ясно выраженный с помощью поэтического текста сюжет, фабулу, очерчивающую общий контур и историю событий, дающую эмоционально-психологические портреты героев, действующих лиц повествования. Однако не следует думать, что раскрытие сюжета и последовательности событий – главное содержание цикла. «Внешний» сюжет (событийная сторона) – это скорее повод для музыкального раскрытия «внутреннего» сюжета, смены психологических состояний, создание психологических портретов, отображение изменений в душевном облике героев. Таковы вокальные циклы Ф.Шуберта, одного из создателей этого жанра, «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь». В первом из них три образа (мельник, мельничиха и ручей), на фоне которого разыгрывается драма любви и потери надежды между двумя молодыми героями. Крушение романтической мечты о счастье выражено в двух кульминационных песнях «Моя» (№ 11) и «Мельник и ручей» (№ 19), выявляющих с наибольшей силой сюжетно-психологическую концепцию цикла.

К этому же типу можно отнести и вокальные циклы Р. Шу­мана «Любовь и жизнь женщины», «Любовь поэта»; М. Му­соргского «Песни и пляски смерти», «Без солнца»; П. Чайков­ского «Шесть романсов ор.73»; Г. Свиридова «Песни на стихи Роберта Бернса» и «Мой отец крестьянин» на стихи С. Есе­нина; Д. Шостаковича «Из еврейской народной поэзии».

Сюитный тип вокального цикла по музыкально-поэтической драматургии приближается к инструментальной сюите. Номера его представляют отдельные зарисовки, портреты, настроения и образы, объединенные не поэтическим сюжетом, а общей идеей, темой, как бы «точкой зрения» автора. Контраст между песнями или романсами в таких циклах, их самостоятельность и законченность преобладают над взаимосвязанностью между собой. Однако в сюитных циклах, как и в сюжетных, несмотря на отсутствие единой линии развития, всегда ярко выражено музыкально-стилистическое и языковое единство. Таких циклов в музыкальной практике меньше. Примером может служить цикл романсов М.Глинки «Прощание с Петербургом». Общая тема его – прощание с любимым городом и его обра­зами – является скрепляющей всю композицию музыкально-поэтической идеей (табл. 24).

Таблица 24






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.