Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По темам контрольных практических занятий






(в соответствии с учебным планом – три темы)

 

Простые формы: Музыкальная форма в широком и узком значении, типы анализа музыкального произведения, классификация музыкальных форм, функции частей, типы изложения, принципы развития, типы контраста и тождества в музыкальной форме, период и одночастная форма, простая 2-х и 3-хчастные формы в инструментальной и вокальной музыке.

 

Теоретические вопросы:

1. Дайте определения музыкального стиля, языка, жанра, содержания, образа, трех образных сфер, формы в широком и узком значении с выделением ключевых слов.

2. Назовите типы анализа музыкального произведения с характеристикой каждого из них.

3. Назовите группы музыкальных форм из классификации и перечислите все формы в каждой из них.

4. Перечислите функции частей музыкальной формы, типы изложения, принципы развития, типы контраста и тождества, дайте определение каждому из этих понятий.

5. Назовите основные отличительные признаки простых форм (двух- и трехчастной).

6. Дайте определение каждой из них, обозначьте типы каждой формы, типы реприз в простых трехчастных формах.

7. Какова сфера применения простых форм?

Литература:

1. Коленько, Р.Г. Анализ музыкальных форм: учеб.-метод. пособие /Р.Г.Коленько; Мин-во культуры Республики Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. – Минск: БГУКИ, 2013. – С. 13, 14; 50 – 74.

2. Ройтерштейн, М. Основы музыкального анализа: учебник / М. Ройтерштейн. – М.: Владос, 2001. – 112 с., гл. 4.

3. Ручьевская, Е. А. Классическая музыкальная форма: учебник / Е. А. Ручьевская. – СПб.: Композитор, 1998. – 265 с., гл.2, раздел 3; гл.3.

4. Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений: учеб. пособие / В. Н. Холопова. – 2-е изд., испр. – СПб.: Лань, 2001. – 496 с., гл. 3, раздел 2, 3, 4.

 

Практический анализ:

Сделайте письменный структурный анализ: форма-схема и комментарии к ней двух-, трех инструментальных миниатюр и двух-, трех вокальных произведений, используя соответственные методики.

 

Музыкальный материал:

П.Чайковский «Детский альбом»

М.Мусоргский «Картинки с выставки»

А.Скрябин «Прелюдии»

Э.Григ «Пер Гюнт»

Р.Шуман «Альбом для юношества», «Карнавал»

Ф.Шопен прелюдии, мазурки, ноктюрны, этюды

Д.Шостакович «Прелюдии» ор. 34

Ф.Шуберт песни из вокального цикла «Прекрасная мельничиха»

Р.Шуман – песни

Ф.Шопен – песни

Ф.Лист – песни

М.Глинка – романсы

А.Даргомыжский – романсы

П.Чайковский – романсы

С.Рахманинов – романсы

Г.Свиридов – романсы, песни

И.Дунаевский – песни

А.Пахмутова – песни

А.Петров – песни

И.Лученок – песни

В.Оловников – песни

Ю.Семеняко – песни

В.Мулявин – песни

 

 

Сложные формы: Сложная 3-х частная форма, форма рондо, форма вариаций в инструментальной и вокальной музыке, сонатная форма.

 

Теоретические вопросы:

1. Назовите основные характерные признаки сложных форм.

2. Дайте определение cложной 3-х частной форме.

3. Дайте определение форме рондо.

4. Дайте определение форме вариаций.

5. Обозначьте типы форм, типы реприз в сложной 3-х частной форме.

6. Какова сфера применения сложных форм?

7. Дайте определение сонатной форме.

8. Дайте определение сонатной формы с характеристикой основных черт ее драматургии, структуры, тонального плана.

9. Назовите разновидности сонатной формы, опишите содержание и структуру каждой партии экспозиции, качественные особенности разработки и типы реприз.

10. Охарактеризуйте типы вступления и коды.

11. Обозначьте сферу применения сонатной формы.

Литература:

1. Коленько, Р.Г. Анализ музыкальных форм: учеб.-метод. пособие /Р.Г.Коленько; Мин-во культуры Республики Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. – Минск: БГУКИ, 2013. – С.75 – 101.

2. Мазель, Л. А. Строение музыкальных произведений: учеб. пособие / Л. А. Мазель. – М.: Музыка, 1986. – гл. 11, раздел 12, 13.

3. Ручьевская, Е. А. Классическая музыкальная форма: учебник / Е. А. Ручьевская. – СПб.: Композитор, 1998. – 265 с., гл. 3, раздел 3.

4. Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений: учеб. пособие / В. Н. Холопова. – 2-е изд., испр. – СПб.: Лань, 2001. – 496 с., гл. 3, разделы 6.2., 6.3., 6.4., 7, 8; гл. 9, раздел 2 – 3.

 

Практический анализ:

Сделайте письменный структурный анализ: форм-схем и комментарий к ним одного произведения в сложной 3-х частной форме, одного – в форме рондо, одного – в форме вариаций.

 

Музыкальный материал:

Л.Бетховен. Сонаты для фортепиано. Ор.2 № 1, ІІ и ІІІ ч.; Ор. 2 № 2, ІІІ ч.; Ор. 7, ІІ и ІІІ ч.; Ор.10 № 3 финал.

И.Гайдн. Соната для фортепиано, D-dur, финал.

Луи Клод Дакен «Кукушка».

Ф.Куперен «Жнецы», «Сборщицы винограда», «Тростники» – пьесы для клавира.

А.Даргомыжский. Романсы «Свадьба», «Песнь рыбки».

В.Моцарт. Вариации для фортепиано: соната для фортепиано D-dur, А-dur.

Ф.Мендельсон. «Серьезные вариации».

А.Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».

С.Рахманинов. Вариации c-moll на тему Шопена.

Н.Римский-Корсаков. Колыбельная Волховы из оперы «Садко».

П.И.Чайковский. Вариации F-dur, Ор.19 № 6.

Ф.Шопен. Ноктюрны: Ор.9 № 3, Ор.37 № 1, Ор.48 № 1; прелюдия Ор.28 № 15; мазурки: Ор.6 № 1, 2, Ор.17 № 1, 3, 4, Ор.33 № 2.

Р.Шуман. Вариации на тему ABEGG Ор.1; «Венский карнавал», Ор.26, 1 ч.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.