Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы вокальных циклов






 

Тип и форма Характеристика Примеры
Вокальный цикл сюжетного типа.   Разные типы строфических форм: куплетные, простые двух- и трехчастные, реже сложные формы с преобладанием индивидуальных, а не типичных черт Содержит два плана: внешний и внутренний поэтический сюжет. Первый – событийная сторона, сюжет, фабула, детали происходящих событий. Второй – эмоционально-психологическое состояние героев, изменение настроений, переживаний, развитие их духовного портрета Ф. Шуберт – «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь».   Р. Шуман – «Любовь и жизнь женщины», «Любовь поэта».   Д. Шостакович – «Из еврейской народной поэзии»  
Вокальный цикл сюжетного типа.   Разные типы строфических форм: простые двух- и трехчастные, реже сложные формы с преобладанием типичных черт По музыкально-поэтическому смыслу и содержанию, по композиционной и структурной основе он подобен новой инструментальной программной сюите. Общая идея и тема произведения, обозначенная в названии, переданная с помощью поэтического текста, диктует последовательность относительно самостоятельных, контрастных песен или романсов М. Глинка – «Прощание с Петербургом»

 

Вокальные циклы строятся индивидуально. Число номеров, их форма, тональный план, местоположение кульминации, соотношение темпов, метров и жанровых черт, а также применение других музыкальных средств не регламентированы и в каж­дом цикле диктуются особенностями замысла. Тип драматургии и композиции вокального цикла во многом определяется поэтическим текстом, избранным композитором. Чаще всего вокальный цикл создается на стихи одного поэта.

Система образов, речевая индивидуальность, идейная направленность творчества поэта играют значительную роль для композитора, создающего поэтическую канву из различных, порой не складывающихся в единую сюжетную линию, стихотворений. Стилевая характеристика текстов подсказывает и направляет музыкальную речь и драматургию. Например, эмоциональный строй простой и задушевной лирики С. Есенина естественно повлиял на музыкальный язык вокального цикла Г. Свиридова «Мой отец крестьянин». Главной чертой его стала опора на русскую народную песню и русскую классическую камерную вокальную музыку. Этот же композитор, обращаясь к поэтическому творчеству шотландского поэта Р. Бернса, широко использует в своем цикле «Песни на стихи Р. Бернса» характерный круг интонаций, свойственный шотландской песне, ее грубоватый, простодушный мелодизм и незамысловатый ритм.

Нередко встречаются и вокальные циклы, написанные на тексты разных поэтов. В этих случаях единство цикла создается только музыкальными средствами. Самым важным таким средством становится тематическая и интонационная связь внутри цикла между разными его номерами. В сюитных циклах она проявляется менее отчетливо, в сюжетных – более выпукло, ощутимо, ярко обращая на себя внимание. Например, в цикле Р. Шуберта «Прекрасная мельничиха» интонационные связи особенно заметны в песнях, где есть образ ручья; в цикле М. Мусоргского «Песни и пляски смерти» обнаруживается явное сходство интонаций образа смерти во всех четырех песнях. Еще более значительную роль в объединении частей играет проведение одной и той же темы или целого фрагмента в виде лейттемы или реминисценции. Таково повторение музыкального материала первой песни в последней в виде коды-эпилога в цикле Л. Бетховена «К далекой возлюбленной». Оно создает обрамление, называемое музыкальной аркой для всей композиции, подчеркивая общий просветленный колорит в завершении цикла. Примерно такого же типа обрамление использует Р.Шуман в цикле «Любовь поэта».

Сфера применения вокального цикла – это многообразная область камерной вокальной музыки. Чаще всего вокальные циклы пишутся для одного голоса в сопровождении фортепиано, но возможны и большие составы как солистов (два или три), так и аккомпанирующих инструментов (ансамбль из нескольких различных инструментов: фортепиано, скрипка, виолончель или камерный оркестр). В этих случаях вокальный цикл приближается к камерной кантате (Д. Шостакович «Из еврейской народной поэзии», «Вокальный цикл на стихи А. Блока», «Сюита на стихи Микеланджело»).

Методика анализа циклических форм:

1. Дать характеристику образного содержания:

– сообщить сведения из истории создания произведения;

– обозначить главную идею и преобладающую сферу образного содержания произведения.

2. Определить формы, использованные в анализируемом сочинении, типичность или нетипичность этого цикла для данного жанра и для творчества композитора.

3. Перечислить количество и порядок следования частей в цикле. Отметить типичные и индивидуальные черты его строения.

4. Охарактеризовать тональный план цикла и типы тональных соотношений между частями:

– выяснить типы тональных соотношений между частями и их функциональные связи, подчеркнув преобладание тонального единства или контраста;

– проанализировать тональный план (основные тональные сферы) внутри одной, двух частей.

5. Дать краткую характеристику основным частям цикла и подробную – ее двум, трем частям (на выбор).

6. Выводы. Сосредоточить внимание на типичных и индивидуальных чертах (жанра, содержания и формы) данной циклической композиции.

Кантатно-ораториальные формы. Кантата – многочастное вокально-инструментальное произведение, предназначенное для хора, солистов, оркестра, в большинстве случаев лирического или лирико-эпического содержания. Известны кантаты и нециклические – одночастные, а также написанные только для одного хора или для одного солиста с оркестром, либо с другим инструментальным сопровождением, так называемая камерная кантата. Обычно кантата состоит из оркестрового вступления, хоров, арий, речитативов, иногда ансамблей.

Оратория – крупное многочастное вокально-симфоническое произведение для хора, певцов-солистов и оркестра, написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения. Между кантатой и ораторией нет принципиальных различий. Кантату сближают с ораторией исполнительский состав, многочастное строение, отсутствие сценического действия. Кантату отличают от оратории тип и однородность содержания, отсутствие драматически развитого сюжета, мень­шие масштабы.

Кроме сходства и различия с кантатой, оратория в некоторых чертах близка с оперой. Прежде всего их объединяют некоторые общие художественные тенденции, внимание к поэтическому тексту, к раскрытию драматического сюжета, к одному типу музыкальной выразительности – сольному и хоровому пению с сопровождением. Оперу и ораторию роднит также сходство музыкальных жанров, элементов, форм и средств, используемых в них. Это речитативы, сольные арии, ансамбли, хоры, оркестровые эпизоды (вступление, вводящее в действие, марши, музыкальные картины изобразительного характера). Многие оперы и оратории развиваются на основе драматического сюжета. Однако и кантата, и оратория – это концертные жанры, а опера – сценический жанр. Это первое отличие. Второе отличие оперы от оратории заключается в типе раскрытия драматического сюжета. Опера представляет собой показ событий, непосредственное действие героев, их отношение друг к другу. Оратория же – рассказ об этих событиях, их описание. Повествовательный тип раскрытия содержания в ней главенствует, преобладает над драматическим действием. И третье. Если в опере главное выразительное средство – сольное пение, то в оратории – хоровое.

Таким образом, родовые жанровые признаки у кантаты и оратории общие: повествовательный тип раскрытия содержания, принадлежность к концертным жанрам, многочастная циклическая композиция, исполнительский состав.

По содержанию кантаты делятся на светские и духовные, или церковные. Светские кантаты – итальянские по происхождению, камерные по составу исполнителей. Чаще всего они лирические, приветственные, торжественные, эпические, посвященные прославлению какого-либо героя, города, исторического события, и предназначались для концертного исполнения. Духовные кантаты, сформировавшиеся в хоровой музыкальной культуре Германии, исполнялись на богослужении и были связаны с тематикой церковного календаря, а значит с сюжетами и текстами из Библии. Жанр духовной кантаты сложился в немецкой музыке в основном усилиями И.-С. Баха. Они составляют основную часть его наследия. Сохранилось около 190 духовных кантат и 20 светских. Образно-смысловой мир баховских кантат велик и разнообразен. Сохраняя традиционные сюжеты и образы из Библии и Евангелия, И.-С. Бах раскрывает глубокие философско-этические проблемы, широкий круг лирических чувств, полных подлинного драматизма, а порой и трагизма. Среди канонических духовных сюжетов у И.-С. Баха были излюбленные – это рождение Христа с его праздничным, светлым и радостным мироощущением и тема страданий Христа-Богочеловека, мир его «страстей», или смертных страданий, идея самопожертвования на благо человечества.

Кантаты И.-С. Баха состоят из полифонических хоров, хоралов и их обработок, арий, речитативов, ансамблей и инструментальных номеров. Это масштабные вокально-инструмен­тальные формы, рассчитанные на 20–30 минут исполнения. Главную смысловую нагрузку в них несут хор, хорал, ария, второстепенное значение имеют ансамбли, речитативы и оркестровые номера. Форма зрелых кантат И.-С. Баха представляет собой циклическую композицию, состоящую из развитых и внутренне завершенных номеров. Форма отдельных номеров чаще всего полифоническая, то есть фуга, фугообразная или мотетная, а также старинная гомофонная, двухчастная, старосонатная, иногда с признаками рондо или трехчастной da capo.

В музыке XIX–XX вв. сохранились многие типичные черты баховских кантат: исполнительский состав (хор, солисты, оркестр); тип жанра по содержанию (празднично-торжественные, лирические, лирико-эпические); циклическая вокально-инстру­ментальная форма, состоящая из законченных контрастных частей; тональный план кантат, поддерживающий единство цикла; традиция написания кантат к особым случаям (праздник, знаменательная дата, событие, юбилей). Некоторые черты баховских кантат не сохранились: сюжеты на духовные темы, опора на протестантский хорал, частое использование полифонических форм.

В основе ораторий должна лежать большая и обобщающая идея. Главным действующим лицом ее обычно является народ. Оратории более свойственны народно-героическая тематика, выраженная сюжетность, обобщенность образов, олицетворяющих общие черты человеческого характера. Оратории отличаются эпической драматургией с неторопливым, повествовательным типом развития, протяженностью одного эмоционального состояния, противопоставлением образов. Классическая оратория была создана Г.-Ф. Генделем, и в его музыке она достигла наивысшего расцвета. Г. Генделем написаны 32 оратории. Наиболее значительные из них: «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей», «Иевфай». По названиям видно, что преобладающая тема его ораторий – легендарная история еврейского народа и его героев, изложенная в Библии.

Оратории Г. Генделя – монументальные героико-эпические произведения, впечатляющие драматические фрески, не связанные с церковным культом и сближающиеся с оперой. Главное действующее лицо их – народ, что обусловило огромную роль хоров. Хоровая полифония Генделя выразительна, действенна, изобразительно-картинна, образно конкретна. Темы генделевских фуг и фугато вокально гибки, легко идут за текстом, хорошо схватываются слухом в большой хоровой форме. В них мастерски соединяются фуга, фугато, имитационные построения с гомофонно-гармоническими формами, аккордовыми разделами. Роль арии, основной формы сольного пения, различна. Она способна выражать разные оттенки лирического чувства, как бы слова от автора. Есть и большие виртуозные арии da capo, чаще всего бравурно-героического характера, и небольшие по масштабам простые, песенные сольные номера, то легкие и прозрачные, то глубокие в своей целомудренности и строгости. Ансамбли в ораториях Генделя не получают особого развития и чаще всего не отличаются индивидуализацией партий. Функции оркестра многообразны. Он трактуется то крупным планом, то с тонкой детализацией, то в едином ансамбле с хором, то в контрастной полифонии к нему. Самостоятельные оркестровые номера, помимо больших увертюр, встречаются не слишком часто. Например, Пасторальная симфония в «Мессии», Траурный марш в «Сауле» и «Самсоне».

Основные композиционные элементы классической оратории: хор, ария, ансамбль, речитатив и оркестровые номера, – чередуясь, сопоставляясь и взаимодействуя друг с другом, создают в каждом сочинении индивидуальную драматургию и форму, опирающуюся на определенный тип содержания.

Выработанный Г.-Ф. Генделем тип классической оратории, трансформируясь и развиваясь, существует в музыке до наших дней. Типичные ее черты: героико-эпический характер содержания; повествовательно-драматические сюжеты, главными действующими лицами которых были народ и герои-личности; грандиозные масштабы музыкального действия; монументальные музыкальные формы; преобладание хоровых полотен над сольными номерами; использование полифонических, гомофонно-гармонических, гомофонно-полифонических музыкальных форм. Не все из перечисленных черт сохранились в ораториях XIX–XX вв.

Сфера применения кантатно-ораториальных форм: вокально-оркестровая музыка эпохи барокко (творчество И.-С. Баха и Г.-Ф. Генделя); единичные примеры в музыке венских классиков (оратории Й. Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года»); единичные примеры в романтической музыке XIX в. (кантаты Ф. Шуберта «Победная песнь Мириам», Ф. Листа «Бетховенская кантата»); возрождение жанров кантаты и оратории в музыке конца XIX–XX в. (кантаты С. Танеева «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма»; Д. Шостаковича «Над Родиной нашей солнце сияет»; С. Прокофьева «Александр Невский»; Ю. Семеняко «Величальная Минску»; Д. Смольского «Поэт»).

К кантатно-ораториальным жанрам примыкают также многочисленные вокально-инструментальные произведения церковной музыки, общей чертой которых являются тексты из различных книг Библии Старого Завета и Нового Завета, Евангелий от Матфея, Марка, Луки, Иоанна и других подобных источников. Это такие циклические формы, как месса, страсти, или пассионы, реквием, магнификат, Stabat Mater, Te Deum, используемые для нужд католической и протестанской церкви, литургия, всенощное бдение – для православной церкви.

Методика анализа кантатно-ораториальных форм:

1. Характеристика содержания:

– сюжет;

– основная идея;

– главные герои и их взаимоотношения.

2. Исполнительский состав произведения:

– перечислить участников произведения;

– охарактеризовать типы хоров, солистов, состав оркестрового сопровождения.

3. Композиция произведения:

– количество частей, количество номеров;

– наличие пролога, интродукции – вступительной части и эпилога, заключения – кодового раздела;

– количество номеров в каждой части и масштабное соотношение их между собой, преобладание какой-либо из частей или относительное соответствие их друг другу в связи с содержанием;

– количественная характеристика хоровых, сольных, оркестровых номеров и их распределение по частям композиции.

4. Тональный план сочинения:

– тональный план с обозначением в нем главной тональности произведения и тональностей всех номеров композиции с анализом функциональных связей и соотношения их между собой;

– определение тональности, выполняющей роль тоники и распределение всех остальных тональностей между доминантовой или субдоминантовой функциями, преобладание той или другой функции;

– определить степень родства между тональностями;

– выявить наиболее часто встречаемые типы тональных соотношений;

– подчеркнуть наиболее острые, напряженные тональные соотношения между номерами, их выразительность и взаимосвязь с содержанием.

5. Формы частей:

– использование простых двух- и трехчастных форм;

– применение строфических, куплетных форм;

– использование сложных форм: трехчастных, рондообразных или их принципов;

– наличие контрастно-составных форм.

6. Драматургия:

– театрально-сценическая: завязка действия, наличие конфликта, главных действующих сил, кульминации и итога, вывода;

– музыкально-интонационная: наличие лейттем, лейтмотивов, лейтритмов; функции (значение) хорового начала, сольного оркестрового; местоположение, характер и средства кульминации.

7. Средства выразительности:

– типы мелодики, используемые в произведении: песенная, ариозная, декламационно-речитативная, в народном духе, церковная, эстрадная;

– типы хорового склада и приемы его изложения;

– выразительное значение метроритма;

– особенности гармонии.

8. Выводы по проделанному анализу:

– краткий итог по содержанию, композиции, драматургии и средствам выразительности с выделением главных типичных и индивидуальных черт анализируемого произведения.

 

 

Тема 17 Музыкально-театральные формы и жанры: опера, балет (самостоятельное изучение): см. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ, методические указания по темам для контролируемой самостоятельной работы (стр.)

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.