Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новая сюжетно-программная сюита






 

Типы сюит Примеры
Инструментальная камерная (фортепиано) и оркестровая (симфоническая) XIX–XX вв. Западноевропейская, русская музыка: Р. Шуман «Карнавал», П. Чайковский «Три оркестровые сюиты», Н. Римский-Корса­ков «Антар», «Шехеразада» и др.
Балетная П. Чайковский «Щелкунчик», «Спящая красавица» и др.
Из музыки к драматическому спектаклю Э. Григ «Пер Гюнт», Ж. Бизе «Арлезианка» и др.
Из оперной музыки Н.Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане», Ж. Бизе – Р. Щедрин «Кармен-сюита»
Из музыки к кинофильму Г. Свиридов «Время вперед», Д. Шостакович «Гамлет», «Король Лир» и др.
Из переложений пьес других композиторов или народных песен и танцев П. Чайковский «Моцартиана», А. Двор­жак «Чешская сюита», К. Дебюсси «Бергамасская сюита», С. Ва­силенко «Советский Восток», Н. Пейко «Молдавская сюита»

 

К сюитным формам примыкает и так называемый жанр попурри (с фр. pot-pourri – смешанное блюдо) – инструментальная пьеса, составленная из популярных народных песен, танцев, из тем опер, оперетт, балетов, из мелодий какого-то одного композитора или разных, номеров из музыки к кинофильмам, наконец, из популярных эстрадных песен (предшественником этого жанра был дивертисмент). Мелодии в попурри не развиваются, но следуют одна за другой по сюитному принципу контраста. Между отдельными темами вводятся короткие связки, осуществляющие тональные и тематические переключения. Подобные сочинения получили особое многообразие в инструментальной музыке ХХ в. Таковы многочисленные танцевальные и песенные попурри для симфонических, эстрадно-симфонических и духовых оркестров.

Сфера применения формы сюиты − это различные виды жанров инструментальной музыки по исполнительскому составу (сольные, ансамблевые, оркестровые), по масштабам (камерные и крупные сочинения), по разноплановому музыкальному содержанию.

Сонатно-симфоническим циклом называется циклическая форма, состоящая из трех или четырех частей, самостоятельных по содержанию, законченных по форме, первая из которых пишется в сонатной форме. Три главных жанра инструментальной музыки – соната, концерт и симфония – образуют два типа сонатно-симфонического цикла. Для классической симфонии характерен четырехчастный цикл, состоящий из быстрой первой части – сонатное аллегро, медленной лирической второй, танцевальной (менуэт, вальс) или скерцо – третьей и быстрого финала. В концертах используется трехчастный цикл без менуэта или скерцо, остальные части подобны таким же, как в четырехчастном цикле. Жанр и форма сонаты может состоять либо из трех, либо из четырех частей (табл. 23).

Таблица 23






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.