Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика анализа средств музыкальной выразительности






 

Гармония в широком значении – вертикальное соотношение звуков в музыке, в узком – объединение звуков в аккорд и закономерная их последовательность.

Ключевое слово понятия «гармония» в широком значении – вертикаль, в узком – аккорд (термин «гармония» имеет и ряд других значений, например, более общее – как приятная для слуха слаженность звуков, в философско-эстетическом понимании – как противоположность хаосу и, наконец, более специальное – научная и учебно-практическая дисциплина, изучающая звуковысотную организацию музыки). Каждый аккорд в музыке имеет три значения: структурное, функциональное и фоническое. Структура аккорда определяется его внутренним строением. Принятое в классической музыке терцовое строение позволяет выделить мажорные, минорные, уменьшенные и увеличенные трезвучия, септаккорды и их обращения. (Например, большой и малый мажорный, минорный септаккорды, уменьшенный септаккорд и т.д.).

Функция аккорда в тональной классической системе определяется ступенью, на которой он строится. Различают тоническую, субдоминантовую и доминантовую функции. Выразительность их зависит от тонового и интервального состава. Тоническое трезвучие – самое устойчивое и уравновешенное, доминантовое – бифункционально, так как содержит один устойчивый тон (пятую ступень) и два самых острых неустойчивых (седьмую и вторую вводные ступени), что способствует напряженности и стремлению к разрешению. Субдоминантовое трезвучие, обладая в своем составе самой устойчивой первой ступенью и двумя неустойчивыми (четвертой и шестой), имеет некоторую самостоятельность и значительно меньшую, чем у доминанты, напряженность. Такое соотношение позволяет варьировать выразительные возможности функциональной гармонии.

Третье значение аккорда – фоническое, то есть характер звучания самого аккорда, независимо от его тонально-функциональной сущности. Фонизм, или краска, колорит, аккорда определяется его внутренней структурой, интервальным составом, регистром, тембром, длительностью, инструментовкой и в меньшей степени его функцией, т.е. отношением к тональному центру.

Таким образом, выразительность гармонии зависит от взаимодействия трех значений аккорда: структуры, функции и фонического звучания, а также от законов соединения аккордов в последовательном музыкальном изложении.

Фактура в широком значении – это оформление музыкальной ткани, в узком – способ изложения музыкального произведения, учитывающий взаимодействие всех его голосов.

Ключевое слово понятия «фактура» в широком значении – музыкальная ткань, в узком – тип изложения музыки. Понятие фактуры близко соприкасается с понятием музыкального склада. Если выстроить цепь звеньев от наиболее частного, индивидуального к более общему, то это будет следующий ряд. Первое звено – музыкальная фактура как конкретный и чувственно воспринимаемый элемент музыки, ее конечный результат, выраженный в персональном облике сочинения. Второе звено – музыкальная ткань как совокупность всех звуковых элементов. Третье звено – музыкальный склад как принцип изложения, определяющий логику горизонтальной и вертикальной организации голосов.

Различают три типа фактуры, совпадающие с типами музыкального склада: монодийная, полифоническая и гомофонно-гармоническая.

Монодийная – это принципиально одноголосная фактура (монодийная фактура имеет два значения: 1) в древнегреческой музыке – сольное пение без сопровождения или в сопровождении инструментов лиры, кифары; в XVI–XVII вв. также сольное ариозное пение с сопровождением как подражание античности; 2) с XVIII в. второе значение монодии как одноголосного пения без сопровождения. Культовые молитвенные песнопения – григорианский хорал и знаменный распев – тоже характерные образцы древней культуры монодии).

Полифоническая – это многоголосная фактура с относительно равноправными и развитыми голосами, а гомофонно-гармо­ническая – многоголосие с главенством одного голоса – мелодии и подчиненностью остальных – сопровождения. Полифоническая фактура соответственно видам полифонии имеет три разновидности: имитационную, подголосочную, контрастную.

В имитационной – голоса последовательно повторяют друг друга, точно или видоизмененно (имитация, как древний элемент многоголосия, встречается в западноевропейской профессиональной музыке, начиная с раннеполифонической эпохи – Средневековья до Нашего времени).

В подголосочной, или вариантном многоголосии, – одновременно звучит несколько голосов, близких по интонационно-ритмическому облику. Подголосочная фактура свойственна русской, белорусской, украинской народным протяжным песням лирического содержания и медленного темпа, наиболее распространена в музыкальном творчестве русских классиков (М. Глинка, А. Даргомыжский, М. Мусоргский).

В контрастной полифонической фактуре одновременно сочетаются две контрастные мелодии, образуя контрапункт. Примером контрастной фактуры и контрапунктической техники может служить пьеса «Два еврея» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского, в начале которой две темы излагаются поочередно друг за другом, а потом одновременно в контраст­ном единстве.

Гомофонно-гармоническая фактура – это многоголосие, в котором один голос, мелодия, главенствует, а остальные голоса ее сопровождают. Она имеет две разновидности: гомофонную и гармоническую. В первой – гомофонной – голоса соотносятся как мелодия и сопровождение (любой романс и песня могут быть образцом гомофонной разновидности фактуры); во второй – гармонической – используется аккордовое, хоральное по жанру изложение музыкального произведения с выделением верхнего голоса в мелодию. Типичным примером может служить до минорная прелюдия Ф. Шопена из цикла «24 прелюдии» ор. 28 (табл. 6).

Таблица 6






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.