Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И снежных лавинах






Быстрое освоение горных территорий, в том числе под зимние виды спорта, делают особенно острой проблему развития системы предупреждения и прогноза селей и лавин, профилактического их сброса, строительства противолавинных и противоселевых сооружений.

Единственная возможность спасти попавшего в лавину или сель человека – это быстро и правильно организовать спасательные работы. При откапывании попавшего в лавину человека в течение 10 минут в живых остаются около 70 %. Если вы попали в лавину, следует не сопротивляться движению лавины, а, наоборот, стараться плыть по течению, чтобы вынесло наверх или на боковую сторону лавины. Действия населения при активизации селевых потоков и снежных лавин (табл. 11.).

Таблица 11

Действия населения при активизации селевых потоках

Действия до схода селевого потока Действия при сходе селевого потока Действия после схода селевого потока
– Изучение местоположения селевых потоков; –отключение электропитания, газовых приборов и водопровода (после сигнала об эвакуации); – закрытие дверей, окон, вентиляционных отверстий; – эвакуация людей. – выход со дна русла – от реки вверх не менее чем на 50–100 м (при нахождении в горах); – попытка выбраться из селевого потока (при попадании в селевой поток); – оказание самопомощи при травмах; – оказание доврачебной помощи пострадавшим; – помощь в разборе завалов, заносов по пути движения селя;

Таблица 12

Действия населения при активизации снежных лавинах

 

Действия до схода лавины Действия при сходе лавины Действия после схода лавины
– Изучение сводок погоды до выхода в горы; – изучение по карте мест схода лавин; – быстрое реагирование на изменение погоды и выход из опасной зоны до начала снегопада, метели; – переход долин рек с крутизной склона более 20˚ после снегопада через 2–3 дня. – отказ от похода в опасные зоны весной и летом; – при появлении шума, звуков ломающегося льда, белой пыли, катящихся снежных комьев – следует выходить из опасной зоны; – при шуме высоко в горах быстрый выход с пути лавины в безопасное место, укрытие за выступом скалы, в выемке; – при невозможности избежать встречи с лавиной избавление от вещей (рюкзак, лыжи, палки). – ориентация тела по направлению движения лавины с поджатыми к животу коленями в горизонтальном положении; – удержание на поверхности, перемещение к краю, где скорость ниже, захват за выступ скалы, дерево; – если лавина накрыла, создание пространства около лица и груди для облегчения дыхания; – движение вверх без лишних движений и криков, пока снег не превратился в лед. – поиск пострадавших (при нахождении вне зоны схода лавины); – осмотр и самопомощь (при выходе из-под лавины); – помощь пострадавшим; – действия по указанию спасателей;

Как видим, для своевременного принятия мер, организации надежной защиты населе­ния от селей и лавин первостепенное значение имеет четкая система оповещения и предупреж­дения. Времени в таких случаях очень мало, и население о грозящей опасности может узнать всего за десятки минут. Главное – немедленно уйти из вероятной зоны заполнения участка селем или лавиной в более возвышенные места.

Таким образом, экзогенные геологические процессы вызванны в основном внешними по отношению к Земле силами, происходят на поверхности или в самых верхних частях литосферы. Многие из них относятся к опасным и экологически неблагоприятным, оказывающим отрицательное влияние на сферу жизнедеятельности человека. Большинство ЭГП относится к категории зональных, распространение которых в первую очередь контролируется климатическими (солнечной энергией) и орографическими (силой тяжести) факторами. Экзогенные процессы изменяют внешний облик Земли, разрушая даже самые прочные породы. Этот цикл принято делить на 3 части: а) выветривание (разрушение горных пород); б) денудация (снос продуктов этого разрушения под действием силы тяжести, ветра, текучих вод и т.д.); в) аккумуляция (накопление осадков). К ним, кроме рассмотренных в главе наиболее опасных для жизни человека оползней, обвалов, осыпей, селей и лавин, относятся также выветривание, абразия, эрозия (оврагообразование), карст, суффозия, заболачивание, пучение, плывуны, наледи, солифлюкция и т. д. [ ].

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие бывают склоновые процессы?

2. Назовите причины проявления оползневого процесса?

3. Как ведётся борьба с оползнями?

4. Как образуются сели и какую опасность они представляют?

5. Как ведётся борьба с селевыми потоками?

6. Что такое снежная лавина? Как она образуется?

7. Как ведется пассивная и активная борьба с лавинами?

8. Действия населения при активизации селей и снежных лавин?

 

ГЛАВА 7

 

ОПАСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ В АТМОСФЕРЕ

 

Только те факты достойны нашего

внимания, которые вводят порядок

в этот хаос и делают его доступнее

восприятию…….

А. Пуанкаре

Сложная система воздушных течений над земным шаром определяет погоду и климат в любом месте нашей планеты. Общая циркуляция атмосферы в сочетании с солнечной радиацией, поступающей на Землю, формируют естественные ландшафты, типы растительности и почв, распределение пустынь и влажных тропических лесов, вечных снегов и ледников. Размещение обширных областей антициклонов и циклонов отражает наиболее устойчивые особенности циркуляции атмосферы. В главе рассматриваются стихийные бедствия метеорологического характера: тропические циклоны (ураганы, тайфуны) и циклоны средних широт, шквальные бури и смерчи (торнадо), экстремальные осадки и снежно-ледниковые явления, грозы, градобития, экстремальные температуры воздуха. Эти природные явления, кроме града и смерчей, приводят к стихийным бедствиям тогда, если происходят на большой территории и продолжаются не менее 6 часов. Атмосферные фронты и атмосферные вихри порождают опасные природные явления. При написании главы использована следующая литература [ ].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.