Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






КНИГА О КЛЯТВЕ (КАСАМА) 4 страница




Глава 12. Об обращении пророка ш [к людям] с призывом к Аллаху и терпеливом [перенесении] обид, [которые наносили] ему лицемеры

1133 Передают со слов Усамы ибн Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, что [как-то раз], ещё до битвы при Бадре, пророк , кото­рый [хотел] навестить Са'да ибн 'Убаду, [жившего в квартале пле­мени] бану аль-харис ибн аль-хазрадж, сел верхом на осёдланного и покрытого накидкой из плотной ткани из Фадака' осла и посадил позади себя Усаму. [Направляясь туда], он проехал мимо собравшихся [на улице] людей, среди которых были и мусульмане, и многобожники, поклонявшиеся идолам, и иудеи, и [там] находились 'Абдул­лах ибн Убай[1557] и 'Абдуллах ибн Раваха[1558]. Когда пыль, [поднятая ослом], накрыла [людей], 'Абдуллах ибн Убай прикрыл нос накидкой и ска­зал: «Не пылите на нас». Что же касается посланника Аллаха , то он поприветствовал [собравшихся], остановился, спешился, призвал их к Аллаху[1559] и стал читать им Коран. Тогда 'Абдуллах ибн Убай сказал: «О человек, если то, что ты говоришь, — правда, нет ничего лучше этого, но не беспокой нас этим в наших собраниях, а возвращайся к себе домой и рассказывай это тому, кто сам придёт к тебе». Тут 'Абдуллах ибн Раваха воскликнул: «[Нет], приходи в наши собрания, ибо, поистине, мы это любим!» После этого мусульмане, многобож- ники и иудеи стали поносить [друг друга, и дело чуть было не дошло до драки], пророк же успокаивал их, [пока страсти не улеглись], а по­том сел на своего [осла и уехал]. Войдя к Са'ду ибн 'Убаде, он спросил [его]: «О Са'д, не слышал ли ты, что сказал Абу Хубаб?[1560] — имея в виду 'Абдуллаха ибн Убайя. — Он сказал то-то и то-то». [На это Са'д ибн 'Убада] сказал: «О посланник Аллаха, прости ему и [не взыщи с него]! Клянусь Аллахом, Аллах даровал тебе то, что даровал, [в то время, когда] жители этого города[1561] договорились между собой пойти к нему[1562]и повязать его голову повязкой[1563]. Когда же Аллах [воспрепятствовал этому] посредством истины, которую Он даровал тебе, ['Абдуллаху стало завидно], что и заставило его сделать то, что ты видел», и про­рок простил его.

Глава 13. Запретность вероломства

1134Передают со слов Абу Са'ида аль-Худр и что посланник Аллаха сказал: «В День воскресения [рядом] с каждым веролом­ным [окажется] знамя, которое будет поднято [на высоту], соот­ветствующую [степени] его вероломства, и, поистине, [по степени] вероломства никто [не превзойдёт вероломного человека], правя­щего людьми».

Глава 14. Исполнение обещания

1135Передают, что Хузайфа ибн аль-Яман сказал: «Мне помешало принять участие в [битве при] Бадре только [одно: когда] я вместе со своим отцом Хусайлем[1564] отправился [в Медину], неверные курай­шиты схватили нас и стали говорить: "Поистине, вы хотите [присоеди­ниться к] Мухаммаду!" Мы сказали: "Мы не хотим [присоединиться к] нему, а хотим только [вернуться] в Медину" и они [заставили] нас поклясться Аллахом, что мы уедем в Медину, но не будем сражаться вместе с ним. [Когда же] мы явились к посланнику Аллаха и [обо всём] рассказали ему, он сказал: "Поезжайте [в Медину]. Мы вы­полним [данное] им обещание и будем просить у Аллаха помощи [в борьбе] против них"».



Глава 15. [Не надо] желать встречи с врагами, в случае же встречи с ними [следует проявлять] терпение

1136 Передают со слов Абу ан-Надра, что, когда 'Умар ибн 'Убайдуллах отправился к харуритам[1565], человек из [племени] аслям по имени 'Абдуллах ибн Абу Ауфа, принадлежавший к числу сподвижников пророка , написал ему письмо. [В этом письме] он сообщал ['Умару], что [однажды], встретившись с врагом[1566], посланник Аллаха ждал, пока солнце не стало клониться к закату[1567], а потом встал среди людей и сказал: «О люди, не желайте встречи с врагами[1568] и просите Аллаха об избавлении[1569], но, если уж вы встретились с ними, проявляйте тер­пение и знайте, что Рай находится в тени [ваших] мечей!» Затем про­рок сказал: «О Аллах, ниспосылающий Писание, приводящий в движение облака и победивший союзные племена[1570], разбей их!» (Аллахумма, мунзиля ль-китаби, ва муджрийа с-сахаби ва хазима лъ-ахзаби хзим-хум).

В другой версии [этого хадиса сообщается, что пророк м также сказал]: «...и приведи нас к победе над ними!» (...ва-нсур-на алей-хим).



Глава 16. Мольба [о победе] над врагом

1137К этой главе относится хадис 'Абдуллаха ибн Абу Ауфы, да будет доволен Аллах ими обоими, приведенный в предыдущей главе.

1138Передают со слов Анаса , что в день [битвы при] Ухуде послан­ник Аллаха говорил: «О Аллах, поистине, если Ты пожелаешь[1571], Тебе больше не будут поклоняться на земле».

Глава 17. Война — это обман

1139Передают со слов Джабира что посланник Аллаха сказал: «Война — это обман»[1572].

Глава 18. Обращение за помощью к многобожникам во время военного похода

1140 Передают, что жена пророка Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда посланник Аллаха выступил по направлению к Бадру и достиг Харрат аль-Вабара[1573], его догнал один известный своей дерзос­тью и отвагой человек, при виде которого сподвижники посланника Аллаха обрадовались. Догнав посланника Аллаха , он сказал ему: "Я пришёл, чтобы последовать за тобой и [победить] вместе с тобой" Посланник Аллаха спросил его: "Веруешь ли ты в Аллаха и Его посланника?" Тот сказал: "Нет". [Пророк ] сказал: "Тогда возвращайся, ибо я никогда не прибегну к помощи многобожника", после чего дви­нулся дальше. Когда мы были в аш-Шаджаре, этот человек [снова] догнал [пророка ] и сказал ему то же, что и в первый раз, на что про­рок ответил ему так же, как и в первый раз: "Тогда возвращайся, ибо я никогда не прибегну к помощи многобожника" Потом он [снова] вер­нулся, догнав [пророка ] в Байде, и [пророк ], как и в первый раз, спросил его: "Веруешь ли ты в Аллаха и Его посланника?" Тот сказал: "Да" и посланник Аллаха сказал ему: "Тогда поезжай"».

 

Глава 19. [Участие] женщин [в сражении] вместе с другими воинами

1141Передают со слов Анаса, что в день [битвы при] Хунайне Умм Сулейм, да будет доволен Аллах ими обоими, взяла кинжал и не рас­ставалась с ним. Увидев её, Абу Тальха сказал [пророку ]: «О по­сланник Аллаха, Умм Сулейм носит с собой кинжал». Тогда послан­ник Аллаха спросил её: «Что это за кинжал?» Она сказала: «Я взяла его, чтобы вспороть живот любому многобожнику, если он прибли­зится ко мне». [Услышав это], посланник Аллаха стал смеяться, а она сказала: «О посланник Аллаха, убей освобождённых[1574], [которые к нам не относятся], ибо [во время битвы при Хунайне] они проявили мало­душие [и покинули] тебя». [На это] посланник Аллаха сказал: «О Умм Сулейм, поистине, Всемогущий и Великий Аллах защитит [нас от вра­гов] и окажет [нам] благодеяние!»

1142Передают, что Анас ибн Малик сказал: «В день [битвы при] Ухуде [многие] люди обратились в бегство, [покинув] пророка , а Абу Тальха находился перед пророком и защищал его с помощью малень­кого щита. В тот день Абу Тальха, который был хорошим стрелком, сломал два или три лука, и когда рядом проходил кто-нибудь с кол­чаном стрел, [пророк ] говорил [ему]: "Рассыпь их перед Абу Тальхой!" Когда же пророк смотрел на [врагов, вытягивая шею], Абу Тальха говорил: "О пророк Аллаха, да станут отец мой и мать выку­пом за тебя, не смотри [на них], чтобы тебя не поразила одна из их стрел; [пусть лучше вместо тебя попадут в меня]!" [И в тот день] я ви­дел, как полы одежд 'Аиши бинт Абу Бакр и Умм Сулейм поднимались так высоко, что можно было разглядеть украшения на их ногах[1575]. Они носили на спинах бурдюки с водой и лили её в рты [раненых, которые страдали от жажды], потом возвращались и наполняли [бурдюки], а по­том возвращались [на поле боя] и [снова поили их]. [Что же касается] Абу Тальхи, то [в тот день] меч дважды или трижды падал из его рук, [ибо его одолевала] дремота».

1143 Передают, что Умм 'Атыйя аль-Ансария, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Вместе с посланником Аллаха я приняла участие в семи военных походах, во время которых [присматривала за вещами воинов на привалах], готовила им еду, лечила раненых и ухаживала за больными».

Глава 20. Во время военного похода запрещается убивать женщин и детей

1144Передают, что 'Абдуллах ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Во время одного из тех военных походов была най­дена убитая женщина, и посланник Аллаха запретил убивать жен­щин и детей».

Глава 21. О жёнах и детях врагов, которые [могут] быть [ранены или убиты] во время ночного нападения

1145Передают, что ас-Са' б ибн Джассама сказал: «[Однажды] посланника Аллаха попросили [вынести решение] о детях много- божников, на которых нападают ночью, [в результате чего могут полу­чить ранения или погибнуть] их жёны и дети[1576], и он сказал: «Они при­надлежат к их числу»[1577].

Глава 22. Вырубание и сжигание пальм врага

1146'Абдуллах ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что посланник Аллаха ш [велел] вырубить и сжечь пальмы [племени] ан- надир[1578], о чём Хассан [ибн Сабит[1579] в своих стихах] сказал [так]:

Быстро были охвачены [владения] вождей бану луай в Бувайре[1580] огнём, который распространился [во все стороны].

И об этом был ниспослан [аят, в котором сказано]: «[Что касается] тех пальм, которые вы срубили или оставили стоять на корнях их, [то это было сделано] с соизволения Аллаха, чтобы Он посрамил нечес­тивцев» (59:5).

Глава 23. Захват съестных припасов на земле врага

1147Передают, что 'Абдуллах ибн Мугаффаль сказал: «[Во время сражений за] Хайбар я раздобыл кожаный мешок с жиром. Прижав его к себе, я сказал: "Сегодня я никому не дам ничего из этого" а потом повернулся и [увидел] улыбавшегося посланника Аллаха ».

Глава 24. Захватывать военную добычу было разрешено только этой религиозной общине

1148 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха сказал: «Отправляясь в военный поход, один из пророков , сказал [людям] своего народа: "Пусть не следует за мной тот, кто [женился и желает войти к своей жене], но ещё не вошёл, и тот, кто построил дом, но не покрыл его крышей, и тот, кто купил овец или беременных верблюдиц и ожидает от них приплода" а затем двинулся в поход. Подойдя к этому городу[1581] ко вре­мени послеполуденной молитвы или примерно в это время, он сказал солнцу: "Ты подвластно [Аллаху], и я подвластен [Ему]. О Аллах, оста­нови его для меня [ненадолго]!" — и [солнце не заходило] до тех пор, пока Аллах не даровал ему победу. После этого [участники похода] собрали военную добычу, и [с небес] сошёл огонь, чтобы уничтожить её[1582], но [ничего] не тронул. Тогда [этот пророк] сказал [воинам]: "Поистине, [кто-то из] вас [пошёл на] обман! Пусть же принесёт мне клятву один человек из каждого племени". [Они так и сделали], и рука одного человека при­липла к его руке. Тогда он сказал: "Поистине, [тот, кто пошёл на] обман, [находится среди] вас, пусть же клятву мне принесут [все] твои [сопле­менники]" и клятву ему принесли [все люди из этого племени]. [На этот раз] к [его] руке прилипли [руки] двоих или троих [воинов], и он сказал: "[Обманщики] среди вас! Это вы пошли на обман!" — и они достали для него [из своих вещей] нечто вроде сделанной из золота головы коровы и положили её на возвышенность, [где были сложены остальные вещи], после чего сошедший [с небес] огонь уничтожил [всё это], ибо военная добыча не была дозволена никому из живших до нас[1583], нам же Аллах Все­вышний [разрешил брать] её, увидев нашу слабость и неспособность»[1584].

Глава 25. О военной добыче

1149 Мус'аб ибн Са'д передал, что его отец[1585] сказал: «Обо мне было ниспослано четыре аята[1586]. [Однажды] я взял меч [из общей военной добычи], пришёл с ним к пророку и сказал: "О посланник Аллаха, отдай мне его"[1587]. [Пророк ] сказал: "Положи его [обратно]"».

[Мус'аб сказал]: «Потом пророк сказал ему: "Положи его туда, откуда ты его взял". Потом [мой отец] сказал: "О посланник Аллаха, отдай мне его" и [пророк снова] сказал: "Положи его [обратно]". Тогда [мой отец] сказал: "О посланник Аллаха, отдай мне его. Неужели меня [приравняют] к тому, от кого [в бою] нет никакой пользы?"[1588] [На это] пророк сказал ему: "Положи его туда, откуда ты его взял"». [Са'д ибн Абу Ваккас] сказал:

А потом был ниспослан этот аят, [в котором говорится]: «Они спрашивают тебя о [военной] добыче. Скажи: "Добыча [принадле­жит] Аллаху и посланнику"» (8:1).

Глава 26. Выделение отрядам дополнительной доли военной добычи

1150Передают, что Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обо­ими, сказал: «[Однажды] посланник Аллаха послал в Неджд воен­ный отряд, в [составе] которого выступил [в поход] и я. [Во время этого похода] мы захватили верблюдов и овец, и на долю [каждого из] нас пришлось по двенадцать верблюдов, но кроме этого посланник Аллаха дал каждому по верблюду».

Глава 27. Разделение военной добычи на пять частей

1151Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что посланник Аллаха выделял [бойцам] отдельных военных отрядов, которых он посылал в походы, дополнительные доли военной добычи помимо [обычной доли, полагавшейся участникам сражений], но пятая часть добычи (хумс)[1589] [всегда выделялась ему] в обязательном порядке.

 

Глава 28. Предоставление [воину], убившему [врага], имущества убитого

1152Передают, что Абу Катада сказал: «В год [битвы при] Хунайне мы [приняли участие в одном из походов] вместе с послан­ником Аллаха , а когда встретились [с врагом, некоторые] мусуль­мане [обратились в бегство]. Увидев, что один многобожник взял верх над кем-то из мусульман, я обошёл его, приблизился к нему сзади, нанёс удар [и поразил его] в шейную вену. Он [повернулся] ко мне и схватил меня так, что [от этого на меня повеяло] духом смерти, [но несколько мгновений спустя] он умер и отпустил меня, а я присоединился к 'Умару ибн аль-Хаттабу , который спросил: "Что [произошло] с людьми?" Я сказал: "[Таково] веление Всемогу­щего и Великого Аллаха". Потом люди, [бежавшие с поля боя], вер­нулись, [и мусульмане одержали победу]. Посланник Аллаха сел, [чтобы разделить добычу], и сказал: "Тому, кто убил [врага и мо­жет] доказать это, [достанется всё, что у него было]". Тогда я встал и спросил: "Кто засвидетельствует, что я [убил его]?" — а потом сел. После этого [пророк ] повторил то, что он сказал раньше. Я [опять] встал и спросил: "Кто засвидетельствует, что я [убил его]?" — а потом сел. После этого [пророк ] в третий раз [задал свой вопрос], и я [опять] встал. Посланник Аллаха спросил: "Что с тобой, о Абу Катада?" Я рассказал ему [о том, что произошло], и один человек сказал: "Он сказал правду, о посланник Аллаха , а всё, что было у убитого, находится у меня, так [убеди его отка­заться] от того, что по праву [принадлежит ему]". Тут Абу Бакр ас-Сыддик сказал: "Нет, клянусь Аллахом! [Посланник Аллаха ] не пойдёт на то, чтобы [обделить] одного из львов Аллаха, сражаю­щегося ради Аллаха и Его посланника, и отдать его [добычу] тебе!" Тогда посланник Аллаха сказал: "[Абу Бакр] сказал правду, отдай же ему [всё, что ты взял]", и он отдал мне [это]. А после этого я про­дал доспехи, [которые были частью моей добычи], и купил [на вы­рученные деньги] сад[1590] в [квартале племени] бану саляма, и это было первым имуществом, приобретённым мной после того, как я принял ислам».

 

Глава 29. Предоставление [захваченной в бою] добычи одному из двух [воинов], убивших [врага], согласно самостоятельному решению [имама]

1153 Передают, что 'Абд-ар-Рахман ибн 'Ауф, да будет доволен им Аллах, сказал: «Находясь в [общем] строю в день [битвы при] Бадре, я посмотрел направо и налево и [увидел], что [стою] между двумя молодыми ансарами, [которые были столь молоды, что] мне даже захотелось [увидеть рядом] более сильных [бойцов]. Один из них сделал мне знак глазами и спро­сил: "О дядя, знаешь ли ты Абу Джахля?"[1591] Я ответил: "Да, а [зачем он] тебе, о племянник?" [Юноша] ответил: "Мне сказали, что он оскорбляет посланника Аллаха , и клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если я его увижу, то не [расстанусь] с ним, пока не умрёт тот из нас, [кому суждено умереть первым]!" И я подивился этому, а потом мне сделал знак другой [юноша], который сказал нечто подобное. [Прошло немного времени, и], увидев ходившего среди людей Абу Джахля, я сказал [им]: "Разве вы его не видите? Это и есть тот, о ком вы меня спрашивали" Тогда они бросились на него и зарубили его своими мечами, а потом явились к посланнику Аллаха ш и сообщили ему [об этом]. Он спросил: "Кто из вас убил его?" — и каждый из них сказал: "Его убил я" [Пророк ] спросил: "Вытерли ли вы свои мечи?" Они сказали: "Нет" Тогда он посмотрел на их мечи и сказал: "Вы оба убили его" но решил, что имущество [Абу Джахля] достанется Му'азу ибн 'Амру ибн аль-Джамуху[1592]. [Что же касается имён этих юношей, то их звали] Му'аз ибн 'Амр ибн аль-Джамух и Му'аз ибн 'Афра».

Глава 30. Лишение добычи [воина], убившего [врага], согласно самостоятельному решению [имама]

1154 Передают, что 'Ауф ибн Малик сказал: «[Как-то раз] один человек из Химьяра[1593] убил [в бою][1594] врага и захотел [взять себе] то, что у него было, но Халид ибн аль-Валид[1595] , который был их командиром, запретил ему это».

[Джубайр[1596] сказал]: «Тогда 'Ауф ибн Малик пришёл к послан­нику Аллаха М и рассказал ему об этом. [Пророк спросил Халида: "Что помешало тебе отдать ему его добычу?" [Халид] сказал: "Я по­считал, что этого слишком много, о посланник Аллаха", [но пророк ] велел: "Отдай ему это". Когда же Халид проходил рядом с 'Ауфом, тот потянул [Халида] за накидку и сказал: "Разве я не выполнил того, что говорил тебе о посланнике Аллаха М?"[1597] Услышав [слова 'Ауфа], посланник Аллаха разгневался и сказал: "[Ничего] не давай ему, о Халид, [ничего] не давай ему, о Халид![1598] [Не мешайте] мне [самому говорить с теми, кого] я [назначаю вашими] командирами! Поистине, вы с ними подобны человеку, которому поручили пасти верблюдов (или: овец), и он пас их, а когда настало время поить [животных], привёл их к водоёму. Они начали [пить из] него и выпили чистую [воду], а мутную оставили. [Так и с вами] — чистое [достаётся] вам, а мутное — им[1599]"».

Глава 31.0 предоставлении [воину], убившему [врага], всей [захваченной] им добычи

1155 Передают, что Саляма ибн аль-Аква' сказал: «[Когда-то] мы участвовали в походе на [племя] хавазин вместе с посланни­ком Аллаха , и [однажды] утром, когда мы ели вместе с [ним] , [к нам] подъехал какой-то человек на рыжем верблюде. Он заста­вил его опуститься на колени, потом вытащил из-под верёвки, кото­рая была на спине верблюда, кожаный ремешок и спутал [верблюду] ноги, а потом подошёл, чтобы поесть вместе с людьми. Он начал смот­реть [по сторонам[1600] и, увидев, что] среди нас были ослабевшие и что верховых животных [у нас] мало, а некоторые из нас шли пешком, [поспешно] подошёл к своему верблюду и развязал его, потом заста­вил [верблюда] опуститься на колени, сел на него и принялся [изо всех сил] погонять его. В погоню за ним бросился один человек, сидевший на верблюдице пепельного цвета, а я [сел на своего верблюда и поспе­шил следом]. [Сначала] я держался у бедра верблюдицы, потом [обо­шёл её] и оказался у бедра верблюда [беглеца], а потом продвинулся [дальше], схватил верблюда за повод и заставил его опуститься на колени. Когда его колени коснулись земли, я выхватил меч и отрубил этому человеку голову, которая упала [на землю], а потом [вернулся и] привёл с собой верблюда, на котором были седло и оружие убитого. Меня встретили посланник Аллаха и [другие] люди, [находившиеся] вместе с ним, [и пророк аё] спросил: "Кто убил этого человека?" [Люди] ответили: "Ибн аль-Аква'", [и тогда пророк ] сказал: "Всё имущество [убитого теперь принадлежит] ему"».

Глава 32. О выделении дополнительной доли военной добычи и выкупе мусульман за пленных

1156 Ийяс ибн Саляма передал, что его отец[1601], да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Мы двинулись в поход на [племя] фазара [в со­ставе отряда под командованием] Абу Бакра, которого поставил над нами посланник Аллаха . Когда до [источника] воды, [находившегося на земле врага], остался час пути, Абу Бакр велел нам сделать привал, [а после отдыха повёл нас в бой и вскоре] достиг этого источника, [где] некоторые из [врагов] были убиты, а некоторые взяты в плен. [Вдруг] я увидел группу людей, среди которых были женщины и дети. Опаса­ясь, что они достигнут горы раньше меня, я выпустил стрелу, [кото­рая упала] между ними и горой. Они увидели эту стрелу и останови­лись, а потом я [вернулся], ведя их за собой. Среди них находилась одна женщина из [племени] бану фазара, [накинувшая на себя] кожаную под­стилку, и её дочь, которая была одной из красивейших арабок. Я привёл их к Абу Бакру, и он отдал мне её дочь в качестве дополнительной доли военной добычи, а потом мы вернулись в Медину, [и за всё это время] я не снимал с неё [покрывала]. На рынке меня встретил посланник Аллаха , который [попросил]: "О Саляма, подари мне эту женщину" Я сказал: "О посланник Аллаха, клянусь Аллахом, она понравилась мне, и я [ни разу] не снял с неё [покрывала]". На следующий день послан­ник Аллаха [снова] встретил меня на рынке и [попросил]: "О Саляма, подари мне эту женщину, да благословит Аллах твоего отца!" Тогда я сказал: "Она твоя, о посланник Аллаха, и клянусь Аллахом, я [ни разу] не снял с неё [покрывала]". А потом посланник Аллаха отправил её к мекканцам в качестве выкупа за [нескольких] мусульман, которые находились в плену в Мекке».

Глава 33. О долях того, что достаётся без боя, и пятой части (хумс) военной добычи, захваченной в завоёванных селениях


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал