Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Книга о вере 31 страница






Глава 50. О переводе долга и о том, что затягивание уплаты долга богатым человеком является [проявлением] несправедливости

971 Передают со слов Абу Хурайры что посланник Аллаха ска­зал: «Затягивание богатым [уплаты долга] является [проявлением] несправедливости, и [поэтому], если [то, что причитается] кому-либо из вас, [будет предложено] перевести на богатого человека, пусть согласится»[1363].

Глава 51. О предоставлении отсрочки тому, кто находится в затруднительном положении, и прощении [долга]

972 Передают со слов Хузайфы , что пророк [сказал]: «[Когда один] человек умер и вошёл в Рай, его спросили: " Что ты делал? " — [после чего он вспомнил (или: ему напомнили)], и он сказал: " Я за­ключал торговые сделки с людьми и всегда давал отсрочку тому, кто находился в затруднительном положении, и делал послабле­ния [тому, кто был должен мне] монеты (или: наличные деньги), и прощал ему"».

Абу Мас'уд аль-Ансари сказал: «Я [тоже] слышал [это] от пос­ланника Аллаха Ж».

973 'Абдуллах ибн Абу Катада передал, что [однажды] Абу Катада потребовал у своего должника [вернуть долг]. Тот стал прятаться от него, [а когда Абу Катада] нашёл его, тот сказал: «Я нахожусь в за­труднительном положении». [Абу Катада] спросил: «[И ты можешь] поклясться [в этом] Аллахом?» Тот сказал: «Клянусь Аллахом!» [Тогда Абу Катада] сказал: «Поистине, я слышал, как посланник Аллаха щ ска­зал: " Пусть [каждый], кого порадует то, что Аллах избавит его от скор- бей Дня воскресения, облегчает [положение] того, кто испытывает затруднения, или прощает ему"».

Глава 52. О том, кто [обнаружит] своё имущество у несостоятельного [должника]

974 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха ска­зал: «Если какой-нибудь человек останется без гроша, а [тот, кто одол­жил ему что-то], обнаружит у него именно тот товар, [который прежде принадлежал] ему, [заимодавец] будет иметь преимущественное право [на этот товар]».

Глава 53. Продажа и залог

975 Аиша, да будет доволен ею Аллах, передала, что [как-то раз] посланник Аллаха ш купил у одного иудея [съестные припасы с усло­вием, что расплатится с ним] позже, и оставил ему в залог свою желез­ную кольчугу.

Глава 54. Предварительная плата

за [купленные] плоды

976 Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что, когда посланник Аллаха прибыл в Медину[1364], [среди людей было при­нято расплачиваться за] плоды [будущего урожая] за год и за два впе­рёд, и он сказал: «Пусть тот, кто будет расплачиваться за финики зара­нее, платит за известную меру и известный вес и [договаривается об] определённом сроке».

 

Глава 55. О преимущественном праве покупки

977 Передают, что Джабир сказал: «Посланник Аллаха вынес решение о преимущественном праве покупки любого общего недели­мого имущества (или: сада). Согласно [этому решению одному совла­дельцу] не позволяется продавать [свою долю] без позволения [дру­гого, который имеет право] купить это, если захочет, или отказаться [от покупки]. Если же [один совладелец] продаст [свою долю] без поз­воления [другого], тот [всё равно] будет иметь на это преимуществен­ное право».

Глава 56. Об установке доски на стене соседа

978 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха ска­зал: «Пусть сосед не препятствует соседу, [если тому будет нужно] уста­новить доску на его стене».

[Передатчик этого хадиса] сказал: «[Передав это], Абу Хурайра сказал [слушавшим его людям]: " Почему же я вижу, что вы [отказывае­тесь следовать этому наставлению]? Клянусь Аллахом, я и впредь стану говорить об этом среди вас! "».

Глава 57. Вокруг шеи того, кто несправедливо [захватит] пядь [чужой] земли, обовьют [собранное] с семи земель

979 Передают со слов 'Урвы ибн аз-Зубайра, что Арва бинт Увайс обвинила Са'ида ибн Зайда в том, что он захватил часть её земли, и [начала тяжбу, подав на него жалобу] Марвану ибн аль-Хакаму[1365]. [В ответ на вопрос Марвана об этом деле, Са'ид сказал: «[Как же мог] я захватить часть её земли после того, что слышал от послан­ника Аллаха ?!» [Марван] спросил: «А что ты слышал от посланника Аллаха ?» [Са'ид] сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха ска­зал: " [В День воскресения, вокруг шеи того, кто несправедливо захва­тит пядь [чужой] земли, обовьют семь земель"», и Марван сказал ему: «После этого я не стану требовать от тебя никаких доказательств». Тогда Са'ид воскликнул: «О Аллах, если она солгала, лиши её зрения и погуби её на её земле!»

['Урва] сказал: «И она [действительно] не умерла, пока не ослепла, а [однажды], когда [эта женщина] шла по своей земле, она упала в яму и скончалась».

Глава 58. В случае возникновения разногласий дорогу [следует] оставить шириной [не менее] семи локтей

980 Передают со слов Абу Хурайры , что пророк сказал: «В слу­чае возникновения разногласий дорогу [следует] оставить шириной [не менее] семи локтей».


19. КНИГА ОБ ИЗДОЛЬЩИНЕ

Глава 1. Запрещение сдавать землю в аренду

981 Передают со слов Джабира , что пророк сказал: «Пусть тот, у кого есть земля, возделывает её сам или [бесплатно] даёт возделы­вать своему брату [по вере], но не сдаёт её в аренду».

Глава 2. Сдача земли в аренду

982 Передают, что Рафи ибн Хадидж сказал: «При жизни посланника Аллаха мы продавали несобранный урожай и сдавали землю в аренду за треть или четверть [будущего урожая] и известное количество съест­ных [припасов]. Как-то раз к нам пришёл один из братьёв моего отца и сказал: " Посланник Аллаха запретил нам нечто полезное для нас, но добровольное [подчинение] Аллаху и Его посланнику принесёт нам больше пользы. Он запретил продавать несобранный урожай и сдавать землю в аренду за треть или четверть [будущего урожая] и известное количество съестных [припасов], и велел хозяину земли возделывать её самому или [бесплатно] давать возделывать [другим], и не пожелал, чтобы её сдавали в аренду или [делали с ней] что-нибудь ещё"».

Глава 3. Сдача земли в аренду за золото и серебро

983 Передают, что Ханзаля ибн Кайс аль-Ансари сказал: «Я спросил Рафи'а ибн Хадиджа , [дозволено ли] сдавать землю в аренду за золото и серебро, и он сказал: " В этом нет ничего дурного, ибо при жизни послан­ника Аллаха люди сдавали в аренду [землю] за [то, что вырастало на бере­гах] каналов и в верховьях ручьёв, а также за [часть другого урожая]. Одно пропадало, другое же оставалось, одно оставалось, другое же пропадало, а никакой иной арендной платы люди не получали, и поэтому [пророк стал удерживать [людей] от этого. Если же [владельцы земли будут полу­чать] нечто известное и гарантированное, то в этом нет ничего дурного"».

 

 

Глава 4. Аренда

984 Передают, что 'Абдуллах ибн ас-Саиб сказал:

[Однажды] мы пришли к 'Абдуллаху ибн Ма'килю и задали ему вопрос о [дозволенности] издольщины. Он сказал: «Сабит утверждал, что посланник Аллаха запретил сдавать землю в аренду за часть уро­жая, велел сдавать её в аренду за деньги и сказал: " В этом нет ничего дурного"».

Глава 5. О безвозмездном предоставлении земли во временное пользование

985 Передают, что Таус сдавал землю в аренду [мухабара][1366] за часть урожая. 'Амр сказал:

Я сказал ему: «О Абу 'Абд-ар-Рахман, [лучше] бы тебе отказаться от [этого, ибо люди] утверждают, что пророк запрещал сдавать землю в аренду за часть урожая». [В ответ мне] он сказал: «О 'Амр, как сооб­щил мне тот из них, кто больше всего знает об этом (он имел в виду Ибн 'Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими), пророк не запрещал [заниматься] этим, а только говорил: " Для любого из вас [безвозмездно] предоставить [землю] своему брату [во временное пользование] лучше, чем брать с него за [эту землю] известную [долю урожая]"».

Глава 6. Орошение земли и её обработка за часть [урожая] фиников и [зерна]

986 Передают, что 'Абдуллах ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха отдал Хайбар [в аренду жившим там иудеям[1367]] за половину урожая фиников или [зерна], после чего стал ежегодно выделять [каждой] из своих жён по сто васков [продуктов пита­ния], восемьдесят из которых составляли финики, а двадцать — ячмень. Когда же правителем стал 'Умар , он разделил Хайбар[1368] и предложил жёнам пророка либо предоставить им [участки] земли и [отвести] воду, либо ежегодно выделять [определённое количество] васков [съестных припасов]. Некоторые из них выбрали землю и воду, другие же — еже­годное [выделение съестных припасов, что же касается] 'Аиши и Хафсы, да будет доволен Аллах ими обеими, то они выбрали землю и воду».

Глава 7. О том, кто посадит дерево

987 Передают со слов Джабира , что посланник Аллаха сказал: «[Всё], что будет съедено с дерева, которое посадит любой мусульма­нин, непременно [зачтётся] ему как милостыня, и [всё], что будет укра­дено с [этого дерева, зачтётся] ему как милостыня, и [всё], что съест с [этого дерева дикий] зверь, [зачтётся] ему как милостыня, [всё], что съедят с [этого дерева] птицы, [зачтётся] ему как милостыня, и, если кто-нибудь нанесёт ему урон, это [зачтётся] ему как милостыня».

Глава 8. Продажа излишков воды

988 Передают, что Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Пророк Аллаха запретил продавать излишки воды».

Глава 9. Отказ [в предоставлении доступа к] излишкам воды,

[вследствие чего скот лишается возможности есть] траву

989 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха ска­зал: «Не отказывайте [пастухам] в излишках воды, поскольку это лишит [скот возможности есть] траву»[1369].

 

20. КНИГА О ЗАВЕЩАНИЯХ, МИЛОСТЫНЕ, ПОДАРКЕ

И [ТАКОЙ ФОРМЕ ДАРЕНИЯ, КАК] «'УМРА»

Глава 1. Побуждение того, кому есть что завещать, к составлению завещания

990 Салим передал со слов Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что тот слышал, как посланник Аллаха сказал: «Непозволи­тельно мусульманину, который владеет тем, что можно завещать, прово­дить три ночи, не имея составленного завещания». 'Абдуллах ибн 'Умар сказал: «С тех пор, как я услышал [эти слова] посланника Аллаха ш, я не провёл и ночи, не имея [составленного мной] завещания».

Глава 2. [Желательно] завещать [бедным] не более трети [того, чем владеет мусульманин]

991 Передают, что Са'д ибн Абу Ваккас сказал: «Когда во время прощального паломничества я заболел и оказался на краю смерти, посланник Аллаха пришёл навестить меня. Я сказал: " О посланник Аллаха, ты видишь, до чего довела меня эта болезнь. Я богат, и нет у меня наследников, кроме единственной дочери, так не пожертво­вать ли мне две трети своих денег [бедным]? " [Пророк сказал: " Нет" Я спросил: " А не пожертвовать ли мне половину? " [Пророк ] ска­зал: " Нет, треть, но и трети будет много, ведь лучше, чтобы ты оставил своих наследников богатыми, чем нуждающимися и [вынужденными] просить у людей. Что бы ты ни израсходовал ради Аллаха Всевышнего, ты непременно получишь за это награду, [в том числе] и за тот кусочек, который положишь в рот своей жене" [1370]. Тогда я спросил: " О посланник Аллаха, оставят ли меня здесь после [того, как уедут] мои товарищи? " [1371] [Пророк ] сказал: " Тебя ни в коем случае не оставят, и какое бы [пра­ведное] дело ты ни совершил ради Аллаха Всевышнего, оно непременно [послужит причиной] твоего возвышения. Возможно, ты [выживешь]', чтобы через тебя одни люди получили пользу, а другим был нанесён вред[1372]. О Аллах, заверши переселение для моих сподвижников, и не вынуждай их отступать! О бедный Са'д ибн Хауля! [1373]"» [Са'д ибн Абу Вак- кас] сказал: «Посланник Аллаха выразил сожаление в связи с тем, что [этот человек] умер в Мекке».

992 Передают, что Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Если бы только люди снижали [долю средств, завещаемых бед­ным], с трети до четверти, ведь посланник Аллаха сказал: " Треть, но и трети будет много"!»

Глава 3. Пророк завещал [людям] Книгу Аллаха

993 Передают, что Тальха ибн Мусарриф сказал: «[Однажды] я спро­сил 'Абдуллаха ибн Абу Ауфа, да будет доволен Аллах ими обоими: " Оставил ли посланник Аллаха завещание? " Он сказал: " Нет" Я спро­сил: " Почему же мусульманам было предписано (или: велено) [состав­лять] завещание? " [Тогда 'Абдуллах] сказал: " Он завещал [людям] Книгу Всемогущего и Великого Аллаха"»[1374].

994 Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Пос­ланник Аллаха не оставил после себя ни динара, ни дирхема, ни овцы, ни верблюда и ничего не завещал».

 

995 Передают, что аль-Асвад ибн Язид сказал: «[Однажды] в присутст­вии 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, кто-то сказал, что [пророк ] заве­щал [назначить] 'Али [своим преемником], и она спросила: " Когда он завещал [это]? Я ведь [прижимала пророка ] к своей груди (или: к своему лону), и он [велел принести] таз[1375], но потом обессилел [и остался лежать без движения] на моём лоне, а я и не знала, что он умер, так когда же он завещал [это]? "»

Глава 4. Пророк завещал изгнать многобожников с Аравийского полуострова и оказывать [подобающий приём каждой] делегации

996 Передают, что Са'ид ибн Джубайр сказал:

[Однажды] Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, воскликнул: «Четверг! Что за день четверг!» — а потом заплакал [так сильно], что оросил слёзами мелкие камешки [на земле]. Я спросил: «О Ибн 'Аббас, что это за четверг?» Он сказал: «Когда [состояние] посланника Аллаха [ухудшилось], он сказал: " Принесите мне [при­надлежности для] письма, и я напишу для вас то, благодаря чему вы не собьётесь с правильного пути после моей [смерти]". После этого они принялись спорить друг с другом, чего в присутствии пророка [делать] не подобало. [Люди стали] говорить: " Что с ним? [Может быть], он [бредит]? Спросите его". [Тогда пророк ] сказал: " Оставьте меня, ибо со мной всё в порядке! Я поручаю вам три [вещи]: изгоните многобож­ников с Аравийского полуострова и оказывайте [членам каждой] деле­гации такой же приём, какой оказывал им я"».

[Са'ид ибн Джубайр] сказал: «И он умолчал о третьем [наставле­нии пророка ] (или: упомянул о нём, но я забыл его)».

Глава 5. Запрещение забирать [то, что было пожертвовано в качестве] садаки

997 Передают, что 'Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «[Когда-то] я отдал [одному человеку, намеревавшемуся принять участие в войне] на пути Аллаха, породистого коня, однако тот не следил за ним должным обра­зом. Тогда я подумал, что [он согласится] недорого продать его, и спро­сил об этом посланника Аллаха , который сказал: " Не покупай его и не бери назад свою садаку, ведь тот, кто забирает свою садаку, подобен псу, который блюет, а потом возвращается к своей блевотине"»[1376].

 

998 Передают со слов Ибн 'Аббаса, да будет доволен Аллах ими обо­ими, что посланник Аллаха сказал: «[Человек], забирающий назад свой подарок, подобен псу, который блюет, а потом возвращается к своей блевотине».

Глава 6. О том, кто сделал подарок одному из своих сыновей, не одарив других

999 Передают, что ан-Ну'ман ибн Башир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «[Однажды] отец подарил мне что-то из своего имущества, но моя мать, 'Амра бинт Раваха сказала: " Я не соглашусь [с этим], пока ты не попросишь посланника Аллаха засвидетельст­вовать [дарение]" [После этого] отец привёл меня к пророку , чтобы он засвидетельствовал [дарение], и посланник Аллаха спросил его: " И ты сделал [такой подарок] каждому из твоих сыновей? " Он ответил: «Нет». Тогда [пророк ] сказал: " Побойтесь Аллаха и будьте [одина­ково] справедливы по отношению ко [всем] своим детям! " — после чего мой отец вернулся [домой] и забрал этот [подарок] назад».

1000 Передают, что ан-Ну'ман ибн Башир сказал: «[Однажды] отец привёл меня к посланнику Аллаха и сказал: " О посланник Аллаха, засвидетельствуй, что я подарил ан-Ну'ману то-то и то-то из своего имущества". [Пророк ] спросил: " И ты подарил каждому твоему сыну то же, что подарил ан-Ну'ману? " Он ответил: " Нет". [Пророк сказал: " [В таком случае] попроси засвидетельствовать это кого-нибудь дру­гого" [1377]. Потом он спросил: " Будешь ли ты рад, [если все твои дети] ста­нут одинаково почтительно относиться к тебе? " Отец сказал: " Конечно" [Пророк ] сказал: " Тогда больше не [поступай так]! "»

Глава 7. О человеке, который предоставляет [что-либо ('умра) другому] человеку

1001 Передают со слов Джабира , что посланник Аллаха сказал: «Если любой человек предоставит [что-либо другому] человеку и его потомкам[1378] и скажет: " Я отдал это тебе и твоим потомкам [во владе­ние], пока будет жив [хоть] один из вас", [подарок] будет принадле­жать тому, кому это было подарено, и его потомкам и не вернётся к [дарителю], поскольку он сделал такой подарок, который передаётся по наследству».

1002 Передают со слов Джабира ибн 'Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха сказал: «Держите своё имущество у себя и не [расточайте] его[1379], ибо, если любой человек пре­доставит [что-либо ('умра) другому], это будет принадлежать тому, кто получит [такой дар], и его потомкам [независимо от того, останется он] в живых или умрёт».

 

21. КНИГА О ДОЛЯХ НАСЛЕДСТВА [1380]

Глава 1. Мусульманин не [должен становиться] наследником неверного, а неверный — наследником мусульманина

1003 Передают со слов Усамы ибн Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха ш сказал: «Мусульманин не [дол­жен становиться] наследником неверного, а неверный — наследником мусульманина».

Глава 2. Отдавайте [установленные] доли наследства тем, кто имеет право на их получение

1004 Передают со слов Ибн 'Аббаса, да будет доволен Аллах ими обо­ими, что посланник Аллаха сказал: «Отдавайте [установленные] доли наследства тем, кто имеет право на их получение, а то, что оста­нется, [следует отдать] ближайшему родственнику [покойного] муж­ского пола».

Глава 3. Наследство того, у кого нет ни детей, ни родителей

1005 Передают, что Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «[Однажды, когда] я был болен и [лежал] без сознания, меня навестил посланник Аллаха . Он совершил омовение (, вудуа потом меня полили водой, которую он использовал для омо­вения, и я пришёл в себя. [Очнувшись], я сказал: " О посланник Аллаха, [после моей смерти] моё наследство не достанется ни детям, ни роди­телям", после чего был ниспослан аят о наследстве».

[Шу'ба сказал]:

Я сказал Мухаммаду ибн аль-Мункадиру: [1381] «Они просят тебя вынести решение. Скажи: " Аллах вынесет для вас решение о том, кто умирает, не имея ни детей, ни родителей"» (4: 176), и он сказал: «[Этот аят] так и был ниспослан».

1006 Передают со слов Ма'дана ибн Абу Тальхи, что [однажды], про­износя в пятницу проповедь, 'Умар ибн аль-Хаттаб помянул пророка Аллаха и Абу Бакра , а потом сказал:

Поистине, после моей [смерти] я не оставлю ничего, что было бы для меня важнее [вопроса] о том, кто умирает, не имея ни детей, ни родителей. Ни о чём я не спрашивал посланника Аллаха [так часто, как об этом], и никогда он не говорил со мной так резко, [как в тех слу­чаях, когда я об этом спрашивал], а [однажды] он даже ткнул мне паль­цем в грудь и воскликнул: «О 'Умар, неужели тебе недостаточно летнего аята, который находится в конце [суры " Женщины" ]?!»[1382] И, поистине, [пока] я жив, я буду выносить [о подобных делах] такие решения, на ос­новании которых об этом сможет судить и тот, кто читает Коран, и тот, кто не читает его.

Глава 4. Последним был ниспослан аят о том, кто умирает, не имея ни детей, ни родителей

1007 Аль-Бара ибн 'Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что последней ниспосланной целиком сурой была сура «Покаяние»[1383], а последним ниспосланным аятом — аят о том, кто умирает, не имея ни детей, ни родителей[1384].

 

Глава 5. Имущество, оставшееся [после смерти владельца], принадлежит его наследникам

1008 Абу Хурайра передал, что, [когда] к посланнику Аллаха приносили покойного[1385], у которого был [неоплаченный] долг, он спрашивал: «[Достаточно ли средств] он оставил, чтобы отдать его долг?» — и, если ему говорили, что достаточно, [пророк ] совер­шал по нему заупокойную молитву. В противном случае он говорил: «Помолитесь за вашего товарища»[1386], когда же Аллах даровал [про­року достаточно средств], он сказал: «Я ближе к верующим, чем сами они к себе, и [поэтому, если] кто-нибудь [из них] умрёт, [оста­вив неоплаченный] долг, обязанность уплатить его будет лежать на мне, а если [человек] оставит какое-нибудь имущество, [пусть оно достанется] его наследникам».

22. КНИГА О ВАКФЕ [1387]

Глава 1. [Следует завещать в качестве] вакфа основу, а садаку [раздавать] с дохода

1009 Передают, что Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обо­ими, сказал: «Получив землю после [завоевания и раздела] Хайбара, 'Умар пришёл к пророку , чтобы посоветоваться с ним об этом, и сказал: " О посланник Аллаха, я получил землю в Хай- баре, и у меня никогда не было имущества, более ценного, чем [эта земля]. Что ты велишь мне делать с ней? " [Посланник Аллаха ] сказал: " Если хочешь, завещай в качестве вакфа её основу и давай садаку [за счёт того, что она будет тебе приносить]". И 'Умар стал давать садаку, [заявив], что [эту землю нельзя будет] ни продавать, ни покупать, ни завещать, ни дарить. [Что касается доходов, кото­рые она приносила, то] 'Умар [направлял их на оказание] помощи бедным, близким родственникам и путникам, на [освобождение] рабов, для [расходования] на пути Аллаха, а также для [приёма] гостей. Если же управляющий [таким имуществом] будет питаться [тем, что оно приносит], в пределах [разумного] или накормит своего друга, не получая [никакой иной прибыли], в этом не будет ничего дурного».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.