Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конфликт, чрезвычайная ситуация, кризис – к определению понятий






Вопросы к экзамену по Теории конфликтов и кризисов

 

1. Конфликт, кризис, чрезвычайная ситуация: определение и соотношение понятий.

2. Социально-психологические трактовки: теории агрессии, фрустрации, депривации.

3. Социально-структурные трактовки конфликтов. Структурные и институциональные факторы коллективного насилия.

4. Моделирование конфликтных и кризисных ситуаций, метод ивент-анализа. Система мониторинга политической стабильности региона.

5. Динамические теории: основные стадии развития конфликта.

6. Теория рационального выбора в исследовании конфликтного поведения.

7. Понятие конфликтного климата: продуктивный и деструктивный стили поведения. Способы формирования продуктивного стиля в процессе управления конфликтом и кризисом.

8. Урегулирование, разрешение и контроль над конфликтом.

9. Односторонние и двусторонние способы управления конфликтом и кризисом.

10. Третьесторонние способы управления конфликтом и кризисом

11. Переговоры и посредничество: основные характеристики, структура, роли, приемы.

12. Международные механизмы коллективной безопасности: исторический обзор.

13. ООН как система коллективной безопасности.

14. Асимметричные угрозы безопасности: природа, признаки, вызовы государственному управлению

15. Новые типы конфликтов в информационную эпоху: кибервойна и информационная война.

16. Новые типы конфликтов в информационную эпоху: сетевая война.

17. Терроризм: прошлое и настоящее.

18. Кризисный и чрезвычайный менеджмент: основные понятия, структура, акторы.

19. Особенности кризисной коммуникации: разработка и имплементация коммуникативного плана в организации.

20. ЧС катастрофического масштаба: отличительные особенности и проблемы ликвидации.

 

 

Политические кризисы и конфликты

 

Конфликт, чрезвычайная ситуация, кризис – к определению понятий

 

Кризисы и конфликты сопровождают всю историю человеческой цивилизации. Как подсчитали норвежские исследователи Н.Палмер и Г.Перкинс, с 3600 г. До н.э. человечество лишь около 300 лет жило в условиях мира, а все остальное время воевало, проведя 14, 5 тысяч войн общей продолжительностью более 26 тыс.лет, и заплатив за это в качестве прямых и косвенных потерь свыше 3, 5 млрд. человеческих жизней.[1] В среднем на земном шаре одновременно велось не менее трех войн в год, каждая из которых уносила около 240 тыс. человеческих жизней.

Меняется характер конфликтов: на фоне резкого снижения вероятности крупных межгосударственных столкновений (войн) возрастает роль внутренних политических конфликтов. Если в период с 1480 по 1945 г. из 278 больших войн 200 были межгосударственными, и лишь 78 – гражданскими, то в 1946-1965 гг. из 54 конфликтов лишь 16 были межгосударственными, а 26 – внутренними.[2]

Одновременно с этим, институты политической власти и государственного управления в современном мире сталкиваются с возрастающими рисками невоенных угроз и вызовов, приобретающих все более комплексный и глобальный характер, что в свою очередь обусловливает возрастающую вероятность наступления кризисов и чрезвычайных ситуаций. Террористическая атака 11 сентября 2001 года, эпидемии Острого Респираторного Синдрома (ОРС) и коровьего бешенства, цунами в акватории Индийского Океана и тайфун, опустошивший побережье Мексиканского залива США – вот лишь несколько актуальных примеров, иллюстрирующих масштаб тех проблем, которые призваны решать органы государственного управления, отвечающие за действия в условиях кризисов и чрезвычайных ситуаций. В перспективе, возникновение кризисов и чрезвычайных ситуаций подобного масштаба следует признать неизбежным, и их повторение есть лишь вопрос времени.

Государственные служащие и лица, принимающие политические решения вынуждены признать тот факт, что конфликты и кризисы потенциально могут иметь место в любой сфере их ответственности. Кризисные ситуации требуют с их стороны последовательных действий, направленных на восстановление общественного доверия и целостности управленческих механизмов, в то время как чрезвычайные ситуации могут также потребовать усилий, призванных ограничить масштабы ущерба для людей, их собственности и окружающей среды. Исторический опыт показывает, что чрезвычайные ситуации легко перерастают в политические кризисы и, в свою очередь, в политические конфликты там, где власть теряет контроль над развитием событий.

 

Природа кризисных ситуаций

«Кризис» - один из самых употребляемых (а порой и злоупотребляемых) терминов в современном политическом лексиконе. Некоторые авторы определяют термин «кризис», происходящий от греческого krisis (решение, приговор, решительный исход) и krinein (отделять, разделять), как решающий, поворотный момент в развитии некоторой человеческой деятельности.[3] Такое значение этого слова характерно для медицины, где оно характеризует переломный момент в процессе протекания болезни.

В большинстве словарей[4] кризис определяется как «ключевая точка», «поворотный момент», «резкое изменение», «крутой перелом». Таким образом, кризисная ситуация предполагает переход качественно иным формам отношений, механизмам регулирования, ценностным приоритетам.

Проблема, между тем, заключается в том, что определить наступление критического момента часто возможно лишь после того, как кризисная ситуация будет разрешена или прекращена. Так, в ходе Августовского путча 1991 года в СССР, критический момент был связан с отказом сил КГБ выполнить приказ о штурме Белого Дома. Это обстоятельство было идентифицировано в качестве переломного только после окончания драматических событий.

Другой подход к определению кризиса предполагает определение сущностных характеристик кризисной ситуации. Анализ различных внешнеполитических ситуаций показывает, что к числу таких характеристик можно отнести следующие:

· необходимость принятия действенных решений;

· восприятие угрозы лицами, принимающими решения;

· возрастание степени неопределенности, чрезвычайности обстоятельств и временных ограничений; а также

· ощущение того, что результаты развития событий будут иметь определяющее значение для будущего.[5]

Другими словами, лица принимающие решения воспринимают надвигающуюся угрозу, сопровождаемую ощущением запущенного таймера, неумолимо отсчитывающего оставшееся до катастрофы время. Вместе с тем, эти признаки характеризуют скорее реакцию лиц принимающих решение, чем природу самого кризиса.

Природу же кризисной ситуации характеризуют, по всей видимости, следующие признаки: кризис а) несет угрозы высокоприоритетным целям структуры, принимающей решения; в) ограничивает временные рамки ответных действий; и с) несет элементы неожиданности для лиц, принимающих решения.[6]

Выделяют также следующие признаки кризисной ситуации: [7]

- внезапность, неожиданность, быстрота, лавинообразность развития событий;

- нарастание возможностей резкого ухудшения ситуации;

- увеличение непредсказуемости развития ситуации;

- качественное снижение управленческих возможностей, и даже утрата управляемости.

При этом, признак неожиданности вовсе не указывает на отсутствие рутинизированных процедур анализа и управления подобными ситуациями. Скорее, он указывает на неспособность лиц принимающих решения предвидеть возникновение данной ситуации в конкретный момент времени и в конкретных обстоятельствах.

Данные характеристики кризисной ситуации исключают возможность обращения к углубленному стратегическому планированию как способу разрешения ситуации. Скорее, от лиц принимающих решения требуется оперативная оценка ситуации одновременно с анализом имеющихся средств и ресурсов для ее решения. Следующий шаг, связанный с аллокацией ресурсов, также сопровождается периодической переоценкой ситуации в целях корректировки предпринимаемых мер.

Несколько слов о типологии кризисных ситуаций. По масштабу кризисные ситуации могут быть локальными, региональными, национальными или международными. Например, природные катастрофы (наводнения, смерчи, землетрясения и т.д.) обычно приобретают локальный или региональный масштаб. Эпидемии могут достигать национальных и международных масштабов.

Кризисные ситуации также могут быть классифицированы по таким основаниям, как степень угрозы (высокая или низкая), степень неожиданности (высокая или низкая), и степень оперативности принятия решения.

Например, затянувшийся кризис с эпидемией СПИДа оценивается аналитиками как имеющий высокую степень угрозы для ценностных приоритетов общества и его благополучия. Этот кризис также является достаточно прогнозируемым (низкая степень неожиданности), ввиду известной природы возбудителей и симптомов данного заболевания.

Помимо названных измерений, кризисные ситуации могут различаться по степени полноты и/или достоверности информации. Так, управление в ситуациях природных катастроф нередко осложняется противоречивой и неполной информацией, поступающей из различных источников.

Слова кризисная ситуация и чрезвычайная ситуация часто используют как синонимы, однако с точки зрения государственного управления следует провести различие между ними.[8]

Чрезвычайной следует считать ситуацию, отклоняющуюся от нормы и требующую незамедлительных ответных действий, выходящих за рамки обычных рутинных процедур, с целью минимизации ущерба для граждан, собственности или окружающей среды.

Чрезвычайные ситуации могут иметь природный (стихийный), техногенный или гуманитарный характер (например, проблема беженцев, грубые нарушения прав человека).

В свою очередь, кризисной следует считать ситуацию, представляющую некоторый вызов общественным представлениям о должном положении вещей, традициям, ценностям, защищенности, безопасности или целостности государства. Признак кризиса приобретает проблемная ситуация, регулятивные меры в отношении которой назрели, при этом промедление с их реализацией чревато ущербом для интересов граждан, общества и государства.

Таким образом, ситуация чревата кризисом в тех случаях, когда 1) реакция государства воспринимается как слишком жесткая, эгоистическая, дискриминационная либо беспомощная, либо 2) действия государства представляются недостаточными.

Чрезвычайные и кризисные ситуации обладают некоторыми общими характеристиками в управленческом отношении, включая необходимость в упреждающих действиях и в координации обширного комплекса оперативных мероприятий и коммуникаций.

При этом, чрезвычайная ситуация может перерастать в кризисную в случае, если возникает ощущение того, что государство не способно контролировать ситуацию. Так например, эпидемия «куриного гриппа» (ОРС) в ряде стран Юго-Восточной Азии и Северной Америки (чрезвычайная ситуация) подняла серьезные вопросы по поводу эффективности государственной системы здравоохранения (кризис).

С другой стороны, кризисы не всегда начинаются с чрезвычайных ситуаций, и не обязательно представляют серьезную угрозу жизни и собственности граждан. Кризисы могут быть спровоцированы явными провалами в политике государства, неэффективностью регулятивных норм и программ (например, коррупционные скандалы в правительстве). С точки зрения государственного управления следует ясно понимать, что кризисные ситуации в решающей степени базируются на восприятии проблемы, вне зависимости от реальности либо кажимости данной проблемы. Ситуация способна скатываться в кризис по мере того, как ей приписываются подобные признаки средствами массовой информации, представительными органами власти, либо влиятельными группами интересов.

 

Природа политического конфликта

Этимология слова происходит от латинского conflictus, (столкновение). Близкие по смысловому значению слова: спор, борьба, конкуренция, напряженность, разногласия.

По подсчетам российского конфликтолога Д.М.Фельдмана, существует более 70 определений конфликта.Можно выделить общие положения и характеристики, разделяемые представителями разных научных дисциплин и подходов в изучении конфликта: [9]

1) Конфликт – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве (столкновении) сторон в целях его разрешения.

2) Конфликт имеет место между двумя и более сторонами, которые являются основными, или прямыми участниками (субъектами) конфликта. Кроме основных, бывают косвенные участники (третьи стороны), которые не принимают активных действий в конфликте, но поддерживают ту или иную сторону, либо оказывают содействие в урегулировании конфликта. С точки зрения управления конфликтами, значение имеет то обстоятельство, что далеко не всегда субъекты, или стороны конфликта – и прямые, и косвенные – очевидны.

3)Само по себе наличие тех или иных противоречий, различий, противоположностей – это необходимые, но недостаточные характеристики конфликта – последний начинается тогда, когда силы, являющиеся носителями противоречий, начинают взаимодействовать. Спектр конфликтных действий включает в себя выдвижение требований и обвинений, угрозы, ультиматумы, массовые акции, столкновения (в том числе вооруженные), и т.д..

4) Следующее понятие, которое часто встречается в теории конфликта – предмет конфликта, т.е. то, по поводу чего возникает конфликт между сторонами.
О.Холсти, проанализировав 77 международных конфликтов за период с 1919 по 1965 гг., выявил следующие типичные предметы конфликта: территориальные претензии, негативное отношение к режиму, наличие или отсутствие каких-либо прав или привилегий, националистические амбиции, имперские амбиции, распределение экономических ресурсов (например, проблемы рыболовства, коммерческого судоходства, налогового и тарифного регулирования и т.д.)
С точки зрения управления конфликтом, проблему может представлять ситуация, в которой стороны расходятся в понимании предмета конфликта. (так, в 1994 году, в преддверии т.н. Первой Чеченской войны, при обсуждении возможности переговоров по поводу урегулирования кризиса в Чечне федеральные власти России говорили о вопросе разоружения незаконных формирований на территории субъекта РФ, представители же Грозного настаивали на том, что предметом переговоров должен быть вопрос государственной независимости Чечни и невмешательства России в ее дела).

5) Следует также различать такие понятия, как интересы и позиции сторон конфликта. Принято считать, что интересы сторон носят объективный характер, и в силу этого могут не всегда и не в полной мере осознаваться участниками конфликта. Под позицией обычно понимается то, как участники формулируют свои интересы и цели, а также то, как стороны заявляют о них (артикулируют). Позиция может быть жесткой, если она сформулирована и заявлена в виде требований или ультиматумов, не допускающих иных вариантов, или мягкой, если позиция апеллирует к диалогу и совместному поиску решений, не исключает компромиссные варианты и уступки. Возможность управления конфликтом часто предполагает поиск неосознанных, неартикулированных интересов, либо изменение в их приоритетности в глазах того или иного участника, в целях преодоления (кажущейся) несовместимости позиций сторон.

6) Следует отметить, что по мере развития конфликта могут меняться не только его участники, но и предмет спора. Из этого следует, что конфликт никогда не бывает статичным. Он постоянно развивается фактически по всем параметрам, и именно факт развития, изменения конфликта открывает возможности для управленческого воздействия, урегулирования его. Суть управления конфликтом как раз и заключается в том, чтобы целенаправленно изменить параметры ситуации и сделать возможным нахождение мирного взаимоприемлемого решения. Вместе с тем, следует учитывать, что развитие конфликта может идти и по прямо противоположному пути – по пути ухудшения условий для его урегулирования.

Таким образом, конфликт представляет собой взаимодействие взаимозависимых сторон, в восприятии которых присутствуют несовместимые цели и вмешательство со стороны друг друга в процесс достижения этих целей.

Преимущество данного определения в том, что оно предполагает более четкий ракурс в сравнении с дефинициями, трактующими конфликт просто как разногласие, соперничество, либо как наличие несовместимых интересов. Наиболее значимой характеристикой конфликта здесь является его интерактивная природа (взаимодействие). Конфликты формируются и существуют в поведенческих акциях и ответных реакциях участвующих сторон. Конфликтное взаимодействие принимает различные формы, и каждая форма представляет особые проблемы и требует особого обращения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.