Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация Объединенных Наций как институт поддержания международной безопасности и мира.






Устав ООН определяет в качестве главной цели существования ООН «Поддержание международного мира и безопасности, посредством эффективных коллективных мер по предотвращению и устранению угроз миру, прекращению актов агрессии и других актов направленных против мира, а также посредством урегулирования международных споров и ситуаций, чреватых угрозой миру, в соответствии с принципами справедливости и международного права».

Конкретные меры, предпринимаемые ООН для достижения этой цели, определены Главами VI и VII Устава. Глава VI предполагает вынесение споров на обсуждение Совета безопасности или Генеральной Ассамблеи, с тем чтобы призвать стороны к разрешению их споров мирными средствами и рекомендовать им соответствующие процедуры и методы достижения согласия. Полномочия СБ в этом случае ограничены вынесением рекомендаций: мерное решение международных споров должно достигаться самими сторонами на добровольной основе.

Если мирные средства, упомянутые в Главе VI оказываются недостаточными, и спор грозит перерасти в конфликт, угрожающий международному миру и безопасности, вступает в силу Глава VII. В соответствии с ней, если СБ устанавливает «наличие какой-либо угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии», он может предпринять ряд мер принудительного характера в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности. В этом случае, СБ может начать с мер, предусмотренных Статьей 41, и не предусматривающих применение силы, включая «полное либо частичное прерывание экономических связей, а также железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и иных средств коммуникации, а также разрыв дипломатических отношений».

Если СБ решит, что меры предусмотренные Статьей 41 недостаточны, он может далее в соответствии со Статьей 42 предпринять «действия с применением воздушных, морских и наземных сил, необходимые для поддержания или восстановления международного мира и безопасности». Такие действия могут включать «демонстрации силы, блокады, и другие операции с применением воздушных, морских и наземных сил стран-членов ООН». Планы применения вооруженных сил должны разрабатываться СБ при содействии Военного Комитета ООН. Все члены ООН обязуются предоставить, в соответствии со специальными соглашениями, в распоряжение СБ вооруженные силы, объекты и техническое содействие, необходимые для решения поставленной задачи.

Меры предусмотренные Статьями 41 и 42 образуют ядро системы коллективной безопасности, предусмотренной Уставом ООН для поддержания международного мира и безопасности.

Ключевой особенностью этой системы является согласие пяти сверхдержав, постоянных членов Совета Безопасности ООН. Каждая из этих стран способна блокировать любое решение СБ с помощью вето. Они также контролируют Военный Комитет ООН, состоящий исключительно из представителей этих стран. Таким образом, система коллективной безопасности может работать только при полном согласии пяти держав. Проблема заключается в том, что в период Холодной войны это основополагающее условие никогда не имело место, ввиду напряженности во взаимоотношениях между членами СБ.

Невозможность применения основных положений Главы VII создала вакуум, который должен был быть заполнен. Ответом на эту потребность стала практика операций по поддержанию мира. Эта практика может апеллировать к Статье 40 Устава, которая определяет, что до обращения к акциям, предусмотренным Статьями 41 и 42, СБ может предпринять дополнительные меры с целью предотвращения обострения конфликтных ситуаций без какой-либо предвзятости в отношении прав, требований и позиций вовлеченных сторон.

 

Поддержание мира как форма управления конфликтом и кризисом не только не определена, но даже не упомянута Уставом ООН. Она была разработана применительно к ситуациям, в которых отсутствуют формальные признаки агрессии. Силы, осуществляющие такие операции, не имеют врагов, не стремятся одержать победу над кем-либо, и могут применять силу только в целях самообороны. Эффективность таких операций зависит от добровольной кооперации всех сторон.

Причины востребованности и популярности этого вида управления конфликтом кроются в природе современных международных отношений. Сегодня мы сталкиваемся с множеством конфликтных ситуаций, в которых ни одна из сторон не может рассчитывать на победу, и в то же время перспективы достижения мирных договоренностей между ними остаются сомнительными. Поддержание мира дает вполне достойный и низкозатратный выход из таких ситуаций.

В эпоху Холодной войны, технологии поддержания мира играли еще одну существенную роль: они применялись в наиболее политически чувствительных регионах мира, где угроза эскалации конфликта и вовлечения сверхдержав, обладающих ядерным оружием, была наиболее высока. Данная форма управления конфликтом позволяла выиграть время и подготовить почву для справедливых и мирных решений международных споров.

 

Операции по поддержанию мира по сути представляют собой вид сдерживающего действия (holding action), вовсе не заменяющего меры добровольного разрешения споров, предусмотренные Главой VI Устава ООН, а также меры принуждения, предусмотренные Главой VII, но скорее дополняющего цели и смысл этих статей. Таким образом, не предусмотренная Уставом ООН, практика поддержания мира является чисто эмпирической новацией, порожденной необходимостью. Сам термин «операции по поддержанию мира» получил признание в 1960-е годы, после того как соответствующая практика уже была успешно опробована.

Согласно определению, речь идет об операции с участием военного персонала, не обладающего полномочиями принудительного характера, учрежденной ООН в целях поддержания или восстановления мира в зонах конфликта.

Подобные операции могут принимать две основные формы: миссии наблюдателей и силы по поддержанию мира. В обоих вариантах, осуществление таких операций руководствуется рядом основополагающих принципов. Как правило, они учреждаются Советом Безопасности (в виде исключения Генеральной Ассамблеей) и осуществляются под руководством Генерального Секретаря. Для их осуществления требуется согласие правительства принимающей стороны, а также, как правило, остальных сторон конфликта. Необходимый военный персонал предоставляется странами-членами ООН на добровольной основе. Военные наблюдатели имеют невооруженный статус, в то время как военнослужащие сил ООН по поддержанию мира наделены легким оборонительным вооружением, однако они не уполномочены применять его иначе как в целях самообороны. Следующий принцип предполагает, что данные операции не должны быть связаны с вмешательством во внутренние дела принимающей стороны и не должны использоваться в интересах одной из сторон за счет других сторон в международных конфликтах, затрагивающих интересы стран-членов ООН. Этот последний принцип, вместе с неприменением силы, накладывают серьезные ограничения на организацию операции, однако имеют фундаментальное значение с точки зрения эффективности операции.

Следующим условием поддержания мира является широкий политический консенсус среди стран-членов в отношении его мандата, не только в момент принятия решения о проведении такой операции, но и в ходе ее осуществления. Ключевым элементом этого консенсуса является Совет Безопасности, чья постоянная поддержка имеет исключительное значение. Фундаментальное значение имеет также поддержка как со стороны государств или сторон, непосредственно заинтересованных в конфликтной ситуации, так и со стороны стран предоставляющих свои воинские подразделения в рамках операции.

Помимо поддержки, необходима также кооперация участников. В условиях, когда миротворцы практически лишены возможности принуждения, и применение силы возможно только в целях самообороны, любая заинтересованная сторона способна сорвать проведение операции.

Операция должна обладать четким мандатом, подкрепленным как согласием сторон, так и консенсусом в Совете Безопасности. Несоблюдение этого условия чревато многочисленными проблемами в ходе проведения операции, в результате чего задействованные силы могут оказаться вовлечены в действия, вызывающие противоречивые оценки.

Наконец, особенность большинства операций по поддержанию мира в том, что они в значительной степени представляют собой импровизацию. ООН сильно ограничена в своих возможностях – политических, административных и бюджетных, и ее действия зависимы от доброй воли стран-участников.

Как правило, операции по поддержанию мира применяются в отношении региональных конфликтов, потенциально угрожающих международному миру и безопасности, при этом нередко речь идет о зонах мира, в которых существует вакуум власти как следствие процесса деколонизации или распада прежних государственных общностей. Силы ООН по поддержанию мира выполняют роль третьей стороны, объективной и непредвзятой, способствующей установлению и сохранению перемирия, а также формированию буферной зоны между сторонами. Тем самым, они являются важным инструментом предотвращения эскалации региональных конфликтов, распространения их на большей территории и вмешательства внешних сил.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.