Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глобальный эволюционизм.






Историю становления эволюционных взглядов в науке до настоящего времени условно можно разбить на следующие этапы:

· Антиэволюционизм. Абсолютное отрицание каких-либо эволюционных изменений. Характерно для классической картины мира. В основе лежало представление, что Вселенная бесконечна во времени и пространстве.

· Локальный эволюционизм. Характерен для науки второй половины XIX начала XX веков. В этот период возможность самоорганизации вещества была доказанным эмпирическим фактом (биологическая эволюция, развитие космологических объектов), но все эволюционные процессы не рассматривались, как некоторые взаимосвязанные этапы развития Вселенной. Сама Вселенная признавалась бесконечной во времени, а все эволюционные процессы рассматривались как независимые случайно возникающие и затухающие в различных её частях.

· Глобальный (универсальный) эволюционизм (ГЭ). Представление о едином, последовательном процессе эволюции. Эта концепция оформилась в 80-е гг. ХХ в.

В концепции ГЭ Вселенная представляется в качестве развивающегося во времени природного целого. Вся история Вселенной от " Большого взрыва" до возникновения человечества рассматривается как единый процесс, в котором космический, химический, биологический и социальный типы эволюции имеют генетическую и структурную преемственность. Обоснованию ГЭ способствовали три важнейших современных подхода: теория нестационарной Вселенной, концепция биосферы и ноосферы, идеи синергетики.

Наряду со стремле­нием к объединению представлений о живой и неживой природе, со­циальной жизни и технике, одной из целей ГЭ явилось стремление интегрировать естественнонаучное, обще­ствоведческое, гуманитарное, а также техническое знание. В этом своем качестве концепция ГЭ претендует на созда­ние нового типа целостного знания, сочетающего в себе научно-мето­дологические и философские основания.

В понимании ГЭ важное значение имеет антропный принцип, который фиксирует связь между свойствами расширяющейся Вселенной и возможностью возникновения в ней жизни.

Свойства нашей Вселенной обусловлены наличием фундаментальных физических констант, при небольшом изменении которых струк­тура нашей Вселенной была бы иной, отличной от существующей. «Слабый» антропный принцип указывает: то, что мы ожидаем наблю­дать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для наше­го существования как наблюдателей. «Сильный» антропный принцип утверждает: Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей, она дол­жна обладать свойствами, позволяющими возникновение жизни и че­ловека. Из факта существования человека делается вывод о физичес­ких свойствах Вселенной, устанавливается определенное соотноше­ние между наличием жизни и человека и физическими параметрами Вселенной.

Химическая форма ГЭ прослеживает совокупность межатомных соединений и их превращений, происходя­щих с разрывом одних атомных связей и образованием других. В ее рамках изучаются различные классы соединений, типы химических реакций (например, радиационные реакции, реакции каталитического синтеза и пр.). Объяснение и предсказание новых видов химических соединений, возможность управления химическими реакциями, удовлетворение запросов, предъявляемых химии со стороны промышленности и про­изводства и осмысление негативных последствий в контексте глобальных планетарных процессов составило проблемный ряд химической формы ГЭ.

В рамках ГЭ большое внимание уделя­ется биологической эволюции. Эволюционные учения (Ламарк, Дар­вин и др.) воссоздавали картину естественного исторического измене­ния форм жизни, возникновения и трансформации видов, преобразо­вания биогеоценозов (экосистем) и биосферы. В XX в. возникла синтетическая теория эволюции, в которой был предложен синтез основных поло­жений эволюционной теории Дарвина, современной генетики и ряда новейших биологических обобщений.

Человечество как продукт естественной эволюции также подчиняется ее основным законам. Этап медленного, постепенного изменения обще­ства назван эволюцией социальной. Причем изменения, происходящие в обществе, осуществляются не одновременно и носят разнонаправ­ленный характер.

Важной в теории ГЭ становится проблема коэволюции, обозначающей согласованное существо­вание природы и человечества. Механизмы «врастания» человечества в природу включают в себя биологические, технические и социальные аспекты. Это сложное интегративное качество взаимодействий микро-, макрореальности и реальности глобального космического масш­таба, где один уровень накладывается на другой, видоизменяет под своим давлением третий и т.д. Человек неотделим от биосферы, он в ней живет и одновременно сам составляет ее часть. Реализация принципа коэволюции - необходимое условие для обеспечения его буду­щего. Коллективный разум и коллективная воля человечества долж­ны быть способными обеспечить совместное развитие (коэволюцию) природы и общества.

ГЭ пока еще находится на правах общенаучного подхода и расценивается специалистами как общенаучная стратегия синтетического осмысления разнообразных эволюционных концепций, выстраиваемых различными ветвями естествознания самостоятельно. Идеи ГЭ подпитываются из трех источников. Во-первых, труды философов, в которых реальность рассматривается с эволюционистских позиций, здесь следует указать такие труды как «Феноменология духа» Г.Гегеля; «Творческая эволюция» А.Бергсона; «Процесс и реальность» А.Н.Уайтхеда; «Феномен человека» П. Тейяр де Шардена; «Тектология» А.А.Богданова. Отдельно необходимо указать авторов важнейших обобщающих философско-естественнонаучных работ: К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, Н.Ф.Федорова. Во-вторых, труды биологов: Ч.Дарвина, К.Х.Уоддингтона, М.Рьюза, Р.Докинза, А.Лима-де-Фариа, В.Красилова, Н.Н.Иорданского, С.В.Мейена, Ю.В.Чайковского, В.И.Назарова, И. Ю.Попова, Л.П.Татаринова, А.И.Зотина, А.А.Зотина. В-третьих, сторонники ГЭ черпают свои идеи в трудах по системным исследованиям и трудам по синергетике: Э.Ласло, Э.Янча, И.Пригожина, И.Стенгерс, Л. фон Берталанфи, Н.Н.Моисеева, В.С.Степина, С.П.Курдюмова, В.И.Аршинова, Е.Н.Князевой, А.И.Алешина, Э.И.Колчинского, А.А.Крушанова, А.Б.Ушакова, В.А.Шукова.

Суть ГЭ, состоит в том, что все разнообразие сущего – от минералов до социума - пронизано единым эволюционным процессом, который проявляется по-разному: либо в процессах самоорганизации вселенной (Э.Янч, Н.Н.Моисеев), либо в единстве энергетических процессов, пронизывающих все уровни вселенной (Э.Ласло), либо в наследовании свойств предыдущего этапа, их развития, на последующем, например, геологических факторов, на уровне растительного существования (Лима-де-Фария). Некоторые исследователи ссылаются на антропный принцип, как на возможного кандидата, на роль принципа, объединяющего в объяснении этапы ГЭ (Ю.Балашов, А.В.Нестерук, В.В.Казютинский). Единства мнений среди исследователей нет. Однозначно принимается лишь системный подход к проблемам ГЭ, согласно которому, объектами изучения ГЭ являются системы, вне зависимости от того, на каком носителе они реализованы – астрономические, квантовые, биологические, минеральные, социальные – все системы одинаково подлежат универсальному обобщению-изучению в рамках ГЭ.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.