Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука как социальный институт






Наука – динамичная система объективно истинных знаний о существенных связях действительности, получаемых и развиваемых в результате специальной общественной деятельности и превращаемых благодаря их применению в непосредственную практическую силу общества. Наука выступает в качестве системы знаний, процесса получения нового знания, социального института, вида духовного производства.

Являясь формой закрепления и способом осуществления научной деятельности, наука выступает как социальный институт. Она включает в свой состав людей, которые образуют научные коллективы, организации, выполняющие общую функцию производства нового знания. Социальный институт науки начал складываться в Западной Европе в ХIV – ХVII столетиях, в период упадка феодализма и зарождения новых буржуазных ценностей. При этом влияние науки на социальную жизнь долгое время обнаруживалось, прежде всего, в сфере мировоззрения, в сфере – где до того в течение многих веков господствовала религия. С первых же шагов своей институционализации наука вступила в конфликтные отношения с религией.

Формирование устойчивой и признанной парадигмы в социологии науки связано с работами американского социолога Мертона. С его точки зрения, предметом этой дисциплины должна быть наука как социальный институт, т.е. как специфическая система норм и ценностей. Мертон выделил универсальные нормы науки, которые выполняют функцию императивов, задают ориентации членам научного сообщества, составляют основу их профессионального поведения. Эти универсальные нормы образуют этос науки. К их числу Мертон отнес " универсализм ", " коллективизм ", " бескорыстность " и " организованный скептицизм ". Позднее Б. Барбер дополнил этот набор " рационализмом " и " эмоциональной нейтральностью ".

Универсализм. Внеличностный характер научного знания, стремление к объективному знанию. Природа через ученых говорит – я такая. Имена значений не имеют. Полученное учеными знание универсально в смысле, независимо от пространства, времени, национальности и т.д.

Коллективизм. Плоды научного познания придают принадлежат всему научному сообществу и даже обществу. Вопрос интеллектуальной собственности не стоит пока ученый не изобретет продукт, технологию. Идеи не являются предметами интеллектуальной собственности. Научное знание – коллективная собственность. Ученый опирается на знания других ученых. Наука коллективна по своей природе.

Бескорыстность. Главная цель деятельности ученых – достижение истины. Истина – мотив деятельности. Истина – общественно значимая цель.

Организованныйскептицизм. Запрет на догматическое утверждение истины в науке, а напротив, вменяет в профессиональную обязанность критиковать коллег.

Рационализм. Наука стремится не только к истине, но и к доказательному логическому суждению. Критерии истины – разум, мышление.

Эмоциональнаянейтральность. Людям науки запрещено использовать эмоции при научном познании. Эмоции – это запрещенный аргумент в науке.

Эти императивы – идеалы. Наука рассматривается как идеальный объект, а не как реальные ученые могут себя вести.

В рамках концепции С.н., развитой Мертоном, развертывались исследования конкуренции и сотрудничества в научной работе, структуры сетей неформальных коммуникаций. Однако в 70-е годы развернулась острая критика этой парадигмы и в европейской, и в американской социологии. В этой критике показывалось, что Мертон опирался на неопозитивистский образ науки, что его универсалистская концепция не отражает социологических характеристик многих научных дисциплин.

Предметом " пост-мертоновской" социологии науки становится не столько анализ деятельности ученых, реализующих в своем поведении некие универсальные нормы, сколько изучение конкретных стандартов поведения, обусловленных консенсусом между различными представителями исследовательских групп. В центре внимания оказалось своеобразие стандартов поведения и исследовательских норм внутри конкретных научных сообществ.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.