Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Межуниверситетские информационные консорциумы






Проблема информационного обеспечения гуманитарных направлений на­уки и образования в России обостряется: сокращается объем закупки библио­теками научной литературы и периодики. По данным РФФИ, число отече­ственных научных журналов на 10 тыс. специалистов составляет в России 6, 8 (в Великобритании — 408, Франции — 203, Германии — 196, США — 162, Японии — 67)22. Особенно плохо с доступом к новейшей информации обсто­ят дела в провинциальных научных центрах. На этом фоне университетская профессура и студенчество выглядит даже предпочтительнее других категорий специалистов. Они лучше технически оснащены и подготовлены к использо-

вают все более широкий спектр информацион­ных услуг. Общий оборот средств на информа­ционные услуги с 1989 по 1994 г., например, в Германии возрос почти вдвое, а в них доля про­даж CD ROM возросла почти в семь раз — с 2, 1% до13, 4%; в Голландии с 1992 по 1994 г. общий оборот средств электронных информа­ционных услуг возрос в полтора раза." " Учитывая трудности подготовки, издания и рас­пространения печатной продукции, некоторые из­датели Англии, Франции, Германии, других стран приступили к выпуску литературы на CD ROM. У многих издателей складывалось впечатление, что это идеальный носитель информации, который в недалеком будущем полностью вытеснит бумагу. Проблемы современного книгоиздания и распро­странения, возникшие практически одновремен­но во многих странах в связи с распростране­нием новых технологий, ростом компьютерной грамотности, и в целом экспансией экранной культуры, вызвали особую озабоченность экспер­тов Совета Европы. Они пришли к выводу, что следует поощрять попытки издателей выпускать, наряду с бумажными, электронные версии пуб­ликаций. Что касается библиотек, то высказана рекомендация поощрять их использовать новые

***New Book Technology. Strasbourg: Council of Europe, 1996.

технологии не только в целях библиотечного обслуживания (использование электронных ката­логов, связь с каталогами других библиотек, ре­гистрация книговыдач), но и в целях создания благоприятных условий для распространения собственно электронных изданий.

Но если вести речь об этих последних, то явля­ется ли CD ROM главной и единственной надеж­дой издателей?

Развитие технологий показывает, что это лишь один из носителей и что будущее все же скорее за более гибкими и подвижными средствами ин­формации. За последние годы, по оценкам спе­циалистов, 10 тысяч новых пользователей полу­чили доступ к информационным продуктам в режиме on line, предлагаемым CompuServe. В одной Европе имеется не менее 25 миллионов подписчиков его программ, которые общаются между собой посредством Internet.

22 Юдина Т.Н., Журавлев СВ. Российский межуниверситетский ресурсный и аналитический центр по гуманитарным исследованиям // https://intra.rfbr.ru/pub/vestnik/V3_99/2_8.htm

ванию компьютерных технологий. Благодаря программе «Университетские центры Интернет» Института «Открытое общество», включившей 33 универ­ситета, усилиям правительства РФ, местных властей, научных фондов и за­рубежных организаций сегодня в региональных университетах создаются со­временные компьютерные комплексы. В частности, с 1994 г. Центр инфор­мационных исследований осуществляет проект Межуниверситетского информационного центра, функционирующего на базе Информационной си­стемы РОССИЯ. Его цель — построение электронной библиотеки по социаль­ной тематике федерального и регионального уровней. Базовый комплекс ис­точников составлен специалистами Центра социологических исследований МГУ в рамках проекта «Рабочее место социолога». В электронную базу дан­ных включены правовые документы, статистика, выборная статистика, веду­щие средства массовой информации в центре и регионах, справочные данные по системе власти федерального уровня и регионов, научные журналы, бюл­летени, вестники по гуманитарной тематике, аналитические материалы23.

Отечественные центры информации создаются по образцу зарубежных. На Западе давно поняли выгоды межуниверситетской интеграции усилий иши-роко практикуют новый тип учреждений — межуниверситетские консорциу­мы. Во всех странах создание межуниверситетских информационных струк­тур инициировалось самим университетским сообществом и осуществлялось

Опираясь на эти и другие данные, эксперты делают довольно сдержанный вывод: хотя новые информационные технологии предлагают ог­ромные возможности для рационализации ин­формационного обмена и экономии ресурсов, хотя количество обращений к электронной ин­формации растет, Европа находится лишь на подступах к информационному обществу. Теперь и в нашей стране выходят каталоги (они же — электронные базы данных) «Books in Print». Такие каталоги созданы во многих странах; с их помощью оптимизируется взаимное информи­рование издателей и книгораспространителей, да и конечных пользователей, усиливается про­ницаемость книжных рынков, в том числе для за­рубежных изданий.

Я уже упоминала о базах данных, содержащих­ся на CD ROM. Поделюсь некоторыми сообра­жениями о возможных путях распространения результатов отечественной науки на основании работы с такими базами данных, как Sociofile и Psychlit. Хотя в мире их существует множество — тематических, национальных и т.п., эти две — весьма полные и авторитетные. Доступ к ним имеется практически в каждом университете Западной Европы и Северной Америки. В них содержатся подробные библиографические описания и детальные (до 1, 5 страниц) аннотации журнальных, книжных публикаций, тезисов конфе­ренций по социологии, психологии и смежным

дисциплинам с 60-х гг. до последних месяцев. Эти базы данных формируются в Сан-Диего (США). Обращаясь к ним, я с неприятным удивлением заметила, что многие из известных мне отечествен­ных публикаций там не отражены никак. В ответ на мой запрос о том, почему в Sociofile не представлен ряд публикаций отечественных жур­налов, мне сообщили, что составители имеют не все комплекты этих журналов. Более того, про­смотрев присланный мне список, я поняла, что о некоторых журналах, весьма авторитетных и не первый год существующих («Социологический журнал», «Социология», «Политические исследо­вания», «Человек» и др.), там просто не знают. К сожалению, многие российские журналы не представлены в мировых базах данных о научных публикациях и как бы не существуют для мирово­го научного сообщества потому, что не имеют международного регистрационного номера ISSN (обязательного элемента библиографического описания в БД типа Sociofile), присвоением кото­рого ведает Книжная палата. Так что сколь бы за­мечательны ни были открытия, какими бы удиви­тельными данными ни оперировали авторы и как бы убедительно они их ни интерпретировали, за­рубежные ученые о них скорее всего не узнают. Или узнают слишком поздно и/или из вторых рук. Сокращено по источнику: Бутенко И.А. Новые технологии и судьба научных изданий // https:// intra.rfbr.ru/pub/vestnik/V3_97/BOUTENKO.ru.html

23 Юдина Т.Н., Журавлев СВ. Российский межуниверситетский ресурсный и аналитический центр по гуманитарным исследованиям // https://intra.rfbr.ru/pub/vestnik/V3_99/2_8.htm

на базе одного из крупных университетов, готового взять на себя ответствен­ность, располагающего техническими возможностями и коллективом специ­алистов, имеющего опыт создания ресурсов. В США и странах Западной Ев­ропы информационные структуры создавались благодаря грантам фондов.

Как показал опыт западных стран, для эффективного использования ком­пьютерных технологий в интересах образования и науки требуются новые фор­мы рациональной организации информационного комплекса. Создание совре­менной базы данных —вещь очень трудоемкая и дорогостоящая. Онане всегда по силам одному университету или исследовательскому центру. Нужны объе­диненные ресурсы — финансовые, кадровые, технические, информационные, формирование межуниверситетского информационного ресурса коллективного пользования — самый грамотный и экономный путь решения проблемы, осо­бенно в связи с массовым распространением интернет-технологий.

Объединение интеллектуальных ресурсов явно в интересах всего иссле­довательского сообщества, поскольку каждый ученый, занятый распахива­нием собственной научной делянки, изолирован от других, редко или недо­статочно общается с коллегами. Все его время и все усилия сосредоточены на углублении в одну единственную тему. У него нет возможности заниматься поиском информации о своих коллегах, поскольку это занимает не меньше времени, чем собственное исследование. Помочь ученым в их нелегком труде и призваны межуниверситетские информационные центры.

Организация коллективного пользования информационного ресурса осо­бенно актуальна для местных университетов (института, колледжа). Теперь они получили равные возможности доступа к современной информации, расширилась география и тематика исследований, получили развитие нетра­диционные методы анализа, активизировалась научная жизнь, стало разви­ваться сотрудничество университетов и организация совместных проектов.

Первый коллективный информационный центр (архив социальной ста­тистики) — Мичиганский межуниверситетский консорциум по социальным и политическим исследованиям — создали 26 университетов США в начале 1960-х гг. В 1970-е гг. аналогичные центры возникли во всех странах Запад­ной Европы. Здесь координирующую функцию выполняет Европейский консорциум по социальным и политическим исследованиям (существует на базе Университета графства Эссекс). Информация о научных проектах и исследованиях стекается со всех стран в единый центр, где она обрабатыва­ется, систематизируется, каталогизируется, получает легальный статус и ста­новится доступной региональным пользователям.

Помимо выполнения своих прямых обязанностей — объединения разроз­ненной информации и ее систематизации — консорциумы выполняют так­же роль коллективных учебных центров: преподают методику проведения сложных междисциплинарных исследований, организуют летние школы по компьютерным методам анализа социальных процессов, которые уже сегодня считаются наиболее престижными учебными курсами в мире, а также про­водят конференции и семинары. Эссекский и Мичиганский консорциумы были учреждены благодаря грантам американских фондов и поддерживаются ими до сих пор, хотя основной финансовый источник в настоящее время — взносы университетов. Важным финансовым источником, помимо взносов университетов, выступают информационные услуги на договорной основе, контракты с правительством на обработку и хранение архивов государствен-

ных учреждений. Мичиганский и Европейский консорциумы активно со­трудничают между собой и с консорциумами других стран, осуществляют обмен коллекциями. В начале 1990-х гг. межуниверситетские консорциумы организованы в Австралии, Новой Зеландии и Венгрии24.

Консорциумы заняты не только формированием, но и постоянным обнов­лением и расширением ресурсной базы за счет получения данных от государ­ственных структур, соглашений о сотрудничестве с владельцами массивов, при­обретения коллекций. Обработка массивов данных включает их систематизацию и классификацию, перевод в форматы, удобные для компьютерного анализа, подготовку библиографических указателей и каталогов, обеспечение электрон­ного доступа к ресурсам. Хранение архивных данных предполагает развитую инфраструктуру сопровождения. Она напоминает послепродажное обслужива­ние, развитое сегодня, например в автомобилестроении: магазин не только про­дает технику, но обеспечивает ее гарантийное обслуживание и ремонт, а если надо, то и обучение потребителя навыкам пользования техникой. Так и в ин­формационной инфраструктуре: консорциумы оказывают пользователям (чаще всего это исследователи) интернет-данных консультации и техническую помощь непосредственно (семинары, тренинги, курсы) и опосредованно (дистанцион­ное обучение, например, интернет-консультации, онлайн-конференции). По­мимо этого на плечи консорциума ложится нелегкая задача осуществления ко­ординации исследований и исследователей из разных стран мира. Координи­рующая деятельность консорциумов направлена на рациональное использовани е финансовых, технических, организационных и главное — интеллектуальных ресурсов в интересах всего исследовательского сообщества и включает монито­ринг ведущихся проектов в области социального анализа, сохранение отчетов и публикаций о результатах проектов, организацию совместных иследований, в том числе в рамках международных проектов.

Консорциум, в частности Мичиганский, организован на основе членства организаций; каждый университет, вступив в консорциум, получает право пользования ресурсами и услугами, которое распространяется на всех препода­вателей, исследователей, аспирантов и студентов. Университеты ежегодно вып­лачивают взносы, размер взносов колеблется от 2000 до 11 000 долл. и зависит от категории университета, числа студентов и преподавателей и наличия док­торских программ в области социологии. В 2000 г. членами консорциума явля­лись 325 университетов и колледжей США. В консорциуме существует нацио­нальное членство, когда в члены консорциума вступает один университет и представляет интересы всех других университетов страны. На условиях нацио­нального членства в 2000 г. в Мичиганский консорциум вступил Российский университетский информационно-исследовательского консорциум по соци­альным и гуманитарным наукам. Каждый университет назначает Официального представителя, который организует работу университета с ресурсами Консор­циума. Руководит Мичиганским консорциумом Совет консорциума, в Совет входят 12 ведущих ученых в области социологии, политологии, других обще­ственных наук, архивного дела. Совет определяет стратегию развития, опера­тивную деятельность консорциума осуществляет штат из 70 сотрудников25.

24 Юдина Т.Н., Журавлев СВ. Российский межуниверситетский ресурсный и аналитический центрпо гуманитарным исследованиям // https://intra.rfbr.ru/pub/vestnik/V3_99/2_8.htm

25 Опыт зарубежных университетов по созданию коллективных информационных структур // https://www.cir.ru/other-consortiums.htm

АРХИВ ИСТОРИИ ТРУДА В РОССИИ

Большую пользу социологу могут оказать не только современные элект­ронные архивы и библиотеки, но и стародавние, вполне традиционные со­брания документов. Об одном из них мы сейчас и поговорим.

«Архив истории труда в России» — периодически издававшийся в 1920-е гг. сборник архивных материалов об условиях труда и быта, оплаты и организации труда различных социально-экономических групп населения дореволюционной России, а также теоретические статьи, посвященные обобщению и анализу этих материалов. В частности, были опубликованы статьи И.М. Кулишера об истории русской промышленности (Архив истории труда в России. Пг., 1921, Кн. 1), и регламентации труда в кустарной промышленности в 40-х гг. XIX в. (Архив истории труда в России. Пг., 1922. Кн. 4.), Н. Рожкова об истории труда в Рос­сии (Архив истории труда в России. Пг., 1922. Кн. 5.4.1), Т. Шатилова об унич­тожении половничества в XIX столетии (Архив истории труда в России. Пг., 1922. Кн. 5. Ч. 1), В.Ю. Гессен об истории ремесленного труда в древней Руси (X—XV вв.) (Архив истории труда в России. Пг., 1922. Кн. 5.4.1), К. Пажитно­ва о заработной плате в горнозаводской промышленности при крепостном праве (Архив истории труда в России. Пг., 1922. Кн. 3) и трудовой дисциплине на фабриках при крепостном праве (Архив истории труда в России. Пг., 1922. Кн. 5. Ч. 1), В. Преснякова об институте закрепощения в императорской России (Архив истории труда в России. П., 1922. кн. 4.), В. Введенского об истории труда на Руси XVI—XVII вв. (Архив истории труда в России. Пг., 1922. Кн. 3.), В.Дру­жинина о роли старообрядцев в развитии промыслов (Архив истории труда в России. Пг., 1922. Кн. 4. Ч. 2) и др.

«Архив истории труда в России» являлся органом Ученой комиссии по ис­следованию истории труда в России, созданной при Петроградском совете профсоюзов по инициативе Ю. Гессена и Г. Цыперовича. В Комиссию вош­ли Ю. Гессен, И.М. Кулишер, С.Ф. Платонов, А.Е. Пресняков, А.С. Пути­лов, Е.В. Тарле, Г.В. Цыперович и представители культурно-просветитель­ного и экономического отделов Совета Профессиональных Союзов: заведующие архивных каталогов СВ. Фарфоровский и Л.М. Айзенберг; заведующие библио­графическим указателем А.И. Браудо и Ф.А. Вальтер; руководители изысканий в архивах: А.Л. Блек — фабрично-заводских; В.В. Колпенский — историко-революци­онном; О.Е. Корнилович — министерства народного просвещения; Г.Ф. Лапо — ми­нистерства внутренних дел; Н.А. Мурла-нов — сената; Н.С. Платонова — горного департамента и департамента таможен­ных сборов; Б.А. Романов — историко-экономических; А.В. Шебалов —государ­ственного совета, комитета министров и государственной думы.

В качестве своей ближайшей и отда­ленной цели Комиссия поставила разра-

ботку архивных материалов по истории труда и тех социальных групп, кото­рые живут «личным трудом» (их положение в рамках данного государствен­ного и общественного строя; экономические и культурные условия их быта); изучение основных форм производства и труда (фабрично-заводский, ремес­ленный и сельскохозяйственный); деятельность и жизнь трудящихся изуча­ются в «массовом проявлении». В числе первоочередных работ Комиссии значились: 1) составление архивных карточных каталогов, 2) составление библиографического карточного указателя (за период, начиная с XVI в.) по русским и иностранным источникам, 3) издание журнала «Архив истории труда в России». Систематический каталог архивных материалов строился на основании следующей концептуальной схемы:

А. Фабрично-заводский труд: Отдел первый. 1) Число рабочих: а) занятых в помещении и у себя на дому; б) свободных, крепостных и поссессионных.

2) Распределение рабочих по полу, возрасту, гражданскому состоянию, на­циональности, месту рождения. 3) Оплата труда — сдельная, повременная ииная; размер платы по отдельным категориям рабочих (натурой, деньгами)и сроки оплаты. 4) Продолжительность рабочего дня, перерывы; остановкапредприятия; прогулы рабочих, штрафование. 5) Условия питания (потребле­ние спиртных напитков); фабричные лавки. 6) Жилищные условия. 7) Сани­тарные условия труда; медицинская помощь. 8) Увечье и вознаграждениепотерпевшим. 9) Школы, грамотность среди рабочих. 10) Нарушение фаб­ричного законодательства; фабричная инспекция. 11) Профессиональноедвижение. Волнения среди рабочих; забастовки; локауты; причины их; сте­пень производительности рабочих; предъявляемые ими требования; резуль­таты. 12) Освобождение крепостных и поссессионных рабочих. Условия ос­вобождения. Отношение рабочих к освобождению. 13) Участие рабочих вобщеполитических движениях.

Отдел второй. 1) Юридическая форма предприятия (владелец). Условия воз­никновения предприятия. Роль русского и иностранного капитала. 2) Льготы, установленные правительством: пособия, заказы, монополия, беспошлинный провоз сырья, предоставление рабочих рук и пр. 3) Причины ликвидации пред­приятия. 4) Виды обрабатываемого сырья; его цена; место закупки; количество обрабатываемого сырья и выработки; изготовление изделий и их цены. 5) Сбыт: рынки, посредники, конкуренция и т.д. 6) Обработка: ручная, машинная. Виды рабочих машин и двигателей. 7) Изобретения в технике (в частности, русские самородки). 8) Раздача материала для обработки на дому у рабочих.

Б. Крестьянский труд: Часть первая. До 1861 года. 1) Помещичье хозяйство. Его размеры. Барская земля и крестьянские наделы. Потребительные и про­мышленные задачи. 2) Вотчинное управление. Вотчинный суд. Сельский мир.

3) Система хозяйства. Барщина и личные повинности. Размер и состав бар­щины (мужч., женщ., дети). Оброк — его размер, состав (денежный, натураль­ный). Порядок сбора и уплаты. 4) Состав и условия жизни крепостного насе­ления (дворовые, крепостные, ремесленники). Сравнительная зажиточность.Распространение просвещения (самородки). 5) Государственные повинности: подушная подать, рекрутчина, казенные работы (дорожные, подводные и др.повинности). 6) Продовольственное дело. Меры при неурожаях. 7) Крестьян­ское хозяйство. Степень обеспеченности скотом. Инвентарь. Система земле­делия. Покосы, лесные и др. угодья. Крестьянские ремесла, торговля, отхо­жие промыслы. Выход на оброк. Отпуск на волю. Выкуп. 8) Переселение.

Торговля людьми. Отдача в наем на сторону. 9) Правительственный и сослое ный (дворянских обществ) надзор за крепостными отношениями. Опека. «Пс ложения» о размере повинностей. Что было «нормой» их размера и вотчинны отношений? 10) Крестьянские волнения. Их мотивы. Требования крестьян.

Часть вторая. После 1861 года. 1) Освобождение крестьян. Выход на вы куп. Уставные грамоты. 2) Размер и состав надела (сенокосы, пастбища и пр 3) Выкупная оценка и выкупные платежи. Недоимки и рассрочка. Цена зем ли. Аренда: ее размеры и условия. 4) Отношение к помещикам. 5) Казенны и земские платежи и повинности. Недоимки и сборы. 6) Форма землеполъ зования. Система земледелия и его техника. Обеспечение скотом. 7) Промыс лы местные и отхожие. Переработка сельскохозяйственных продуктов. Кре стьянское ремесло. Кустарное ремесло. Условия сбыта на рынок. Местна сельская торговля. Ярмарки, базары, скупщики; организация оптового сбы та. Кулачество. 8) Дифференциация крестьянства по зажиточности. 9) Ар тели и кооперации. 10) Покупка земли крестьянами. Мобилизация, земель ной собственности. 11) Переселение. Земельная теснота. Деятельность кре стьянского банка. 12) Крестьяне в земстве. Земство в отношении к крестьяна! у Школы. Медицина. Ветеринария. Агрономия. 13) Сельское и волостное уп равление. Отношение к администрации волостного писаря. 14) Юридичес кая помощь населению. 15) Крестьянские волнения. Их мотивы и результа ты. 16) Крупное землевладение. Помещичье хозяйство. Сельскохозяйствен ные рабочие: условия найма, расплаты, быта. Арендные отношения. Аграр ные конфликты.

В. Ремесленный труд: 1) Техника производства (орудия, инструменты Размеры ремесленных предприятий. 2) Приобретение сырья. Сбыт готовы изделий непосредственно потребителю или же торговцу (комиссионеру). Со держание лавок. Продажа на базарах и ярмарках. 3) Экономическое положе ние мастера (доход, производительность труда, жилищные условия). 4) Подма стерья, их заработок и формы оплаты, производительность труда, отноше ния между подмастерьями и хозяевами. 5) Ученики; их обязанности; услови найма; способ обучения; производительность ученика. 6) Организация ре месла. Цеховая или ремесленная управа и ее деятельность. Внутренняя жизн (обряды, обычаи, выборы); прием и увольнение мастеров и подмастерье! 7) Монополия производства и сбыта, принадлежащая цеху. 8) Права подма стерьев (разрешение наниматься на фабрику и работать самостоятельно, по мимо хозяина). 9) Регламентация производства цехами. 10) Пожизненные временные члены цехов. 11) Подати и повинности, взимаемые с ремеслен ников. 12) Разрешение споров между ремесленниками. 13) Ремесленная шко ла. 14) Кооперативы (промысловые, кредитные).

РЫНОК






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.