Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования «программы воспитания и обучения в детском саду» к культуре речи детей






Программа детского сада предусматривает всестороннее развитие личности ребенка. Однако личность ребенка не может формировать­ся без постоянного общения его со взрослыми. Воспитатели должны научить детей выражать свои мысли чистым литературным языком, свободно пользоваться разговорной (диалогической) и монологи­ческой речью. Полноценная речь — необходимое условие успешного обучения в школе.

Развитие речи детей начиная с раннего возраста является одним из ведущих разделов образовательной работы в детском са­ду. Общение ребенка с окружающими формируется постепенно: оно включает понимание речи и активное пользование ею с учетом пра­вильного грамматического и фонетического оформления. На раз­ных возрастных этапах требования к речи детей предъявляются разные. Так, в 3—4 г. дети должны уметь повторять за воспитателем короткий рассказ (составленный по игрушке, картине, серии кар­тин), употреблять предложения с однородными членами, согласо­вывать слова в роде, числе, падеже; в 4—5 лет — самостоятельно составлять, небольшие рассказы, пересказывать несложные тексты, осознанно пользоваться словами с обобщающим значением; в 5— 6 лет — свободно строить простые и сложные по структуре пред­ложения и грамматически правильно оформлять их, употреблять конструкции с прямой и косвенной речью, рассказывать о предмете, картине, используя готовый план, а также составлять самостоятельно рассказ по заданной теме.

Воспитание звуковой культуры речи является составной ча­стью всей работы по развитию речи, которая проводится в детском саду. В «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» определены задачи этого важного раздела работы:

1. Формирование правильного звукопроизношения.

2. Выработка дикции.

3. Работа над правильным ударением.

4. Работа над грамматической правильностью речи.

5. Формирование темпа речи и качества голлса.

6. Воспитание выразительности речи.

7. Воспитание культуры речевого общения.

Все вышеперечисленные задачи решаются в каждой возрастной группе. При этом объем работы зависит от значимости той или иной задачи для данного возрастного этапа.

Так, начиная со второй младшей группы (4-й г. жизни) необ­ходимо учить детей четко произносить уже имеющиеся в их речи гласные и наиболее простые согласные звуки а, о, у, ы, и, э, м, н, б, п, д, т, г, х, к, в, тренировать артикуляционный аппарат и создавать предпосылки для появления шипящих звуков. Одновременно следует воспитывать умение вслушиваться в звучание слов, слышать'звуки в словах; развивать слуховое восприятие. Дети должны отвечать на за­нятиях громко, не торопясь, пользуясь правильной интонацией. Для развития устной речи с самого начала важна правильная постанов­ка дыхания. Надо учить ребенка координировать воздушную струю, правильно пользоваться силой голоса, управлять силой выдоха.

В средней группе (5-й г. жизни) требования к фонетическо­му оформлению речи и слуховому восприятию повышаются: в этот период дети усваивают произношение свистящих звуков с, з, ц шипящих ж, ш; соноров р, л; аффрикаты ч'. У ребенка формируют умение различать на слух твердые и мягкие звуки, определять наличие звука в слове, выделять в слове первый согласный звук (мак, рак), обращать внимание на последовательности звуков в слове.

В старшей группе (6-й г. жизни) продолжается работа над закреплением произношения всех фонем родного языка. На слух и в произношении дети различают группы звуков: шипящие и свистя­щие (ш, ж, с, с', з, з'), аффрикаты (ц, ч'), соноры (р, л).

В процессе формирования звуковой культуры речи решаются за­дачи выработки дикции и правильного фонетического ударения. Для дошкольников, особенно младшего возраста, нередко характер­ны смазанность, нечеткость речи, ошибки в ударении, поэтому в соответствии с «Программой...» уже во второй младшей группе уделяется внимание отработке дикции на материале стихотворе­ний, песен. В средней группе детей учат соблюдать нормы литератур­ного произношения. Это особенно важно в районах, где имеется диа­лектное произношение. Данная работа продолжается и в последую­щие годы. В старшей группе закрепление правильного и внятного произношения выдвигается уже как самостоятельная задача для занятий по развитию речи. Параллельно совершенствуют навыки регулирования силы голоса, темпа речи, интонационную вырази­тельность речи. В подготовительной к школе группе (7-й год жизни) автоматизируются навыки свободного использования в речи всех фо­нем родного языка, внятного произношения словосочетаний с вырази­тельной и естественной интонацией.

С первых дней пребывания в дошкольном учреждении необхо­димо приучать детей говорить достаточно громко и тихо, не то­ропясь и быстро в зависимости от ситуации общения, от содержа­ния высказывания.

В «Программе...» подчеркивается важность профилактической работы по охране голоса: воспитания у детей умений избегать крика, резких шумовых реакций, управлять силой голоса (на занятиях, в выступлениях отвечать достаточно громко, чтобы было слышно окружающим).

«Программа...» предусматривает участие детей в праздниках, развлечениях, инсценировках, играх-драматизациях. И здесь очень важна работа по выразительности речи. Детей постепенно при­учают передавать с помощью интонации различные чувства (ра­дость, грусть, тревогу и т.п.).

Важно на всех возрастных этапах воспитывать у дошкольников умение различать эмоциональную окраску речи окружающих.

Начиная с младшего возраста (и в последующих группах) на занятиях и вне учебной деятельности у детей формируют куль­туру речевого общения: ребенка учат смотреть во время разговора на собеседника, разговаривать спокойным, доброжелательным, вежливым тоном, следить во время общения за своей осанкой, избегать суетливых движений и т. д. Все это помогает выработать у детей определенные этические нормы поведения.

В свою очередь большое значение имеет правильное поведение самого воспитателя, которое является хорошим примером для подражания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.