Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восстановление голоса у детей






В условиях стационара логопед занимается с ребенком не­сколько раз в день по 8—10 мин. В домашних условиях родители выполняют задания логопеда ежедневно.

Вопросы методики восстановления голоса разработаны Е. В. Лав­ровой, С. Л. Таптаповой, О. С. Орловой и др. Коррекционно-логопедическая работа строится дифференцированно в зависимости от пато­логических проявлений каждого типа голосового расстройства. Од­нако начальным звеном всегда является психотерапевтическая бе­седа, основная цель которой — убедить ребенка в возможности восстановления голоса, установить с ним контакт, включить его в активную работу, разъяснив цели и задачи коррекции.

Далее проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика, лечебная физкультура.

В начальном цикле занятий используют несложные артикуляцион­ные упражнения (гимнастика языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба, кашлевые движения, «мычание» и пр.). Одновременно трени­руют длительное произнесение гласных звуков, фрикативных соглас­ных (ф, с, ш, х, в, з, ж), затем глухих и звонких взрывных (га, т, к, б, д, г). Особое внимание логопед обращает на четкость и силу артикуляционных движений. Собственно голосовые упражнения со­стоят из вызывания голоса, закрепления голоса и автоматизации процесса «голосоведения». Голос рекомендуется вызывать путем произнесения звука м и слога му, затем мум.

Основное сСдержание следующего периода — автоматизация по­лученного голоса путем произнесения слогов, фраз и отработка высо­ты, силы, модуляции голоса. Большую роль при этом играют вокаль­ные упражнения, которые начинают с гласного звука у.

Заключительный этап — введение вызванного голоса в повседнев­ное речевое общение.

Процесс восстановления голоса длится 3—4 мес. и более эффекти­вен в возрасте 3—4 лет.

При функциональных нарушениях голоса у детей логопедическая работа определяется тем, что приданном дефекте нет видимых ана­томических изменений в строении голосовых складок. Патологичес­кая симптоматика (гиперемия, набухание слизистой оболочки гор­тани) чаще носит временный характер и исчезает после лечения и ортофонических (голосовых) упражнений.

Основная задача логопедической работы при восстановлении функциональных нарушений голоса — преодоление стойкого фикси­рованного патологического рефлекса голосообразования. Поэтому проведение психотерапевтических бесед является необходимым зало­гом успеха в работе. Большое значение могут иметь демонстрация магнитофонных записей голосо, в детей до и после лечения, личные встречи и беседы с детьми, которые уже закончили курс логопеди­ческих занятий. Вслед за беседой ребенку назначают режим молча­ния на 10—14 дней, после чего начинаются коррекционно-логопеди-ческие занятия. Они включают артикуляционную и дыхательную гимнастику и голосовые упражнения. Артикуляционная гимнастика снимает напряжение с артикуляционного аппарата ребенка и спо­собствует более активному участию органов артикуляции в процессе голосообразования. Дыхательные упражнения развивают фонацион­ное дыхание, особенно удлиненный, сильный выдох.

У детей с функциональной афонией при попытках фонации появ­ляется звучный кашель, что значительно облегчает и ускоряет этап вызывания звука голоса. На имитации мычания, гласном у го­лос обычно вызывается уже на первом занятии. Далее голос автома­тизируется в слогах, словах, фразах со всеми гласными и сог­ласными.

При стойком нарушении голоса требуется более длительная логопедическая работа (иногда в течение месяца). И в этом случае прогноз обычно благоприятный.

Патологическая мутация также требует своевременного вмеша­тельства логопеда. Наиболее часто встречается затянувшаяся мута­ция, когда голос надолго приобретает высокое фальцетное звучание. Здесь основная задача логопедической работы — скоординировать деятельность артикуляционного, дыхательного и голосового аппара­та, фиксировать более низкое, ненапряженное положение гортани и поставить все звуки речи — как гласные, так и согласные — в этом новом положении.

Для достижения этих целей также проводятся артикуляцион­ная и дыхательная гимнастика, голосовые упражнения. Низкое поло-жжение гортани фиксируется при позевывании с открытом ртом, по­кашливании, имитации мычания с несколько наклоненной головой, произнесении на низких тонах гласных звуков, а также гласных в сочетании с согласными. В дальнейшем рекомендуется закрепить полученный голос в слогах, словах, фразах, самостоятельной речи, пении песен.

При восстановлении функциональных расстройств особую роль приобретают профилактика и гигиена голоса. Личная профилактика нарушений голоса складывается из создания определенных усло­вий быта, семьи, отдыха, режима жизни ребенка.

К числу профилактических мер при дисфонии относится запре­щение петь, громко декламировать и всячески перенапрягать голос. При остром начале заболевания важно дать полный покой голосу на 10—14 дней.

Особые условия необходимо соблюдать во время мутации. Пе­риод становления голоса требует внимательного, чуткого, тактич­ного отношения со стороны педагогов, родителей, так как пубертат­ный период протекает на фоне физических и психических изменений личности подростка. Мутация связана с быстрым ростом горта­ни. У мальчиков гортань увеличивается почти вдвое, у девочек — на одну треть. Соответственно изменяются и голосовые складки.

При разговоре и особенно пении голос мальчика неожиданно то срывается на высокие ноты, то начинает басить. Период мутации обычно длится 1, 5—2 г.

В этот период нужно щадить голосообразующий аппарат, не кри­чать, не петь громко, особенно в сырых или непроветренных, наку­ренных помещениях. Если наблюдаются частые срывы голоса, непри­ятные ощущения при фонации, следует обратиться к врачу — фониатру. После периода мутации голос обретает свою индивидуаль­ность и 25—30 лет остается неизменным. С возрастом в органах го­лосообразования начинаются атрофические изменения и он слабеет, изменяется его тембр. Лицам, профессия которых требует длительной голосовой нагрузки, рекомендуется специальная постановка речевого голоса, которая предохраняет от переутомления.

Нарушения голоса у детей дошкольного возраста очень важно предупреждать соблюдением профилактических мероприятий, заня­тиями дыхательной гимнастикой.

Родители и педагоги должны знать основные правила охраны дет­ского голоса. При возникновении нарушения голоса, особенно если оно принимает хронический характер, следует направить ребенка на консультацию к отоларингологу, а в случае необходимости — на занятия к логопеду.

Контрольные вопросы

1. Какие нарушения голоса возникают при перегрузке голосового аппарата?

2. Чем различаются функциональные и органические нарушения голоса?

3. Как уберечь детский голос от перенапряжения и расстройства?

Глава XIII. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.