Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Развитие фонематического восприятия.






    (О системе работы по развитию фонематического слуха см. в гл. II.)

    Дифференциация оппозиционных звуков и слогов проводится не только на слух, но и закрепляется в письменной речи. Формирование фонематического восприятия проводится с обязательным участием также и речедвигателъного анализатора. Поэтому одновременно с развитием фоне­
    матического слуха осуществляется и работа над звукопроизноше-
    нием.

    2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия звука). Иногда встречаются дети, у которых звукопроизношение оказывается сохранным. В таких случаях следует отрабатывать более четкую (почти утрированную) артикуляцию, чтобы включать речедвигательный анализатор. Кроме того, необ­ходимо помнить, что при нарушенном фонематическом слухе даже сохранные звуки не могут артикулироваться абсолютно четко.

    3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Работа по раз­витию фонематического восприятия переходит в работу по развитию навыков звукового анализа. Последняя проводится всегда на материале правильно произносимых детьми звуков. Основными видами этой работы являются:

    а) выделение из предложения слов, из слов слогов, а затем, и звуков. Такой анализ должен сопровождаться составлением схемы целого предложения (длинная черта — предложение, корот­кие черточки — слова, самые маленькие черточки — слоги, точки — звуки);

    б) дописывание недостающих букв, слогов;

    в) отбор слов по количеству слогов (в один столбик записываются односложные слова, в другой двусложные и т.д.);

    г) придумывание слов на заданный звук и запись их, подбор
    к каждому слову другого с оппозиционным звуком и т.д.

    4. Обогащение словарного запаса и развитие практического
    умения пользоваться им.
    Обычно этот этап начинают с того, что
    учат детей разным способам образования новых слов, например
    образованию слов с помощью различных приставок от одной гла­
    гольной основы (у-шел, при-шел, за-шел, пере-шел); с помощью од­
    ной приставки от разных глагольных основ (при-шел, при-нес, при-летел, при-бежал и т. д.). Другой вид словарной работы — под­бор однокоренных слов. Такая работа резко улучшает право­ писание безударных гласных, так как облегчает ребенку подбор проверочных (однокоренных) слов.

    На протяжении всех занятий расширяется, уточняется, закрепля­ется словарный запас детей. Главная задача — сочетать упражнения по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения и упражнениями в письме и чтении. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

    5. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям кар­тинок, распространение и сокращение предложений и т.д.

    6. Развитие связной речи, как устной, так и письменной.

    Занятия по устранению недостатков письма и чтения проводят­ся на протяжении всего учебного года. Необходимым условием их эффективности является развитие письменной и устной речи.

    Коррекция недостатков письма и чтения требует постоянных систематических занятий, отнимает у детей много сил и времени, в результате чего может снизиться общая успеваемость. Поэтому значительно легче и целесообразнее предупреждать нарушения письма и чтения, чем их преодолевать.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.