Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Глава X. Нарушения письма и чтения у детей






    Наряду с патологией устной речи существуют и нарушения письменной речи. Это нарушения письма и чтения.

    Понятно, что ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Но не о таких ошибках — закономер­ных, естественных — идет речь, когда имеют в виду патологию.

    Как известно, дети с нормальной речью на протяжении всего дошольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов. Однако у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов.

    Как показывают исследования Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой и др., готовность к звуковому анализу у логопа­тов-дошкольников почти в два раза хуже, чем у нормально го­ворящих детей. Поэтому дети с различными нарушениями речи обычно оказываются не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы.

    Дети с недостатками письма часто пишут так, что, не зная, что им было продиктовано, невозможно прочитать написанное. Например: «чипсы» (щипцы), «сукли» (чулки), «деваска на дя» (девочка Надя), «лука» (рука) (рис. 41).

    Однако такой взгляд на причины нарушений письменной речи определился сравнительно недавно. Первоначально, в конце XIX в., патологию письма и чтения рассматривали как одно из проявлений умственной отсталости (Т. Хеллер, И. Вольф).

    Впоследствии немецкий ученый А. Куссмауль в 1877 г. отка­зался от такой трактовки и определил нарушения письменной речи как самостоятельную аномалию, не связанную со снижением интеллекта.

    На рубеже XIX и XX вв. появляется новая теория, объясняю­щая дефекты письма неполноценностью зрительного восприятия. Сторонники этого подхода (В. Морган, П. Раншбург, X. Баштиан и др.) обозначили данный дефект термином «врожденная словесная слепота». Эта теория получила широкое распространение как в нау­ке, так и в практике. Согласно такому подходу методика преодоления недостатков письменной речи сводилась главным образом к упраж­нениям в запоминании начертаний букв путем списывания, вы­резывания, выпиливания, закрашивания, заштриховывания, подчер­кивания, лепки из пластилина и т. д.

    Подобная методика, направленная на механическую тренировку зрительного восприятия, оказалась неэффективной, и нарушения письма и чтения долгое время оставались непреодолимым дефектом.

    Затем, и начале XX в., была сделана попытка объяснить дефекты письменной речи нарушениями и других анализаторов. В соотистствии с этим дисграфию подразделяли на оптическую, акустическую, моторную, идеомоторную (К- Н. Монахов).

    Однако уже в то время появились исследователи, которые возра­жали против такого толкования дисграфии, например английский ученый С. Ортон. Он указывал, что при неспособности к письму трудности наблюдаются иногда только в отношении отдельных букв, но главной помехой приобретения навыков правильного письма он считал невозможность комбинировать буквы в известной после­довательности, составлять из букв слова.

    Впоследствии, в 30-х гг. XX в., появился более прогрессивный взгляд на недостатки письма, связывающий их с дефектами произношения. Эта теория принадлежит нашим советским ученым Ф. A. Pay, М. Е. Хватцеву, Н. Н. Трауготт, А. Я. Яунберзинь и др. По этой теории дисграфия определяется как «косноязычие» в письме, в результате которого возникают специфические затруд­нения при овладении письмом. Предполагалось, что при исправ­лении дефектов звукопроизношения исчезают и нарушения письма. Однако практика показала, что коррекция произношения в боль­шинстве случаев не обеспечивает устранения нарушений письма и чтения.

    Кроме того, часто нарушения письма отмечались и у детей, которые правильно произносили все звуки.

    В исследованиях Р. М. Боскис и Р. Е. Левиной было выдвинуто предположение, что в преобладающем большинстве нарушения письменной речи являются проявлением недоразвития фонемати­ческого восприятия — пониженной способности детей с нормаль­ным слухом улавливать звуковые отношения, составляющие систе­му фонем родного языка.

    Так была выдвинута и научно обоснована причина дисграфии и дислексии — фонематическое недоразвитие.

    Эта точка зрения на нарушения письма и чтения в дальнейшем не только получила полное подтверждение, но и развивалась в последующих работах Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой, А. К. Марковой, Г. И. Жаренковой и др. В исследованиях вышеуказанных специалистов нарушения письма и чтения трак­туются в соответствии с системным подходом к патологии речи как проявлению речевого недоразвития.

    Прежняя тенденция.— рассматривать нарушения письменной речи как самостоятельную аномалию, не связанную с развитием устной речи, была признана ошибочной.

    Экспериментально было доказано также и то, что у детей-дисграфиков и дислексиков нет затруднений при усвоении зри­тельно-пространственного расположения букв в слове, так как все они правильно списывают предъявляемые тексты.


    Итак, в настоящее время установлено, что нарушения письм;: и чтения у детей возникают в результате отклонений в развитии устной речи: несформированности в полной мере фонематического восприятия или, что бывает чаще, недоразвития всех ее компонентов (фонетико-фонематического и лексико-грамматического).

    Такое объяснение причин нарушений письменной речи у детей прочно утвердилось в советской логопедии. Оно принято также боль­шинством зарубежных исследователей (С. Борель-Мэзонни, Р. Беккер и др.).






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.