Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация нарушений речи






Известно, что нарушения речи носят многообразный характер в зависимости от их степени, от локализации пострадавшей функ­ции, от времени поражения, от выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием ведущего дефекта.

Поскольку речевые нарушения долгое время оставались пред­метом изучения дисциплин медико-биологического цикла, большое распространение получила клиническая классификация речевых на­рушений (М. Е. Хватцев, Ф. A. Pay, О. В. Правдина, С. С. Ляпи­девский, Б. М. Гриншпун и др.). В основе клинической класси­фикации лежит изучение причин (этиологии) и патологических проявлений (патогенеза) речевой недостаточности. Выделяются раз­личные формы (виды) речевой патологии, каждая из которых имеет свою симптоматику и динамику проявлений. Это нарушения голоса, нарушения темпа речи, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия, нарушения письма и чтения (аграфия и дисграфия, алексия и дислексия). В соответствии с особенностями нарушения для каждой формы разработаны приемы и методы коррекционно-логопедической работы.

В настоящее время у нас в стране в качестве основы для комплек­тования специальных логопедических учреждений и для использо­вания фронтальных методов воздействия применяется психо­лого-педагогическая классификация речевых на­рушений. Oнa разработана Р. Е. Левиной и основана на выделении прежде всего тех признаков речевой недостаточности, которые важ­ны для осуществления единого педагогического подхода.

На основе психолингвистических критериев — нарушения язы­ковых средств общения и нарушения в применении средств общения в процессе речевой коммуникации — дефекты речи делятся на две группы. К первой группе относятся следующие нарушения: фонети­ческое недоразвитие; фонетико-фонематическое недоразвитие; об­щее недоразвитие речи.

Ко второй группе относится заикание, при котором основой дефекта является нарушение коммуникативной функции речи при сохранении языковых средств общения.

Психолого-педагогическая классификация открыла широкие возможности для внедрения в логопедическую практику научно обоснованных фронтальных методов коррекционного воздействия на нарушенную речь и другие психические функции детей дошколь­ного и школьного возраста. С точки зрения психолого-педагогической классификации наиболее значимым является вопрос о том, какие именно компоненты речевой системы затронуты, недоразвиты или нарушены. Придерживаясь этого подхода, педагог имеет возмож­ность четко представить направление коррекционного 'обучения в каждой категории дефектов: при общем недоразвитии речи, при фонетико-фонематическом недоразвитии, при недостатках произно­шения звуков.

Каждая группа дефектов в свою очередь различается по форме (природе) нарушения и степени его выраженности.

Клиническая и психолого-педагогическая классификации нару­шений речи взаимно дополняют друг друга.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.