Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль слуха и зрения в развитии речи детей






Речь ребенка правильно формируется только тогда, когда раз­вивающаяся вторая сигнальная система постоянно поддержива­ется конкретными импульсами первой сигнальной системы, от­ражающей реальную действительность. Первая сигнальная система обладает сигналами, образующими чувства.

Для развития речи ребенка очень важным является его полно­ценный слух. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка. Первая реакция на звук проявляется у ребенка расширением зра-чков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ре­бенка большую роль начинает играть слух.

Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные зву­косочетания и связывает их с определенными предметами или дей­ствиями (тик-так, иди-иди, дай-дай).

В возрасте 7—9 мес. малыш начинает подражать звукам речи окружающих. А к году у него появляются первые слова.

Таким образом, ребенок овладевает умением подчинять дея­тельность своего артикуляционного аппарата сигналам, поступаю­щим от слухового анализатора. При помощи слуха малыш восприни­мает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произно­шение.

Исследования Л. В. Неймана и В. И. Бельтюкова показали, что даже при относительно небольшом снижении слуха (не превышаю­щем 20—25 Дб) возникают затруднения в восприятии некоторых звуков (многих согласных, безударных окончаний слов и т. п.). Та­кое понижение слуха, возникшее до начала процесса развития ре­чи или в самом его начале, приводит, как правило, к общему недора­звитию речи (когда начинает нарушаться произношение звуков, не раз­вивается в полной мере словарный запас и грамматический строй).

У глухих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них появляется так же, как и у нормально слышащих детей. Но он не получает подкрепления со стороны слу­хового восприятия и поэтому постепенно угасает. В таких случаях без специального педагогического воздействия речь детей не раз­вивается.

Слух человека приобрел в процессе онтогенеза особое свой­ство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). (Этим он отличается от слуха животных.) В раннем детстве ребенок воспри­нимает звуки, слоги и слова окружающих нечетко, искаженно. Поэ­тому дети смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь. Очень часто дети не замечают своего неправильного произношения, поэтому оно становится привычным, стойким и преодолевается впо­следствии с большим трудом.

Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно с формированием произношения. Обычно к 4 г. ребенок овладевает умением различать на слух все фонемы родного языка.

Зрение также имеет существенное значение в развитии речи детей. Важная роль зрительного анализатора в возникновении речи и ее восприятии подтверждается тем, что слепые от рождения дети начинают говорить значительно позже. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говорящих, пытается повто­рять их, хорошо подражает утрированным артикуляционным дви­жениям. процессе развития ребенка между анализаторами слуховыми, зрительными и другими возникает система условных связей, кото­рая постоянно развивается и укрепляется повторяемыми связями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.