Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Базовые компетентности педагога- воспитателя




Базовые компетентности Педагога - воспитателя Характеристики компетентности Показатели оценки компетентности
       
I.Личностные качества
1.1 Вера в силы и возможности обучающихся Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога – раскрывать потенциальные возможности ученика. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности ученика есть отражение любви к обучающемуся. По иному можно сказать, что любить ребенка, значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности. -умение создавать ситуации социального успеха; - осуществлять грамотное педагогическое оценивание поступков и поведения; - уметь находить положительные качества у каждого ребёнка, грамотно позиционировать его среди других, опираясь на эти качества; - уметь разрабатывать программы развития ученика в его индивидуальном проявлении.
1.2 Интерес к внутреннему миру ребёнка Интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знания их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности - Умение составить устную и письменную характеристику воспитанника, отражающую разные аспекты его внутреннего мира - Умение выявлять индивидуальные предпочтения, интересы - Умение построить индивидуальную воспитательную программу - Умение показать значение и смысл того или иного поступка в системе межличностных отношений
1.3 Открытость к принятию позиции воспитанников Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции. - Убеждённость, что истина может быть не одна, и поведение ученика объясняется разными причинами - Интерес к мнению воспитанников - Учёт различных точек зрения в процессе воспитания
1.4 Общая культура Определяет характер и стиль воспитательной деятельности. Определяет позицию педагога в глазах воспитанников. Невозможно осуществлять воспитательный процесс, не пользуясь уважением воспитанников - Воспитатель должен быть личностью, вызывающей уважение воспитанников. - Ориентация в проблемах внутреннего мира ребёнка - Ориентация в системе межличностных отношений
1.5 Эмоциональная устойчивость Определяет характер отношений в воспитательном процессе. Помогает избегать конфликтов, способствует объективной оценке воспитанников - Сохранит спокойствие в конфликтных ситуациях - Не теряет способности объективно оценивать поведение воспитанников - Не стремится избежать эмоционально- напряжённых ситуаций
1.6 Позитивная направленность на воспитательную деятельность Позволяет осуществлять образовательный процесс в единстве обучения и воспитания - Осознаёт свои возможности, уверен в собственных силах -Доминирует позитивное настроение - Испытывает удовлетворение от воспитательной деятельности - Высокая профессиональная самооценка
II Постановка целей и задач в воспитательном процессе
2.1 Умение поставить цели воспитания по отношению к коллективу и конкретному ученику Определяет целенаправленность всего воспитательного процесса - Владение методами диагностики проблемных ситуаций в коллективе и у каждого воспитанника - Владение методами перевода проблемных ситуаций в поступок
2.2 Умение ставить воспитательные цели сообразно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников Данная компетенция является конкретизацией предыдущей - Знание возрастных проблемных ситуаций - Владение методами организационного поведения, направленными на разрешение проблемных ситуаций с учётом конкретного возраста
III Мотивация поведения (поступков)
3.1 Умение провести психологический анализ поступка (поведения) воспитанника с правильных позиций Данная компетенция позволяет обеспечить рефлексию воспитанником нравственной стороны своего поведения, увидеть себя со стороны, пробудить совесть воспитанника - Знание интересов, потребностей воспитанников - Умение определить социальный статус воспитанника - Демонстрация последствий того или иного поступка, поведения
3.2 Компетентность в педагогическом оценивании Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания воспитанником нравственной основы своего поведения - Знание многообразия оценок в воспитательном процессе - Владение приёмами различного вида и типов оценивания
3.3 Умение создать положительное эмоциональное сопровождение конкретных поступков Правильное воспитание, - говорил ещё Платон, - заключается в том, чтобы наслаждение и страдание доставляло что следует. - Умение вызвать правильные чувства при анализе поведения, оценке поступков других, чтении художественной литературы и т.д.
IV Информационная компетентность
4.1 Компетентность в предмете воспитания Знание внутреннего мира ребёнка как основа воспитания - Знание жизненного пути воспитанника - Знание семейной обстановки - Знание травмирующих ситуаций - Умение установить социальный статус воспитанника Умение определить, что доставляет воспитаннику удовольствие и страдание
4.2 Компетентность в методах воспитания Обеспечивает возможность формирования нравственной личности -Знание нормативных методов и методик - Умение применить нормативные методы к конкретному случаю - Наличие своих «находок» и методов воспитания  
4.3 Компетентность в субъективных условиях воспитания Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации воспитательного процесса - Знание индивидуальных особенностей учеников - Владение методами диагностики индивидуальных особенностей воспитанников
4.4 Умение вести самостоятельный поиск информации Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности. Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых педагогических технологий предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск. -Профессиональная любознательность; -Умение пользоваться различными информационно– поисковыми технологиями; -Использование различных баз данных в образовательном процессе.  
V Разработка программ воспитательной работы и принятие решений в воспитательном процессе
5.1 Умение разработать программу воспитания для конкретного воспитанника, коллектива Умение разработать воспитательную программу является базовым, интегрирующим другие компетентности - Знание существующих и используемых на практике воспитательных программ -Наличие персонально разработанных программ, их эффективность Обоснованность используемых воспитательных программ
VI Компетенции в организации воспитательной деятельности
6.1 Компетентность в установлении доверительных отношений с воспитанниками Является основой работы по воспитанию - Быть личностью - Знать учеников - Готовность к сотрудничеству
6.2 Компетентность в педагогическом оценивании Добиться понимания учебного материала – главная задача педагога. Этого понимания можно добиться путем включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений и путем демонстрации практического применения изучаемого материала. - Знание того, что знают и понимают ученики; - Свободное владение изучаемым материалом; - Осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных знаний обучающихся; -Демонстрация практического применения изучаемого материала; Опора на чувственное восприятие.
6.3 Компетентность в создании воспитывающих условий Создание таких условий должно гарантировать нравственное поведение - Умение соотнести нравственную проблему с условиями, при которых она может быть разрешена - Разбираться в условиях, обеспечивающих желательный поступок

 

Как и в стандарте педагогической (учебной) деятельности при анализе компетенций, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, мы исходим их интересов ученика, его устремлений, проблем, социального статуса, эмоционального переживания. Мы видим, что компетентность в воспитательном процессе тесно связана с компетентностью в обеспечении учения. Но в воспитательном процессе на первый план выходят: внутренний мир ученика, наличие конфликтов, социальный статус учеников, воспитание совестливого человека, личность учителя.



Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.