№
| Базовые компетентности
Педагога - воспитателя
| Характеристики компетентности
| Показатели оценки компетентности
|
|
|
|
|
I.Личностные качества
|
1.1
| Вера в силы и возможности обучающихся
| Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога – раскрывать потенциальные возможности ученика. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности ученика есть отражение любви к обучающемуся. По иному можно сказать, что любить ребенка, значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности.
| -умение создавать ситуации социального успеха;
- осуществлять грамотное педагогическое оценивание поступков и поведения;
- уметь находить положительные качества у каждого ребёнка, грамотно позиционировать его среди других, опираясь на эти качества;
- уметь разрабатывать программы развития ученика в его индивидуальном проявлении.
|
1.2
| Интерес к внутреннему миру ребёнка
| Интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знания их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности
| - Умение составить устную и письменную характеристику воспитанника, отражающую разные аспекты его внутреннего мира
- Умение выявлять индивидуальные предпочтения, интересы
- Умение построить индивидуальную воспитательную программу
- Умение показать значение и смысл того или иного поступка в системе межличностных отношений
|
1.3
| Открытость к принятию позиции воспитанников
| Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции.
| - Убеждённость, что истина может быть не одна, и поведение ученика объясняется разными причинами
- Интерес к мнению воспитанников
- Учёт различных точек зрения в процессе воспитания
|
1.4
| Общая культура
| Определяет характер и стиль воспитательной деятельности. Определяет позицию педагога в глазах воспитанников.
Невозможно осуществлять воспитательный процесс, не пользуясь уважением воспитанников
| - Воспитатель должен быть личностью, вызывающей уважение воспитанников.
- Ориентация в проблемах внутреннего мира ребёнка
- Ориентация в системе межличностных отношений
|
1.5
| Эмоциональная устойчивость
| Определяет характер отношений в воспитательном процессе. Помогает избегать конфликтов, способствует объективной оценке воспитанников
| - Сохранит спокойствие в конфликтных ситуациях
- Не теряет способности объективно оценивать поведение воспитанников
- Не стремится избежать эмоционально- напряжённых ситуаций
|
1.6
| Позитивная направленность на воспитательную деятельность
| Позволяет осуществлять образовательный процесс в единстве обучения и воспитания
| - Осознаёт свои возможности, уверен в собственных силах
-Доминирует позитивное настроение
- Испытывает удовлетворение от воспитательной деятельности
- Высокая профессиональная самооценка
|
II Постановка целей и задач в воспитательном процессе
|
2.1
| Умение поставить цели воспитания по отношению к коллективу и конкретному ученику
| Определяет целенаправленность всего воспитательного процесса
| - Владение методами диагностики проблемных ситуаций в коллективе и у каждого воспитанника
- Владение методами перевода проблемных ситуаций в поступок
|
2.2
| Умение ставить воспитательные цели сообразно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников
| Данная компетенция является конкретизацией предыдущей
| - Знание возрастных проблемных ситуаций
- Владение методами организационного поведения, направленными на разрешение проблемных ситуаций с учётом конкретного возраста
|
III Мотивация поведения (поступков)
|
3.1
| Умение провести психологический анализ поступка (поведения) воспитанника с правильных позиций
| Данная компетенция позволяет обеспечить рефлексию воспитанником нравственной стороны своего поведения, увидеть себя со стороны, пробудить совесть воспитанника
| - Знание интересов, потребностей воспитанников
- Умение определить социальный статус воспитанника
- Демонстрация последствий того или иного поступка, поведения
|
3.2
| Компетентность в педагогическом оценивании
| Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания воспитанником нравственной основы своего поведения
| - Знание многообразия оценок в воспитательном процессе
- Владение приёмами различного вида и типов оценивания
|
3.3
| Умение создать положительное эмоциональное сопровождение конкретных поступков
| Правильное воспитание, - говорил ещё Платон, - заключается в том, чтобы наслаждение и страдание доставляло что следует.
| - Умение вызвать правильные чувства при анализе поведения, оценке поступков других, чтении художественной литературы и т.д.
|
IV Информационная компетентность
|
4.1
| Компетентность в предмете воспитания
| Знание внутреннего мира ребёнка как основа воспитания
| - Знание жизненного пути воспитанника
- Знание семейной обстановки
- Знание травмирующих ситуаций
- Умение установить социальный статус воспитанника
Умение определить, что доставляет воспитаннику удовольствие и страдание
|
4.2
| Компетентность в методах воспитания
| Обеспечивает возможность формирования нравственной личности
| -Знание нормативных методов и методик
- Умение применить нормативные методы к конкретному случаю
- Наличие своих «находок» и методов воспитания
|
4.3
| Компетентность в субъективных условиях воспитания
| Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации воспитательного процесса
| - Знание индивидуальных особенностей учеников
- Владение методами диагностики индивидуальных особенностей воспитанников
|
4.4
| Умение вести самостоятельный поиск информации
| Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности.
Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых педагогических технологий предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск.
| -Профессиональная любознательность;
-Умение пользоваться различными информационно– поисковыми технологиями;
-Использование различных баз данных в образовательном процессе.
|
V Разработка программ воспитательной работы и принятие решений в воспитательном процессе
|
5.1
| Умение разработать программу воспитания для конкретного воспитанника, коллектива
| Умение разработать воспитательную программу является базовым, интегрирующим другие компетентности
| - Знание существующих и используемых на практике воспитательных программ
-Наличие персонально разработанных программ, их эффективность
Обоснованность используемых воспитательных программ
|
VI Компетенции в организации воспитательной деятельности
|
6.1
| Компетентность в установлении доверительных отношений с воспитанниками
| Является основой работы по воспитанию
| - Быть личностью
- Знать учеников
- Готовность к сотрудничеству
|
6.2
| Компетентность в педагогическом оценивании
| Добиться понимания учебного материала – главная задача педагога. Этого понимания можно добиться путем включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений и путем демонстрации практического применения изучаемого материала.
| - Знание того, что знают и понимают ученики;
- Свободное владение изучаемым материалом;
- Осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных знаний обучающихся;
-Демонстрация практического применения изучаемого материала;
Опора на чувственное восприятие.
|
6.3
| Компетентность в создании воспитывающих условий
| Создание таких условий должно гарантировать нравственное поведение
| - Умение соотнести нравственную проблему с условиями, при которых она может быть разрешена
- Разбираться в условиях, обеспечивающих желательный поступок
|
Как и в стандарте педагогической (учебной) деятельности при анализе компетенций, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, мы исходим их интересов ученика, его устремлений, проблем, социального статуса, эмоционального переживания. Мы видим, что компетентность в воспитательном процессе тесно связана с компетентностью в обеспечении учения. Но в воспитательном процессе на первый план выходят: внутренний мир ученика, наличие конфликтов, социальный статус учеников, воспитание совестливого человека, личность учителя.