Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогическая отметка как количественный показатель уровня знаний и умений учащегося. Отличия отметки от педагогической оценки






Педагогическая отметка - это балльное выражение педагогической оценки в соответствии с программными нормами по учебным предметам [18, с. 360].

В толковом словаре С.И. Ожегова и Д.Н. Ушакова под отметкой понимается установленное государством обозначение степени знаний учащегося [16].

Г.А. Щукина рассматривает педагогическую отметку как " показатель степени правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе" [24, с. 56].



Ряд ученых, таких как Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина, рассматривают сущность отметки с социальных позиций. Под педагогической отметкой они понимают своеобразный ориентир, отражающий социальные требования к содержанию образования, к уровню овладения им обучающимся; действенный регулятор учебной деятельности школьника и социальных отношений в его жизни [8, с. 55].

М.В. Селезнёв пишет: " Благодаря отметки ребёнок начинает осознавать общественный, государственный смысл учения, в результате чего он начинает вкладывать этот общественный смысл в понятие своего долга перед родителями, школой, обществом" [20, с. 54]. Из этого следует, что педагогическая отметка принимает участие в процессе формирования у ребёнка общественного сознания.

История существования школьных отметок в отечественной и зарубежной системе образования насчитывает не одно десятилетие, но вопрос о приемлемости использования в школе баллов как количественного измерителя уровня знаний и умений учащегося продолжает оставаться дискуссионным.

Ряд исследователей таких, как М.И. Зарецкий [12, с. 30], Ю.К. Бабанский [5, с. 86] считают, что установление балльной системы отметок сыграло положительную роль, так как сопровождалось введением инструкции, в которой были сформулированы относительно объективные критерии выставления отметок При соблюдении педагогом программных требований отметка может стать единственным гарантом объективного оценивания результатов учебной деятельности школьников.

По мнению педагога-методиста И.Н. Казанцева, при определённых психолого-педагогических условиях отметка может стать мотивом, который побуждает школьника к учебной деятельности. Этот мотив включает в себя желание получить похвалу от учителя и родителей, завоевать авторитет среди одноклассников, поступить в высшее учебное заведение и т.д [14, с.120].

Являясь показателем успешности учебной деятельности школьника, отметка также выступает в качестве характеристики деятельности учителя как методиста. Педагогические отметки учащихся свидетельствую о валидности используемой учителем методики преподавания [18, с. 367].

Несмотря на общую положительную оценку системы балльного учета успеваемости школьников, ряд психологов и педагогов видят в ней существенные недостатки.

Так, Л.С. Выготский утверждает: " Отметка представляет собой настолько постороннюю всему ходу учебного процесса форму оценки, что очень скоро начитает доминировать над собственными интересами обучения, и ученик начинает учиться только ради того, чтобы избежать дурной или получить хорошую отметку" [9, с. 250].

Ш.А. Амонашвили является сторонником безотметочной системы. Он не согласен с И.Н. Казанцевым о положительной роли отметки как мотива учения. Ш.А. Амонашвили считает, что в подобном случае исчезает познавательный мотив учения. По его мнению, педагогическая отметка носит авторитарный характер, е ней сосредотачивается вся власть учителя. Ш.А. Амонашвили пишет: " При отсутствие отметки у учащихся пропадает страх, на уроке царит атмосфера свободы мысли детей, сотрудничества как с учителем, так и между учащимися, отметка как мотив учения исчезает, и постепенно формируется главный познавательный мотив- всё это создаёт имидж знания" [1, с. 37].

В России с 1937 года действует пятибалльная система оценивания.

Согласно Федеральному государственному стандарту образования [23] выделяются следующие критерии оценки знаний учащихся:

" 1" - полное отсутствие знаний;

" 2" - бессистемные, разрозненные знания, не знает понятий, не умеет применять на практике

" 3" - неполное, непоследовательное изложение, неточные определения понятий, применяет знания только с помощью

" 4" - ученик полно освоил учебный материал, владеет понятиями, умеет применять на практике, но в ответе допущены отдельные неточности

" 5" - ученик полно освоил учебный материал, владеет понятиями, умеет применять на практике, качественное внешнее оформление ответа.

На практике в большинстве случаях применяется трёхбалльная система оценивания. Отметка " 1" практически не используется, а отметка " 2" в большинстве случаев применяется как способ стимулирования учебной деятельности. Педагоги всячески пытаются избежать выставления этой отметки в официальную учебную документацию.

Однако данная система оценивания во многом несовершенна. В Инструктивном письме Министерства образования № 13-51-120/13 от 03.06.2003 г. указываются недостатки существующей в российском образовании отметочной системы оценивания [13].

Во-первых, она не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности – " краеугольного камня" здания учебной самостоятельности. Указанная способность признана сегодня ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания российского образования. Общепринятая отметочная система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников).


Во-вторых, затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения. Фактически учителю приходится лавировать между фиксацией успешности результата ребенка, сравнивая этот результат с некоторой среднестатистической нормой (" Три ошибки в диктанте – это хорошо или плохо? "), и фиксацией успешности результата для данного ребенка (" Для данного учащегося три ошибки – хорошо, если обычно у него их десять"). Даже если учитель склонен к оценке индивидуального результата ребенка (" Для тебя три ошибки – это хорошо, ты – молодец! "), официальный статус отметки (" Все равно за такую работу нужно ставить три") сводит на " нет" все старания педагога.

В-третьих, является малоинформативной. В силу своей формализованности и скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий – что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка.

Наконец, данная система оценивания часто имеет травмирующий характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя, отметочная система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей. Все это приводит к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности, и, возможно, даже к ухудшению его физического здоровья.

В настоящее время рассматриваются идеи перехода к безотметочной системе. Однако отказаться от отметочной системы оценивания будет довольно сложно, так как школьники привыкли, что за свою учебную деятельность они получают либо поощрение, либо наказание. Положительная отметка в дневнике и классном журнале - огромный стимул, побуждающий ученика старательно работать на последующих уроках. В связи с этим в учебный процесс вводятся новые способы более объективного оценивания уровня знаний, умений и навыков школьников, например, тестирование или балльно - рейтинговая система.

Нередко понятия " педагогическая оценка" и " педагогическая отметка" отождествляются. Однако разграничение данных понятий крайне важно для более глубокого понимания психолого-педагогических, дидактических и воспитательных аспектов оценочной деятельности педагогов.

Оценка - это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая учителем [18, с. 375].

Отметка (балл) представляет собой результат процесса оценивания, его условно-формальное отражением [Там же, с. 376].

Педагогическая отметка, в отличие от других форм педагогической оценки, обладает юридической силой. Отметки учащихся фиксируются в школьной документации - классных журналах, протоколах экзаменов, ведомостях, а также в личной документации учащихся - дневниках, аттестатах, специально выдаваемых справках. Аттестат с отметками является единственным документом, при получении которого учащиеся имеют право сдавать экзамены в высшие учебные заведения [Там же, с. 378].

Таким образом, педагогическая отметка представляет собой результат процесса педагогического оценивания, выраженный в виде балла. Отметку следует рассматривать не только как количественное выражение уровня знаний, умений, навыков ученика, но и как своеобразный ориентир, отражающий социальные требования к образованию, а также как мотив учения.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.