Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гениальность (от лат. genius – дух) – высочайшая степень одаренности личности, воплощающаяся в творчестве, которое имеет историческуюзначимость для жизни всего общества.






Направленность личности – термин отечественных психологов, обозначающий индивидуальную систему устойчивых побуждений (мотивов) человека, которая складывается в процессе формирования и развития личности и определяет его избирательность отношений и активность. Направленность личности характеризуется следующими качествами: уровнем, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.

Мотив (от лат. moveo – двигаю; англ. incentive) – это

· материальный или идеальный " предмет", а также психический образ данного предмета, вызывающий и направляющий деятельность для удовлетворения определенных потребностей субъекта (внешний мотив);

· " внутренняя, устойчивая психологическая причина поведения" человека, побуждающая к деятельности и придающая ей осмысленность (М.В. Гамезо [5, С. 173] (внутренний мотив).

Мотивация (англ. motivation) – процесс образования, формирования мотивов, а также " движущая сила", характеристика процесса, который вызывает, стимулирует, управляет и поддерживает на определенном уровне ориентированную на цель поведенческуюактивность.



Мотивы формируются из потребностей, являющихся источниками активности человека.

Потребность (англ. needs) – " состояние живого организма, нуждающегося для своего существования в чем-то, находящемся за пределами его самого и называющегося предметом потребности" (С.Д. Смирнов, [11, С.98]). Неопредмеченная потребность побуждает и направляет поисковуюактивность, направленную на идентификацию предмета потребности. Опредмеченная потребность становится мотивом.

Деятельность побуждается сложным сочетанием мотивов, из которых некоторые мотивы являются ведущими, выполняющими функции смыслообразования, и подчиненные (мотивы-стимулы), которые реализуют стимулирующие функции.

На рис. 6.7 слева направо представлены:

· оригинальная версия иерархической модели потребностей человека, разработанная и опубликованная А. Маслоу в 1954 году (пятиуровневая модель);

· адаптация иерархии А.Маслоу 1970-х гг., в которую дополнительно введены два уровня потребностей – когнитивные и эстетические;

· адаптация иерархии А.Маслоу 1990-х гг., в которую добавлен восьмой уровень – трансцендентные потребности.


Рис. 6.7. Иерархическая система потребностей

Уровни потребностей человека:

1. биологические и физиологические потребности – базовые потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания организма; это потребности в воздухе, пище, воде, сне, сексе, жилье и т.д.;

2. потребности в безопасности – выступают на первый план после удовлетворения потребностей первого уровня; это потребности защиты в критических ситуациях, безопасности, порядка, закона, стабильности;

3. потребности в принадлежности и любви – после удовлетворения потребностей первого и второго уровня, у человека ведущими становятся социальные потребности; это потребности в семье, любви, отношениях с другими людьми;

4. потребности в уважении – достижение независимости, некоторого статуса, успеха, признания;

5. когнитивные потребности – на этом уровне развития потребностей человек чувствует необходимость расширения границ своего познания окружающей действительности и преследует цели увеличения своих знаний о мире и получения нового опыта; это потребности в новых знаниях и смыслах;

6. эстетические потребности – на данном уровне развития потребностей у человека возникает тяга к обновлению себя как личности посредством приобщения к красоте, природе, искусству, музыке и другим эстетически красивым вещам, которые может предложить мир; это приводит к развитию чувства прекрасного, близости и единения с природой, гармонии;

7. потребности в самореализации (в русскоязычной литературе используется перевод как " потребности в самоактуализации") – потребности в реализации личностного потенциала, самореализации, поиск точек личного роста;

8. трансцендентные потребности – достигнув самореализации, у человека возникает желание помочь самореализации других; поступая таким образом, личность выходит за границы сознания обычного человека и начинает воспринимать окружающий на мир на другом уровне бытия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.