Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Связь методики с другими науками. Роль этих наук в развитии методики.






 

Будучи частной дидактикой, методика опирается на данные других наук, составляющих, наряду с теоретическими положениями и экспери­ментальными данными собственно методики, ее научные основы. (Занимаются проблемой Миролюбов А.А.‚ Климентенко А.Д.‚ Рахманов И.В.) Вопрос о связи методики обучения ИЯ с другими научными дисциплинами представляет собой сложную проблему методологического характера‚ выходящую за рамки самой научной методики. На разных этапах истории педагогики он решался по-разному‚ в зависимости от уровня научного знания в целом и от уровня развития самой педагогической науки.

Исходным для понимания сущности связи методики с др. научными дисциплинами является понятие научного обоснования обучения ИЯ. От того‚ данные каких наук и в каком виде входят в это обоснование‚ зависят и функции самой методики‚ и характер её связей с разными научными дисциплинами.

В соответствии с процессом развития научных знаний‚ частью которых являются знания об обучении ИЯ‚ претерпевало эволюцию и само понятие методики обучения этому предмету. Следы этой эволюции можно проследить и сегодня в тройственном понимании самого термина «методика». Методика обучения ИЯ понимается‚ во-первых ‚ как совокупность методов и приемов‚ направленных на овладение языками (в более узком смысле – как комплекс приемов‚ служащих решению конкретной задачи обучения‚ например‚ методика постановки произношения); во-вторых ‚ как прикладная область знаний о методах обучения языкам‚ основанных на данных других наук; в-третьих ‚ как самостоятельная пед. дисциплина‚ изучающая специфические закономерности своего предмета.

Обращение к истории показывает‚ что каждое из этих трех представлений о методике отражает определенный этап развития научного обоснования методов обучения и эволюции соотношения методики с др. отраслями научного знания.

В первую очередь методика как пед. дисциплина связана с общей педагогикой и дидактикой. Педагогика как наука занимается теорией воспитания и обучения ребёнка. На уровне педагогики обучение рассматривается как один из аспектов пед. деятельности в целом – деятельности по передаче общественного опыта подрастающим поколениям. Основные положения педагогики служат исходными для решения таких важнейших вопросов построения системы обучения ИЯ‚ как цели обучения‚ ступени обучения‚ общая направленность содержания и процесса обучения этому предмету. Вопросы‚ связанные с обучением‚ в педагогике обычно выделяются в самостоятельный раздел – дидактику. Дидактика устанавливает те общие законы и принципы обучения‚ которые в той или иной мере присущи всем научным дисциплинам. Дидактика‚ являясь общей теорией обучения‚ может быть применена на практике только воплощенной в какую-нибудь частную дидактику или‚ другими словами‚ в методику какой-либо конкретной дисциплины. Методика – это дидактика в действии‚ через неё конкретизируются и реализуются в практике общетеоретические положения дидактики. Связь дидактики и методики не является односторонней. Соотношение этих пед. дисциплин выступает в форме их взаимодействия. Методика сама оказывает влияние на дидактику‚ по мере того‚ как методика выделяется в качестве отдельной‚ имеющей собственное научное содержание дисциплины‚ её воздействие на дидактику возрастает. Чем в большей степени методика выделяет и исследует специфические для обучения данному предмету закономерности и принципы‚ тем более обоснованной и содержательной становиться общая теория обучения.

Выделение методики в пед. научную дисциплину не означает‚ что она может обойтись без традиционно наиболее тесно связанных с нею наук – лингвистики и психологии. Методика не может обойтись без лингвистических данных‚ характеризующих язык и речь‚ для решения вопросов‚ связанных с определением составных частей содержания обучения: при установлении разделов материала языка и его единиц‚ принципов и критериев отбора материала и т.п. (Рахманов)

(Беляев Б.В.‚ Зимняя И.И.) Психологическое обоснование методики обучения ИЯ может осуществляться двумя путями. Первый путь характеризуется переходом от методики к психологии. При проведении соответствующих исследований вопрос ставится о том‚ что происходит в сознании учащихся‚ когда они изучают или усваивают ИЯ. Принципы методики в таком случае признаются совершенно правильными и не подлежащими каким-либо изменениям и улучшениям. Психологический анализ здесь является простым дополнением к методике‚ которое уже ничего не может в ней изменить. Этот путь был до недавнего времени типичен для большинства работ по психологии обучения ИЯ. Но возможен и другой путь – от психологии к методике. Соответствующие исследования имеют своей целью прежде всего установление психологических особенностей владения ИЯ вне зависимости от того‚ как именно совершается самый процесс обучения ему. Лишь после того‚ как становятся ясными психологические особенности владения ИЯ‚ следует переходить к решению вопроса‚ как же именно надо обучать языку. Второй путь имеет своей конечной целью совершенствование как основного метода‚ так и частных методик‚ способов и приёмов обучения. Этого пути начинают придерживаться теперь все большее число как психологов‚ так и методистов.

Единственно правильным с принципиальной точки зрения является признание следующего взаимодействия между методикой и психологией: психология должна прежде всего установить психологические закономерности владения ИЯ‚ а затем помочь методике научно разработать основной метод обучения ИЯ и привести в соответствие с ним все частные приемы и способы этого обучения‚ попутно контролируя и то‚ что происходит в сознании учащихся тогда‚ когда они овладевают языком в условиях обучения.

(Комков И.Ф.) Не менее важен вопрос о связи методики и кибернетики. Решая вопросы о методах обучения‚ методика в той или иной форме сталкивается с проблемой управления учебно-воспитательным процессом‚ т.е. тем аспектом деятельности‚ который является предметом исследования относительно новой науки – кибернетики. «Предметом кибернетики‚ – пишет А.И. Берг‚ – являются процессы управления‚ происходящие в сложных динамических системах. Подобные системы постоянно встречаются в производственной деятельности‚ в естествознании и обществе.» Под управлением понимается процесс перевода управляемой системы из одного состояния в другое под воздействием управляющей системы. В самом общем виде структура управления включает управляющую и управляемую системы‚ а также прямые и обратные связи. Существуют несколько классификаций видов управления‚ в дальнейшем мы будем пользоваться терминами «жесткое управление» и «эвристическое управление». Под жестким управлением понимается такая программа‚ составитель которой заранее точно знает ответные действия обучаемого. При эвристическом управлении ответ обучаемого прогнозируется с известной вероятностью.

Рассмотренные три понятия – управление‚ жесткое управление и эвристическое управление – составляют основу кибернетического аспекта обучения иноязычной речи. При этом управление иноязычной деятельностью учащихся может осуществляться как на основе эвристических (под руководством учителя)‚ так и на основе жестких программ (самостоятельная работа учащихся).

Процесс обучения иноязычной речи чрезвычайно многомерен‚ он – словно перекресток‚ где скрещиваются пути разных наук.

· В самом деле‚ поскольку мы имеем дело с обучением ‚ то методика – это в значительной мере дидактика;

· обучение немыслимо вне воспитания ‚ следовательно‚ методика это и педагогика;

· так как речь идет об усвоении‚ то это и физиология;

· поскольку усваивает личность ‚ то это и психология;

· обучаем мы языку‚ поэтому методика имеет прямое отношение к лингвистике;

· язык есть одна из знаковых систем‚ следовательно‚ не обойтись и без семиотики;

· в обучении имеет место процесс общения‚ значит‚ небесполезной оказывается и теория коммуникации;

· в обучении должно осуществляться управление‚ а оно изучается кибернетикой и.д.

Этот перечень можно продолжить. Таким образом‚ методика предстает перед нами как «многообластная» наука‚ когда некоторые сферы других наук рассматриваются не как некоторые смежные‚ а как области исследования самой методики. В этом случае можно ожидать появления «методической психологии»‚ «методической лингвистики» и т.п.‚ как существует‚ например‚ «космическая медицина» или «физическая химия».

Таким образом, мы видим, что методика обучения ИЯ, будучи самостоятельной педагогической наукой, в то же время тесно связана с рядом других наук и использует на­копленные в них факты. Среди таких наук есть базисные, т. е. основные для методики. К их числу принято относить лингвистику, педагогику, пси­хологию, социологию, страноведение, культурологию. Данные других наук используются в методике опосредованно, через возникшие на стыке с ними науки. Их называют по отношению к методике смежными науками.

Следующая таблица дает представление о взаимодействии методики с другими науками (табл. 1).

 

Таблица 1

Теория обучения
психолингвистика
Физиол ВНД
Киберн-етика
Возр. Псиол.

 

 








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.