Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные методические категории и понятия.






Методика обучения иностранному языку обладает собственным понятийным аппаратом, т.е. системой терминов, отражающих содержание данной отрасли знаний. Как и в любой науке, в методике ее основные категории в виде системы терминов служат базой и в то же время показателем самостоятельности и уровня развития науки.

A. У методики есть свой предмет обучения. Это — иностранный язык, являющийся одновременно и целью, и средством обучения. Будучи це­лью обучения, овладение языком позволяет учащимся познакомиться с его системой и способами пользоваться этой системой в практической и научно-исследовательской деятельности. Будучи средством обучения, язык дает возможность извлекать информацию из иноязычных текстов и создавать свои тексты в зависимости от возникающих потребностей.

Б. У методики есть свой понятийный аппарат, т. е. система терми­нов, отражающих содержание данной отрасли знаний. Как и в любой нау­ке, в методике ее основные категории в виде системы терминов служат базой и в то же время показателем самостоятельности и уровня развития науки. В распоряжении изучающих и преподающих язык имеются сле­дующие словари методических терминов, свидетельствующие о богатст­ве понятийного аппарата и широте терминологического состава этой на­учной дисциплины:

Миньяр-Белоручев Р.К. Методический словник: толковый сло­варь терминов методики обучения языкам.М., 1996 (около 800 терминов); Глухое Б.А., Щукин А.Н. Термины методики преподава­ния русского языка как иностранного.М., 1993 (около 1200 терминов); Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терми­нов (теория и практика преподавания языков).СПб., 1999 (около 2000 терминов); Львов М.Р. Словарь-справочник по мето­дике преподавания русского языка.М., 1999; Педагогическое речеведение: Словарь-справочник; 2-е изд., испр. и дополн./Сост. А.А. Князев.—М., 1998.

B. У методики есть свой объект исследования. Основные объекты методики - прежде всего программы, учебники, учебные пособия, обеспечивающие обучение тому или иному учебному предмету; процесс обучения ему (учебно-воспитательный процесс), вклю­чающий деятельность учителя и учащихся, основные организационные формы их взаимодействия (совокупность уроков, внеклассная работа и т.п.).

С. Ф. Шатилов считает объектом исследования методики «процесс обучения иностранному языку и закономерности усвоения его как нового средства коммуникации, а также особенности образования и воспитания всесторонне развитой личности средствами иностранного языка в разных условиях (в том числе и в средней школе)».

Г. У методики есть свой предмет исследования — это совокупно­сти знаний, накопленных за время существования методики как науки в виде различных теорий обучения, методических рекомендаций о процес­се, методах и средствах обучения и способах повышения их эффективно­сти. Предмет исследования в методике реализуется в форме презентаций как самих методик, так и методических рекомендаций по преподаванию языка. В предмет методики, входит вся проблематика, связанная с изучени­ем данной сферы действительности, а также проблемы развития самой ме­тодики как науки (И. Л. Бим). В предмет методики как науки, таким образом, входят все идеальные подсистемы внутри учебного предмета, то есть наши знания о нем, зафиксированные в категориях цели, содержания и методов обучения, находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом и взаимодействующих с методикой как целостной, исторически сложившей­ся системой наших знаний о данной сфере действительности, отражаемой учебным предметом.

 

Как самостоятельная дисциплина‚ методика преподавания ИЯ оформилась лишь около двух столетий назад‚ кон. 19 – нач. 20 вв., т.к. у нее были все для этого преимущества: 1) имела теоретическую базу; 2) имела экспериментальную базу; 3) имела поле для проведения исследования. Вплоть до начала 18 в. методика не была самостоятельной ветвью в педагогике. На протяжении всей эпохи Возрождения вопросами методики преп. ИЯ занимались почти исключительно представители общей педагогики. Разумеется‚ её достижения выглядят сравнительно скромными. Тем не менее‚ она обладает всеми основными признаками‚ характеризующими ту или иную самостоятельную науку. Входя в состав пед. наук‚ методика обучения ИЯ как часть дидактики является все же наукой самостоятельной. Правомерность рассмотрения методики в качестве самостоятельной науки определяется тем‚ что она имеет свой предмет исследования‚ свой исследовательский аппарат‚ свои законы и закономерности‚ и систему отвечающих им понятий и терминов.

Одним из первых в советской методике вопрос о научности методики поставил академик Лев Владимирович Щерба. По его мнению‚ научность методики состоит в широком использовании анализа изучаемых явлений и привлечении данных смежных наук. Хотя‚ к сожалению‚ Л.В. Щерба преувеличивал роль анализа в методике‚ недооценивая роль синтетический исследований.

С конца 40-х гг. методика обучения иностранным языкам признается самостоятельной педагогической наукой. В настоящее время методика рассматривается как самостоятельная отрасль знания, имеющая свой предмет и объект исследования, свои методы исследования и собствен­ный понятийный аппарат.

«Нынешняя методика преподавания – наука стыковая: с одной стороны‚ она черпает свои силы‚ опираясь на так называемые смежные науки; а‚ с другой – использует свои собственные концепции и теоретические решения‚ возрастание роли которых с каждым днем ощущается все сильнее и сильнее.» (М.В. Ляховицкий). Бесспорно‚ методика препод-я – наука молодая и было бы неправомерно ставить её в один ряд по результатам достигнутого с языкознанием‚ чья история восходит к работам Панини‚ написанным еще в 4 в. до нашей эры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.