Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научные основы методики обучения ИЯ.






Методика обучения иностранным языкам есть научная дисциплина, которая относится к педагогическим наукам и является по отношению к педагогике частной дидактикой — теорией обучения конкретному учебному предмету. Применительно к дисциплине «иностранный язык» — это наука о законах и правилах обучения иностранному языку и способах овладения и владения языком.

Более развернутое определение методики как научной дисциплины выглядит следующим образом: это наука, изучающая цели, содержа­ние, средства, методы, организационные формы обучения ИЯ и ознакомления с культурой страны изучаемого языка, а также способы учения, воспитания и овладения языком в процессе его изучения.

Видыметодики: частная (разбирает особенности конкретного возраста/языка), общая (любого языка), специальная (рассматривает отдельные аспекты методики), историческая (обзор различных методов с течение времени), экспериментальная (установление/поиск подходящей методики под определенный регион).

Как в первом, так и во втором, более развернутом, определении мы имеем дело с тремя основополагающими понятиями, составляющими суть содержания термина «методика»: обучение (learning), овладение (acquisition), владение (skill) языком.

Обучение ИЯ представляет собой специальным образом организованный процесс‚ в ходе которого в результате взаимодействия обучаемого и обучающего осуществляется воспроизведение и усвоение определенного опыта в соответствии с заданной целью.(Гальскова) В нашем случае речь идет о речевом иноязычном опыте‚ которым в той или иной степени владеет обучающий (учитель) и полностью или частично не владеет обучаемый (ученик).

Обучение — это совместная деятельность преподавателя и учащих­ся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание. На занятиях по языку обучение реализуется в ходе передачи преподавателем своих знаний, навыков, умений в области изучаемого языка, а учащиеся овладевают таким речевым опытом и приобретают способность владеть языком, т. е. пользоваться им как средством обще­ния в различных ситуациях применения языка. Основу такого владения языком составляют приобретаемые в ходе обучения знания, речевые на­выки, умения, входящие в состав коммуникативной компетенции уча­щихся.

Овладение русским языком как иностранным может происходить как в результате его изучения, т. е. управляемого усвоения иноязычного со­держания, так и практически, в результате непосредственного контакта с носителями языка. Во втором случае овладение языком носит неуправ­ляемый характер, а уровень владения языком при этом не всегда соответ­ствует его нормам.

В процессе овладения языком учащиеся пользуются различными стратегиями усвоения, т. е. присущими им индивидуальными разли­чиями и особенностями в способах получения, переработки и примене­ния усвоенной информации. В современной методике стратегии усвоения разрабатываются с позиции когнитивной теории обучения языку и под­разделяются на стратегии, обеспечивающие овладение языком (связаны с ходом учебного процесса) и стратегии, обеспечивающие владение язы­ком. В настоящее время описано более ста стратегий овладения и владе­ния языком (Акишина, Каган, 1997), среди которых выделяются, напри­мер, эмоционально-волевые стратегии (позволяют снизить уровень вол­нения, управлять эмоциональным состоянием во время занятий), соци­альные стратегии (включают в себя умение и желание задавать вопросы, получать информацию, сотрудничать), или компенсаторные стратегии (включают в себя способы поиска обучаемым выхода из положения, ко­гда он не располагает необходимыми языковыми средствами и ищет им замену).

На протяжении всей истории существования методики как научной дисциплины широко дискутировался вопрос: является ли методика само­стоятельной наукой либо опирается на данные других наук?

В XX столетии существовали следующие точки зрения на эту про­блему.

1. Методика не является самостоятельной наукой, а опирается на данные языкознания, будучи прикладной лингвистикой, «приложением» к различным областям общего языкознания. Эта точка зрения принадле­жала академику Л.В. Щербе (1890—1944), выдающемуся лингвисту и методисту, и получила обоснование в его работе «Преподавание ино­странных языков в средней школе. Общие вопросы методики». М., 1947. Л.В. Щерба утверждал, что как лингвист-теоретик он считает возмож­ным обосновать теорию обучения иностранному языку, исходя из анализа понятия «язык» в разных его аспектах. Эта точка зрения имела многих сторонников и в 40—50-е годы получила развитие в работах И.В. Рахма­нова, В.Д. Аракина, О.С. Ахмановой, Д. Блумфилда и других известных ученых.

2. Методика есть прикладная область психологии. Задача психолога заключается том, чтобы помочь методистам в научной разработке основ­ных методов обучения языку и в обосновании индивидуально-психологи­ческих особенностей изучающих язык. Эта точка зрения принадлежала известному психологу Б.В. Беляеву, который в книге «Очерки по психо­логии обучения иностранным языкам» (1959) разработал концепцию сознательно-практического метода, и в наши дни остающегося одним из ведущих методов обучения неродным языкам. Сторонниками этой точки зрения были В.А. Артемов, Б.А. Бенедиктов, И.В. Карпов.

3. Методика является разделом педагогики (частной дидактикой) и опирается на дидактические принципы, разрабатываемые в этой области знаний. Эта точка зрения, получившая обоснование в трудах известных дидактов и методистов (Ю.К. Бабанского, А.В. Текучева, B.C. Цетлина, Э.П. Шубина), существовала вплоть до 60-х годов XX в., времени оформ­ления методики в самостоятельную отрасль знаний.

4. Методика является самостоятельной научной дисциплиной. Среди аргументов в пользу этого утверждения могут рассматриваться следующие.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.