Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Машина для удаления опавших листьев






Джон Притчетт живет один в доме, который его родители купили, когда ему было восемь лет. Сейчас ему восемьдесят три года. Он выходит из дому гораз­до реже, чем прежде, но любит, сидя летними вечерами на открытой веранде, наблюдать за соседскими детишками, гоняющими напротив его дома мяч или играющими в пятнашки. Его ближайшие соседи, семейство Джуно, посели­лись здесь примерно полтора года тому назад.

Большую часть стоимости дома Фред и Патрисия Джуно внесли наличными деньгами, полученными в качестве свадебного подарка. Когда они соверши­ли эту покупку, дом был в прекрасном состоянии, но чтобы придать ему его нынешний вид, им пришлось самим немало потрудиться. Фред проводит в сво­ем саду массу времени. Небольшая лужайка при входе превращена им в ухо­женный ярко-зеленый ковер. Сварная железная скамья, выкрашенная в бе­лый цвет, огибает старое каштановое дерево, крона которого защищает от солнца открытую веранду при входе.

Джон, сидя на своей веранде, нередко болтает с соседями, а когда они присту­пили к реализации своего проекта переустройства дома, он даже одалживал им разные инструменты. Но когда супруги купили машину для удаления опав­ших листьев, работающую на бензине, Джону это не понравилось. «От нее слишком много шума. И она не столько чистит, сколько мусорит, — сказал он. — За то же самое время можно прекрасно убрать и метлой». Осенью, как и большинство других старых деревьев, растущих вдоль улицы, каштановое дерево супругов Джуно опадает, и с недавних пор Джон Притчетт выражает неудовольствие по поводу того, что его листья оказываются в его дворе и на дорожке» ведущей в его гараж. Он даже дважды звонил в полицию и жаловался на Фреда и Патрисию, которые мусорят в его дворе. Он считает, что с помощью машины для удаления листьев они намеренно перегоняют опавшую листву со своей территории на его. Оба раза полицейские приезжа­ли к нему, но сказали, что сделать ничего не могут.

Джон написал супругам Джуно письмо и опустил его в их почтовый ящик. Он не поскупился на разные нелицеприятные слова, написал, что до их приезда рядом с ним жили хорошие люди, и посоветовал вести себя деликатнее, иначе им несдобровать.

В последнее воскресенье Патрисия пришла к Джону с предложением мира и принесла ему тарелку печенья. Джон выругал ее через закрытую сетчатую дверь и сказал, что если она сейчас же не уйдет, он пристрелит ее. Патрисия ушла, а придя домой, рассказала обо всем мужу.

Этот эпизод переполнил чашу терпения Фреда. Взяв свой мобильник, он при­шел к Джону. Стоя на газоне перед его домом и размахивая у окна мобильни­ком, он крикнул: «Я звоню в полицию, ты, ненормальный сукин сын!» В этот момент к дому подъехала машина, и из нее вышли Майк, сын Джона, и его семья. Майк велел Фреду убираться с территории, которая принадлежит его отцу. Джон кричал из дома, что у него есть пистолет, который он готов пус­тить в ход.

«Я тоже, старик!» — крикнул Фред и вытащил мелкокалиберный пистолет из сумки, болтавшейся на поясе. Бросившись к машине, Майк вытащил из бар­дачка свой мобильник. Фред же решил, что Майк побежал за оружием. Дебрифинг. Спросите группу: Как вы думаете, что сейчас произойдет? Почему вы считаете, что эта история закончится именно так?

Комментарий. Объясните, почему иногда наш мозг работает настоль­ко быстро, что создается впечатление, будто мы не в состоянии кон­тролировать его. Людям кажется, что их реакции на события неиз­бежны. «Он ударил меня, и я ответил ударом».

А иногда может показаться, что мы вовсе не думаем. Мы сможем оказывать максимальную помощь людям, если нау­чимся замедлять свое мышление, при этом не имеет значения, нахо­димся ли мы сами в состоянии конфликта с ними или помогаем им урегулировать их собственный конфликт. Уильям Ури в книге СеШп$ Раз1Ыо излагает концепцию «подняться на балкон», которую он поза­имствовал у своего коллеги, профессора Гарвардского университета Рональда Хейфица. Суть ее в следующем: надо представить себе, буд­то ваш конфликт протекает на сцене. Время от времени полезно «подняться на балкон» и последить за своим поведением.

Скажите участникам семинара, ч го один способ проконтролиро­вать их якобы автоматические реакции заключается в том, чтобы сде­лать вдох, мысленно «подлиться на балкон» и рассмотреть имеющие­ся у них другие варианты.

Актеры иногда говорят о том, что во время спектакля необходимо чувствовать себя зрителем, сидящиим в третьем ряду. Этот таг — следующий после мысленного тайм-аута для того, чтобы «поднять­ся на балкон». Сидя в третьем ряду, вы следите за всем спектаклем и по ходу его корректируете свои действия. Вместо того чтобы отда­ваться на волю обычного обмена репликами и действиями, вы може­те увидеть, что в каждый момент «работает», и делать осознанный выбор. Это может удержать вас от неизбежных реакций, которые только что продемонстрировали персонажи истории о машине для опавших листьев.

Групповая деятельность. «А-1, В-2»

Для развлечения и для того, чтобы проиллюстрировать способность мозга быстро переходить от одной идеи к другой, выполните упраж­нение «А-1, В-2». Тип. Активатор.

Назначение. Растормошить участников семинара и проиллюстриро­вать способность мозга легко переключаться с одного задания на другое. Необходимое оборудование. Не требуется. Подготовка. Не требуется. Время. 5 минут.

Комментарий. Когда мы одновременно делаем несколько дел, мы бы­стро переключаемся с одного на другое. Иногда это необходимо. Ко­гда мы что-то слушаем, наш мозг иногда «вставляет» отвлекающие мысли. Например, в разгар какого-нибудь собрания наш мозг может напомнить нам о том, что по дороге домой нужно не забыть купить хлеб. До тех пор, пока мы в состоянии вернуться к тому, чем мы зани­мались, это не создает проблем.

Когда мы «сидим в третьем ряду», нам нужно, чтобы наш мозг по­стоянно переключался с одного на другое. Мы должны обращать вни­мание на то, что говорит оратор, на то, что говорим мы сами, на воз действие наших слов на успешность взаимных контактов и на наше эмоциональное состояние. И все это в одно и то же время.

Полезным упражнением, призванным помочь нашему мозгу быстро переключаться с одного предмета на другой, -- этот процесс называется мультитрекингом — является упражнение, известное под названием «А-1, В-2». Это упражнение было создано м тому назад Эллис Гаше, преподавателем Лондонской Королевской академии драматического искусства, У нее было немало талантливых учеников, в числе которых и Лоуренс Оливье, так что вы будете в прекрасной компании.

Инструкции. Попросите участников семинара встать. Скажите, что для выполнения этого упражнения им нужно только знать англий­ский алфавит и уметь считать по-английски до двадцати шести.

Скажите участникам семинара, что они будут одновременно и счи­тать, и называть буквы. Приведите пример, продекламировав: «А-1, В-2, С-3, О-4, Е-5 и т. д.». Затем упражнение выполняют медленно все вместе. Если группа затрудняется, выполняйте упражнение вместе с ней или помогите ей. После того как группа один или два раза дой­дет до «2-26», попросите желающих выполнить его самостоятельно.

Если вы или кто-либо из участников семинара выполняете это уп­ражнение быстро, его можно усложнить. Продемонстрируйте это сами (или попросите кого-либо из членов группы, кто быстро справляется с основным вариантом), добавив третий элемент или изменив порядок.

Ниже приводятся усложненные версии упражнения «А-1, В-2».

• Введение еще одного известного элемента. Таким элементом мо­
жет быть все что угодно, важно лишь, чтобы все знали это наизусть.
Прекрасно подходят для этого слова детских песенок. Например,
упражнение «А-1, В-2» можно сочетать с песенкой «У Мэри была
маленькая овечка»: «А-1-У, В-2-Мэри, С-3-была, В-4-маленькая,
Е-5-овечка...»

• Упражнение можно выполнять и обратном порядке: «Z-26, У-25,
Х-24, W-23...»

• Можно «читать» алфавит с обоих концов: «А-2, В-У, С-Х., D-W, Е-V... > >
Дебрифинг. Чем больше вы тренируетесь и чем чаше сами выполняете упражнение «А-1, В-2», тем оно полезнее. Тренируйтесь, когда ведете машину, когда ваш компьютер выходит на режим или в любую
свободную минуту. Для преподавателя или фасилитатора это прекрасный способ «разогреть мозг» перед началом занятий. Упражнение и расслабляет, и стимулирует и может быть весьма полезным пе­ред стрессовой ситуацией. Настройте свою группу на использование этого упражнения как средства «разогревания» мозга и как способа релаксации. Попросите участников семинара, дети которых учатся в начальной школе, предложить им выполнить его. Обычно дети справ­ляются с ним очень быстро.

Объясните, что упражнение «А-1, В-2» может помочь нам таким образом затормозить наши мыслительные процессы, что не последует автоматической реакции.

Комментарий. Второй способ затормозить мыслительные процессы
заключается в том, чтобы научиться внимательно слушать. Иногда
мы склонны слушать «быстрее», чем наш собеседник думает. Когда
такое происходит, мы обычно реагируем на то, что он, как нам кажет­
ся, собирается сказать.»

«Собеседник сказал " А", и я автоматически сказал " В"», — такова обычная ситуация. Как часто люди говорят «я был зол», чтобы объяс­нить свое поведение, о котором они впоследствии жалели? Дискуссия. Попросите участников семинара сказать, что помогает им слышать то, что им говорят.

Запишите их слова на лекционном плакате и повесьте его. Тща­тельно составленный перечень «способов слушания» всегда включа­ет—в том или ином виде — следующие пункты.

• Повторите услышанное, чтобы убедиться в том, что вы услышали
правильно.

• Сконцентрируйте внимание на содержании того, что говорят, а не
на самом говорящем или на его ораторской манере.

• Делайте записи.

 

• Сосредоточьтесь на том, что наиболее интересно или важно для вас.

• «Прислушивайтесь» или присматривайтесь к эмоциям, которые
проявились прежде, чем были произнесены слова.

• Будьте открыты для новых идей — слушайте, когда говорят о том,
о чем вы раньше не думали.

После того как перечень способов составлен, дополните его спосо­бами из вашего собственного списка, которые вы считаете полезны­ми. Вкратце повторите перечень и в случае необходимости обрати­тесь за разъяснениями к участникам семинара.

 

Групповая деятельность» «Учимся слушать собеседника»

Тип. Приобретение навыков и обратная связь. Цель. Многие конфликты на работе возникают из-за неправильного понимания того, что было сказано. Это упражнение поможет участ­никам семинара обращать внимание не только на слова, по и на их смысл, на контекст и эмоции.

Необходимое оборудование. Приложение 2.3.20 «Учимся слушать собеседника: страница для комментариев слушателя»; приложение 2.3.21 «Учимся слушать собеседника».

Подготовка. Приготовьте копии приложения 2.3.20 и приложения 2.3, 21. Продолжительность. 25 минут.

Инструкция. Разделите участников семинара на подгруппы по три человека в каждой.

Каждый получит возможность коротко рассказать о том времени, когда из-за конфликта он оказался в состоянии фрустрации. После этого другой член подгруппы перескажет эту историю, максимально воспроизводя лексику, интонации и эмоции «первоисточника». По­сле того как пересказ будет закончен, «первоисточник» оценит, на­сколько хорошо была пересказана его история. Наконец, третий член подгруппы обеспечит и рассказчика, и пересказчика обратной связью относительно того, насколько хорошо они умеют слушать и насколь­ко хорошо владеют навыками обратной связи.

Ниже описан простой способ объяснения этого упражнения. Вы мо­жете использовать реальную подгруппу участников своего семинара. «Раим, Хоуп и Сьюзен — члены одной подгруппы. Первым рас­сказчиком будет Раим. Он сам решит, кто станет слушателем его ис­тории. Предположим, он выбирает Сьюзен. Раим будет рассказывать свою историю Сьюзен. Когда он закончит свой рассказ, она переска­жет ему его историю, по возможности используя его лексику, интона­ции и эмоции. Когда Сьюзен закончит пересказ, Раим выскажет свое отношение к нему. И наконец, Хоун оценит и пересказ Сьюзен, и ре­акцию на него Раима. Возможно, Хоуп полезно использовать " Стра­ницу для комментариев слушателя".

Затем наступает очередь другого члена подгруппы рассказывать свою историю и так далее, до тех нор, пока каждый не побывает в ро­ли рассказчика, не выслушает пересказа своей истории и не получит обратной связи».

Иногда бывает полезно попросить кого-нибудь помочь вам проде­монстрировать весь процесс: рассказ короткой истории, ее пересказ и комментарии.

Дебрифинг. Когда упражнение б^дет выполнено, проведите дискус­сии) для всех подгрупп. На тот случай, если понадобятся наводящие вопросы, ниже приводится их перечень. • Что вы узнали о слушании?» Что сработало?» Что не сработало?

Подчеркните, что «слышать» — не значит слушать только слова. Скажите участникам семинара, что желающие познакомиться с дру­гими способами научиться лучше слышать собеседника могут вос­пользоваться приложением 2.3.21.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.