Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа и поставьте в них ударение.






Шарф, язык, шрифт, штаб, ход, бант, торт, выбор, средство, хозяин, сирота, шофер, склад.

 

Проспрягайте глаголы, поставьте в них ударение.

Баловать, звонить, лечь, облегчить, повторить, поселиться, растопить, сорить, углубить.

 

Образуйте все возможные формы прошедшего времени от данных глаголов, поставьте в них ударение.

Врать, ждать, замерить, звать, лгать, прибывать, создавать, раздавать, понять, начать, отдавать, рвать.

 

15. Образуйте возможные формы причастий и деепричастий от глаголов ржаветь, испечь, баловать, растереть, исчерпать. С одним словом и его формами составьте предложения.

 

16. Пользуясь орфоэпическим словарём определите, в каких словах ударение изменилось по сравнению со словарём В. И. Даля.

Асбе́ ст, ба́ рхатка, бере́ ста, апо́ строф, ба́ лова́ ть, и́ ндеветь, ба́ ржа, во́ время, ка́ мбала, катало́ г, блокирова́ ть, ржа́ веть, рецензирова́ ть, ро́ зга, зна́ харка, ва́ хтер, виде́ ние, клеи́ ть, ви́ шневый, кладби́ ще, каучу́ к, коко́ н, компа́ с.

Прочитайте. Расставьте ударение в фамилиях деятелей культуры.

Владимир Одоевский, Николай Рыленков, Надежда Обухова, Всеволод Иванов, Александр Иванов, Иван Ложечников, Николай Лысенко, Трофим Лысенко, Аполлон Майков, Василий Майков, Искандер Фазиль, Константин Бальмонд, Анатолий Новиков, Иван Новиков, Николай Новиков, Сергей Ожегов, Сергей Коненков, Борис Кустодиев.

 

Расставьте ударение в соответствии с литературными нормами в устойчивых сочетаниях. Прочитайте. Объясните, как вы их понимаете. С двумя устойчивыми сочетаниями составьте предложения.

Авгиевы конюшни, вальпургиева ночь, тайная вечеря, акафист петь, предать анафеме, аредовы веки, буриданов осел, в кильватере плыть, внести лепту, в цейтнот попасть, гордиев узел, забубенная головушка, косая сажень в плечах, почивать на лаврах, менторский тон, неопалимая купина, нить Ариадны, пиррова победа, двуликий Янус, прокрустово ложе, турусы на колёсах, Содом и Гоморра, не ахти как.

19. Прочитайте статью Р.В. Зелёной «Поговорим о том, как мы говорим». Правильно произнесите приведённые примеры, объясните их произношение.

Я долго-долго почему-то собирала какие-то слова. Потом нашла тетрадь, где они, услышанные в разное время по радио, телевидению, в выступлениях, в разговоре, были мною записаны. Зачем? Ничто их не связывало. Прочла их вслух, подряд и тогда поняла, услышала ясно, что их объединяло неправильное произношение. Были утеряны, выброшены из сдвоенных гласных и согласных по одному звуку. Звучало так: сапщене, сображене, запарк, наборот, ваще, пачеркнул, каса, кацу (к отцу), подержал кандидатуру, они уже прибрели навык и так далее.

Отдельные «исказители» идут ещё дальше, «для скорости» выбрасывая уже целые слоги: вместо «пятьдесят-шестьдесят» говорят писят-шисят. Или «Послушайте ститворение Фета». Объявляют: Обедненный (объединенный) хор; Обедненные нации; Арктура (архитектура); Кимография (кинематография) и так далее.

Кто-то скажет: подумаешь, один звук, один слог, и так всё понятно. Нет, не подумаешь! От этого речь наша становится небрежной, невнятной, неряшливой. Вот это особенно угнетает. Небрежность.

…Я кричу: Послушайте! Неужели, чтобы сэкономить время, мы будем пропускать звуки, не выговаривать слоги, терять сдвоенные гласные и согласные? Вместо «вообще» говорить ваще и вместо «специальность» говорить спецальность? Идут в тятр, пошёл кацу (к отцу), зашёл в касу, выграл первые мачи (матчи). Да эти сдвоенные звуки не нужно выговаривать, они почти проскальзывают, но они есть и должны чувствоваться в речи, в любой скороговорке, как бы мы ни торопились. Может быть, подобное произношение экономит время, столь ценное в наш век? Нет. Нисколько. Проверяла по хронометру. Гораздо экономнее избавляться от многословия.

Сколько любви к родному языку в словах великих наших мастеров: Л. Толстого, Гоголя, Тургенева, Даля! Сколько уважения к нашей прекрасной речи! Какая тревога за неё! И всё-таки люди идут в филял тятра, в запарк, едут на арадром, у них развивается выбражение, появляются сображения. Надо произнести всё это вслух, чтобы услышать, как это некрасиво, безобразно звучит. Конечно, эти гласные произносятся не так, как пишутся, и два [о] переходят почти всегда в редуцированные два [а], но они остаются в речи, в её ритме. И силы у нас «вооружённые», а не воружённые. И «Спартак» «выиграл» два «матча», а не выграл два мача.

Теперь речь пойдёт об ударении… Тут уж мы распоясались во всю. Каждый придумывает, что хочет: да́ ла, взя́ ла, вы не правы́, теперь прибавилось поня́ ла, заня́ ла и так далее.

…Как говорить: зеркало или зэркало? Даже удивительно. Да, на юге и в Одессе говорят: зэркало, шинэль, пионэр, тарэлочка, красиве́ е, а теперь прибавилось танцэвать. До сих пор произносили просто: после [ц] в этом слове редуцированное [а]. А теперь слышим: «Он ушёл танцэвать на танцэвальную площадку под танцэвальную музыку».

Проверяйте себя! Не поддавайтесь примеру окружающих! Помните, что кругом – дети. Уж они-то подхватят любое искажение и понесут дальше банты́ и торты́.

И вот вам моё слово: русскую речь надо хранить и беречь, как русскую природу. Она столь же прекрасна и беззащитна.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.