Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определите, какие жесты могут быть использованы при произнесении фраз.






1. Все это не для меня. 2. Стучат, стучат и вверху и внизу. 3. Пришли и те и другие. 4. Пусть это останется между нами. 5. Мы-то с тобой поймем друг друга. 6. Пускай, пускай, оставь его. 7. Да что там, ну пусть. 8. Избавьте меня от этого, я этого не хочу. 9. Нет-нет, ни за что! 10. Так все напутано, такая неразбериха. 11. Никто ничего не поймет, полная сумятица. 12. Все это не совсем так. 13. Тут как-то все, знаете, эдак.

В художественной литературе мастера слова, изображая героев, передавая их разговоры, беседы, споры, описывают и жесты, которыми сопровождается речь. Жест героя - немаловажная деталь в его характеристике.

Определите, к какому виду жестов (ритмический, указательный, эмоциональный, изобразительный, символический) относится каждый жест, описанный И.С. Тургеневым в романе «Новь»:

1. - И откуда взялся черномазый, паскудный, нудный, усы как у таракана... - тут Пуфка показала своими толстыми короткими пальцами, какие у него усы.

2. Соломин повел сперва одним плечом - потом другим; у него была такая повадка, когда он не тотчас решался отвечать.

- Без сомнения, - промолвил он, наконец, - вы, господин Паклин, обиды никому причинить не можете — и не желаете; и к господину Голушкину почему же нам не пойти? Мы, я полагаю, там с таким же удовольствием проведем время, как и у ваших родственников; да и с такой же пользой.

Паклин погрозил ему пальцем.

- О! Да и вы, я вижу, злой!

3. - За наше... наше предприятие! - воскликнул Голушкин, мигая при этом глазами и указывая головою на слугу, как бы давая знать, что в присутствии чужого надо быть осторожным!

4. - Я вот к нему, - он указал на Маркелова, который стоял неподвижно, скрестив руки на груди.

5. - Ах, если б кто-нибудь мог почувствовать, до какой степени я несчастлив! - Маркелов ударил себя кулаком в грудь, и в ней словно что застонало. - Нежданов! Будь великодушен! Дай мне руку... Не откажись простить меня!

Нежданов протянул ему руку - нерешительно, но протянул. Маркелов стиснул ее так, что тот чуть не вскрикнул.

6. - Ведь если взвешивать наперед все последствия, - наверное между ними будут какие-либо дурные. Например, когда наши предшественники устроили освобождение крестьян - что ж? могли они предвидеть, что одним из последствий этого освобождения будет появление целого класса помещиков-ростовщиков, которые продают мужику четверть прелой ржи за шесть рублей, а получают с него (тут Маркелов пригнул один палец): во-первых, работу на все шесть рублей, да сверх того (Маркелов пригнул другой палец) - целую четверть хорошей ржи - да еще (Маркелов пригнул третий) с прибавком! то есть высасывают последнюю кровь из мужика!

7. - Да, я решился! - повторил он, с размаху ударив по колену своим волосатым, смуглым кулаком, - я ведь упрямый... Я недаром наполовину малоросс.

- Ну, так чем же вы решили? - Нежданов пожал плечами.

- Да я тебе сказал уже, что пока - ничем, надо будет еще подождать.

8. - Гм! - произнес Сипягин. - Это ты про студентика?

- Про господина студента.

- Гм! Разве у него тут (он повертел рукой около лба) - что-нибудь завелось? А?

9. Лишь только Соломин переступил порог, Сипягин, на которого он едва не наткнулся, протянул ему обе руки и, любезно оскалясь и пошатывая головою, радушно приговаривая - «вот как мило... с вашей стороны... как я вам благодарен» - подвел его к Валентине Михайловне.

18. Скажите, о каких жестах пишет в «Кратком руководстве к риторике» М.В. Ломоносов. Когда они используются и что означают?

Что ж надлежит до положения частей тела, то во время обыкновенного слова, где не изображаются никакие страсти, стоят искусные риторы прямо и почти никаких движений не потребляют, а когда что сильными доводами доказывают и стремительными или нежными фигурами речь свою предлагают, тогда изображают оную купно руками, очами, головою и плечьми. Протяженными кверху обеими руками или одною приносят к богу молитву или клянутся и присягают; отвращенную от себя ладонь протягивая, увещевают и отсылают; приложив ладонь к устам, назначают молчание. Протяженною же рукою указуют; усугубленным оныя тихим движением кверху и книзу показывают важность вещи; раскинув оные на обе стороны, сомневаются или отрицают; в грудь ударяют в печальной речи; кивая перстом, грозят и укоряют. Очи кверху возводят в молитве и восклицании, отвращают при отрицании и презрении, сжимают в иронии и посмеянии, затворяют, представляя печаль и слабость. Поднятием головы и лица кверху знаменуют вещь великолепную или гордость; голову опустивши, показывают печаль и унижение; ею тряхнувши, отрицают. Стиснувши плечи, боязнь, сомнение и отрицание изображают.

19. Давайте поиграем. Все участники делятся на пары. Один из пары изображает какой-либо жест, а другой его разгадывает, определяет значение и тип жестов, к которому он относится. После демонстрации 10-15 жестов участники меняются ролями.

20. Давайте поиграем. В каждой паре участники встают друг против друга. Один из них — «зеркало». Другой перед «зеркалом» жестикулирует, а «зеркало» тут же жесты воспроизводит. Затем участники меняются ролями.

21. Проанализируйте речь окружающих, какие виды этикетных ошибок чаще всего допускаются?

Виды этикетных ошибок:

1. Отсутствие этикетных формул: - Который час? - Я без часов.

2. Неудачный выбор этикетных формул:

• диалектные, просторечные, жаргонные выражения (покедова, айда, здравствуйте Вам)

• неуместная фамильярность, излишняя церемонность

• формулы официально-делового стиля в дружественном общении

3. Неудачное звуковое оформление речи: равнодушная интонация, нелюбезный тон речи, «проглатывание» этикетных формул.

4. Неудачное использование невербальных средств: жестов, мимики, моторики (благодарность с равнодушным выражением лица).

22. Продолжите список причин этикетных речевых ошибок:

1) Причины речевого характера: недостаток языковой эрудиции; отсутствие привычки к использованию этикетных выражений; неумение ориентироваться в ситуации общения.

2) Причины социально-психологического характера: сознательное игнорирование этикетных норм; психологический барьер: ненужная застенчивость, затруднение в установлении контакта и др.

23. Какие нормы речевого этикета нарушены в диалогах? Приведите приемлемый вариант.

1) Поздний- 22 часа - телефонный звонок.

- Слушаю.

- Мне Сашу позовите.

- Здесь такой не живет.

- Как не живет? Он мне сам этот телефон дал.

- А как фамилия этого Саши?

- Сейчас посмотрю… А, вот, Лютов.

- Его Сергеем зовут. Его нет дома.

- А Вы кто?

- Я его мама. А Серёжа будет только завтра вечером…

- Ну, когда приедет, пусть мне позвонит.

- Алло, девушка! А как Вас зовут?

2) В диалоге участвуют лица одного возраст а.

- Я здесь сяду?

- Как хотите! Вообще-то у меня здесь сумки лежат…

- Так уберите!

- Подождите!

- Почему я должен ждать? У меня нет времени… И ты, кстати, не один.

- А меня это не волнует. У меня время есть.

- Грубиян!

- Я о Вас такого же мнения.

24. Познакомьтесь с приветствиями и скажите, какие из них заключают в себе дополнительную информацию и какую?

- Здравствуйте, уважаемый Анатолий Евгеньевич!

- Здравствуй, Толик!

- Здрасьте!

- Здорово!

- Добрый день!

- Привет.

- Приветик.

- Приветствую вас!

- Рад вас приветствовать!

- Разрешите приветствовать вас.

- Разрешите поприветствовать вас.

- Какая радость!

- Какая встреча!

- Ну и встреча!

- Кого я вижу!

- Ба! Кого я вижу!

- Какая неожиданность!

- Ты ли это?!

Напишите, как вы приветствуете своих родных, друзей, преподавателей, соседей, директора. Напишите, с каким приветствием обращаются к вам близкие, соученики, соседи, преподаватели, знакомые.

26. Скажите, влияют ли особенности ситуации, встречи на выбор приветствия? Иллюстрируйте ответ примерами.

27. Давайте поиграем. Проиграйте ситуации. При обсуждении выполненного задания обратите внимание на поведение его участников, их мимику, жесты, интонацию, соблюдение этикетно-речевых правил.

а) Вы - учащийся университета. Вам необходимо обратиться с просьбой к декану, преподавателю, одному из родителей, товарищу.

б) Вы - председатель молодежной организации «Турист». К вам пришел: ваш соученик, незнакомый юноша (девушка), мастер спорта, представитель фирмы «Спорт».

в) Вы - работник администрации. Вам необходимо по телефону попросить:

- ветерана Великой Отечественной войны принять участие в празднике;

- ученого из университета выступить в колледже с лекцией;

- руководителя фирмы помочь благоустроить спортивную площадку.

28. Напишите двадцать обращений, которые указывают на степень родства, возраст или пол и одновременно являются эмоционально окрашенными. Например: тетечка, мальчугашка.

Напишите все возможные варианты вашего имени. Определите, какие из них используются в официальной, какие в неофициальной речи; какую функцию выполняет каждый из вариантов.

30. Напишите известные вам клички людей. Как они образованы и какую функцию выполняют, выступая в роли обращения?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.