Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Цели освоения дисциплины. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение






    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    Высшего профессионального образования

    «Мурманский государственный гуманитарный университет»

    (МГГУ)

     

     

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

    ДИСЦИПЛИНЫ

    М2.Б2 Современные методы социологических исследований

    (шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

    С федеральным государственным образовательным стандартом и

    учебным планом)

     

     

    Основная образовательная программа подготовки магистра
    по направлению
    подготовки магистратуры

     

    040100.68 «Социология»

    магистерская программа «Социология организаций»

    (код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием
    профиля (названия магистерской программы)

     

     

    Утверждено на заседании

    кафедры социальных наук

    факультета истории и социальных наук

    (протокол № 1 от 05 сентября 2012 г.)

     

    Зав. кафедрой

    _______________Л.И. Геращенко

    Структура учебно-методического комплекса дисциплины (модуля)

     

    Программа учебной дисциплины (модуля) М2.Б.2 Современные методы социологических исследований

    2. Автор программы: кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук Жигунова Г.В.

     

    3. Рецензенты: к.с.н., доцент Недосека Е.В., к.с.н., доцент Брик Л.В.

    Цели освоения дисциплины

    Цель освоения дисциплины «Современные методы социологических исследований» - сформировать представления о практике применения наиболее распространенных социологических методов к получению эмпирического знания о состоянии, закономерностях формирования, функционирования и развития массовых социальных явлений и процессов.

    Основные задачи курса «Современные методы социологических исследований»:

    · показать особенности организационных процедур современного социологического исследования, их содержание и последовательность проведения;

    · систематизировать современные теоретические знания о социологических методах исследования;

    · освоить применение распространенных методов эмпирического социологического исследования;

    · уяснить сущностные особенности, возможности и ограничения количественного и качественного методов в социологическом исследовании;

    5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО:

    Дисциплина «Современные методы социологических исследований» относится к профессиональному циклу дисциплин (М2).

    Для освоения дисциплины «Современные методы социологических исследований» обучающиеся используют знания, умения, сформированные в ходе изучения дисциплин профессионального цикла: «Основы социологии», «Методология и методы социологического исследования». Освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла.

     

    6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
    (модуля):

    В процессе освоения учебной дисциплины «Современные методы социологических исследований» у студента формируются следующие компетенции, предусмотренные ФГОС ВПО по направлению подготовки «Социология» для выпускника с квалификацией (степенью) «магистр»:

    · способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-8);

    · способность и умение самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения (ПК-1);

    · способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

    · способность осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3);

    · умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-6);

    · способность свободно пользоваться современными методами сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации (в соответствии с профилем ООП магистратуры) для постановки и решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-12).

     

    По окончании обучения студент должен:

    Знать:

    · основы функционального взаимодействия социологии и других общественных дисциплин, основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

    · знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения (ПК-1).

     

    Уметь:

    · использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

    · умение самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения (ПК-1);

    · самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

    · осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3);

    · использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-6);

    · свободно пользоваться современными методами сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации (в соответствии с профилем ООП магистратуры) для постановки и решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-12).

    Владеть:

    · основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8).

     

    7. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина (модуль)).

    Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов) 144 часа.

    № п/п Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения Курс Семестр Виды учебной работы в часах Вид итогового контроля (форма отчетности)
    Трудоемкость в часах/ЗЕТ Всего аудит. Часов в интеракт. форме (из ауд.) ЛК ПР/ СМ ЛБ Часы на СРС (для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)*  
      040100.68 «Социологи» (квалификация (степень) «магистр»)     144, 0 30, 0       - 114, 0 экзамен

    * Общее количество часов по СРС в данной таблице для дисциплин с формой контроля «Экзамен» высчитывается так же как и для с дисциплин с формой контроля «Зачёт», где общее количество часов на СРС равно разности общей трудоёмкости по дисциплине и общего количества аудиторной работы.

    Содержание дисциплины (модуля)

    Разделы дисциплины (модуля) и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

    № п/п Наименование раздела, темы Количество часов
    Вариант 1 Вариант 2
    Всего ауд.ч./в интеракт.ф. ЛК ПР/ СМ ЛБ Часов на СРС Всего ауд.ч./в интеракт.ф. ЛК ПР/ СМ ЛБ Часов на СРС
      Раздел 1. Социологическое исследование                    
      Понятие, назначение, специфика социологического исследования 1 / -   - -            
      Методы планирования и организации исследования 3 / 2     -            
      Раздел 2. Полевые методы сбора данных                    
      Методы анкетного опроса 5 / 4     -            
      Метод интервью 3 / 2                  
      Методы качественных исследований 3 / 2                  
      Методы наблюдения и визуальной фиксации 3 / 2     -            
      Метод социометрии - / 2 -   -            
      Социальный эксперимент - / 2 -                
      Раздел 3. Неполевые методы сбора данных                    
      Методы анализа документов 5 / 2     -            
      Методы анализа данных и обобщения результатов социологического исследования 3 / 2                  

    Примечание: Вариант 1 для направления подготовки (шифр, название с указанием профиля или магистерской программы).

    Вариант 2 для направления подготовки (шифр, название с указанием профиля или магистерской программы).

     

     

    Содержание разделов дисциплины

     

    Тема 1. Понятие, назначение и специфика социологического исследования

     

    Социологическое исследование как вид познавательной деятельности. Общая схема хода научного исследования. Изучение частного случая или массовое обследование в социальной практике. Разработка комплексного плана исследования.Общий дизайн исследования: что становится классикой.

     

    Тема 2. Методы планирования и организации исследования

     

    Понятие программы исследования, ее назначение и функции. Общие методические требования к программе социологического ис­следования. Разделы программы. Рабочий план социологического исследования.

    Классификация методов сбора данных. Специфика количественных, качественных и смешанных (mixed-method) методов получения первичной информации.

     

    Тема 3. Методы анкетного опроса

     

    Специфика социологического опроса. Элементы и этапы проведения опроса. Методика составления инструментария. Структура анкеты. Содержание и основные функции каждой части анкеты. Классификация вопросов. Методические требования к вопросам.

    Виды анкетирования. Методика раздаточного, почтового, прессового опросов, их применение. Достоинства и недостатки видов анкетирования.

     

    Тема 4. Метод интервью

     

    Функции, применение, специфика интервью. Процедура интервью. Эффект интервьюера. Требования, предъявляемые к интервьюеру. Контроль качества интервьюера. Классификация видов интервью. Телефонное, биографическое, фокусированное интервью, экспертный опрос, коллективная дискуссия, их применение. Достоинства и недостатки различных видов интервью.

    Тема 5. Методики качественных исследований

     

    Общая характеристика качественной социологии. Разновидности качественных методик (библиографическое, историческое, этнографическое исследования, кейс-стади и др.). Тактики качественного анализа. Логика действий исследователя.

     

     

    Тема 6. Методы наблюдения и визуальной фиксации

     

    Понятие, специфика наблюдения. Дневник и протокол наблюдения. Этапы проведения наблюдения. Подготовка наблюдателя. Виды наблюдения. Надежность данных наблюдения. Типичные ошибки, имеющие место при проведении наблюдения. Достоинства и недостатки наблюдения. Методы визуальной фиксации. Визуальные средства и визуальные данные.

     

    Тема 7. Метод социометрии

     

    Метод социометрии, его сущность и назначение. Методика подготовки и проведения социометрического измерения в группе. Обработка и представление результатов социометрии.

     

    Тема 8. Социальный эксперимент

     

    Понятие, специфика и назначение социального эксперимента. Классификация социальных экспериментов. Требования к эксперименту, к обеспечению его эффективности, объективности и достоверности. Границы применения эксперимента. Экспериментальная группа и контрольная группа. Основные этапы экспериментальной работы и их характеристика. Экспериментальная ситуация.

     

    Тема 9. Методы анализа документов

     

    Понятие документа. Классификация видов документов. Методы анализа документов.

    Традиционный (качественный) анализ документов. Работа с государственной и международной статистикой: поиск, отбор, анализ. Работа с сетью Интернет и прессой как специфическими источниками данных. Сбор данных по медийным и web носителям. Работа с личными и архивными документами, управленческой документацией и т.д. Достоинства и недостатки качественного метода анализа документов.

    Специфика формализованного (количественного) метода. Применение метода. Процедура контент-анализа. Достоинства и недостатки метода.

     

    Тема 10. Методы анализа данных и обобщения результатов социологического исследования

     

    Кодирование или шифрование первичной информации. Систематизация и анализ результатов социологического исследования. Анализ данных повторных и сравнительных исследований. Количественный и качественный анализ. Статистическая обработка данных. Обобщение результатов: группировка, ранжирование, составление таблиц, построение графиков и др. Технические средства обработки социальной информации. Возможности SPSS в обработке данных. Интерпретация результатов на основе принятой концепции исследования социальной работы. Подведение итогов исследования и их апробация. Основные формы апробации результатов исследования. Экспертиза и внедрение результатов исследования.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.