Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели освоения дисциплины. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение






Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

М2.Б2 Современные методы социологических исследований

(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

С федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)

 

 

Основная образовательная программа подготовки магистра
по направлению
подготовки магистратуры

 

040100.68 «Социология»

магистерская программа «Социология организаций»

(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием
профиля (названия магистерской программы)

 

 

Утверждено на заседании

кафедры социальных наук

факультета истории и социальных наук

(протокол № 1 от 05 сентября 2012 г.)

 

Зав. кафедрой

_______________Л.И. Геращенко

Структура учебно-методического комплекса дисциплины (модуля)

 

Программа учебной дисциплины (модуля) М2.Б.2 Современные методы социологических исследований

2. Автор программы: кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук Жигунова Г.В.

 

3. Рецензенты: к.с.н., доцент Недосека Е.В., к.с.н., доцент Брик Л.В.

Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины «Современные методы социологических исследований» - сформировать представления о практике применения наиболее распространенных социологических методов к получению эмпирического знания о состоянии, закономерностях формирования, функционирования и развития массовых социальных явлений и процессов.

Основные задачи курса «Современные методы социологических исследований»:

· показать особенности организационных процедур современного социологического исследования, их содержание и последовательность проведения;

· систематизировать современные теоретические знания о социологических методах исследования;

· освоить применение распространенных методов эмпирического социологического исследования;

· уяснить сущностные особенности, возможности и ограничения количественного и качественного методов в социологическом исследовании;

5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО:

Дисциплина «Современные методы социологических исследований» относится к профессиональному циклу дисциплин (М2).

Для освоения дисциплины «Современные методы социологических исследований» обучающиеся используют знания, умения, сформированные в ходе изучения дисциплин профессионального цикла: «Основы социологии», «Методология и методы социологического исследования». Освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла.

 

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
(модуля):

В процессе освоения учебной дисциплины «Современные методы социологических исследований» у студента формируются следующие компетенции, предусмотренные ФГОС ВПО по направлению подготовки «Социология» для выпускника с квалификацией (степенью) «магистр»:

· способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-8);

· способность и умение самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения (ПК-1);

· способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

· способность осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3);

· умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-6);

· способность свободно пользоваться современными методами сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации (в соответствии с профилем ООП магистратуры) для постановки и решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-12).

 

По окончании обучения студент должен:

Знать:

· основы функционального взаимодействия социологии и других общественных дисциплин, основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

· знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения (ПК-1).

 

Уметь:

· использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

· умение самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения (ПК-1);

· самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

· осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3);

· использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-6);

· свободно пользоваться современными методами сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации (в соответствии с профилем ООП магистратуры) для постановки и решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-12).

Владеть:

· основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8).

 

7. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина (модуль)).

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов) 144 часа.

№ п/п Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения Курс Семестр Виды учебной работы в часах Вид итогового контроля (форма отчетности)
Трудоемкость в часах/ЗЕТ Всего аудит. Часов в интеракт. форме (из ауд.) ЛК ПР/ СМ ЛБ Часы на СРС (для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)*  
  040100.68 «Социологи» (квалификация (степень) «магистр»)     144, 0 30, 0       - 114, 0 экзамен

* Общее количество часов по СРС в данной таблице для дисциплин с формой контроля «Экзамен» высчитывается так же как и для с дисциплин с формой контроля «Зачёт», где общее количество часов на СРС равно разности общей трудоёмкости по дисциплине и общего количества аудиторной работы.

Содержание дисциплины (модуля)

Разделы дисциплины (модуля) и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п Наименование раздела, темы Количество часов
Вариант 1 Вариант 2
Всего ауд.ч./в интеракт.ф. ЛК ПР/ СМ ЛБ Часов на СРС Всего ауд.ч./в интеракт.ф. ЛК ПР/ СМ ЛБ Часов на СРС
  Раздел 1. Социологическое исследование                    
  Понятие, назначение, специфика социологического исследования 1 / -   - -            
  Методы планирования и организации исследования 3 / 2     -            
  Раздел 2. Полевые методы сбора данных                    
  Методы анкетного опроса 5 / 4     -            
  Метод интервью 3 / 2                  
  Методы качественных исследований 3 / 2                  
  Методы наблюдения и визуальной фиксации 3 / 2     -            
  Метод социометрии - / 2 -   -            
  Социальный эксперимент - / 2 -                
  Раздел 3. Неполевые методы сбора данных                    
  Методы анализа документов 5 / 2     -            
  Методы анализа данных и обобщения результатов социологического исследования 3 / 2                  

Примечание: Вариант 1 для направления подготовки (шифр, название с указанием профиля или магистерской программы).

Вариант 2 для направления подготовки (шифр, название с указанием профиля или магистерской программы).

 

 

Содержание разделов дисциплины

 

Тема 1. Понятие, назначение и специфика социологического исследования

 

Социологическое исследование как вид познавательной деятельности. Общая схема хода научного исследования. Изучение частного случая или массовое обследование в социальной практике. Разработка комплексного плана исследования.Общий дизайн исследования: что становится классикой.

 

Тема 2. Методы планирования и организации исследования

 

Понятие программы исследования, ее назначение и функции. Общие методические требования к программе социологического ис­следования. Разделы программы. Рабочий план социологического исследования.

Классификация методов сбора данных. Специфика количественных, качественных и смешанных (mixed-method) методов получения первичной информации.

 

Тема 3. Методы анкетного опроса

 

Специфика социологического опроса. Элементы и этапы проведения опроса. Методика составления инструментария. Структура анкеты. Содержание и основные функции каждой части анкеты. Классификация вопросов. Методические требования к вопросам.

Виды анкетирования. Методика раздаточного, почтового, прессового опросов, их применение. Достоинства и недостатки видов анкетирования.

 

Тема 4. Метод интервью

 

Функции, применение, специфика интервью. Процедура интервью. Эффект интервьюера. Требования, предъявляемые к интервьюеру. Контроль качества интервьюера. Классификация видов интервью. Телефонное, биографическое, фокусированное интервью, экспертный опрос, коллективная дискуссия, их применение. Достоинства и недостатки различных видов интервью.

Тема 5. Методики качественных исследований

 

Общая характеристика качественной социологии. Разновидности качественных методик (библиографическое, историческое, этнографическое исследования, кейс-стади и др.). Тактики качественного анализа. Логика действий исследователя.

 

 

Тема 6. Методы наблюдения и визуальной фиксации

 

Понятие, специфика наблюдения. Дневник и протокол наблюдения. Этапы проведения наблюдения. Подготовка наблюдателя. Виды наблюдения. Надежность данных наблюдения. Типичные ошибки, имеющие место при проведении наблюдения. Достоинства и недостатки наблюдения. Методы визуальной фиксации. Визуальные средства и визуальные данные.

 

Тема 7. Метод социометрии

 

Метод социометрии, его сущность и назначение. Методика подготовки и проведения социометрического измерения в группе. Обработка и представление результатов социометрии.

 

Тема 8. Социальный эксперимент

 

Понятие, специфика и назначение социального эксперимента. Классификация социальных экспериментов. Требования к эксперименту, к обеспечению его эффективности, объективности и достоверности. Границы применения эксперимента. Экспериментальная группа и контрольная группа. Основные этапы экспериментальной работы и их характеристика. Экспериментальная ситуация.

 

Тема 9. Методы анализа документов

 

Понятие документа. Классификация видов документов. Методы анализа документов.

Традиционный (качественный) анализ документов. Работа с государственной и международной статистикой: поиск, отбор, анализ. Работа с сетью Интернет и прессой как специфическими источниками данных. Сбор данных по медийным и web носителям. Работа с личными и архивными документами, управленческой документацией и т.д. Достоинства и недостатки качественного метода анализа документов.

Специфика формализованного (количественного) метода. Применение метода. Процедура контент-анализа. Достоинства и недостатки метода.

 

Тема 10. Методы анализа данных и обобщения результатов социологического исследования

 

Кодирование или шифрование первичной информации. Систематизация и анализ результатов социологического исследования. Анализ данных повторных и сравнительных исследований. Количественный и качественный анализ. Статистическая обработка данных. Обобщение результатов: группировка, ранжирование, составление таблиц, построение графиков и др. Технические средства обработки социальной информации. Возможности SPSS в обработке данных. Интерпретация результатов на основе принятой концепции исследования социальной работы. Подведение итогов исследования и их апробация. Основные формы апробации результатов исследования. Экспертиза и внедрение результатов исследования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.