Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели освоения дисциплины. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениеСтр 1 из 52Следующая ⇒
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ М2.Б2 Современные методы социологических исследований (шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии С федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)
Основная образовательная программа подготовки магистра
040100.68 «Социология» магистерская программа «Социология организаций» (код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием
Утверждено на заседании кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук (протокол № 1 от 05 сентября 2012 г.)
Зав. кафедрой _______________Л.И. Геращенко Структура учебно-методического комплекса дисциплины (модуля)
Программа учебной дисциплины (модуля) М2.Б.2 Современные методы социологических исследований 2. Автор программы: кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук Жигунова Г.В.
3. Рецензенты: к.с.н., доцент Недосека Е.В., к.с.н., доцент Брик Л.В. Цели освоения дисциплины Цель освоения дисциплины «Современные методы социологических исследований» - сформировать представления о практике применения наиболее распространенных социологических методов к получению эмпирического знания о состоянии, закономерностях формирования, функционирования и развития массовых социальных явлений и процессов. Основные задачи курса «Современные методы социологических исследований»: · показать особенности организационных процедур современного социологического исследования, их содержание и последовательность проведения; · систематизировать современные теоретические знания о социологических методах исследования; · освоить применение распространенных методов эмпирического социологического исследования; · уяснить сущностные особенности, возможности и ограничения количественного и качественного методов в социологическом исследовании; 5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО: Дисциплина «Современные методы социологических исследований» относится к профессиональному циклу дисциплин (М2). Для освоения дисциплины «Современные методы социологических исследований» обучающиеся используют знания, умения, сформированные в ходе изучения дисциплин профессионального цикла: «Основы социологии», «Методология и методы социологического исследования». Освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В процессе освоения учебной дисциплины «Современные методы социологических исследований» у студента формируются следующие компетенции, предусмотренные ФГОС ВПО по направлению подготовки «Социология» для выпускника с квалификацией (степенью) «магистр»: · способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-8); · способность и умение самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения (ПК-1); · способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2); · способность осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3); · умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-6); · способность свободно пользоваться современными методами сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации (в соответствии с профилем ООП магистратуры) для постановки и решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-12).
По окончании обучения студент должен: Знать: · основы функционального взаимодействия социологии и других общественных дисциплин, основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); · знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения (ПК-1).
Уметь: · использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); · умение самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения (ПК-1); · самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2); · осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3); · использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-6); · свободно пользоваться современными методами сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации (в соответствии с профилем ООП магистратуры) для постановки и решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-12). Владеть: · основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8).
7. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина (модуль)). Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов) 144 часа.
* Общее количество часов по СРС в данной таблице для дисциплин с формой контроля «Экзамен» высчитывается так же как и для с дисциплин с формой контроля «Зачёт», где общее количество часов на СРС равно разности общей трудоёмкости по дисциплине и общего количества аудиторной работы. Содержание дисциплины (модуля) Разделы дисциплины (модуля) и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Примечание: Вариант 1 для направления подготовки (шифр, название с указанием профиля или магистерской программы). Вариант 2 для направления подготовки (шифр, название с указанием профиля или магистерской программы).
Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Понятие, назначение и специфика социологического исследования
Социологическое исследование как вид познавательной деятельности. Общая схема хода научного исследования. Изучение частного случая или массовое обследование в социальной практике. Разработка комплексного плана исследования.Общий дизайн исследования: что становится классикой.
Тема 2. Методы планирования и организации исследования
Понятие программы исследования, ее назначение и функции. Общие методические требования к программе социологического исследования. Разделы программы. Рабочий план социологического исследования. Классификация методов сбора данных. Специфика количественных, качественных и смешанных (mixed-method) методов получения первичной информации.
Тема 3. Методы анкетного опроса
Специфика социологического опроса. Элементы и этапы проведения опроса. Методика составления инструментария. Структура анкеты. Содержание и основные функции каждой части анкеты. Классификация вопросов. Методические требования к вопросам. Виды анкетирования. Методика раздаточного, почтового, прессового опросов, их применение. Достоинства и недостатки видов анкетирования.
Тема 4. Метод интервью
Функции, применение, специфика интервью. Процедура интервью. Эффект интервьюера. Требования, предъявляемые к интервьюеру. Контроль качества интервьюера. Классификация видов интервью. Телефонное, биографическое, фокусированное интервью, экспертный опрос, коллективная дискуссия, их применение. Достоинства и недостатки различных видов интервью. Тема 5. Методики качественных исследований
Общая характеристика качественной социологии. Разновидности качественных методик (библиографическое, историческое, этнографическое исследования, кейс-стади и др.). Тактики качественного анализа. Логика действий исследователя.
Тема 6. Методы наблюдения и визуальной фиксации
Понятие, специфика наблюдения. Дневник и протокол наблюдения. Этапы проведения наблюдения. Подготовка наблюдателя. Виды наблюдения. Надежность данных наблюдения. Типичные ошибки, имеющие место при проведении наблюдения. Достоинства и недостатки наблюдения. Методы визуальной фиксации. Визуальные средства и визуальные данные.
Тема 7. Метод социометрии
Метод социометрии, его сущность и назначение. Методика подготовки и проведения социометрического измерения в группе. Обработка и представление результатов социометрии.
Тема 8. Социальный эксперимент
Понятие, специфика и назначение социального эксперимента. Классификация социальных экспериментов. Требования к эксперименту, к обеспечению его эффективности, объективности и достоверности. Границы применения эксперимента. Экспериментальная группа и контрольная группа. Основные этапы экспериментальной работы и их характеристика. Экспериментальная ситуация.
Тема 9. Методы анализа документов
Понятие документа. Классификация видов документов. Методы анализа документов. Традиционный (качественный) анализ документов. Работа с государственной и международной статистикой: поиск, отбор, анализ. Работа с сетью Интернет и прессой как специфическими источниками данных. Сбор данных по медийным и web носителям. Работа с личными и архивными документами, управленческой документацией и т.д. Достоинства и недостатки качественного метода анализа документов. Специфика формализованного (количественного) метода. Применение метода. Процедура контент-анализа. Достоинства и недостатки метода.
Тема 10. Методы анализа данных и обобщения результатов социологического исследования
Кодирование или шифрование первичной информации. Систематизация и анализ результатов социологического исследования. Анализ данных повторных и сравнительных исследований. Количественный и качественный анализ. Статистическая обработка данных. Обобщение результатов: группировка, ранжирование, составление таблиц, построение графиков и др. Технические средства обработки социальной информации. Возможности SPSS в обработке данных. Интерпретация результатов на основе принятой концепции исследования социальной работы. Подведение итогов исследования и их апробация. Основные формы апробации результатов исследования. Экспертиза и внедрение результатов исследования.
|