Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эксплуатации машин.






Вопрос 1. Криминалистическая характеристика преступления.

По характеру и тяжести наступивших последствий дорожно-транспортные происшествия (ДТП) подразделяются на:

а) катастрофы, влекущие гибель людей; б) аварии, влекущие причинение людям телесных повреждений или существенный материальный ущерб; в) поломки как уголовно ненаказуемые деяния.

В зависимости от механизма возникновения и протекания события дорожно-транспортные происшествия подразделяются на несколько видов. Согласно статистическим данным чаще всего водители совершают наезд управляемого ими транспортного средства на пешехода (50% всех ДТП). Далее—по степени их распространенности — имеют место столкновения транспортных средств (30% общего числа ДТП), их опрокидывание (8%), наезды на препятствия, стоящие транспортные средства, на велосипедистов и прочие происшествия (падение пассажиров или грузов из машин, остановка танка при подводном форсировании водной преграды).

Наиболее часто ДТП происходят в летне-осенний период, когда на дорогах увеличивается интенсивность движения. В течение суток наиболее опасны вечерние часы: с 17 до 21 часа, когда совершается до 35% от общего числа ДТП за сутки. Количество происшествий увеличивается при выполнении боевых задач в экстремальной обстановке.

Под дорожно-транспортным преступлением в специальной литературе понимается событие, возникающее в результате нарушения водителем нормального режима движения транспортного, боевого или специального средства и повлекшее за собой гибель или ранение людей либо причинившее существенный материальный ущерб (повреждение автомобиля, танка, груза, сооружения), а равно приведшее к срыву выполнения боевой или иной задачи.

Преступлениями против общественной безопасности являются нарушения лицами, управляющими принадлежащими им на праве личной собственности транспортными средствами, правил безопасности движения, повлекшие вредные последствия.

Методики расследования преступлений указанных категорий в своей основе и по ряду деталей сходны, поэтому представляется возможным их объединить и рассматривать в рамках одной главы учебника.

Определенный интерес представляют исследования психологических факторов дорожно-транспортных происшествий, проведенные специалистом в области транспортной психологии Д. Клебельсбергом. Так, к основным факторам, непосредственно связанным с водительской деятельностью, он относит (по степени их распространенности): отвлечение внимания, недооценка опасности, неверная оценка обстановки, боязливость в манерах поведения и опасные привычки, ошибочный прогноз поведения других участников движения, недооценка собственного ошибочного поведения, непредсказуемое для окружающих собственное поведение, осознанное противоправное поведение в условиях движения, убежденность на основе неверных интерпретаций правил и состояния дорожного движения.

Побочными факторами, обуславливающими ДТП, являются; спешка, настроение водителя, небольшая практика вождения, недостаточное знание правил дорожного движения, слабое владение правилами управления автомобилем, бездействие, незнание местности, беспечность в результате привычной езды на данном участке дороги, физиологические состояния (усталость, опьянение, заболевание, физические недостатки, ухудшение состояния от принятия лекарств).

Дорожно-транспортные происшествия включают три последовательно сменяющих друг друга этапа: первоначально возникает опасная, или предаварийная, дорожная ситуация, затем следует аварийная и, наконец, наступает послеаварийная обстановка. Возникновение опасной ситуации характеризуется появлением на полосе следования движущегося или неподвижного препятствия. Если участники движения не приняли мер к ликвидации опасной ситуации, то возникает аварийная обстановка, в которой предотвратить происшествие технически невозможно. Послеаварийная обстановка является носителем материальных следов происшествия: следов на дороге, в окружающей среде, на автомашине, на потерпевшем и его одежде.

Так, на дороге образуются следы вращения и торможения колес транспортного средства, волочения потерпевшего, могут находиться детали машины и их части и т.д.

На автомобиле остаются следы в виде вмятин, царапин на облицовке радиатора, крыльях, дверях кабины, бортах кузова, волокон одежды, крови, тканей потерпевшего; на теле потерпевшего — следы волочения, переезда, удара частями автомобиля в виде ссадин, переломов; на его одежде—следы транспортного средства.

Следы-отображения, следы-предметы и следы-вещества служат объектом изучения при выполнении следователем ряда следственных действий, особенно осмотра места происшествия.

Исходя из характера материальных следов к источникам доказательственной информации относятся: обстановка места происшествия, автомобиль, потерпевший и его одежда, водительские и медицинские документы.

Идеальными источниками информации о преступлении можно назвать показания водителя и старшего автомобиля, его пассажиров, потерпевшего, свидетелей-очевидцев, других свидетелей.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий и преступлений, совершаемых водителями-военнослужащими, являются:

1) нарушения правил дорожного движения, а также приемов управления и эксплуатации машин как следствие невысокой профессиональной надежности водителя;

2) неудовлетворительное техническое состояние автомобилля.

3) недисциплинированность пешеходов, подчас являющаяся главной и единственной причиной возникновения аварийной обстановки на дороге;

4) неблагоприятные дорожные условия (ямы, канализационные люки на дороге, отсутствие предупреждающих знаков о ремонтных работах, поворотах и т.д.);

5) недостатки в области транспортной эргономики, неудовлетворительная организация движения (отсутствие светофора; на сложном перекрестке, разметки на дорожном полотне, знаков и т.д.);

6) неправильное размещение или крепление грузов в кузове автомобиля.

Обстоятельства, подлежащие выяснению и исследованию по делам о дорожно-транспортных преступлениях:

а) где, когда, с какой машиной (ее 'принадлежность) произошло происшествие;

б) при каких обстоятельствах, в какой дорожной обстановке имело место происшествие, механизм его протекания;

в) было ли нарушение правил дорожного движения или эксплуатации машин, если да, то какие именно правила нарушил водитель;

г) кто допустил нарушение правил вождения или эксплуатации машин, его служебная и профессиональная характеристика;

д) в чем выражается виновность лица, совершившего преступление (форма умысла, мотивы, и цели нарушений правил движения или эксплуатации);

е) какие последствия наступили в результате происшествия.

ж) имеется ли причинная связь между нарушением правил вождения или эксплуатации машин и наступившими последствиями;

з) каковы обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, а также влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого.

Вопрос 2. Типичные следственные ситуации.
Планирование на начальном и последующем этапах расследования преступления.

Следственные ситуации, складывающиеся на первоначальном этапе расследования данного вида преступлений,.могут быть типизированы по следующим основаниям.

1. По характеру источников поступающей в исходной информации о происшествии:

а) непосредственные сообщения граждан (свидетелей, потерпевших, водителей), работников государственной или военной -автомобильных инспекций. Материалы о дорожном происшествии направляются и из органов государственной автомобильной инспекции.

2. По времени, истекшему с момента дорожно-транспортного происшествия:

а) благоприятная ситуация. Таковая с точки зрения возможности получения криминалистически значимой информации „Доказательств имеет место тогда, когда сигнал об аварии поступает в военную прокуратуру сразу после ее совершения;

б) неблагоприятная ситуация. Она характеризуется истечением значительного времени с момента события: информации о нем может поступить следователю через несколько суток, недель и даже месяцев после происшествия.

3. По месту нахождения водителя и транспортного средства:

а) водитель, совершивший происшествие, и управляемый им автомобиль находятся на месте события;

б) водитель на автомобиле скрылся с места происшествия;

в) водитель скрылся, оставив на месте события автомобиль.

Эффективность расследования дорожно-транспортных преступлений в значительной степени зависит от того, насколько следователь учтет при планирований работы по уголовному делу типичные версии о событии или отдельных его обстоятельствах.

К общим типичным версиям о причинах катастрофы или аварии по делам данной категории относятся следующие предположения:

1) происшествие совершено водителем транспортного средства в результате нарушений им правил безопасности движения;

2) причиной происшествия явилась личная грубая неосторожность, допущенная пострадавшим;

3) событие обусловлено технической неисправностью автомобиля;

4) происшествие инсценировано с целью сокрытия другого преступления, например убийства.

5) имело место стечение обстоятельств, которые исключают вину водителя и пострадавшего (землетрясение, оползни грунта и т.д.).

При планировании расследования следует учитывать и частные версии, которые, как и общие, вытекают из криминалистической характеристики преступления и касаются объективной и субъективной стороны, объекта и субъекта деяния. Характер следственных и розыскных версий по конкретному уголовному делу обуславливается, кроме того, объемом информации по делу, полученной в результате выполнения первоначальных следственных действий.

Содержание действий следователя на первоначальном и последующем этапах работы по уголовному делу обусловливается сложившейся следственной ситуацией.

К распространенной относится исходная ситуация, когда сведения о недавно совершенном дорожно-транспортном происшествии поступают в военную прокуратуру вскоре после события, а его участники и транспортные средства находятся на месте события. Содержание (программа) действий следователя при этом включает:

1) выезд на место происшествия и его осмотр;

2) допросы свидетелей-очевидцев, потерпевших;

3) допрос водителя (на месте происшествия), изъятие у него водительских документов;

4) судебно-медицинскую экспертизу или освидетельствование водителя (и старшего машины) на предмет установления алкогольного (наркотического) опьянения;

5) изъятие и осмотр одежды потерпевшего.

6) принятие мер к оказанию медицинской помощи или отправке трупа в судебно-медицинскую лабораторию.

Ситуация расследования видоизменяется в случае, если водитель пешим порядком или на автомобиле скрылся с места происшествия: наряду с осмотром последнего одновременно организуются розыскные мероприятия с целью установления маршрута движения или места нахождения транспортного средства и его водителя.

Содержательная часть деятельности следователя на последующем этапе работы по уголовному делу направлена на закрепление имеющихся доказательств и на преобразование криминалистически значимой информации, полученной в ходе осмотра места происшествия, допросов, в доказательства.

В рамках данного этапа проводятся следственный эксперимент, очные ставки, направляются различные запросы (например, о состоянии метеоусловий в конкретной местности в данное время), изучаются разнообразные документы, назначаются автотехническая, судебно-медицинская, криминалистическая, товароведческая и другие экспертизы.

К числу типичных относится ситуация, характеризуемая тем что материалы административного расследования о дорожно-транспортном происшествии поступают в военную прокуратуру по истечении определенного времени. Действия следователя в таком случае предполагают прежде всего их изучение с тем, чтобы получить о событии возможно более полное представление. Материалы административного расследования содержат: протокол о дорожно-транспортном происшествии установленной формы (акт осмотра места происшествия с автомобильной техникой), схему происшествия, объяснения водителя, потерпевшего, свидетелей, акт медицинского освидетельствования водителя, акт осмотра и проверки технического состояния автомобиля, оправку о происшествии с автомобильной техникой, удостоверение водителя, технический паспорт автомобиля и путевой лист (если имело место происшествие с автомобилем, принадлежащим организации, воинской части). Информация, полученная в результате изучения материалов расследования, проведенного работниками ВАИ или ГАИ, кладется в основу разработки плана первоначальных следственных и иных мероприятий. В плане предусматриваются следующие следственные и другие действия:

1) допросы водителя, потерпевшего и свидетелей;

2) допросы лиц, которые осматривали место происшествия и принимали участие в этом (инспекторов ВАИ и ГАИ, понятых); необходимость в допросе лиц указанной категории возникает нередко и обусловлена недостаточным уровнем квалификации инспекторов, что приводит к неполноте и неточности при составлении протокола и схемы дорожно-транспортного происшествия;

3) истребование медицинских документов (выемка либо •получение выписок из историй болезни, карты амбулаторного больного, медицинской книжки) в учреждениях, куда обращался за помощью пострадавший после аварии;

4) осмотр места происшествия с участием водителя, '.потерпевшего, свидетелей с целью выяснения либо уточнения обстоятельства и механизма события, обнаружения его следов;

5) осмотр автомобиля, которым управлял водитель.в момент происшествия.

На последующем этапе расследования объем работы, проводимой следователем, аналогичен изложенному применительно к первой ситуации и предполагает — в зависимости от обстоятельств — проведение различных экспертиз, экспериментов и т.д.

Вопрос 3. Тактика следственных и иных действий.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.