Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы социальных отношений






 

Изучая социальную работу как специфическую форму социальной деятельности, мы отмечаем, что она может рассматриваться на уровне индивида, группы, организации, общества в целом. Естественно, что на каждом из этих уровней многомерность социальных отношений имеет свои особенности, и во многом они обусловлены спецификой социальных субъектов, между которыми и возникают социальные отношения. В качестве социальных субъектов, являющихся реальными носителями социальных отношений, выступают:

1. отдельный человек, являющийся личностью;

2. группа людей, приобретшая некие системные качества целого, не сводимые к сумме качеств элементов данной системы;

3. определенный социум, обладающий высокой степенью внутренней организованности и целостности;

4. общество, взятое в целом, или человечество, выступающее как одно целое.

Таким образом, как субъекты социальных отношений могут выступать все субъекты общественной жизни, но в разных исторических общностях, причем в процессе реального общения людей и внутри одной общности социальные отношения — многоуровневые, и ведущая роль принадлежит социологическим отношениям, складывающимся между основными социальными субъектами. В свою очередь эти отношения во многом обусловливают и все многообразие социальных отношений между другими социальными субъектами, а также и внутри этих субъектов.

Существуют различные основания структурирования и классификации социальных отношений. В своей деятельности специалист по социальной работе должен четко представлять, какое основание в данном конкретном случае используется (носитель социальных отношений, механизм взаимодействия социальных и общественных отношений и т.д.), так как это позволяет оптимизировать помощь, оказываемую клиентам.

В реальной жизни формой осуществления социальных отношений выступают социальные потребности. Потребности, в том числе и социальные, являются объективными, так как они выражают нужду субъекта в чем-то — пище, одежде, жилище, знаниях, общении, взаимопонимании и т.д. Но каждый социальный субъект может предпочитать различные формы удовлетворения потребностей. По этой причине можно говорить об объективно-субъективной природе потребностей. Противоречия между объективной и субъективной формами реализации социологических потребностей могут перейти в конфликты, которые в конечном счете и переводят субъектов из носителей социальных отношений в объекты социальной работы, нуждающиеся в помощи и поддержке.

Подтверждением этому может служить изменение с начала 90-х гг. социальной структуры российского общества и соответственно социальных отношений между основными субъектами, что в свою очередь привело к изменению соотношения между социальными гарантиями, определяемыми социальной политикой государства, и потребностями различных социальных субъектов.

В первой половине 90-х годов увеличивается дифференциация между слоями, классами и социологическими группами российского общества на фоне массового распространения бедности, разрушения социальной инфраструктуры, ослабления гарантий реальной социальной защиты населения, в особенности неработающих и занятых в непроизводственной сфере. При этом население России в этот период не было сориентировано на социально-экономическую самозащиту.

С ростом имущественной дифференциации общая ситуация осложняется в связи с невозможностью оказать социальную помощь населению посредством традиционных учреждений старой системы организации социальной защиты (пионерские лагеря, службы по оказанию бытовых услуг и т.п.). Происходит массовое распространение бедности, а также резкое ухудшение условий жизни, отмечается разбалансированность потребительского рынка товаров и услуг фактически во всех регионах России.

Старая и новая растущая социальная дифференциация по национально-этническим признакам усугубляется социально-территориальными противоречиями на национально-государственном уровне в связи с массовой суверенизацией народов, населяющих бывший СССР. Все это привело к тому, что объектами социальной работы стали представители различных типов социальных отношений. Например, такая группа, как малообеспеченные, характеризуется не только уровнем их прожиточного минимума, но и широким спектром социально-психологических особенностей, учет которых очень важен для повышения эффективности социальной помощи этой категории населения. Основания для дифференциации объектов социальной работы, к которым относят малообеспеченных, могут быть самые различные, например можно выделить группы, нуждающиеся в специальной психологической помощи: детей из малообеспеченных семей, одиноких престарелых людей, хронических больных, безработных, матерей-одиночек, беженцев и т.д.

В связи с этим при формировании моделей социальной работы и выборе технологий социальной помощи важно учесть следующие факторы:

· особенности социального положения и условий жизнеобеспечения различных социальных групп в отдельных регионах;

· традиционно сложившиеся социальные отношения между существующими субъектами и новыми, появившимися в связи с изменением социальной структуры общества.

Социальная работа основывается на отношениях, существующих в обществе и обусловленных в свою очередь как социальной политикой государства, так и особенностями клиентов. Существующие отношения целесообразно подразделить на первичные, вторичные и третичные. Первичные отношения — это отношения, возникающие в социальной группе, которую составляют сам клиент, его семья и друзья. Представители такой группы часто одинаково субъективно оценивают сущность различных социальных явлений и процессов, поэтому знание основных характеристик такой группы порой позволяет социальному работнику довольно быстро выявить основные проблемы клиентов.

Вторичные отношения определяются членством клиента в различных социальных группах (территориальных, религиозных, этнических и т.д.). Социально-психологические особенности таких групп, несомненно, оказывают влияние на проявление и протекание проблем клиентов, и это также важно учитывать при работе с ними.

Третичные отношения обусловлены гражданскими ролями клиентов и их возможностями по реализации своей субъектности. Применительно к этому американские исследователи рассматривают влияние социальных отношений на характер проблем клиентов. Они подчеркивают, что основу социальной работы составляет учет особенностей различных типов отношений. Так, проблема, возникающая при первичных отношениях, требует часто клинико-терапевтического вмешательства, при вторичных — организационных изменений, при третичных — формирования новых ценностей и новой социальной политики. Поэтому с целью формирования социальной работы как целостной системы важно рассматривать эти отношения комплексно, выявлять более четко контекст, который определяет тот или иной уровень организации социальной работы (СНОСКА: Social Work in Contemporary Society. University of Michigan. Coul, 1984).

В практике социальной работы следует учитывать, что личностные изменения клиента могут быть эффективны только при условии решения основных социальных проблем: гарантий социальной безопасности, минимальных средств существования и т.п.

Осмысление стратегических особенностей социальной политики в России начала 90-х гг. и тенденций социального развития общества позволяет сделать ряд выводов, которые важны для понимания тенденций становления практики социальной работы в России.

В настоящее время необходим комплексный, междисциплинарный подход к анализу социальных процессов, происходящих в современном российском обществе, характера изменения социальных отношений и в связи с этим выявление основных тенденций изменения и развития социальной работы в других странах.

Система социальной работы в России приобретает свой специфический облик. Она, опираясь на международный опыт, в значительной степени использует новую социальную политику государства и те тенденции развития социальных отношений, которые ею определяются. Поэтому в настоящее время для российского общества в его экономическом, политическом и социально-психологическом состоянии существенна интеграция всех форм и направлений как профессиональной, так и непрофессиональной социальной работы в единую систему, способствующую гибким и эффективным изменениям, соответствующим прогрессивному развитию общества и формированию благоприятных для личности общественных ситуаций в целом. Итак, можно констатировать, что социальные отношения — это и основа, и предпосылка развертывания социальной работы. Их взаимосвязь носит диалектический характер. Тип социальных отношений определяет культуру социальной жизни, так как именно социальные отношения прежде всего влияют на характер взаимозависимости субъектов социальной жизни по поводу средств ее обеспечения. Социальная культура, формы совместного бытия людей в свою очередь обусловливают выбор технологий осуществления социальной работы. Именно в этом смысле социальные отношения и выступают сутью социальной работы. В свою очередь оптимизация социальной работы способствует повышению культуры социальной жизни, что, несомненно, влечет изменения социальных отношений.


 

9. Нравственно-гуманистический характер социальной работы

Гуманность, рассматриваемая как человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, относится к бытийному строю человеческого конечного существования и является фундаментальным моментом, основанием возможности человека. Гуманистическая природа человеческого мышления отчетливо обнаруживается в структурах демократической организации общества, в принципах «активного ненасилия», «свободы выбора». Гуманизм неоднозначен, внутренне противоречив и как форма жизненной практики, и как система мышления. Трудности, с которыми столкнулся и которые не смог решить гуманизм, выступают одновременно основаниями негуманности, насилия, зла, угнетения, проявившихся в тоталитаризме, отчуждении и других формах.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании неотъемлемых прав человека, в том числе права на достойную, полноценную и счастливую жизнь для каждого, независимо от его национальных, расовых, религиозных, возрастных, половых, индивидуальных или социальных особенностей. Социальная работа является практической реализацией гуманистического менталитета. Понятие гуманизма близко по своему содержанию и происхождению к понятию гуманитарных проблем или интересов общества – межличностные взаимоотношения, семейные связи, человеческие контакты.

Уровень гуманизма в отношениях исторически повышается. СР располагается в границах нравственного выбора и этического поведения. такие факторы регуляции человеческого поведения, как общественная мораль, индивидуальный нравственный контроль, являются нравственными регуляторами самой СР. Помимо единых требований общественной морали, СР регулируется принципами профессиональной этики, как конфиденциальность и толерантность.

Основываясь на гуманизме и нравственном расположении духа, СР ориентируется на элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей истории - благополучие людей, социальная справедливость, достоинство. Повседневные этические проблемы социальных работников подвержены большим трансформациям (этические проблемы конфиденциальности в условиях компьютеризации). Можно выделить несколько уровней таких проблем: а) зависимость ценностной базы социальной работы от миссии, целей и задач; б) разработка этических стандартов профессии; в) этические дилеммы профессиональных обязанностей социального работника.

Проблема ценностной базы СР напрямую связана с ее гуманистической сущностью, т.к. независимо от конкретных задач модели социальной помощи ключевой ценностью СР выступает любая личность. Это означает, что подход к жизни каждого индивида, как высшему ценностному измерению, дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойна человека. Правом на помощь со стороны субъектов СР обладает каждый, кто обращается к ним по каким-либо основаниям. Гуманистические ориентиры побуждают субъектов СР к взаимодействию с клиентами, поощряя их к сотрудничеству, не в ущерб другим.

Этический стандарт профессии объединяет принципы и стандарты этического поведения, в них формулируются программные цели и долговременные ценности СР, предписывающие и запрещающие принципы, ключевые положения, определяющие ответственность и обязательство социальных работников. Поведение и образ действий, предписываемые профессиональной этикой, основываются на балансе личных интересов социального работника и его обязанностей. В основе - общефилософская концепция ответственности. Ответственность как принцип СР в этическом стандарте осуществляется на уровне ответственности перед клиентом (приоритет его интересов), перед коллегами (сотрудничество, корректность), перед работодателями (выполнение обязанности перед соответствующим органом социальной защиты), перед профессией (сохранение базовых ценностей и предназначения социальной работы).

На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами, вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, профессии, обществу. Данные проблемные области и этические дилеммы не являются общими для разных стран, но есть группы дилемм, которые свойственны любой модели социальной помощи:

независимость и манипулирование;

патернализм и самоопределение;

принцип информированного согласия;

необходимость говорить правду;

конфиденциальность и частный характер сообщений;

законы и благополучие клиента;

личные и профессиональные ценности.

Этические кодексы, в которых социальные работники стремятся найти ответы, не всегда способны удовлетворить их запросы, поскольку, во-первых, составлены в общих терминах и с довольно высокой степенью абстракции, а во-вторых, содержат принципы, которые в ряде случаев противоречивы и сами представляют этическую дилемму.

Таким образом, в основе профессиональных принципов СР лежит гуманистический фундамент, который является основанием для этой профессиональной деятельности, области научного исследования, общественного явления «СР».

Гуманистический подход к пониманию человека в деятельности социального работника служит одним из ключевых факторов успешности его профессиональной деятельности. СР представляет собой гуманистический процесс в рамках общественных отношений, свидетельствующий об относительно высоком уровне развития социума, способного поддержать людей, нуждающихся в помощи. СР нацелена на профессиональную помощь индивидам по усилению или восстановлению их возможностей полноценного социального функционирования. Гуманистический подход к пониманию человека предполагает веру в его созидательный потенциал, способность к преодолению препятствий и социальной адаптации в самых сложных условиях жизни. Эта вера основана на знании онтогенетических (а порой и филогенетических), психологических закономерностей развития и функционирования человека как индивида, личности и субъекта деятельности.

В данном аспекте человек понимается как уникальная, открытая, активная, интенциональная и амбивалентная система, способная к самопознанию, самоизменению и саморазвитию. Он существует, лишь непрерывно взаимодействуя со своим окружением, он открыт миру через свое поведение, деятельность, он что-то получает из мира и что-то ему отдает.

Человек уникален, поскольку в процессе социализации и воспитания он приобретает качество личности - сложную динамическую структуру, основной функцией которой является объединение и интеграция познавательных, эмоциональных, мотивационных и активно-волевых механизмов, регулирующих взаимоотношения с окружающим миром.

В своих взаимоотношениях с миром личность проявляет себя как активная система. Она не просто отвечает на внешние воздействия, но и сама активно и целенаправленно воздействует на окружающее. Человек развивает свой собственный взгляд на мир, ставит перед собой новые задачи и решает их Возникновение новых интересов, стремления к напряжению и стремления к редукции напряжения, является основным источником активности человека.

В целом внутренние противоречия личности рассматриваются как один из основных побудителей саморазвития. Система является сложной целостностью, заключающей в себе тенденции, непосредственно друг с другом не совместимые, но имеющие опосредованную совместимость.

Гуманистический подход к пониманию человека как уникальной, открытой, интенциональной, амбивалентной системы, способной к самопознанию и саморазвитию, базируется на понимании основных закономерностей его социального развития:

Развитие человека осуществляется только в процессе реальной деятельности на основе взаимодействия с другими людьми. Движущей силой социального развития является противоречие между растущими потребностями человека и реальными возможностями его удовлетворения.

Стабильные периоды развития чередуются с нестабильными периодами, которые выступают как переходные этапы и несут в себе возможности качественных новообразований личности. Наиболее благоприятными условиями социального развития личности выступают: социальная поддержка, референтная группа и динамика потребностей личности.

На каждом этапе социального развития человек обладает особой чувствительностью - сензитивностью по отношению к тем или иным внешним воздействиям, способствующим формированию определенных психических и личностных новообразований.


 

10. Формирование многоуровневой системы подготовки специалистов по социальной работе

Социальное образование: содержание и организация. Формирование многоуровневой системы подготовки специалистов по СР

Под социальным образованием стали понимать: подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук; обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание; · подготовку и переподготовку специалистов для учреждений социальной сферы и управления;

· социальное просвещение, воспитание широких масс населения, формирование у них умения взаимодействовать в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства — времени;

· формирование, воспроизводство определенного менталитета, систем социокультурных принципов, смысложизненных ориентации, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни народа того или иного государства, нации, человеческой общности.

Совершенствование содержания социального образования является дифференциация общего социального образования в зависимости от сферы деятельности, где предстоит работать специалисту (образование, медицина, управление, журналистика, энергетика, промышленность, сельское хозяйство, финансы).

Во-первых, потребности практики, проблематика, которая является предметом забот современного общества Во-вторых, на них оказывают влияние предпочтения, симпатии преподавательского корпуса, их подготовленность, научные интересы. В-третьих, на выбор моделей подготовки социальных работников, на формирование программ их обучения, повышения квалификации влияет развитие теорий социальной работы.

При этом требуется массовое просвещение к достоверному информированию людей о реальных масштабах социальных проблем и путях их решения в каждом поселении, районе, области, крае. Информирование населения о работе системы учреждений управления и социальной защиты каждого района, поселения, области, края, республики. Подготовка людей к социальной самозащите, обучение основам сохранения, безопасности жизни.

Совершенствование содержания социального образования в современной России связано с фундаментальными основами бытия человека и общества, типами их жизнедеятельности, социальной культуры. Это в главном связано с развитием представлений о смысле жизни и справедливости, о социальных идеалах.

Содержание и организация социального образования в современной России переживают противоречивый процесс обновления и преодоления кризиса, созидания нового и сохранения лучших традиций старого опыта, поиска оптимальных технологий.

Организация подготовки и переподготовки кадров различной квалификации имеет в нашей стране давние и прочные традиции. Цель социальной работы состоит в оказании помощи нуждающимся в ней членам общества, в стимулировании их к преодолению собственными усилиями возникающих у них личностных, семейных, групповых, производственных. Основные функции социального работника состоят в том, чтобы определить (диагностировать) эти проблемы, оказать помощь, поддержку, а затем осуществить коррекцию его поведения и социальную реабилитацию. подготовка специалистов в таком многостороннем, сложном по содержанию и формам реализации виде деятельности не может сразу сложиться и начать функционировать как целостная система, тем более в тех условиях социально-экономических преобразований, в которых сейчас находится Россия. Наиболее полной является модель, предложенная профессором И. А. Зимней.

1.Подготовка специалиста в области социальной работы осуществляется по уровням, последовательно решаются задачи введения студента в обучение, обеспечения программ самообучения и саморазвития.

2.Подготовка специалиста может рассматриваться как сложная многоаспектная деятельность, совокупным субъектом реализации которой выступает учебно-методически-административный состав учебного заведения совместно с кафедрами, преподавателями, самими студентами.

3.В области социальной работы как любая сложная развернутая во времени деятельность имеет несколько уровней, этапов. 1 уровень — ориентировочно-исследовательский есть по сути знакомство с субъектами, средствами, способами и условиями будущей профессиональной деятельности, прогнозирование ее осуществления. 2 уровень — исполнение самой деятельности в форме обучения, что предполагает определение подходов, организацию учебного процесса и его обеспечение. 3 уровень — саморазвитие, самосовершенствование специалиста.

4.Подготовка специалиста по социальной работе требует от него принятия определенных этических норм (профессиональных кодексов) и следование им, формирование определенных личностных (индивидуально-психологических) качеств, таких, например, как гуманистическая направленность, эмпатичность, альтруистическая доминанта и др.

5. Предметом подготовки по специальности «социальная работа» является практическое умение оказать эффективную квалифицированную помощь клиенту в решении его личностных проблем, трудностей (с детьми, родителями, сотрудниками, самим собой), таких, как, например, неадекватность уровня притязаний, самооценки, дезадаптация, наркотическая или алкогольная зависимость, импотенция, старость, потеря смысла жизни, инвалидность.

Положения определяют содержательную основу подготовки социальных работников, процесс которой представлен отдельными блоками, что отражает формально-организационную сторону процесса подготовки.

Рассмотрим подробнее каждый из блоков трех основных уровней подготовки, первый из которых - подготовительно-ориентировочный, второй - реализация и контроль, третий - саморазвитие.

I блок 1 уровня подготовки предполагает на основе ознакомления с отечественным и зарубежным опытом приобретение профессиональной ориентировки в содержании, целях, специфике социальной работы как профессиональной деятельности. Реальным субъектом такой деятельности являются научно-исследовательские и методические объединения, кафедры вуза.

II блок подготовки предполагает изучение, анализ и систематизацию нормативных документов. Он связан с освоением обобщенной ориентировки в нормативно-правовой базе: а) самой социальной работы, б) процесса подготовки к ней в вузе. Субъектами блока являются: юридическая служба вуза, учебно-методические объединения.

III блок подготовки реализуется на основе актуальной оценки и прогностического анализа социальной ситуации. Определение характера (качество, направление, количество социальных работников) социального заказа, определение квалификационных требований и уровня профессионализма социального работника составляет его содержание, которое выступает также в качестве образца — результата деятельности в процессе подготовки. Субъектом является организационно-административная и психологическая службы вуза, его научно-исследовательские подразделения и кафедры.

IV блок - разработка новой парадигмы содержания и формы учебно-методического обеспечения на основе личностно-деятельностного подхода и гуманистической психологии. Субъекты — учебно-методические объединения, исследовательские группы.

V блок подготовки включает профессиональный отбор преподавателей и студентов на основе соответствия квалификационным требованиям по личностным, коммуникативным и интерактивным характеристикам. Субъект деятельности — социально-психологическая служба вуза.

VI блок подготовки — комплектование учебных групп. Субъекты деятельности — администрация вуза, психологическая служба.

VII блок профессиональной подготовки — организация учебного процесса по четырехкомпонентной схеме (освоение знаний, практика, тренинг, исследовательская работа) при параллельном освоении каждого из компонентов, модульной организации преподавания учебных дисциплин, разграничении на основные (базисные), элективные курсы, факультативы. Субъектами являются: учебно-методические объединения, преподавательский корпус.

VIII блок профессиональной подготовки включает организацию учебного процесса как управление учебной деятельностью студента и группы. Субъекты — преподаватели и сами студенты.

IX блок подготовки — обеспечение условий и положительного подкрепления практики в социальных службах, пансионатах, интернатах и т.д., формирование и деятельность института супервизоров. Субъекты деятельности — администрации вузов, научно-методические объединения, администрации социальных учреждений, супервизоры, студенты.

X блок подготовки предполагает организацию управляемой дифференциации обучения по специализациям с учетом интересов, способностей, возможностей обучающихся, результатов их предшествующего обучения. Субъект — кафедры.

XI блок подготовки — руководство саморазвитием студентов. Субъекты этой деятельности — как преподаватели, так и сами студенты.

Подготовка социальных работников основана на принципах гуманизма, толерантности, практической направленности, представляет собой многоуровневый процесс, каждый из уровней которого (ориентировочный, исполнительный, практический) имеет свой субъект, цель, задачи, способы и средства реализации. При этом системообразующим фактором является соответствие личностных качеств студентов практике обучения, соответствующего целям, условиям работы и задачам практической деятельности будущего специалиста.

Подготовка специалистов в области социальной работы в России была официально утверждена в 1992 году. В государственном стандарте представлены все необходимые дисциплины, как общеобразовательные, так и специальные. В обязательный минимум содержания базовой образовательной программы подготовки специалистов по социальной работе входят четыре блока дисциплин:

1. Гуманитарные и социально-экономические: философия, культурология, история, право, экономика, политология и другие, удельный вес которых в совокупности составляет около 20% всего объема учебных часов.

2. Общие естественнонаучные и математические: концепции современного естествознания, математика, информатика и др. (удельный вес = 9%).

3. Общепрофессиональные: история социальной работы, этика, теория и технология социальной работы, психология, менеджмент, социально-медицинские основы здоровья (удельный вес около 35%).

4. Специальные: социальное прогнозирование, социальные технологии и инновации, семьеведение, социально-медицинская экология, специальные разделы психологии и педагогики, социальная геронтология, занятость населения и ее регулирование и др.

Профессиональная подготовка осуществляется в различных формах: дневная, заочная, вечерняя и экстернат.

В настоящее время существует многоуровневая система подготовки специалистов социальной работы:

Первый — курсовая или допрофессиональная подготовка (курсы, школы, лицеи). Выпускники со средним образованием могут быть социальными работниками по обслуживанию больных, одиноких, престарелых. Кроме того, они могут продолжить свое образование в среднем специальном или высшем учебном заведении.

Второй — обучение в среднем специальном учебном заведении (социальном колледже). Выпускники получают диплом по специальности «Социальная работа», «Социальная педагогика». Они могут работать заведующими отделениями дневного пребывания в центрах социального обслуживания, в реабилитационных центрах для детей-инвалидов и т.д.

Третий — обучение в университете, в отраслевом институте на дневном, вечернем или заочном отделениях или на спецфакультете для тех, кто уже имеет высшее образование. Выпускники могут работать в органах управления, учреждениях социального обслуживания населения и т.д.

Четвертый — обучение в магистратуре (1—2 года). Прошедшие эту ступень обучения специалисты могут осуществлять преподавательскую, научно-исследовательскую работу в социальных учреждениях и организациях. Курсовая подготовка для повышения квалификации.

Что касается высшего профессионального образования, то здесь выделяются три ступени: подготовка бакалавров (4 года), специалистов (5 лет) и магистров (6 лет). Последние после получения диплома имеют право вести учебно-педагогическую и научно-исследовательскую работу.

Социальная работа как наука находится на стадии становления. По данной науке не осуществляется подготовка научных кадров в социальной сфере (нет подготовки кандидатов наук по социальной работе). Но осуществляется подготовка данных кадров во взаимодействии с другими науками: социология, философия, политология, педагогика и психология.

В настоящее время в вузах введено значительное число разнообразных специализаций, которые следует определять по двум основным направлениям: по предмету или объекту деятельности и по отраслевому признаку.

На основании первого признака могут быть введены следующие специализации с присвоением соответствующей квалификации: социальная работа с пожилыми людьми (квалификация: специалист по социальной работе с пожилыми людьми), медико-социальная работа с населением (медико-социальный работник), социальная работа с асоциальными семьями и детьми с девиантным поведением (специалист по социальной работе с семьями и детьми группы риска) и т.д.

Специализации, введение которых основано на отраслевом признаке: социальная работа в учреждениях здравоохранения, социальная работа в учебных заведениях, социальная работа в службе занятости, социальная работа в службе миграции, социальная работа в пенитенциарных учреждениях, социальная работа на производстве, социальная работа с военнослужащими. Соответственно присваивается квалификация: специалист по социальной работе в учреждениях здравоохранения и т.д.

Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 350500 - социальная работа

Требования к профессиональной подготовленности специалиста.

В соответствии с квалификационными требованиями специалист должен знать:

· основные этапы и тенденции становления социальной работы как социального института в России и за рубежом;

· понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы;

· сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;

· профессионально-этические, организационно-управленческие и экономические основы и проблемы социальной работы;

· основы психологии, виды и технологии психосоциальной работы;

· основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы социально-педагогической работы в социальных учреждениях и службах;

· основы социальной медицины;

· основы правового обеспечения социальной работы;

Специалист должен изучить опыт:

· практической работы в организациях и службах социальной защиты и обслуживания населения в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;

· организации и управления в социальных учреждениях и службах;

· получения и обработки информации о системе социальной работы;

· проведения анализа и мониторинга состояния и развития объектов социальной работы;

· участия в исследовательско-аналитической работе соответствующего уровня;

· организации и проведения психосоциальной, социально-педагогической и социально-медицинской работы.

Специалист должен владеть:

· основными методами социальной работы с отдельными лицами и различными группами населения;

· основными методами рациональной организации труда, принятия управленческих решений в учреждениях и службах социальной работы;

· методикой координации непосредственной контактной социальной работы, проведения консультационных и профилактических мероприятий с объектами социальной работы;

· методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы;

· основными методами психолого-педагогической деятельности;

· методами образовательно-воспитательной работы в социальных учреждениях и службах;

· основными профессиональными технологиями в органах и учреждениях социальной работы.


10. Критерии эффективности социальной работы

Под Э. понимается следствие, результат какого-нибудь действия. Поскольку разл виды деят-ти существенно отличаются др от др, Э. как рез-т деят-ти выражается по-разному.
При расчете эффективности используется несколько компонентов: результат, цель, затраты и условия труда.
Формула эффективности: Э=Р/Ц+З+У
Применительно к СР можно расшифровать каждый компонент.
Главная цель СР – удовлетворение потребностей клиентов (подцели: усиление степени самостоятельности, максимальное проявл своих способностей и возм-тей, создание чел-ких условий для проживания и т.д.)
Затраты
• материальные (организация и создание разл соц служб, фин обеспеч потребн клинетов)
• Физические/умственные.
• Временны.
Условия труда
• Санитарно-гигиеннические (микроклимат, освещенность, шум, заболевания)
• Психофизиологические (физ нагрузка, псих напряжение)
• Соц-психологич (соц-психол климат в обществе в целом, в семье)
• Эстетические (интерьер, рабочее место)
Эффек-ть имеет неск выражений, в зависимости от того, что в конкр момент представляет собой СР.
• Эф-ть СР как науки может быть выражена в ур-не знаний, степени приобретенных умений, создании новых технологий, овладении инновационными технологиями.
• Эф-ть СР как учебного процесса может быть выражена как целостное представление выпускников о СР, ее основ направ-х, технологиях. В данном случае Эф – это степень выполнения требования гос стандарта по образов в области СР.
• Эф-ть СР как практической деят-ти отражает степень изученности и удовл-ти соц потребностей разл категор людей, степень их соц защищенности.
Эффективностиь СР также зависит от соц потребностей, например, при работе с малооимущ семьями в первую очередь предусматривают удовлетвор их потреб-стей в норм питании, минимальн жилищ условиях, возм-ти учиться в школе. Работа с инвалид требует удовлетвор потребн в выздоровлении, поддержании здоровья, решение задач, обусловленных их физич и умств ограниченностью.
Те или иные направл соц работы предусматривают удовл раз потребностей.
Для того чтобы определить практич эффек-ть СР нужны показатели, на которые соц раб-к будет ориентироваться. В нашем случае такими показателями явл: материальное положение (семьи, индивида), состояние здоровья (инвалидность), семейное положение клиента, зависимость (алкоголь, наркотики и др).
Для определения эффективности использую разл методы: сравнит анализ, целенаправл наблюдение, матем моделирование, прогнозирование.
При определ эфф-ти СР нужно учитывать специфику кажд отдельного объекта, каждого вида соц раб, какие технолог необх применить и др.

 


11. Профессиональный риск в социальной работе: профессиональные деформации, синдром эмоционального выгорания

 

Социальным работникам по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственно, как и другим специалистам системы «человек-человек», профессиональное заболевание, называемое синдромом эмоционального сгорания.

Синдром эмоционального сгорания – это синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов, состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях группы «человек-человек».

Симптомы или признаки «синдрома эмоционального сгорания»:

1. физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; бессонница; плохое общее состояние здоровья);

2. эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, депрессия);

3. поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств);

4. интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу);

5. социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

Причины «синдрома эмоционального сгорания»:

монотонность работы;

• вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточ­ности признания и положительной оценки;

• строгая регламентация времени работы при нереальных сроках ее ис­полнения;

• работа с немотивированными клиентами;

• напряженность и конфликты в профессиональной среде;

• недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;

• нехватка условий для самовыражения личности на работе;

• работа без возможностей дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

• неразрешенные личностные конфликты консультанта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.