Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и закономерности социальной работы.






Важнейшим структурным элементом социальной работы, как любой другой отрасли социального знания, являются ее закономерности.
Особенность реальной практики социальной работы заключается в том, что закономерности в ней проявляются в комплексе.
В качестве основной закономерности можно выделить взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе. Действительно, сам факт введения социальной работы в качестве специальной профессиональной деятельности связан с переориентацией социальной политики с больших групп населения, классов, страт на оказание помощи индивиду, семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В связи с этим закономерна также взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы. Хотя указанные цели формулируются в основополагающих государственных документах, в трудах теоретиков и экспертов достаточно неопределенно, однако анализ деятельности социальных служб позволяет сделать вывод о направленности такого развития. В частности, определенное изменение приоритетов социального обслуживания, которое начиналось по преимуществу как деятельность по оказанию помощи в первую очередь одиноким инвалидам и престарелым, а в последнее время развивается так же, как система по оказанию помощи безнадзорным и дезадаптированным детям и подросткам, семьям группы риска, другим категориям населения, испытывающим жизненные затруднения, свидетельствует о начале изживания соблазна сиюминутного реагирования на социальные проблемы, о появлении зачатков перспективного видения целей социального развития.
Как уже отмечалось выше, в социальной работе можно выделить управленческие отношения и взаимодействие специалиста и клиента. Соответственно анализу подлежат два уровня социальной работы с присущими им закономерностями: организационно-управленческий и непосредственно контактный.
Для управленческих элементов системы социальной защиты населения федерального, регионального и муниципального уровней, представляющих собой совокупность организационно оформленных групп специалистов, наделенных определенными полномочиями, имеющих фиксированные права и обязанности, деятельность детерминируется следующими закономерностями: зависимость эффективности социальной защиты от структурной полноты и завершенности системы органов социального управления и учреждений социального обслуживания; зависимость результативности социальной защиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового корпуса органов государственного управления; взаимозависимость между социальной работой и непротиворечивостью ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения и т.д.
Эффективность осуществления целей социальной работы на непосредственно контактном уровне будет зависеть от таких факторов (закономерностей), как: совместная заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия; целостность и комплексность воздействия специалиста социальной работы на клиента; соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе; соответствие уровней развития специалиста по социальной работе и клиента социальных служб и т.д.
Мировой и отечественный опыт деятельности по оказанию социальной помощи свидетельствует, что закономерности социальной работы, как названные выше, так и не сформулированные пока, носят объективный характер и проявляют себя независимо от воли и желания людей, знания или незнания их специалистами. Сотрудник социальной службы или органа социального управления в силу различных причин может игнорировать наличие этих закономерностей, однако это не отменяет их действия и влияния. Устранение же негативных последствий, вызванных пренебрежением к действию объективных факторов социального функционирования, потребует дополнительных сил, времени и ресурсов, которые всегда дефицитны. Вот почему, чем глубже специалист по социальной работе осознает и чем полнее учитывает ее закономерности в своей практической деятельности, тем эффективнее ее результаты.

 

Можно выделить несколько групп основных принципов теории социальной работы.
Общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия (принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды).
Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства.
Среди организационных принципов следует особо выделить такие, как социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности.
К числу психолого-педагогических принципов можно отнести модальность, эмпатию (сочувствование), аттракцию (привлекательность), доверие.
Содержательные принципы социальной работы включают гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение.
Группу методических принципов составляют дифференцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность.
Организационными принципами являются всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность, субсидарность(вспомо-жение).
Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту.
Принцип опоры на собственные силы подчеркивает субъектную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем. Вряд ли кто-либо может вместо самого человека разрешить его жизненные затруднения.
Принцип клиентоцентризма означает признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей
Принцип универсальности требует исключить любую дискриминацию. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине — его потребности в помощи.
В законодательных и других нормативных актах Российской Федерации сформулированы некоторые конкретные принципы, вытекающие из обобщения опыта социальной работы в стране
Принципы:
- адресность
- доступность
- добровольность
- гуманность
- приоритетность (детей и несовершеннолетних)
- конфиденциальность
- профилактическая направленность

 

 


3. Уровни социальной работы

Социальная работа, рассматриваемая как вид социальной деятельности, характеризуется определенными уровнями, на которых она осуществляется и от которых зависят ее функции, формы и методы. Однако в понимании этих терминов до настоящего времени не существует единообразия.

Так, в широко распространенном «Словаре социальной работы» Р. Баркера в этот перечень включаются: индивидуальная социальная работа, групповая социальная работа, организация сообщества, административная социальная работа, исследования, социальная политика, планирование, непосредственная клиническая практика, семейная и брачная практика и другие виды микро-практик, а также то, что называется общей практикой социальной работы, объединяющей микрои макроуровни (СНОСКА: Barker R. Social Work Dictionary. L, 1982).

Сходная точка зрения представлена в изложении теории социально-психологической работы шведских авторов Г. Бернлера и Л. Юнссон. Они выделяют индивидуальную и семейную социальную работу (индивидуальную психотерапию); групповую социальную работу; общественную работу (работу с сообществом на макроуровне) (СНОСКА: Термин «общественная работа» в русском переводе учебного пособия не вполне точно передает смысл понятия, которое можно дополнительно описать словами «общинная» или «коммунальная» социальная работа, т.е. проводимая по месту жительства, в условиях весьма развитого местного самоуправления); социальное администрирование и планирование (СНОСКА: Бернлер Г., Юпссон Л. Теория социально-психологической работы. М., 1992. С. 46).

Характерно, что деятельность социального управления, ее технологии и методы в любом теоретическом рассмотрении выделяются в специфическую отрасль социальной практики, а непосредственно контактная социальная работа подразделяется на работу с индивидом, работу с семьей и/или группой — его ближайшим социальным окружением, и работу с тем сообществом, в котором он проживает. В связи с таким делением необходимо охарактеризовать более подробно субъекты социальной работы для более точного понимания роли и места каждого их них.

Первым субъектом является любой человек, семья или группа людей, которые находятся или потенциально могут оказаться в «слабой» позиции и в силу этого объективно нуждаются в понимании связанных с этой позицией трудностей, проблем, в получении реальной помощи для преодоления этих трудностей. Таким людям прежде всего необходимо общение, поддержание нормальных социально-бытовых условий (жилье, питание, одежда, медицинское обслуживание и др.), интеграция их в различные сферы социокультурной жизни (посильный труд, досуг, спорт и т.д.). Важную роль играет их психологическая и социальная реабилитация. В этом обширном классе клиентов можно выделить подгруппы людей со сходными проблемами, судьбами, хотя нередко многие из тех, кто субъективно считает себя нуждающимся в помощи, к таковым могут быть отнесены только условно. И наоборот, те, кому действительно необходимо специальное внимание, милосердное отношение, профессиональная помощь, не осознают своей потребности или, если осознают, то стыдятся обращаться за содействием.

Второй субъект социальной работы — это те люди, которые ее осуществляют, социальные работники. Психологически они характеризуются прежде всего альтруистической, гуманистической направленностью, преимущественно нравственной мотивацией. Центральной характеристикой таких индивидов, которые выбрали своим жизненным предназначением оказание профессиональной или добровольческой социальной помощи, является милосердие, деятельная любовь к людям. Другим, не менее важным компонентом деятельности этого субъекта являются его профессиональные умения и навыки, знание методов и технологий оказания социальной помощи. Качествами, необходимыми для определения профессиональной пригодности к ведению социальной работы, принято считать, опираясь на многолетний опыт, накопленный в системах социального обслуживания зарубежных стран, следующие:

· высокий уровень интеллектуального развития;

· хорошая саморегуляция, навыки самодисциплины;

· способность проявлять терпимость;

· настойчивость;

· способность помогать людям в трудных ситуациях;

· физическая сила, выносливость;

· способность к перенесению больших психологических и моральных нагрузок;

· здравый смысл, умение четко мыслить;

· чуткость, эмпатичность.

Следует заметить также, что имеются противопоказания к занятию социальной работой, и среди них экстремизм любого толка — от политического до религиозного.

Третий субъект социальной работы — это люди, которые учат этому занятию. Они вырабатывают у обучающихся не только профессиональные знания и навыки, но и формируют гуманистическую установку, закрепляют альтруистическую направленность личности. Основную роль здесь играет сама личность педагога, наставника, руководителя практики. Подготовка преподавателя, методиста, практического психолога или семейного терапевта, которые могли бы эффективно проводить образовательный процесс, представляет большую трудность. Если за рубежом существует большая армия обученных социальных работников, разветвленная сеть социальных служб и имеющая большой опыт деятельности система профессионального образования в области социальной работы, то у нас получивших специальную подготовку преподавателей пока немного. Подбор площадок для проведения студенческой практики представляет большую трудность, как и нахождение опытных и методически грамотных супервизоров для нее.

Четвертый субъект социальной работы — это ее исследователь. Его задача — наблюдение практики социальной работы, анализ и фиксация существующих и зарождающихся тенденций ее состояния и развития; систематизация, обобщение накопленного материала и прогнозирование дальнейшего развития. Следует заметить, что при всех внешних неблагоприятных условиях для развития социальной науки в стране действует довольно много авторитетных исследователей социальной работы, объединенных в несколько школ. Их деятельность позволяет не только изучать существующее положение в сфере социальной работы, публиковать учебные и справочные пособия, но и предлагать инновационные модели и новые формы организации и деятельности социальных служб.

Пятый субъект — это административные структуры социального управления. К ним принадлежат те деятели, от понимания которыми содержания и целей социальной работы зависит в значительной мере ее масштаб и эффективность. На разных уровнях государственной (законодательной и исполнительной) власти и муниципального управления они формулируют и осуществляют социальную политику в стране.

Конечно, уровень информированности, образованности и готовности участвовать в социальной работе каждого из этих субъектов различен. Скажем, у клиентов он может быть минимален, а у педагогов социального образования и у исследователей по определению должен быть максимальным. В связи с этим характер подготовки и объем необходимых знаний дифференцируется в соответствии с выполняемой ролью.

Он включает в себя:

· знание административного и социального права;

· управленческую компетентность (знание функций, методов деятельности и границ полномочий органов муниципального управления и местного самоуправления);

· знакомство с методами работы с администрацией и персоналом (образовательных, медицинских, правоохранительных, пенитенциарных и других учреждений); оказание им содействия в профессиональной деятельности, умение решать проблемы, возникающие в отношениях с клиентами, оказание помощи персоналу в решении личных проблем;

· способность выявить психологические, социально-психологические и бытовые факторы обострения проблем, возникающих перед клиентом;

· умение давать оценку социально-психологическому статусу клиента, проводить диагностику состояния его физического, психического и психологического здоровья;

· социальная и социально-психологическая адаптация в таких ситуациях, как одиночество, болезнь, семейная или школьная отверженность детей и т.д.;

· информация о благотворительных организациях, акциях, фондах;

· организация социальных проектов, акций помощи (например, «жилье для молодой семьи», «спорт для инвалидов», «образование в тюрьмах» и т.п.);

· представительство интересов клиента и семьи (помещение в школу, больницу, устройство на работу, контроль за состоянием клиента в лечебном, пенитенциарном учреждении и т.п.);

· исследование проблем суицида (среди детей, подростков, престарелых, инвалидов, заключенных и т.п.).

Большинство перечисленных пунктов относится к организационно-координаторским функциям социального работника. Для того чтобы охватить содержание социальной работы на ее различных уровнях, необходимо очертить функционально-ролевой репертуар социального работника.

Основания для определения уровней социальной работы могут быть различными.

В зависимости от масштабности социальная работа может проводиться на федеральном, региональном, местном и индивидуальном уровнях.

Содержание федерального уровня определяется, прежде всего, законодательной и социальной политикой государства, управлением социальной защитой населения в масштабе страны. Именно на этом уровне социальная работа должна быть представлена в ее широком понимании, что, естественно, накладывает отпечаток и на ее содержание в узком смысле слова.

Региональный уровень социальной работы во многом предопределяется ее федеральным уровнем, является производным от него. Это находит конкретное выражение как в реализации законодательных или нормативных актов федерального значения, так и их адаптации к особенностям тех или иных субъектов страны, что имеет важное значение в России, характеризующейся разнообразием климатических, природных и других условий. На региональном уровне социальная работа приобретает, таким образом, более конкретный, содержательный характер и социальная работа предстает в ее непосредственном узком понимании.

Местный уровень социальной работы определяется конкретной направленностью на конкретные объекты; социальная работа осуществляется главным образом различного рода социальными службами, профессиональными социальными работниками и добровольцами.

Индивидуальный уровень - это работа с клиентом на основе его запросов, применения техник и методик индивидуальной работы.

В зависимости от конкретных объектов социальная работа может проводиться как с отдельным индивидом, так и семьей, тем или иным слоем (группой), населением в целом.

Как феномен общественной жизни социальная работа должна (особенно в современных условиях) быть рассмотрена не только как практический вид специфической деятельности, но и как наука, и как учебная дисциплина или цикл учебных дисциплин. По мнению шведских авторов Г. Бернлера и Л. Юнисона, социальная работа может быть разделена на индивидуальную и семейную (индивидуальную психотерапию); групповую; общественную (работа с сообществом на макроуровне, социальные, администрирование и планирование)1. Существуют и другие методы классификации социальной работы.


4. Типы теорий и моделей социальной работы

Многообразие моделей теоретического обоснования практики социальной работы отражает результаты научных поисков ученых разных школ, ее эволюцию, изменения в содержании и формах социальной работы. Каждая модель содержит теоретические положения, связь со смежными науками о человеке и обществе, социокультурными основами жизни, а также предполагает определенное содержание социальной работы.

Выделяют следующие модели социальной работы:

1. Социолого-ориентированные

2. Психолого-ориентированные

3. Комплексно-ориентированные

Социолого-ориентированные модели. Специалист социальной работы выявляет факторы окружения клиента, фиксирует наличие воздействия на клиента других людей, а также влияние различных социальных факторов. Наиболее эффективно используется в организации социального обслуживания, а также с целью разработки концепций социальной защиты населения.

Социолого-ориентированные модели можно разделить: «Модели жизни»экологической теории; Социально-радикальная модель; Марксистская модель.

ü «Модели жизни» экологической теории: д еятельность специалиста социальной работы связана не только с взаимодействием с клиентом, но и с окружающей его средой. Проявляется в организации работы системы социального обслуживания и поддержки населения.

ü Социально-радикальная модель: в ее основе – положения движения за права человека. Модель защиты и развития самосознания представителей различных социальных групп. Технология защиты и «наделения полномочиями» направлена на развитие социальных способностей клиентов различных групп угнетенных, отвергнутых.

ü Марксистская модель: основывается на понимании деятельности специалиста социальной работы как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществления перемен в обществе: специалист как социальный «контролер», социальный «адвокат», социальный «врач», социальный «стабилизатор».

Психолого-ориентированные модели: основывается на познании психологического развития человека, на оформлении стиля поведения человека в обществе и его взаимодействия с окружающей средой. Выделяют следующие психолого-ориентированные модели: Психодинамическая модель; Экзистенциальная модель; Гуманистическая модель

ü Психодинамическая модель: Основана на психодинамическом направлении теории социальной работы. Основные понятия этой теории связаны с психоанализом, они заложили принципы индивидуальной социальной работы: индивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы, ее диагностика, использование терапевтических технологий помощи. Основана на психодинамическом направлении теории социальной работы.

ü Экзистенциональная модель: связана с экзистенциальными и феноменологическими подходами психологии. При анализе поведения клиента важно учитывать, как он воспринимает и интерпретирует свои представления об окружающем мире, как оценивает свой социальный статус. В рамках данной модели большое внимание уделяется рассмотрению специфики поведения клиента в первичных по отношению к нему группах.

ü Гуманистическая модель: определяется принципами гуманистической психологии. Социальная работа в этой модели проявляется в стремлении социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и самоактуализации. Ведущая технология данной модели – технология «активного слушания».Существенная черта этой модели – недирективный подход к решению проблем клиента. Эффективность данной модели связана с личностными чертами самого социального работника.

Комплексно-ориентированные модели: Ролевая модель; Социально-педагогическая модель; Когнитивная модель; Витально-ориентированная модель

ü Ролевая модель: построена на интеграции психологического и социологического знания. Логика обоснования процесса социальной помощи базируется на психологическом знании, а прежде всего – понимании роли личности. В ролевой модели используется представление о личностных ролях: люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводимыми индивидуально-личностным созданием. Ролевая модель включает проблемы клиента, связанные с вопросами о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий и процесса формирования представлений о собственной роли в жизни. Ролевая теория служит для специалиста социальной работы одной из форм социального объяснения, а также средством социального обучения, коррекции поведения, повышения адаптивности клиента. Технологии работы: психодрама, групповая дискуссия, перемена ролей, групповая терапия.

ü Социально-педагогическая модель: актуальна в силу традиционности рассмотрения вопросов социальной помощи с педагогической точки зрения. Сферой социального воспитания становится не только образование, приобретение жизненного опыта, но и оказание помощи. Социально-педагогическая модель может рассматриваться на уровне структурной и на уровне психосоциальной работы.

ü Когнитивная модель: главный принцип социальной работы данной модели: социальные услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них. Основная форма реализации данной модели – консультирование. В когнитивной модели выявляются возможности регуляции социального поведения клиента путем обучения его «отрабатывать» механизмы своих поступков, адекватные социальным условиям или той конкретной социальной ситуации, в которой он оказался. Данная модель используется по месту жительства. Актуальные проблемы, решаемые в рамках данной модели: разрешение конфликтов средствами групповой дискуссии, самоанализа. Особенно эффективным представляется соединение аспектов когнитивной теории с гуманистическими теориями: стремлением к оптимизации деятельности клиентов в сфере управления собственной жизнью, формированием потребностей к такой деятельности.

ü Витально - ориентированная модель (концепция жизненных сил): в основе находится понятие «жизненные силы» как способность человека к воспроизводству и осуществлению жизни как биосоциального существа. Социальная работа представляет собой деятельность по оптимизации формирования, осуществления и реабилитации жизненных сил человека. В данной модели пересекаются психолого-ориентированные и социолого-ориентированные теории социальной работы.


5. Социальная работа в системе социальных наук

Социа́ льная рабо́ та — профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

Социальная работа как наука

Каждая наука должна иметь объект, предмет и методы исследования, принципы, закономерности, теоретические модели, понятийно-категориальный аппарат и своё место в системе наук. Не является исключением и социальная работа. Социальную работу как науку можно понимать как область научного знания о закономерностях управления процессом использования внутренних и внешних ресурсов индивида, семьи или общности в ситуациях нарушения социального функционирования






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.