Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология социальной работы






 

1. Классификация социальных технологий

Социальные технологии – это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.

Технологии социальной работы – это отрасль социальных технологий, ориентированная на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Специалистами в области социальных технологий вырабо­таны следующие необходимые условия технологизации прак­тической деятельности в социальной сфере:

· объект воздействия должен обладать определенной сте­пенью сложности, т.е. иметь признаки социальной системы (пожилой, инвалид, безработный, бомж);

· должны быть выделены элементы системы объекта соци­ального воздействия, особенности его строения (структура) и функционирования;

· возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;

· возможность воспроизводства и повторяемость опера­ций, процедур или показателей в новых условиях (дома одни технологии, если заболел, то переход в новые условия – стационар).

Можно выделить три основных этапа разработки технологий социальной работы:

Теоретический этап связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделе­нием структурных элементов и выявлением причинно-след­ственных связей и отношений, в которые включен объект социальной политики или клиент социальной работы.

Методический этап характеризуется решением задач выбо­ра источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта социальной политики или клиента соци­альной работы, определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выво­дов в конкретные рекомендации для преобразующей деятель­ности.

Процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации и устранению недостатков рекомендаций, и с составлением ал­горитма действий.

Содержание технологии социальной работы - заключается в обосновании проекта, программы деятельности, определенного алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения поставленных задач, стандарта и норматива предписанных процедурных действий, объективных критериев оценки организации, хода и результатов деятельности.

Технологию социальной работы характеризуют: динамичность (ритм); непрерывность (не останавливаться от 1 пункта до последнего); цикличность (циклы могут повторяться); дискретность (клиенты разные и воздействие на клиентов разное).

Классификация социальных технологий – это систематизация, основанная на познании существенных связей между отдельными видами технологий.

Классификация социальных технологий осуществляется: по видам, уровням, сферам применения, масштабности.

Классификация социальных технологий по видам:

- глобальные (решение общечеловеческих проблем, экологическая, терроризм);

- региональные; локальные (применяются для решения местных проблем);

- инновационные (это методы и приёмы иннвационной деятельности);

- рутинные (методы, которые применяются несколько лет);

- универсальные; информационные;

- интеллектуальные (направлены на развитие мыслительной деятельности людей, развития их творческих способностей);

- исторические (опыт реформ);

- демографические (способы воспроизводства населения, изменения его численности, состава и т.д.);

- социальные технологии согласия (технологии решения конфликтов);

- политические (методы решения политических проблем, выработки политики, её реализации);

- административно-управленческие технологии (способы воздействия на управленческий объект);

- психологические (способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения);

- психофизиологические технологии.

Классификация социальных технологий по уровням:

- простые (доступные не специалисту, например, установление диалога с клиентом);

- сложные (требующие квалификации у специалиста, работающего в этой отрасли, например, консультирование одна технология включает другую);

- комплексные (требующие наличия квалификации у нескольких специалистов, работающих в разных отраслях, например, включает несколько технологий, сотрудничество с другими службами).

Классификация социальных технологий по сферам применения:

- собственно-социальные технологии;

- собственно-педагогические технологии;

- собственно-психологические технологии;

- социально-медицинские технологии;

- организационно-распорядительные;

- психолого-педагогические;

- социально-экономические;

- социально-профилактические.

Классификация социальных технологий по масштабу:

- технологии глобального характера;

- технологии, применительно к обществу в целом;

- технологии, применительно к обществу в целом;

- технологии, применительно к социальной структуре;

- технологии, применительно к социальным институтам;

- технологии, применительно к процессам и явлениям.

Технологии социальной работы по характеру решаемых задач:

- универсальные социальные технологии (социальная диагностика);

- частные социальные технологии (конкретная технология используемая при решении конкретной задачи, например технология педагогического воздействия).

Технологии социальной работы по объектам:

- с пожилыми людьми, с инвалидами, с семьёй, с детьми и подростками, с молодёжью, с женщинами, с беженцами и вынужденными переселенцами, с мигрантами, с лицами бомж, с военнослужащими, с лицами подвергшимися насилию, с лицами девиантного поведения, с заключёнными.

Технологии социальной работы по субъектам:

· в зависимости от квалификации: простые (без образования); сложные (с образованием); комплексные.

· в зависимости от направленности социальной службы: социальный приют; консультация; социально-реабилитационный центр; центр социального обслуживания; центр помощи семье и детям; центр социального здоровья семьи.

· по средствам: индивидуальные, групповые, общинные (по месту жительства).

· в зависимости от содержания, целей, функций: социальная диагностика; социальная адаптация; социальная терапия; социальный контроль; социальная профилактика; социальная реабилитация; социальное обслуживание; социальная защита; социальное обеспечение; социальное консультирование; социальное посредничество; социальное проектирование; социальное моделирование.

· по иерархии управления: государственные (Министерство здравоохранения и социального развития); региональные (департамент социальной защиты населения области); территориально-отраслевые; местного самоуправления (Департамент здравоохранения и социальной политики г. Архангельска); трудового коллектива.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.