Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биржа труда






Особое место в системе государственного регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма.

Биржа труда — специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи руда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа, вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. В США действует около 15 тысяч таких фирм.

Основные направлениями деятельности бирж труда:

  • регистрация безработных;
  • регистрация вакантных мест;
  • трудоустройство безработных и других лиц;
  • изучение конъюнктуры рынка труда и представление информации о ней;
  • тестирование лиц, желающих получить работу;
  • профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
  • выплата пособий.

Большинство экономистов полагает, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.

Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс: макроуровень; региональный уровень; местный уровень.

Макроуровень

На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:

  • Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой.
  • Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой.
  • Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.

Региональный уровень

На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, демографическая политика осуществляется властями федерального уровня.

Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие.

На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.

Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:

  • развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);
  • совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);
  • обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;
  • целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;
  • повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;
  • поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;
  • организация общественных и временных работ.

Местный уровень

На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.

В 1991 г. был принят закон " О занятости населения в Российской Федерации ", который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.

Государственные гарантии для безработных включают:

  • бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости;
  • компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости;
  • выплату пособия по безработице;
  • возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др.

Борьба с безработицей — один из элементов системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный фонд занятости населения РФ, который является внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда — федеральная собственность и управляются Государственной службой занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан, ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов от размещения средств на депозитах Центрального банка и др. и направляются на социальную защиту населения от безработицы.


 

4. Социальная политика в области миграции населения в Российской Федерации

Термин «миграция населения» (от лат. migratio — пересе­ление) обозначает процесс переселения (перемещения) людей, пересекающих границы тех или иных территорий со сменой места жительства навсегда или на длительный срок.

Выделяют 4 основных типа миграции: эпизодическую (по­ездки на отдых, учебу), маятниковую (перемещение по относи­тельно стабильным маршрутам в одну сторону, а затем обрат­но), сезонную (например, путина у рыбаков или лесозаготов­ки) — возвратные типы; и безвозвратный тип миграции, кото­рый и является таковой в строгом смысле слова.

По степени управляемости различают организованную миг­рацию, осуществляемую при участии государственных или общественных органов, и неорганизованную (стихийную), ко­торая осуществляется силами и средствами самих мигрантов.

По отношению к перемещению различают: добровольную, вынужденную и принудительную миграцию. Добровольная миграция осуществляется человеком по собственной воле в поисках лучшего места работы, жилья, в связи с потребностью в получении образования и т.д. Примеры принудительной миг­рации можно найти в современной истории — это и сталинские депортации народов, и практика вывоза советских граждан на работы в Германию фашистскими оккупантами в годы Вели­кой Отечественной войны. Под определение вынужденной миг­рации попадают лица, вынужденные покидать место своего жительства из-за военных действий, спасающиеся от тех или иных природных или антропогенных катаклизмов (послед­ствия землетрясений, наводнений, промышленных аварий и т.п.).

Еще один признак делит мигрантов на тех, кто переселяет­ся в пределах одного государства — внутренняя миграция и внешняя миграция — эмиграция и иммиграция — соответ­ственно выезд и въезд граждан из одной страны в другую на постоянное жительство или на более или менее длительный срок.

Что же касается причин миграционных процессов, то в основном это социально-экономические причины, например, поиск работы, получение образования, вступление в брак и т.п. Большую роль играют также политические, национальные, религиозные, экологические и военные причины.

Для регулирования вопросов, связанных с проблемами миграции в 1993 году в РФ приняты законы: ФЗ «О беженцах» и ФЗ «О вынужденных переселенцах» (1993 ) беженец – лицо, не являющееся гражданином РФ, который в силу своих опасений стать жертвой преследований находящийся в не своей страны гражданской принадлежности; вынужденный переселенец – гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного отношении его и его семьи насилия.

Данные законы устанавливают порядок обращения с ходатайством о признании за гражданами статуса беженца или вынужденного переселенца. Законы устанавливают права и обязанности обратившихся с данным ходатайством.

Проблемами беженцев и вынужденных переселенцев в РФ занимается Федеральная миграционная служба. Основные функции:

- разработка федеральных и межрегиональных миграционных программ (н-р, государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом);

- организация приёма и временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев на территории РФ, оказание помощи в обустройстве на новом месте жительства);

- защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством, контроль за соблюдением их прав и социальных гарантий.

В социальной работе с мигрантами выделяются два основ­ных вида:

Практическая социальная работа (работа с конкрет­ным человеком или группой людей, нуждающихся в социаль­ной помощи).

Организационная работа (организация работы социаль­ной службы, разработка конкретных программ деятельности ит.п.).

Практическая социальная работа с мигрантами прово­дится по следующим основным направлениям:

1.Социальное направление (работа осуществляется в кон­такте с различными ведомствами, в том числе — Пенсионным фондом) включает в себя: проведение социальных консультаций; проведение мероприятий по социальной реабилитации в стационарных и нестационарных условиях; выявление лиц, особо нуждающихся в социальной по­мощи; социальная диагностика; помощь мигрантам в получении пенсий и пособий и т.д.

2. Социально-информационное направление (работа осуще­ствляется в контакте с Госкомстатом РФ и средствами массовой информации): информирование мигрантов о деятельности социальных служб; сбор информации о мигрантах (в том числе и от самих мигрантов) и ее систематизация в целях организации оптимальной социальной работы с данной категорией населения; информирование общественности относительно проблем миграции и мигрантов (главным образом через средства массо­вой информации) в целях установления мигрантами устойчи­вых социальных связей.

3. Социально-психологическое направление (работа осуще­ствляется в контакте с органами образования и здравоохранения): психологическое консультирование; психологическая коррекция и помощь в социальной адаптации; психологическая помощь в острых кризисных ситуаци­ях и условиях посттравматического стресса и т.д.

4. Социально-педагогическое направление (работа осуществ­ляется в контакте с органами образования, здравоохранения и правопорядка): проведение консультаций по вопросам семьи и воспита­нию детей; социально-педагогическая работа с детьми и подрост­ками; социально-педагогическая помощь детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении; контроль за получением образования детьми и подрост­ками из семей мигрантов и т.д.

5. Социально-правовое направление (работа осуществляет­ся в контакте с судебными и правоохранительными органами): защита прав мигрантов; предоставление мигрантам информации об их правах и обязанностях; социально-правовое консультирование.

6. Медико-социальное направление (работа осуществляется в контакте со службами здравоохранения): медико-социальное консультирование; оказание доврачебной медицинской помощи; содействие в проведении диспансеризации мигрантов; помощь в приобретении полисов страховой медицины (выдача сертификата на медицинское обслуживание); оказание содействия в приобретении лекарств и других медицинских средств и т.д.

7. Финансовое направление — оказание стартовой помощи (предоставление ссуд): предоставление финансовой помощи на основе принципа индивидуального подхода к каждой конкретной ситуации.

8. Социально-экономическое направление: консультирование по социально-экономическим вопро­сам; предоставление помощи в достижении экономической самостоятельности; содействие в повышении доходов.

9. Материальное направление (работа осуществляется в контакте с общественными организациями): предоставление продуктовой помощи; предоставление вещевой помощи; предоставление иной натуральной помощи (лекарства, строительные материалы и т.п.).

10. Социально-трудовое направление (работа осуществля­ется в контакте со службами занятости): оказание содействия в получении основной и дополни­тельной работы; оказание содействия в открытии собственного дела; консультирование по вопросам труда, занятости и профо­риентации; помощь в профессиональной подготовке и переподго­товке.

В рамках организации социалъной работы с мигрантами необходимо решение следующих основных задач:

· организация взаимодействия между государственными структурами, общественными организациями и фондами, за­нимающимися социальной защитой и помощью мигрантам;

· содействие созданию общественных организаций, занимающихся проблемами мигрантов;

· связь с зарубежными организациями, занимающимися проблемами мигрантов;

· организация различных форм учреждений социальной защиты мигрантов (центров социальной защиты, реабилита­ционных центров, кризисных стационаров, домов-интерна­тов, консультаций, пунктов выдачи помощи и т.п.);

· подготовка и повышение квалификации специалистов по работе с мигрантами;

· проведение социологических и маркетинговых исследо­ваний проблемы;


6. Социальная политика в области защиты семьи, материнства и детства в Российской Федерации

Охрана материнства и детства - приоритетное направление в здравоохранении. Охрана материн-ства и детства (ОМИД) - это система государственных общественных и медицинских мероприятий, обеспечивающие рождение здорового ребенка, правильно и всестороннее развитие подрастающего поколения, предупреждение и лечение болезней женщин и детей.

ВОЗ программирует мероприятия по ОМИД как главные; в программе ВОЗ записано, что к 2000 году должно быть достигнуть устойчивое и непрерывное улучшение здоровья детей и женщин.

Характеристика состояния здоровья женщин и детей в настоящее время (по России).

1. Свыше 40 тыс. младенцев умирают ежегодно

2. 30 тыс. детей рождаются недоношенными или больными

3. среди всех детей 14% относятся к группе здоровых и практически здоровых

4. ежегодно девушки - подростки до 17 лет делают около 20тыс абортов.

5. Ежегодно в стране происходит около 5 млн. родов, вместе с тем ежегодно проводится около 6 млн. абортов, причем около 600 из них заканчиваются смертельно

6. показатель младенческой смертности у нас 17 (16, 7 тыс. человек в промилях), а в развитых странах 10, в Германии 6. Младенческая смертность представляет собой 1/3 от общей смертности, таким образом является показателем общего здоровья населения, также влияет на показатель средней продолжительности жизни.

7. Дети болеют в 3 раза чаще взрослых; уровень общей заболеваемость в стране составляет около 1000 на 1000 населения, в то время как заболеваемость детей 1 года жизни составляет 3000 на 1000 населения.

8. Структура болезней детей на 1 году жизни: первое место - пневмония, второе место - расстройства питания, третье место - родовые травмы и гемолитические болезни. На втором году жизни: первое место - болезни органов дыхания (70%), второе место - инфек-ции, третье место - болезни обмена веществ, аллергии.

Здоровье матери и ребенка надо рассматривать как здоровье будущего общества. В стране около 90 медицинских институтов имеют кафедру педиатрии и 2 института являются педиатрическими. ВОЗ определила 6 групп наблюдения за состоянием здоровья детей:

1 группа охраны здоровья детства - до зачатия. Сюда включают мероприятия по охране здоровья женщин в целом, развитие медико-генетических центров.

2 группа - период от зачатия до родов. Самые активные мероприятия проводятся в первые меся-цы беременности.

3 группа - период родов, включает в себя мероприятия по безопасности родовспоможения и пре-дупреждения осложнений в родах.

4 группа - период раннего детства (до 1 года) или младенчества. Мероприятия по активизации грудного вскармливания и иммунизации.

5 группа - период дошкольного возраста) 1-7 лет). Задачи: рациональное питание и физиче-ское развитие.

6 группа - школьный возраст. задачи - приучение детей к оздоровительным процедурам, про-ведение санитарно-гигиенического обучения, пропаганда здорового образа жизни.

Принципы, методы и показатели отчетности учреждений ОМИД.

Охрана материнства и детства - проблема комплексная, а не чисто медицинская, поэтому и подход к проблеме комплексный. Прежде всего, мероприятия проводятся государством по охране труда, быта, проживания женщин. В настоящее время у нас около 9 млн. женщин работают во вредных и опасных условиях туда 1 и 2 категории; 270 тыс. женщин заняты на тяжелой физической работе. В ночных сменах женщин в 2 раза больше, чем мужчин. Все это требует общегосударственных мероприятий.

Принципы организации медицинской помощи матерям и детям.

1. Принцип единого педиатра - то есть одним врачом обслуживаются дети от 0 до 14 лет 11 мес. 29 дней. С 1993 года детское население по контракту может обслуживаться двумя педиатрами.

2. Принцип участковости. Размер педиатрического участка 800 детей. Центральный фигурой амбу-латорно-поликлинической сети является участковый педиатр; сейчас повышается ответствен-ность участкового педиатра в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС) и ищут-ся критерии индивидуальной ответственности (или персонификации).

3. Диспансерный метод работы. Все дети, независимо от возраста, состояния здоровья, места проживания и посещения организованных дошкольных и школьных учреждений обязательно ос-матриваться в рамках профилактических осмотров, что как вакцинопрофилактика проводится бесплатно.

4. Принцип объединения, то есть женские консультации объединены с родильными домами, детские поликлиники объединяются со стационарами.

5. Принцип чередования медицинского обслуживания: на дому, в поликлинике, в дневном стацио-наре. На амбулаторный прием в поликлинику приходят только здоровые дети либо реконвалес-центы, больные обслуживаются на дому.

6. Принцип преемственности. Осуществляется между женской консультацией, роддомом и детской поликлиникой в виде

" дородового патронажа

" посещения новорожденного в течение 3 дней после выписки из роддома

" ежемесячные осмотры младенца в детской поликлинике в течение 1 года жизни

7. Для женской консультации - принцип ранней постановки на диспансерный учет (до12 мес.)

8. Принцип социально-правовой помощи то есть существует кабинет юриста в детской поликлинике и женской консультации

Учреждения охраны материнства и детства:

Учреждения охраны детства.

1. Амбулаторно-поликлинические: детская поликлиника; детская стоматологическая поликлиника; детская консультация.

2. Стационарные: детская больница соматическая; детская инфекционная больница; детское отделение в структуре общесоматических взрослых больниц.

3. Специализированные: дома ребенка; детские санатории; детские ясли; детские молочные кухни; для отсталых в развитии детей.

Охрана материнства: женские консультации; родильные дома; акушерско-гинекологические отделения соматических больниц; отделения патологии беременных общесоматических больниц

Основными международными документами, на которых основывается медико-социальная работа в области планирования семьи, материнства и детства, репродуктивного здоровья, являются:

· Всеобщая декларация прав человека (1948);

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966);

· Международный пакт о гражданских и политических правах (1966);

· Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979);

Российской Федерацией эти документы ратифицированы, что означает их признание для защиты прав каждого человека. Международные правовые документы содержат права, направленные на охрану репродуктивного здоровья каждого человека и семьи в целом: право на жизнь, свободу и безопасность личности; право на равноправие полов; право на вступление в брак и создание семьи; право на информацию и образование; право на охрану здоровья и доступное медицинское обслуживание.

Основными законодательными актами РФ в области репродуктивных прав являются:

· Конституция РФ (1993) – «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь»; «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства…»;

· Семейный кодекс РФ (1995) – брачный возраст устанавливается в 18 лет, при наличии уважительных причин в возрасте 16 лет; Законами субъектов РФ может быть разрешено вступление в брак до достижения возраста 16 лет.;

· Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993);

· Закон РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (1995)

Этими законодательными актами предусматриваются меры по обеспечению правовой, материальной поддержки материнства и детства; охране труда и здоровья женщин; защите интересов, прав, здоровья семьи; созданию условий для воспитания детей.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.