Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потерипродукции из-за ухудшения количественного и качественного состояния сельскохозяйственных угодий в Российской Федерации за 1991—2004 гг.







Показатель


Площадь, млн га


Потери продукции в зерновом эквивален­те, млнт


 


Сокращение площади сельскохозяйственных угодий, всего В том числе:

пашни

многолетних насаждений Увеличение площади:

залежи

малопродуктивных кормовых угодий Снижение размеров посевных площадей Сокращение площадей мелиорированных земель, всего В том числе:

орошаемых

осушенных Площадь мелиорированных земель, находящихся в не­удовлетворительном состоянии, всего В том числе:

орошаемых

осушенных Увеличение площадей сельскохозяйственных угодий с негативными проявлениями, всего В том числе:

подверженных ветровой и водной эрозии

подверженных деградации (засолению, заболачива­нию, переувлажнению и др.)

заросших древесно-кустарниковой растительностью

с ухудшенными технологическими свойствами Площадь фонда перераспределения в составе категории земель сельскохозяйственного назначения Площадь сельскохозяйственных угодий в составе катего­рии земель запаса

Площадь бесхозных земельных долей Площадь невостребованных земельных долей Нарушено севооборотов на площади пашни Увеличение площади под полевыми дорогами, межами, остаточными треугольниками и клиньями (огрехами) Всего


1, 68

 

10, 15 0, 09 0, 15
4, 40 4, 12 0, 66
39, 20 63, 90
4, 21 10, 74
1, 57 2, 64 4, 40 6, 34
3, 55 9, 01
1, 22 2, 33 3, 42 5, 59
38, 62 11, 34
4, 41 4, 35 2, 16 1, 42
18, 4 11, 46 5, 89 1, 87
34, 9 2, 84
11, 6 0, 94
8, 3 13, 53
41, 9 3, 41
70, 65 5, 76
0, 51 0, 83

123, 11


Потери продукции сельского хозяйства рассчитывали в зерно­вом эквиваленте. Урожайность зерновых культур была принята равной средней за период с 1991 по 2004 г. 1, 63 т/га на богарных


землях, 2, 8 на орошаемых землях и 2, 4 т/га на осушаемых. Площа­ди орошаемых культурных пастбищ и многолетних насаждений в оценке приравнивались к пахотным землям.

Потери зерновых культур на смытых и дефлированных землях в расчетах оценивали в 30 %, на подверженных деградации почвах — 20, на заросших древесно-кустарниковой растительностью при­родных кормовых угодьях и пашне — 40, на пашне с ухудшенными технологическими свойствами и с нарушенными севооборота­ми — 10 %, т. е. по минимальному уровню ущерба.

Считали, что все площади фонда перераспределения земель, сельскохозяйственные угодья на землях запаса, земли, занятые не­востребованными земельными долями, арендовали и фактическая урожайность на них была на 5 % меньше, чем на основных масси­вах, находящихся в собственности сельских товаропроизводите­лей, а бесхозные земельные доли не использовались вообще.

Во избежание двойного счета потери продукции за счет сокра­щения площадей пашни и увеличения размеров залежных земель учитывали через посевные площади сельскохозяйственных куль­тур.

Урожайность кормовых угодий в среднем оценивали в 0, 8 т корм, ед/га. Снижение продуктивности кормовых угодий в связи с их ухудшением принимали равным 20 %.

Учитывая то, что средний размер контура пашни в Российской Федерации сократился за анализируемый период с 31, 4 до 26, 8 га, т. е. на 14, 6 %, было принято, что технологические свойства паш­ни были ухудшены на эквивалентном проценте посевных площа­дей на 11, 46 млн га (0, 146-78, 5= 11, 46).

С 1990 по 2004 г. из-за ухудшения использования земли сум­марные потери страны только в сельскохозяйственном производ­стве составили не менее 123, 11 млн т/год в зерновом эквиваленте, или 40, 8% от уровня производства 1990 г., которое достигало 301, 92 млн т. 4

Если считать, что 1 т зерна на мировом рынке оценивают в среднем в 100 долл., то суммарные потери от ухудшения земле­пользования и землеустройства за этот период составили не менее 12, 3 млрд долл., или 350, 6 млрд руб. (55, 8 долл. на 1 га сельскохо­зяйственных угодий).

К этому также следует добавить потери продукции, связанные с существенным сокращением внесения органических и мине­ральных удобрений, средств защиты растений, известкования, гипсования и фосфоритования почв, прекращения комплекса противоэрозионных мероприятий.

Например, среднегодовые объемы выполнения работ, предус­мотренные программой «Плодородие», за последние годы по сравнению с 1986—1990 гг. сократились: по внесению органиче­ских удобрений — в 6 раз, проведению культуртехнических ра­бот — в 15, 6, орошению земель — в 31, 1, осушению — в 59 раз. По


расчетам ученых Россельхозакадемии, для бездефицитного балан­са гумуса в пахотных почвах России необходимо ежегодно вносить 850—870 млн т органических удобрений. В программе «Плодоро­дие» среднегодовые объемы намечены в объеме 443 млн т, а фак­тически ежегодно вносят примерно 66 млн т, или 7, 6 % потребнос­ти.

Чтобы ликвидировать такую ситуацию с использованием зе­мель, необходимы огромные финансовые, трудовые и материаль­ные ресурсы. Так, по расчетам на мероприятия по восстановле­нию земель потребуется 385, 71 млрд руб., в том числе:

на освоение новых земель и вовлечение их в сельскохозяй­ственный оборот взамен утраченных — 85, 5 млрд руб;

на восстановление нарушенных земель и рекультивацию — 33, 0 млрд руб;

на коренное и поверхностное улучшение кормовых угодий — 12, 36 млрд руб;

на восстановление мелиорированных земель и реконструкцию оросительных и осушительных систем — 252, 0 млрд руб;

на восстановление площадей многолетних насаждений (садов, виноградников, ягодников, хмельников, многолетних эфироносов и др.) — 2, 85 млрд руб.

Отечественная и зарубежная практика показывает, что включе­ние земельных ресурсов в активный экономический оборот воз­можно только через систему научно обоснованного и регулиру­емого государством землеустройства.


1 10. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ
1 ВЛИЯНИЕ НА ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10.1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОДЕРЖАНИЕ

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

По всеобщему мнению, основными общемировыми процесса­ми в первой половине XXI в. будут глобализация, регионализация и постепенный переход на устойчивое развитие.

В современных условиях глобализацию рассматривают не толь­ко как новую ступень интернализации хозяйственной жизни, но и как новую эпоху в экономической истории человечества. В про­цессе глобализации растет экономическая взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообра­зия трансграничных потоков товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, а также благодаря все более быстрой и широкой диффузии технологии. В результате возникает новое качество мирохозяй­ственных экономических отношений: мировое экономическое со­общество превращается в целостную экономическую систему, где страновые социумы оказываются как бы составными элементами единого всемирного хозяйственного механизма.

В этом хозяйственном комплексе достаточно четко выделяются определенные группы государств, выполняющие различные функ­ции в общемировом экономическом процессе: беднейшие — с объемом годового производства валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения до 5 тыс. долл.; развивающиеся — от 5 до 14 тыс.; страны постиндустриального развития —от 14 до 20 тыс.; наиболее развитые (богатые) страны, осуществляющие пе­реход к электронной экономике, производящие более 20 тыс. долл. ВВП на человека.

Из-за кризиса 1990-х годов Россия отстает от развитых стран на 30—40 лет. В перспективе предполагается сокращение разрыва с развитыми странами, что в значительной степени зависит от того, насколько страна сможет использовать плюсы глобализации и нейтрализовать ее отрицательные последствия.

Одна из характерных черт глобальной экономики — сближение структурных характеристик хозяйственных комплексов стран, до­стигших определенного уровня развития. Под влиянием глобали­зации и с учетом курса России на все большую интеграцию в ми-


ровое сообщество структура ее экономики может постепенно при­ближаться к пропорциям, уже достигнутым передовыми страна­ми, в которых доля услуг занимает 55—65 %. Однако, учитывая ог­ромное значение топливно-энергетического сектора в экономике России, не следует ожидать принципиальных структурных изме­нений на период до 2020 г. в соотношении производства немате­риальных благ и материального производства.

Землеустройство и территориальное планирование в значи­тельной степени относятся к сфере услуг, поскольку обслуживают государственные органы, юридические и физические лица на предмет качественной и количественной характеристики земель, распределения земельного фонда по формам собственности, про­ведения организационно-технических мероприятий, составления схем и проектов по планированию использования земельных ре­сурсов, генеральных планов поселений, изменения границ катего­рий земель и др.

Развитие и становление земельных отношений, включение зе­мель в систему ипотечного кредитования, расширение рынка зе­мель в соответствии с потребностями глобализационных процес­сов вызовет необходимость увеличения объемов землеустроитель­ных работ и мероприятий по территориальному планированию. В перспективном периоде могут измениться и приоритеты в содер­жании землеустройства в направлении увеличения доли работ по организационному, техническому и юридическому сопровожде­нию земельного рынка; установлению, восстановлению и закреп­лению на местности границ административно-территориальных и муниципальных образований, а также объектов недвижимости, связанных с землей.

Важным элементом процесса глобализации является функ­ционирование Всемирной торговой организации (ВТО), присо­единение к которой России может состояться в 2006—2007 гг. В этом случае Российская Федерация должна принять многие обязательства по приведению своей нормативно-правовой базы к нормам и требованиям ВТО, включающим и регулирование имущественных отношений в области землевладения и земле­пользования.

Внешним глобальным геополитическим фактором, влияющим на содержание землеустройства, может выступать и регионализа­ция — формирование экономических объединений с участием России. Российская Федерация является участником создания Со­юзного государства с Республикой Беларусь, ЕврАзЭс — с респуб­ликами Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, а также Единого экономического пространства — с республиками Бела­русь, Казахстан и Украина.

Развитие интеграции с указанными государствами — участника­ми СНГ предполагает в дальнейшем осуществление единой макро­экономической, налоговой, бюджетной и финансовой политики,


что потребует изменения содержания землеустройства примени­тельно к общим требованиям интеграционных образований.

н

10.2. ОБЩИЙ ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА ПЕРСПЕКТИВУ

При формировании долгосрочного прогноза экономического развития Российской Федерации Минэкономразвития России ис­ходило из следующего:

прогноз должен иметь целевой характер, предполагающий ус­тановление темпов развития экономики для сокращения имеюще­гося разрыва с ведущими странами;

общие тенденции изменения структуры производства ВВП и промышленного производства необходимо разрабатывать с учетом опыта развитых стран;

отрасли «новой экономики», находящиеся в зачаточном состо­янии, в соответствии с общемировыми тенденциями должны по­лучить ускоренное развитие.

В прогнозируемом периоде можно выделить этапы развития экономики России на длительную перспективу.

Первый этап — до 2010 г. В этот период будет продолжена ре­структуризация хозяйства, его приспособление к рыночной от­крытой экономике. Учитывая утяжеленную структуру производ­ства и большую капиталоемкость его перестройки, а также сла­бую собственную инвестиционную базу и весьма настороженное отношение к России иностранных инвесторов в эти годы, трудно ожидать существенного ускорения. Предполагается, что в период до 2010 г. среднегодовые темпы прироста ВВП составят не более 5, 2-5, 7%.

Второй этап — 2011— 2020 гг. Этот период будет характеризо­ваться условиями, благоприятными для ускоренного экономиче­ского роста, так как к этому времени более четко определятся про­изводства и корпорации, обладающие достаточной конкуренто­способностью, исчезнут или перепрофилируются неэффективные предприятия традиционных отраслей экономики. Ожидается, что на базе имеющихся научно-технических центров сформируются эффективные наукоемкие и высокотехнологические производ­ства, а огромный рынок России будет подготовлен к активному восприятию транснациональных корпораций, что приведет к при­току инвестиций и новейших технологий. В этих условиях науч­ный и кадровый потенциал станет активно работать на развитие «новой экономики» и формирование сферы услуг, а ожидаемый рост среднегодовых темпов ВВП может составить 8—11 %.

Перспективное развитие Российской Федерации возможно по двум сценариям.

Первый сценарий — инерционный, ориентированный в основ-


ном на внутренние возможности роста, уже активно использу­ющийся в последние 20 лет. Его характерная особенность — опора на добывающие отрасли, имеющие достаточно надежные рынки сбыта за рубежом. Несмотря на довольно выгодную валютную эф­фективность топливного, металлургического и лесного комплек­са, средств, получаемых за счет экспорта их продукции, будет явно недостаточно для масштабного вложения инвестиций в обрабаты­вающие отрасли и «новую экономику». В связи с отставанием в разведке и подготовке новых нефтяных и газовых месторождений через несколько лет возможна стабилизация и даже спад добычи энергоресурсов. К тому же обострится конкуренция на металлур­гическом рынке, в целом при инерционно-сырьевом сценарии трудно ожидать радикального ускорения экономического роста и темпов роста ВВП более 3—4 % в год.

Второй сценарий — постиндустриальный, предполагает фор­мирование в России к 2010 г. научно-технических центров с эф­фективными наукоемкими и высокотехнологическими производ­ствами, открывающими дорогу к постиндустриальному развитию с резким подъемом обрабатывающих отраслей, существенному ро­сту доходов населения. В этих условиях в 2011—2020 гг. можно ожидать ежегодного прироста ВВП на уровне 7—8 %.

В целом инерционный сценарий позволит к 2020 г. обеспечить производство ВВП на душу населения в размере 19—20 тыс. долл. (в ценах 1995 г.), что соответствует уровню Германии, Франции и Японии образца 2000 г. Реализация постиндустриального сцена­рия позволит России к 2020 г. выйти на уровень, который разви­тые страны по прогнозу будут иметь к 2009—2011 гг.

В структуре основных сфер усилится доля услуг, но уменьшатся доли промышленности и сельского хозяйства. В структуре про­мышленности сохранится тенденция усиления позиций машино­строения, которое может занять в долгосрочной перспективе око­ло 50 % промышленного производства. Опережающими темпами будут расти энергетическое и электронное машиностроение, а также приборостроение.

Анализ конкурентоспособности российского экспорта показы­вает, что устойчивый мировой рынок нефти и газа гарантирует достаточно высокие конкурентные позиции топливной промыш­ленности, особенно экспорта газа. По каменному углю экспорт рентабелен только за счет введения льготных тарифов на перевоз­ки. Перспективен зерновой рынок, объемы которого могут суще­ственно увеличиться при условии роста производства и снижения издержек в сельском хозяйстве.

Устойчивый спрос ожидается на продукты химической про­мышленности, включая минеральные удобрения. Однако обеспе­чение конкурентоспособности отрасли, так же как и металлурги­ческой, потребует крупных инвестиций и сохранения относитель­но (по сравнению с мировыми) заниженных цен на энергоносите-


ли и электроэнергию, что проблематично в связи с ожидаемым вступлением России в ВТО.

В перспективе структура промышленности должна измениться в сторону увеличения доли обрабатывающей промышленности, однако интенсивность этого процесса будет различаться в зависи­мости от принятого сценария. Прогнозируется, что доля добыва­ющих отраслей сократится с 50 % в 2000 г. до 30 % по первому (инерционному) сценарию и до 25 % — по второму.

Будущая регионализация экономического пространства усили­вает значение трансконтинентальных транспортных коммуника­ций, проходящих по территории России.

Россия, Индия и Иран подписали Соглашение о международ­ном транспортном коридоре Север—Юг, включающем РЕТС-9 — Северная Европа—Россия с разделением на три основные ветки: Кавказ—Персидский залив, Центральная Азия—Персидский за­лив, Каспийское море—Иран—Индия. Основная ось: Финлян­дия—Санкт-Петербург—Москва—Астрахань—Каспийское море-Иран—Индия. Коридор основывается на широком использовании железнодорожного, автомобильного, морского и речного транс­порта.

К Соглашению о транспортной магистрали Север—Юг присое­динились Белоруссия, Казахстан, Азербайджан, Армения, Таджи­кистан, Туркменистан, Болгария, Оман, Саудовская Аравия, Си­рия, Индонезия, Балтийские страны. Возможный объем грузопе­ревозок по магистрали Север—Юг оценивают в 18—20 млн т, а не­обходимые инвестиции могут составить 8—12 млрд долл. Сроки доставки контейнеров из Индии и стран Персидского залива в Северную Европу будут сокращены на 15—20 сут по сравнению с доставкой через Суэцкий канал.

В ближайшей и далекой перспективе резко возрастет роль Се­верного морского пути (СМП) в обеспечении функционирования экономики ^жизнедеятельности российского Севера, в освоении нефтегазовых месторождений на побережье и шельфе Баренцева и Карского морей и в экспорте нефти, газоконденсата и сжиженно­го природного газа в Западную Европу и США морским путем.

Осуществление проектов строительства железных дорог Белко-амур (до Архангельска) и Баренцкомур (до нового порта Индига), как западных частей Северо-Российской евроазиатской магистра­ли, и их подключение к СМП позволят завершить создание ново­го мощного трансконтинентального железнодорожного морского коридора Европа—Азия.

Ключевым элементом международного транспортного коридора Европа—Азия должен стать Транссиб (в связке с БАМом). Этот путь также позволит экономить 20—25 сут и более по сравнению с дос­тавкой грузов из Восточной Азии в Европу через Суэцкий канал.

Реализация различных сценариев развития экономики России соответственно влечет за собой и отличные варианты организации


и содержания землеустройства и территориального планирования в Российской Федерации.

В условиях реализации второго (постиндустриального) сцена­рия землеустройство получит более весомый импульс для своего развития, так как интенсивный рост основных отраслей (кроме добывающих) и сфер производства нематериальных благ потребу­ет больших объемов землеустроительных работ и мероприятий по территориальному планированию. Ожидается многократное уве­личение сделок с землей, что потребует изучения их состояния, проведения почвенных и геоботанических обследований, выпол­нения геодезических и картографических работ, инвентаризации земель.

Предстоит развернуть работы по планированию и организации рационального использования земель и их охраны, разработке Ге­неральной схемы землеустройства территории Российской Феде­рации и схем землеустройства территорий субъектов Российской Федерации.

На местах возникнет необходимость в уточнении схем форми­рования специальных земельных фондов и схем зонирования тер­риторий для размещения садоводческих, огороднических и дач­ных некоммерческих объединений граждан.

Ожидаемые изменения в структуре производства потребуют со­вершенствования межотраслевого распределения земель, всей си­стемы землевладения и землепользования административных рай­онов и субъектов Российской Федерации. Образование новых и упорядочение существующего землевладения и землепользования будут осуществлять как на землях сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного назначения.

Укрепление финансово-экономического положения сельско­хозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хо­зяйств, уточнение их сельскохозяйственной специализации по­требует разработки проектов внутрихозяйственного землеустрой­ства, в которых на научной основе будут разработаны перспекти­вы развития хозяйств и организации их территории.

Интенсивное освоение территорий Севера, Сибири и Дальнего Востока в связи с реализацией природно-ресурсных и инфра­структурных проектов потребует повсеместной разработки схем размещения территории традиционного природопользования их коренных малочисленных народов.

Для организации полноценного земельного рынка большие объемы работ по землеустройству предстоят в области выделения и закрепления в натуре участков земельных долей.

В связи с возрастающим вниманием к охране ценных сельско­хозяйственных земельных ресурсов как важнейшей части природ-но-ресурсного потенциала страны в составе землеустроительных мероприятий возрастет доля работ по агроэкологической оценке и агроэкологическому зонированию сельскохозяйственных терри-


торий с выделением зон с особым правовым режимом использова­ния и особо ценных земель; защите земель от эрозии, засоления, заболачивания и разрушения, загрязнения радиоактивными и хи­мическими веществами; рекультивации нарушенных земель.

Сценарий постиндустриального развития предполагает актив­ное вхождение страны в мировое экономическое хозяйство, что потребует уточнения содержания и организации землеустройства и территориального планирования в соответствии с требования­ми, нормами и правилами Европейского союза, ВТО, междуна­родных законодательных актов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.