Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Землеустройства






Сложные природные условия на территории Российской Феде­рации обусловливают низкое качество земель, которые характери­зуются невысоким естественным плодородием почв, повышен­ным режимом увлажнения, неудовлетворительным культуртехни-ческим состоянием, неоптимальными природно-технологически-ми свойствами.

Данные условия усугубляются нерациональным использовани­ем земель, которое из-за бесхозяйственности приводит к ухудше­нию экологической ситуации и снижению экономической эффек­тивности производства, выбытию ценных сельскохозяйственных угодий из оборота.

Так, по данным землеустроительной службы страны, развитие эрозионных процессов, подтопление и заболачивание земель, за­растание кустарником и мелколесьем, а также предоставление их для несельскохозяйственных целей привели к тому, что за 25 лет (с 1965 по 1990 г.) площадь сельскохозяйственных угодий сократи­лась на 12, 6 млн га. Несмотря на освоение и вовлечение в сельско­хозяйственный оборот новых земель, площадь пашни сократилась на 1, 9 млн га, сенокосов — на 10, 3 млн га. На 2, 8 млн га уменьши­лись также площади под многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.) и залежью.

В целом из-за бесхозяйственности за 25 лет выбыло из оборота и переведено в разряд неиспользуемых земель 33, 5 млн га1.

За этот же период в связи с отсутствием права земельной соб­ственности основные производители сельскохозяйственной про­дукции (колхозы и совхозы) расточительно использовали почвен­ное плодородие, что привело к развитию процессов ветровой и водной эрозии, нарушению в почве положительного баланса гуму­са, загрязнению земель химическими веществами (ядохимиката­ми, гербицидами, нитратами и т. д.).

В период с 1990 по 2004 г. площадь сельскохозяйственных уго­дий, по официальным данным Роснедвижимости, сократилась с 222, 41 до 220, 73 млн га, т. е. на 1, 68 млн га, пашни с землями лич­ного пользования — с 132, 30 до 122, 15 млн га, т. е. на 10, 15 млн га.

Одновременно за этот период возросла площадь залежи с 0, 35 до 4, 75 млн га, т. е. на 4, 4 млн га; сенокосов и пастбищ с землями личного пользования — с 87, 90 до 92, 02 млн га, т. е. на 4, 12 млн га2.

Только в 2004 г. общая площадь сельскохозяйственных угодий,

'Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании зе­мель Российской Федерации. — М.: Роскомзем, 1993. — С. 7—8.

Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании зе­мель в Российской Федерации в 2004 г. — М.: Роснедвижимость, 2005. — С. 33.


15*



находившихся у производителей сельскохозяйственной продук­ции, сократилась на 1117, 5 тыс. га, а площадь пашни —на 737, 4 тыс. га. В стадии мелиоративного строительства и восстанов­ления плодородия в целом по Российской Федерации находилось 504, 9 тыс. га сельскохозяйственных угодий.

Выход сельскохозяйственных угодий из сельскохозяйственного оборота зафиксирован в 60 субъектах Российской Федерации. Значительное уменьшение площади продуктивных земель отмече­но в республиках Тыва (313, 7 тыс. га), Кабардино-Балкарской (68, 1 тыс. га), Бурятия (54, 0 тыс. га), Красноярском крае (167, 0 тыс. га), Пензенской (81, 5 тыс. га), Курганской (44, 1 тыс. га) и Пермской (42, 6 тыс. га) областях.

Первая и основная причина сокращения сельскохозяйствен­ных угодий — прекращение деятельности предприятий и органи­заций, крестьянских (фермерских) хозяйств и перевод освободив­шихся земель в большей своей части в фонд перераспределения. Поэтому площади сельскохозяйственных угодий, числящихся в фонде перераспределения, увеличились и составили 2 млн га, из них 0, 4 млн га пашни.

Вторая причина — истечение срока права аренды земель (или временного пользования) и невозобновление его производителя­ми сельскохозяйственной продукции. Эти случаи чаще встречают­ся на землях поселений.

Отмечаются факты перевода продуктивных земель в категорию земель запаса. Сельскохозяйственные угодья, ранее переведенные в земли запаса, зарастают кустарником и мелколесьем, теряют свою сельскохозяйственную ценность.

Кроме того, в 2004 г. для нужд, не связанных с сельским хозяй­ством, было передано 74 тыс. га земель сельскохозяйственного на­значения, в том числе 41, 1 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них: под строительство и расширение предприятий промыш­ленности, транспорта, связи было отведено 4, 9 тыс. га; лесохозяй-ственным предприятиям для лесоразведения — 0, 5 тыс.; для стро­ительства и расширения поселений — 3 тыс.; предприятиям, орга­низациям и учреждениям природоохранного назначения — 0, 9 тыс.; для других целей — 31, 8 тыс. га.

В 2000 г. для несельскохозяйственных целей было выделено 118, 6 тыс. га сельскохозяйственных угодий.

В результате крупных экономических преобразований, разру­шения межгосударственных связей, нарушения межотраслевых пропорций, коренного изменения земельных отношений, рефор­мирования сельскохозяйственных предприятий, произошедших в 1991—2004 гг. в Российской Федерации, существенно снизились объемы выполнения основных видов работ по повышению плодо­родия почв, а также ухудшились условия функционирования от­раслей растениеводства и животноводства. Как следствие, умень­шились посевные площади и посадки плодово-ягодных насажде-


ний, снизилось производство кормов, сократилось поголовье жи­вотных. В результате обобщения количественных показателей вы­полнения работ по повышению плодородия почв и результатов функционирования отраслей сельского хозяйства с 1986 по 2004 г. получены следующие данные (табл. 8.20).

За рассматриваемый период значительно уменьшились объемы работ по коренному и поверхностному улучшению кормовых уго­дий, вводу мелиорированных земель, обводнению пастбищ, восста­новлению и комплексной реконструкции орошаемых и осушаемых земель, агрохимическому окультуриванию полей, проведению комплекса природоохранных и противоэрозионных мероприятий.

Расчеты показали, что убытки сельскохозяйственных предпри­ятий, понесенные по вышеназванным причинам, только в пере­счете на зерно составили 40 млн т ежегодно, что равно почти по­ловине объемов производства зерна по России в целом. К этой ве­личине необходимо добавить сумму затраченных ранее капитало­вложений (в пересчете на ежегодные), не окупаемых продукцией с мелиорированных площадей, выбывших из оборота; со сведенных площадей плодово-ягодных насаждений; с заброшенных участков улучшенных кормовых угодий и др.

Таким образом, задача организации рационального использо­вания и охраны земли должна стать основной в земельной поли­тике государства. В связи с необходимостью обеспечения продо­вольственной безопасности России и поддержания экологически стабильного природопользования данная задача из разряда соци­ально-экономических переходит в острую политическую пробле­му, которую необходимо решить в ходе земельной реформы.

Сельскохозяйственные организации (предприятия) по-прежне­му остаются основными производителями сельскохозяйственной продукции и землепользователями.

Поэтому организация рационального использования и охраны земли в них —'одно из необходимых условий повышения эффек­тивности всего агропромышленного производства.

Анализ состояния и использования земель в сельскохозяй­ственных предприятиях позволяет сделать следующие выводы.

1. Сокращение площадей сельскохозяйственных угодий и паш­
ни, происходящее за счет отводов для несельскохозяйственных
целей, требует экономической и правовой зашиты этих земель,
разработки системы мер по введению в оборот новых продуктив­
ных земель взамен изымаемых или повышению плодородия почв
и мелиорации используемых угодий.

2. Зарастание земель кустарником и мелколесьем, развитие
эрозии почв и ухудшение качественного состояния земель обус­
ловливают необходимость усиления государственного контроля за
проведением землеустройства, количественными и качественны­
ми изменениями земель, находящихся у землевладельцев и земле­
пользователей, разработки и осуществления мер экономического


 

 

8.20. Объемы выполнения основных видов работ по повышению плодородия почв России1    
Наименование мероприятия 1986-1990 в среднем за год Год    
1991 1992 1993 | 1995 | 2000 | 2002    

Объемы работ по повышению плодородия почв


1002, 1
150, 5 195, 5 72, 2 158, 9
Нет Нет данных данных
Нет Нет данных данных

Внесение органических удобре­ний, млнт

Внесено минеральных удобрений, млнт

Внесено минеральных удобрений, кг/га пашни

Известкование кислых почв, млн га

Фосфоритование почв, млн га

Гипсование почв, тыс. га

Мелиоративная обработка солон­цовых почв, тыс. га

Комплекс работ по добыче и ис­пользованию торфа и сапропелей, млнт

Коренное улучшение сельскохо­зяйственных угодий, включая культуртехнические работы, тыс. га

Комплексная реконструкция оро­шаемых земель, тыс. га

Ввод орошаемых земель, тыс, га

Реконструкция и восстановление осушительных систем, тыс. га

Ввод осушенных земель, тыс. га


 

481, 9 347, 2 284, 0 229, 4 88, 1 66, 0 60, 6 59, 9 59, 0
9, 9 9, 2 5, 4 3, 7 1, 5 1, 4 1, 5 1, 3 1, 4
83, 4 79, 7 43, 4 29, 2 17, 0 19, 0 21, 0 21, 0 22, 0
5, 4 4, 4 3, 8 3, 0 0, 6 0, 5 0, 3 0, 4 0, 4
1, 9 2, 0 1, 5 1, 0 0, 16 0, 05 0, 06 0, 04 0, 04
153, 0 170, 0 98, 5 34, 2 0, 0 4, 1 3, 6 2, 3 1, 6
261, 0 312, 0 130, 3 46, 1 0, 0 17, 0 5, 0 10, 5 15, 2
91, 2
9, 6
76, 0
66, 4
1, 4
1, 5
1, 3
1, 4

86, 0

293, 2 206, 0
59, 0 57, 8 55, 7
96, 4
110, 0

392, 9

44, 8 21, 3 25, 5 52, 9
25, 5 15, 7 18, 7 30, 7
6, 3 6, 1 1, 0 12, 2
49, 8 4, 7 9, 9 14, 2
41, 1 3, 2 12, 9

115, 7

3, 0
3, 0

85, 2 51, 9

29, 8 21, 2 22, 0

83, 7


 


0, 0
0, 0

Обводнение пастбищ, тыс. га

Закладка:

полезащитных лесных полос

пастбищезашитных фито-мелиоративных насаждений противоэрозионных овражно-балочных насаждений


 

0, 0
185, 7
0, 0
0, 0
380,
139, 2

580, 4

 

18, 9 14, 1 10, 0 11, 0 2, 2 2, 1 Нет Нет Нет данных данных данных
18, 4 22, 7 35, 0 29, 0 4, 2 3, 7 Нет Нет Нет данных данных данных
45, 4 33, 7 30, 0 28, 0 12, 4 11, 0 Нет Нет Нет
*           данных данных данных

 


Рекультивация земель, тыс. га


103, 6


69, 6


65, 0


51, 0


79, 9 68, 5 56, 6 69, 6 52, 3


Показатели функционирования растениеводства и животноводства

 

Посевные площади, млнга 118, 41 117, 33 115, 2 113, 7 102, 5 85, 4 84, 6 79, 6 78, 5
Освоение севооборотов, млн га 66, 7 60, 1 38, 4 32, 5 25, 4 15, 4 13, 1 10, 8 8, 5
Площади многолетних насажде­ний, млн га 2, 4 2, 3 2, 2 2, 2 2, 1 1, 8 1, 8 1, 8 1, 8
Землеустроенность хозяйств, % 81, 7 70, 5 36, 1 25, 8 25, 0 20, 4 16, 0 9, 8 5, 0
Поголовье крупного рогатого скота, млн гол. 60, 5 59, 3 57, 5 54, 8 39, 7 27, 3 26, 6 25, 0 23, 1
В том числе коровы, млн гол. 21, 0 20, 9 20, 8 20, 6 17, 4 12, 7 11, 7 11, 1 10, 3
Поголовье свиней, млн гол. 40, 2 39, 1 35, 8 31, 6 22, 6 15, 7 17, 0 16, 5 14, 2
Поголовье овец и коз, млн гол. 70, 1 69, 3 63, 2 58, 1 28, 0 14, 8 15, 6 16, 2 17, 0

'Составлено по данным:

1. Статистические материалы и результаты исследований развития агропромышленного производства России, — М.:
РАСХН, 2005.-28 с., „

2. Волков С. Н. Землеустройство в условиях земельной реформы (экономика, экология, право), — М.: Былина, 1998. -
jsj 528 с

~ 3. Агропромышленный комплекс России в 2005 г, — М: Единая Россия, февраль 2006. — 126 с.


воздействия при нерациональном использовании земельного фонда, вплоть до его полного изъятия и, наоборот, экономическо­го стимулирования рационального землепользования.

3. Реформирование сельскохозяйственных предприятий, изме­нение их специализации, фондооснащенности и трудообеспечен-ности требуют приведения состава, площадей и структуры земель­ных угодий в соответствие с новыми экономическими параметра­ми хозяйств и перспективами их развития, возможностью освое­ния и улучшения земельных угодий.

4. Низкая сельскохозяйственная освоенность территории и ес­тественная продуктивность земель в России определяют необхо­димость проведения большого объема культуртехнических работ и мелиорации. Поэтому задача сельскохозяйственного освоения, мелиорации и организации рационального использования земли в России является определяющей в повышении эффективности землепользования. Это касается в первую очередь тех земель, ко­торые в 1991—2005 гг. были выведены из сельскохозяйственного оборота вследствие ухудшения своего качественного состояния.

5. Развитие процессов эрозии, загрязнение, заражение и дегра­дация почв требуют осуществления комплекса мер по консерва­ции земель, организации рационального использования и охраны этих территорий.

Для организации и проведения землеустроительных работ не­обходимы:

разработка системы землеустройства как основного механизма создания условий для рационального землепользования;

инвентаризация и паспортизация каждого участка (землевладе­ния, землепользования), определение режима и условий исполь­зования земель, отражая это в документах, удостоверяющих право собственности, а также экологических паспортах, позволяющих наладить мониторинг земель;

установление оптимальных размеров различных землевладений и землепользовании в зависимости от природных и экономиче­ских условий, форм хозяйствования при определении правил зем­лепользования, территориальном землеустройстве, формировании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства;

совершенствование системы землеустроительного проектирова­ния как основы для внедрения в производство комплекса меропри­ятий по организации производства, территории и охране земель.

Большие изменения в сельскохозяйственном землевладении и землепользовании произошли в 1991—2005 гг. под влиянием со­циально-экономических и земельных преобразований, осуществ­ленных в ходе первых этапов земельной реформы.

Изучение этих изменений и их учет должны быть положены в основу организации рационального землепользования и землеуст­ройства сельскохозяйственных предприятий.


9. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОЖИДАЕМОГО

СОСТОЯНИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 г.

9.1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ, КАТЕГОРИЯМ И УГОДЬЯМ

В Российской Федерации продолжается перераспределение зе­мель, изменение их количественных и качественных характерис­тик. Это оказывает влияние не только на состояние и использова­ние земельных ресурсов, но и на распределение земель по формам собственности, категориям и угодьям.

Современная политическая ситуация в стране, проведение ад­министративной реформы, принимаемые программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесроч­ную перспективу и намечаемый порядок формирования и расхо­дования Государственного бюджета государства в 2006—2008 гг. позволяют сделать вывод о том, что в области землепользования, по крайней мере до 2010г., сохранятся те же тенденции, которые имели место в период до 2006 г.

На распределение земель по формам собственности будут влиять следующие основные факторы:

дальнейшая приватизация и перераспределение земель, осо­бенно в отраслях промышленности, транспорта, топливно-энерге­тического комплекса и иного специального назначения;

продолжающееся разграничение государственной собственнос­ти на землю на собственность Российской Федерации (федераль­ную собственность), собственность субъектов Российской Феде­рации и собственность муниципальных образований (муници­пальную собственность);

развитие рыночного оборота земельных участков, полноценно­го рынка недвижимости с соответствующей инфраструктурой и адекватно функционирующей системой регулирования.

Изменение форм собственности на землях сельскохозяйствен­ного назначения будет определяться прежде всего оборотом зе­мельных долей, процессами ликвидации убыточных сельскохо­зяйственных предприятий, принудительного прекращения права собственности ввиду ненадлежащего использования земель, а так­же передачи в собственность гражданам и юридическим лицам не­сельскохозяйственных угодий, расположенных между участками продуктивных земель, и др.

В период с 2005 по 2010 г. предполагается закончить передачу права собственности на земельные участки, находящиеся в госу-


дарственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них объектов недвижимости. Кроме этого на­мечается окончание работ, связанных с переоформлением физи­ческими и юридическими лицами права пожизненного наследу­емого владения и постоянного (бессрочного) пользования на пра­во собственности на земельные участки. В Российской Федерации только для сельскохозяйственных целей граждане используют 22, 5 млн га земель государственной и муниципальной собственно­сти, включая 13, 3 млн га земель, используемых для северного оле­неводства и промысла, на которые в соответствии с действующим законодательством может быть бесплатно оформлено право част­ной собственности.

К изменению распределения земель по формам собственности приведут также не только процессы выкупа юридическими лица­ми земельных участков, предоставленных им на праве постоянно­го (бессрочного) пользования или аренды, но и передачи права граждан в общей собственности на земельный участок земель сельскохозяйственного назначения в уставной (складочный) ка­питал сельскохозяйственного предприятия.

В субъектах Российской Федерации будет продолжена перере­гистрация крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В этом случае право собственности на земельный участок будет переходить от юридического лица физическому формально. Кроме этого будет продолжено уточнение правового статуса и принадлежности зе­мель, формирующих землепользования хозяйствующих субъектов, а именно — земельных долей в составе сельскохозяйственного предприятия. В основном подобные уточнения необходимы на землях, переданных в начале земельной реформы предприятиям в коллективно-долевую собственность. Однозначно право собствен­ности на земельную долю получают только после регистрации его в установленном законодательством порядке. Только в 2004 г. об­щая площадь земель, находящихся в собственности граждан по этой причине, увеличилась на 0, 2 млн га.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 г. № 140 «Об утверждении правил подго­товки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и му­ниципальных образований возникает право собственности» про­цедура разграничения государственной собственности на землю включает формирование перечней земельных участков, издание актов Правительства Российской Федерации по утверждению пе­речней земельных участков, землеустроительные действия по формированию земельных участков, государственный кадастро­вый учет земельных участков и регистрацию права собственности в соответствии с действующим законодательством.

По данным Роснедвижимости, на 1 января 2005 г. по данным


регистрации и действующего законодательства право собственно­сти на земельные участки у Российской Федерации возникло на площади 109, 8 млн га, что составило 6, 9 % общей площади земель государственной и муниципальной собственности. В собственнос­ти субъектов Российской Федерации зарегистрировано 195 тыс. га, муниципальной собственности — 65, 7 тыс. га.

Основанием возникновения права собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федера­ции и муниципальных образований служат действующие феде­ральные законы, прямо указывающие на принадлежность земель, и акты Правительства Российской Федерации об утверждении пе­речней земельных участков.

В период с 2006 по 2010 г. продолжится регистрация права соб­ственности Российской Федерации на земельные участки, в со­став которых преимущественно будут входить:

на землях лесного фонда — земельные участки, относящиеся к этой категории;

на землях особо охраняемых территорий и объектов — государ­ственные природные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные и другие парки, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов и другие территории и объекты федерального значения;

на землях сельскохозяйственного назначения — государствен­ные предприятия — опытные производственные хозяйства, пле­менные объединения, опытные селекционные станции, а также подсобные хозяйства промышленных предприятий;

на землях поселений — объекты Министерства обороны Рос­сийской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, предприятия Министерства промышленности и энер­гетики Российской Федерации, Министерства транспорта и связи Российской Федерации (в том числе объекты железнодорожного транспорта, почты России и др.), научно-исследовательские ин­ституты и образовательные учреждения;

на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и другого специально­го назначения — земельные участки, занятые объектами обороны, безопасности, космической деятельности, воздушного транспор­та, трубопроводного транспорта и др.;

на землях водного фонда — земельные участки, занятые водны­ми объектами и сооружениями федерального значения.

Земли государственной собственности будут также сокращать­ся в результате внесения изменений в учетную документацию в соответствии с решением судебных органов по признанию недей­ствительными постановлений (решений) муниципальных органов власти. Так, в 2004 г. в процессе прокурорского надзора в ряде субъектов Российской Федерации было выявлено неправомерное прекращение права собственности у граждан на земельные доли,


которые ранее были изъяты у них и переведены в фонд перерасп­ределения и земли запаса.

Фактическое состояние и прогноз распределения земель Рос­сийской Федерации по формам собственности приведены в таб­лице 9.1.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.