Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть III. Запишите пять дел, которыми вы всегда мечтали заняться






Запишите пять дел, которыми вы всегда мечтали заняться. Не сковывайте свое воображение никакими ограничения­ми — ни в сложности, ни в деньгах, ни во времени.

1. _____________________________

2. ___________________________

3. __________________________

4. __________________________

5. ___________________________

Обведите кружочком одно из занятий, которое наиболее реально выполнить, и проделайте его в течение ближайших суток. Затем переходите к следующему пункту. Возьмите


обязательство выполнить этот пункт в течение нескольких ме­сяцев. Продолжайте работать со списком. Если вы считаете, что затраты на какое-то занятие выходят за рамки ваших фи­нансовых возможностей, попробуйте подойти к этому воп­росу творчески. Повесьте список на видное место и вычер­кивайте выполненные пункты.

S)ecsuflb способов, fccuc nfiu^nectflu

fUU/OCfftb в свОЮ fUt^Oltilf

Хотя это и может показаться странным некоторым твердолобым начальникам, психологи считают, что весе­лье является важным фактором создания эффективной рабочей обстановки. Исследования показали, что люди работают энергичнее и толковее, если структура органи­зации дает им возможность расслабиться. В некоторых компаниях практикуется так называемый «неформаль­ный день», когда сотрудникам разрешается ходить на ра­боту в любой одежде. Некоторые фирмы идут еще даль­ше и поощряют сотрудников и даже руководителей высшего звена носить эксцентричную одежду (например, шляпы с пропеллерами на макушке или галстуки с бана­нами и рыбами). Журнал «Sunset» опубликовал фотогра­фию рождественской открытки одной фирмы, на которой группа сотрудников изображала карандаши, стоящие в коробке.

Яркий пример являет собой компания «Microsoft». Во время моего недавнего посещения главного управления компании я увидел в коридоре группу сотрудников, игра­ющих в мини-гольф. По правде сказать, время для забавы было несколько необычное, но то, как они играли, демонст­рировало высокий творческий потенциал сотрудников компании. Для того чтобы доставить мяч от метки (на пер­вом этаже) до лунки (на втором этаже), использовался лифт. Несмотря на то что нет прямой корреляции между фантастическим успехом «Microsoft» и хорошим настрое-

нием ее сотрудников, нетрудно представить себе, что но­вые идеи и продукты, разработанные этой компанией, произрастают и из способности сотрудников развлечься в разгар напряженной работы, играть и дурачиться в тече­ние дня. Фактически у руководителей «Microsoft» имеет­ся «бюджет хорошего настроения», и они могут расходо­вать его на поддержание нужного эмоционального уровня, на развлечения в столь экстравагантной, но вполне умест­ной форме.

Самый лучший способ поддержать бодрое настроение в фирме — это постоянно давать понять, что веселье одобряется, приветствуется и вознаграждается. Этот принцип справедлив и для директора крупной корпора­ции, и для председателя школьного совета, и для церков­ного старосты. Роберт Таунсенд, автор книги «Только вперед!» и бывший президент компании проката автома­шин, прекрасно сформулировал суть дела: «Если вы не выполняете свою работу отлично, то лучше не беритесь за нее вовсе. Потому что, если это не делается отлично, то это и не забавно, и не прибыльно. А если вы не делае­те свое дело ради забавы или прибыли, то какого черта вы вообще тут делаете?!»

Вот несколько предложений, как поощрять на работе творчество. Возможно, они также помогут в ситуациях, когда необходима новая идея.

Включайте в конец и начало совещаний какие-нибудь развлекательные моменты. Многие руководители про­водят совещания так, как будто являются распорядите­лями похорон. При этом они почему-то ожидают от со­трудников проявления творческого подхода к делу. Но творчество не развивается там, где люди боятся говорить или улыбаться. Я всегда предлагаю начинать совещания с небольшой юмористической зарядки. Консультируя одну фирму, я предложил нанять актера, который при полном параде, со знаками отличия и наградами, изображал ге­нерала Паттона во время открытия рекламной кампании. Неожиданный персонаж разрядил несколько натянутую


атмосферу начала совещания, и торговые представители очень быстро усвоили всю подготовленную для них ин­формацию.

Вовлечение всех участников в работу совещания неиз­менно приводит к превосходным результатам. Потребуй­те, чтобы каждый участник подготовил свой анекдот, или раздайте всем бумагу и карандаши и попросите нарисо­вать карикатуру на тему той проблемы, над решением которой вы работаете.

Посетите городок аттракционов или карнавал. Эта рекомендация основана на моем личном опыте. Как-то я занимал руководящую должность в фирме, сотрудники которой имели очень напряженную рабочую неделю. Я сэкономил примерно сто долларов в квартал из бюджета мелких расходов и в один прекрасный день повел всех в ближайший городок аттракционов. Когда мы пришли на место, я выдал каждому пригоршню четвертаков и ска­зал: «Развлекайтесь!» И вот в течение двух часов на­чальники отделов и разработчики, торговые представи­тели, секретари и клерки катались на машинах на автодроме, на карусели, играли в мяч... А потом мы по­шли в ближайшую закусочную, знаменитую своими кро­шечными гамбургерами по тридцать девять центов, в просторечии именуемыми «скользунчиками», и момен­тально поглотили их двести штук с жареным картофе­лем. На следующий день сотрудники пришли на работу оживленными, бодрыми. Никто больше не сетовал на трудности, все проявили новый, свежий подход к своим задачам. Производительность труда неизмеримо вырос­ла, а люди даже спустя многие месяцы ностальгически вспоминали этот день.

Выделите специальное помещение, где сотрудники могут разрядиться. На многих предприятиях от сотруд­ников требуется не только проявление творчества, но и Соблюдение строгого порядка и правил поведения. Почему бы не выделить один из кабинетов для организации в нем комнаты творчества, где сотрудники могут просто пова-

лять дурака, поиграть на музыкальных инструментах, по­рисовать? Проведя всего лишь несколько минут в такой комнате, они будут возвращаться на свое рабочее место бодрыми и свежими. Компания «Lucent Technologies» вне­дрила эту идею в жизнь. В специальной комнате были даже установлены набивные мягкие кресла для комфорта. В этой комнате можно развешивать рисунки, плакаты, га­зеты, глупые вопросы (например, «Если бы наша фирма была зверем — то каким?» или «Если бы про нашу фирму снимали кино, то кто играл бы директора?»). Такие воп­росы на первый взгляд кажутся бессмысленными, но они провоцируют появление свежих идей, которые мо­гут принести пользу всей компании. Попробуйте про­делать одно из упражнений, которое автор этих строк вместе с психологом Роджером фон Оихом предлагает во время семинаров: «Создайте самый сомнительный де­виз вашей фирмы». Наиболее удачный лозунг, на мой взгляд, был предложен сотрудником одного крупного бан­ка: «Твое одиночество скрасим мы, если возьмешь у нас взаймы».

Устраивайте «День игр». Предложите сотрудникам привести на работу своих детей или пригласите школь­ников из ближайшей школы. Когда рядом дети, взрослые раскрепощаются и играют. Я сам видел, как серьезные руководители с упоением играли в «Лего», сидя на полу, — такова власть семилетнего ребенка над взрос­лыми. Когда одна из крупных энергетических компаний Техаса устроила у себя нечто подобное, некий молодой человек двенадцати лет от роду высказал идею, которая сэкономила компании несколько миллионов долларов.

Используйте игры, при обучении. В процессе обучения элемент игры чрезвычайно важен. На семинарах, которые проводит моя фирма, мы приглашаем всех участников учиться, играя. На некоторых из них мы учим жонглиро­вать и вращать тарелки. Используем мы также и различ­ные наглядные учебные пособия (это такое научное сло­во, обозначающее игрушки), чтобы слушатели помнили


основные положения материала даже после того, как их блокноты с записями семинара покроются пылью. Мы раздаем всем гнущиеся волшебные палочки, которые на­поминают о необходимости проявлять гибкость мышле­ния. Мы кидаем в слушателей огромные глыбы пености-рола, которые выглядят так, как будто весят тонну, — чтобы учились судить не по внешнему виду. Все это ве­село и забавно — и участники безболезненно усваивают информацию.

Разрешайте сотрудникам по разным специальным поводам носить маски, карнавальные костюмы и про­чий смешной хлам. Журнал «Wall Street» рассказал об аудиторской фирме «Lipshults, Lavage and Lee» из горо­да Нортбрук, штат Иллинойс, где директор во время на­логовой кампании раздал сотрудникам маски горилл для поддержания их боевого духа. Кроме того, он разрешает сотрудникам играть в дартс в кабинетах. Естественно, это окупилось как экономически, так и психологически: те­кучесть кадров в компании снижается, а доходы растут.

Назначьте одного сотрудника вице-президентом фирмы по юмору. Назначьте одного из сотрудников (луч­ше известного шутника) ответственным за проведение вечеров и поддержание хорошего настроения трудового коллектива. Каждые несколько месяцев проводите рота­цию, чтобы у всех был шанс попробовать себя в этой должности.

Используйте необычные титулы на визитных кар­точках. Легко попасть в ловушку слишком серьезного восприятия собственной персоны. Проявите творческий подход по отношению к своим визитным карточкам. Один торговый представитель присвоил себе титул «Бог тор­говли», а директор консалтинговой фирмы заказал фир­менные бланки и карандаши с надписью «Образцовый плут».

Вручайте шутливые награды. Введите ежемесячное или ежегодное награждение и чествование наиболеетвор-

ческих сотрудников. Награды можно назвать в честь тех людей, которые в вашей области известны своеобразным поведением. Например, если у вас в фирме есть менед­жер, отличающийся особой склонностью к беспорядку, вы можете учредить грамоту имени такого-то за особые дос­тижения в охране окружающей среды. Всякие доморо­щенные шутливые изобретения сделают для поднятия творческого духа сотрудников гораздо больше, чем доро­гостоящие консультации специалистов, приглашенных со стороны.

Посылайте коллегам шутливые послания на открыт­ках и по электронной почте. Элемент неожиданности всегда добавляет шуткам особую остроту. Пошлите кли­енту или другу забавный факс без какой-либо причины. Ищите повод повеселить окружающих. Это окупится — они могут подкинуть вам какую-нибудь полезную идею для ваших будущих творческих устремлений.

Пишите первоапрельские пародии. Спародируйте стиль газеты вашего предприятия, составьте «типичный» протокол совещания или составьте почти правдоподоб­ный приказ об изменениях в кадровой политике компа­нии. Но это должно быть действительно очень остро, ина­че все затеянное теряет смысл.

МИНИ-СЕМИНАР

УЩии/ца/пш^невный /галочий ллам по xmofuf

Подумайте о том, как органично ввести юмор в жизнь вашей фирмы, вне зависимости от вашей должности (то есть вне зависимости от того, кто вы есть — рабочий, руководитель среднего звена, директор). Затем ответьте на следующие вопросы:

• Разрешает ли распорядок вашей фирмы появление на рабочем месте в неформальной одежде хотя бы раз в неделю? Если нет, то почему?

6 Зак 28


решения проблем. Кроме того, юмор способствует сохра­нению здоровья и исцелению болезней. Авторы извест­ных книг Норман Казинс, доктор Берни Зигель, доктор Карл Саймонтон неоднократно писали о том, как юмор уменьшает страдания больных раком, а иногда даже при­водит к исцелению.

Смех отключает систему автопилота и заставляет ос­трее осознать окружающее. Юмор является тем выстре­лом стартового пистолета, который вызывает смешные, фантастические или эротические мысли. Также уместно сравнить его с динамитом, взрывающим препятствия, стоящие на пути творчества. Очень часто интересные идеи появляются после шутки, анекдота, каламбура. Как пишет доктор Джоэль Гудмен, директор проекта «Юмор» (Саратога Спрингс, Нью-Йорк): «Юмор — это способ превратить „Ха-ха" в „Ага! "». Предлагаю вам во­семь способов, как внедрить юмор в вашу работу:

Начните собирать любимые карикатуры. Храните их в папке и время от времени просматривайте.

Создайте библиотеку любимые комедий. Как старые, так и современные комедии дают отличную возможность отвлечься от утомительной работы и дать передышку утомленному мозгу. Если вам нужно снять напряжение или отвлечься, посмотрите или послушайте то, что вам нравится.

Подпишитесь на юмористический журнал. Такие публикации часто помогают увидеть знакомые вещи в новом свете.

Регулярно ходите в клуб любителей комедии Если вы не боитесь рискнуть, пойдите как-нибудь на вечер открытого микрофона и выступите перед публикой. Если это вас не устраивает, смотрите комедии по кабельному телевидению.

Создайте базу анекдотов на компьютере. Я сам создал юмористическую базу данных с помощью программы


InfoSelect (см. стратегию 7). Просматривайте свою базу данных, когда вам скучно или вы чувствуете, что засто­порились.

Посещайте студию импровизаторов. Импровизация позволяет дурачиться и учит творчески мыслить бук­вально на ходу. В большинстве крупных городов есть клубы импровизации, которые проводят уроки для всех желающих.

Ежедневно обменивайтесь шутками по электронной почте.

Повесьте отрывной календарь с анекдотами и кари­катурами.

И помните мудрый совет: если трудно — смейся! _________________________ МИНИ-СЕМИНАР

Ои, еншЯе свое ^йуйй» Kmofia

Итак, проведите аудиторскую проверку своего чувства юмора. Ответьте на следующие вопросы, чтобы оценить роль юмора в вашей жизни.

• Когда вы в последний раз рассказали анекдот?

• Можете ли вы рассказать анекдот прямо сейчас?

• Как часто вы читаете странички юмора в газетах?

• Когда вы последний раз купили юмористическую кни­гу? Какую?

• Ваша любимая кинокомедия?

• Ваш любимый комический актер?

• Есть ли поблизости от вас театр комедии и когда вы были там в последний раз?

• Поощряете ли вы членов вашей семьи и друзей расска­зывать анекдоты и смешные истории?

• Какие радиостанции проводят час юмора?

Если вы затрудняетесь ответить на эти вопросы, значит, вам следует ввести в вашу жизнь побольше смешного.

Как уже было сказано ранее, невозможно переоце­нить роль окружающей нас среды. Где бы вы ни нахо­дились, призывайте всех шутить и играть. Есть ли у вас на рабочем месте игрушки или головоломки? У режиссера и продюсера Стивена Спилберга есть целая комната, наполненная видеоиграми и игровыми автома­тами. Писатели, редакторы и другие люди, занятые творчеством, наполняют свои кабинеты разными игруш­ками — резиновыми цыплятами, смешными шляпами и забавными кнопками. Эксцентричные предметы смешат и побуждают к творчеству. В восьмидесятые годы компании тратили миллионы долларов на проведение собственных олим­пийских игр или туристских слетов с наведением веревоч­ных переправ для поощрения взаимопомощи, развития кол­лективизма и внедрения весе­лой обстановки на работе, вмес­то того чтобы дать возможность сотрудникам самим проявить инициативу и самим опреде­лить, что для них является ве­селым и увлекательным. Не­смотря на огромные затраты и благостные намерения, большин­ство этих дорогостоящих мероприятий не приносили ожидаемых результатов. По правде говоря, то веселье, которое порождается собственными усилиями коллекти­ва, сделает гораздо больше для поднятия боевого духа и создания атмосферы дружбы и сотрудничества, которая способствует творчеству.

Найдите такие интересные детали, которые оживят ваше жизненное пространство. Если вы уже давно не


посещали магазины игрушек, сделайте это и посмотри­те, что привлечет ваше внимание. Не пропустите и магазины компьютерных игр, не забывайте, что игры мож­но заказывать по каталогам. Вы будете приятно удив­лены разнообразием головоломок и калейдоскопов — от трехмерного сборного глобуса до очень забавных игр, которые позволят вам снова почувствовать себя ре­бенком.

Помните, что эти игрушки могут не иметь никакого отношения к вашей работе. Они должны просто служить разминкой ума. Для начала принесите игрушки из дома, а лучше приобретите сразу целый набор.

МИНИ-СЕМИНАР

Меток cKifvifm3oe

Я настоятельно рекомендую вам иметь целый мешок иг­рушек или забав, которыми вы можете пользоваться в раз­ных ситуациях, когда нужно расслабиться, развлечься, снять стресс, подстегнуть процесс мышления.

Для этого можно использовать пластмассовую инстру­ментальную коробку или цветной пластиковый или матерча­тый мешок. Положите в него следующие забавные и стиму­лирующие предметы:

• слинки

• карандаши

• мелки

• головоломку

• калейдоскоп

• мячик

• прибор для пускания мыльных пузырей

• «Лего»

Пусть это находится в вашем рабочем кабинете. Если вы проводите совещание, вывалите все эти игрушки на стол, и пусть ваши сотрудники играют с ними. Исследования показали, что многие люди лучше думают, когда могут вертеть что-то в руках.

Спорт и физические упражнения помогут вам в творчестве. Некоторые виды спорта не только способ­ствуют секреции эндорфинов, которые дают вам ощу­щение воодушевления и ясности мышления, но также поощряют коллективные действия и развивают страте­гическое мышление. Подумайте, как вы относитесь к тому, чтобы:

• организовать велосипедный поход по неизведанным местам;

• провести хоккейный матч на роликовых коньках про­тив команды двенадцатилетних детей;

Внимание! Автор настоятельно советует вам носить шлемы, наколенники и налокотники. По прочтении этого параграфа вы принимаете правила безопасной игры, а автор снимает с себя всякую ответственность за травмы, повреждения и синя­ки, которые вы можете получить во время рекомендованно­го времяпрепровождения. С другой стороны, все положи­тельные эмоции, которые вы получите во время игр, следует отнести исключительно на счет автора.

• заняться гимнастикой, танцами, балетом;

• заняться йогой, ушу или чем-то еще, чего вы раньше не пробовали;

• перепутать спортивное оборудование. Играйте в тен­нис боксерскими перчатками или-в бейсбол — баскет­больным мячом;

• устроить бейсбольный матч для соседей и их детей;

• поучиться скалолазанию;

• в обеденный перерыв посетить спортивный зал или, что еще лучше, сделать пробежку по городу.

Веселая семейка

Если в вашем доме будут царить шутки и смех, то это будет способствовать созданию творческой атмосферы — особен­но если у вас есть дети. Ваше нестандартное поведение может


вызвать и нестандартное мышление. Даже если вы солидный папа или дородная мама, не бойтесь кататься по полу или даже вываляться в грязи вместе с вашими детьми. Пусть они увидят вас облаченным в смешную шляпу и костюм — и не только в Святки. Используйте время обеда или ужина как возможность рассказать новый анекдот или какую-нибудь другую смешную историю. И однажды ваши дети поймут, что вот такие семей­ные шутки — это лучше, чем просто смотреть телевизор. У них появятся свои собственные идеи, как еще повеселиться.

В нашей семье дети давно решили, что все наши «несерь­езные тайм-ауты» будут записываться на магнитофон. С тех пор мы вместе распеваем наши любимые песни. А моя кол­лега по работе Диана Берг время от времени надевает на себя корону и мантию и говорит своим двум дочерям: «Все, сегодня я королева». И они с готовностью выполняют все ее приказания. К примеру, она просит дочерей разлить на бума­ге для факса шоколад, нарисовать картину ее королевства, а потом еще облизать испачканные шоколадом руки. Неудиви­тельно, что девочки проделывают все это с большим энтузиаз­мом.

А как вы веселитесь в своей семье? Вы подстрекаете своих домочадцев к шуткам? Помогаете им расслабиться? Скажите, как часто вы играете с детьми? Или вы не позволяете себе потерять так называемое чувство собственного достоинства взрослого человека? Скажите, вы способны «скорчить рожу»? Кстати, если вы думаете, что, стараясь быть серьезнее, вы проживете дольше, — то это вряд ли. Заведите специаль­ный семейный веселый журнал, придумайте что-нибудь еще, что сделает жизнь ваших детей хоть немного веселее, что при­внесет радость в ваше совместное времяпрепровождение.

веселье всегда к MecfUlf

Неподалеку от Феникса, штат Аризона, есть два по­селка — Сан-Сити и Сан-Сити-Вест, обустроенных уси­лиями компании «Del Web». Скорее всего, названия этих поселков наведут вас на мысль о тихом доме отдыха в сердце пустыни. Когда родители сказали мне, что хотят купить там дом после выхода на пенсию, я представил

себе, как они сидят в креслах-качалках в залитой солн­цем комнате с кондиционером.

Но поскольку строители Сан-Сити понимали, на­сколько важно веселиться в любом возрасте, они создали что-то вроде летнего лагеря для взрослых. Его обитатели могут посещать специальные развлекательные центры и заниматься любыми видами деятельности, которые толь­ко можно вообразить — от аэробики и компьютерных классов до моделирования железных дорог и постановки спектаклей. Пожилые люди не уходят на покой, а напро­тив, заряжаются новой энергией. Они используют весь свой богатый жизненный опыт и полученный здесь заряд бодрости для того, чтобы развивать свои таланты, пус­каться в приключения, радоваться каждому дню. Разуме­ется, моим родителям нравится такая жизнь. Их един­ственная проблема заключается в том, что не хватает времени на все дела.

Неважно, сколько вам лет и где вы живете — радуй­тесь жизни сейчас, живите сейчас! Найдите такую игру, которая дает вам радость и бодрость, и вы увидите, что стрессы, связанные с работой, карьерой, семьей, ослабе­вают по мере того, как растет и усиливается ваше твор­ческое Я.Д.Р.О.


CfnftCUflezmi 5.

TaseuSawtle свой wufieAAewfi

с пашяцью чтения

У Чг-ЛСКАЛЛ, КОумОрУЙЛ. WJL. ЧУ^М-Л \ОюОИ4, ТЛ\ Ш-ЛлЯ,

и-ь/й tCi/ucr)> ic-i/i\ ^гл^лйпл-гх-уКв t^»M wt-лг,

ujwo " l/L\ '

B процессе нашего образования нас учат читать глав­ным образом для того, чтобы мы смогли получать допол­нительную информацию, а не для того, чтобы помочь нам открыть, как чтение может влиять на наш творческий потенциал. Мы чаще всего просто обучены читать, мы не осознаем всей силы и возможностей чтения. А на мой взгляд, самой важной целью чтения должно стать про­буждение в нас собственных мыслей и творческой дея­тельности. В идеальном варианте чтение должно быть звеном некоего замкнутого жизненного цикла, в котором мысли автора передаются вам, а затем уже ваши идеи возвращаются в мир в виде вещей, создаваемых вами, работы, которую вы выполняете, и людей, на которых вы оказываете влияние (а эти люди, в свою очередь, пишут книги, основанные на том, чему их научили вы).

Книги самых разных жанров — правда, только хоро­шие — выводят нас из состояния успокоенности и способ­ствуют расширению нашего творческого Я.Д.Р.О. Они бу­дят нашу любознательность, позволяя окунуться в разнообразие человеческой жизни; с их помощью стано­вятся доступнее новые идеи; они учат нас рисковать, да­вая возможность опробовать новые мысли и взгляды на истину; они позволяют исследовать соблазнительные темы в безопасности собственного дома; они подогревают

наш азарт, когда мы пытаемся докопаться, понять причи­ны или разобраться в идеях, имеющих для нас глубокое значение.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр в 1851 году писал: «Чтение равнозначно размышлению с еще чьей-то головой вместо одной своей собственной». Читая, вы как бы проникаете в мысли других людей и пользуетесь ими как своими собственными. Усваивая видение мира героев книг, их ценности, мотивы их поступков и их взгляд на будущее, вы пополняете свой собственный банк идей, ко­торый и служит горючим для вашей творческой деятель­ности. К тому же для большинства из нас печатное слово по-прежнему является первичным источником информа­ции. Большая часть получаемой информации о нашей культуре и нашем обществе, информация, столь необхо­димая для нашей работы и профессионального роста, ба­зируется на письменных материалах.

И кроме того, чтение положительно воздействует на развитие всех типов нашего мышления.

Лишь очень немногие творческие средства превосхо­дят чтение в возможности развить наше вербально-лин-гвистическое мышление. Чтение обогащает словарный запас, расширяет знание грамматики и синтаксиса. Еще важнее то, что чтение знакомит нас со множеством мо­делей творческого самовыражения, тем самым расширяя нашу лингвистическую чувствительность и возможности выражения своих собственных мыслей. Читая, вы узна­ете о метафоре, импликации, тональности и многих других элементах выразительности, которые так высоко ценятся каждым художником, деловым человеком или новатором.

Большинство видов чтения заставляет нас рассуждать и мыслить логически для того, чтобы проследить сюжет­ную линию или разгадать загадку произведения. Таким образом, чтение формирует наше логико-математиче­ское мышление.

Многие книги и статьи подталкивают нас к тому, чтобы заняться самоанализом, спросить самого себя, что


же мы ценим в жизни, и серьезно задуматься о своих чувствах и взаимоотношениях с другими людьми. От­дельные книги непосредственно помогают нам прибли­зиться к нашим глубинным ощущениям и мыслям. Но даже романтические истории и детективы или просто юмористические сборники косвенно развивают наше коммуникативное мышление, побуждая нас по-новому взглянуть на принятые нами решения и на свою жизнь в целом.

Давая толчок воображению, чтение развивает у нас и способности пространственного мышления. Хорошая книга приглашает нас представить себе бесконечный мир с его событиями и действующими лицами. Образы, кото­рые мы по кусочкам собираем из каждой прочитанной книги или статьи, застревают у нас в голове, со временем образуя обширную сеть идей и ощущений, которые ста­новятся фоном для наших собственных творческих начи­наний. В итоге эти образы являются основой для мета­фор, когда мы пишем, приобретают реальный облик, когда мы рисуем, и даже воздействуют на принимаемые нами решения.

К сожалению, после окончания школы или колледжа многие из нас либо совсем прекращают читать, либо со­кращают объем прочитанного — для того чтобы высвобо­дить время для восприятия прочих видов информации. Для большинства людей главным источником новостей становится телевидение.

Однако способность телевидения подталкивать к раз­мышлению или творчеству несравнимо слабее, чем у книг или журналов. Эксперты средств массовой инфор­мации относят телевидение к пассивным средствам. Оно не требует от вас никакой деятельности — так как безо всякого вашего вмешательства с экрана в ваше сознание перетекают зримые образы, которые появляются лишь для того, чтобы заполнить «информационный пробел» между тем, чего вы не знаете, и тем, что хотите узнать. Как правило, телевидение не соблазняет вас поучаство­вать в обучении или в творческом размышлении.

МИНИ-СЕМИНАР

OnfteqeJiuifie свой к0Эфф1щиешИ ч/Яения

Следующие вопросы помогут вам определить ваш коэф­фициент чтения, оценить свои собственные успехи.

1. Сколько книг, не относящихся к художественной лите­ратуре, вы прочитали за последние три месяца?

Оцените 3 баллами каждую книгу ______________

2. Сколько книг, которые можно отнести к художествен­ной литературе, вы прочитали за последние шесть месяцев? Оцените 1 баллом каждую книгу ______________

3. Сколько журналов вы выписываете? Оцените 1 баллом каждую подписку

а) Какой процент выписываемых вами журналов вы читае­те или, по крайней мере, просматриваете каждый месяц? О не оценивается 1 — 33% 5 баллов 34 — 66% 10 баллов выше 66% 15 баллов

4. Сколько информационных бюллетеней вы выписы­ваете?

Оцените 1 баллом каждую подписку ____________

а) Какой процент выписываемых информационных бюлле­теней вы читаете или, по крайней мере, просматриваете каж­дый месяц?

О не оценивается 1 — 33% 5 баллов 34 — 66% 10 баллов выше 66% 15 баллов

5. Сколько газет вы выписываете? Оцените 1 баллом каждую подписку

6. Читая газету, вы:

а) Читаете только отдельные разделы — например о спорте, домашний раздел, финансовый раздел?


Оцените 5 баллами

б) Читаете все подробно, от начала до конца? Оцените 10 баллами_________________

в) Бегло просматриваете всю газету, а подробно читаете только интересующие вас статьи?

Оцените 15 баллами_______________________

г) При чтении газеты я не пользуюсь никакой системой. Оцените 7 баллами_________________________

7. За прошедшие две недели сколько вы прочитали публи­каций (в газетах, журналах, книгах), не соответствующих ва­шему обычному чтению?

Оцените 2 баллами каждую публикацию __________

8. За прошедший месяц пользовались ли вы услугами ком­пьютерного режима on-line для розыска какой-нибудь публи­кации?

Если да, оцените 10 баллами __________________

9. Вы вскрываете и проматриваете почту, в том числе и рассылаемую рекламу?

Если да, оцените 5 баллами ___________________

10. Вы читаете обратную сторону коробок для крупы? Если да, оцените 5 баллами __________________

11. За прошедший месяц читали ли вы детские книги (вне зависимости от того, сами по себе или своему ребенку)? Оцените 1 баллом каждую прочитанную книгу ______

12. Были ли вы в книжном магазине в прошедшем месяце? Если да, оцените 2 баллами __________________

13. Были ли в библиотеке в прошедшем месяце?

Если да, оцените 2 баллами __________________

14. В прошлом месяце останавливались ли вы у газетного киоска, чтобы полистать газеты или журналы?

Если да, оцените 2 баллами __________________

15. Просматриваете ли вы план выпуска книг?

Если да, оцените 5 баллами __________________

16. За последние три месяца слушали ли вы аудиозаписи с обучающими программами?

Если да, оцените 5 баллами __________________

17. Вы обучались методу увеличения скорости чтения? Если да, оцените 5 баллами __________________

Итого баллов

ОЦЕНКА ПОЛУЧЕННЫХ ОТВЕТОВ

• Общее количество от 100 баллов и выше. Вы снабжае­те свой мозг разнообразной и здоровой творческой информацией.

• От 75 до 99 баллов. Вы на верном пути, но вам нужно расширить круг тематики чтения или, наоборот, углубить его, читая как можно больше по какой-то одной, инте­ресующей вас, теме.

• От 50 до 74 баллов. Вам требуется погоняла для того, чтобы вы уделяли чтению побольше времени и сил.

• 50 баллов и ниже. Способность читать у вас развита слабо; для ее развития читайте как можно больше каждый день.

Созоание плана ^б/гчеасого членил

Если вы хотите с помощью чтения сделать вашу жизнь более творческой, возьмите за правило составлять план чтения. Он послужит многим целям, включая следу­ющие:

Он укрепит ваше обязательство читать. По сути, план чтения — это ваш договор с самим собой читать каждый день. Без обязательств такого рода очень легко проводить день за днем, не беря книгу в руки.

Он расширит и разнообразит круг вашего чтения. Принимая во внимание то, что ежегодно печатается око­ло 50 тысяч книг да плюс еще тысячи популярных и спе­циализированных журналов, выбор чтения может пре­вратиться в кошмар. Возможно, вам знакомо выражение

17?


«перенасыщенность информацией», введенное в нашу речь специалистом по информации Ричардом Соулом Верманом для того, чтобы описать то болезненное ощу­щение многих людей, страдающих сегодня от захлестыва­ющего потока информации. План чтения — это противо­ядие от информационной перенасыщенности. Разрабаты­вая план чтения, вы предварительно обдумываете цель чтения — таким образом ваши решения приобретают осознанный характер. Чем больше произведений различ­ных авторов вы прочитаете, тем больший вклад вы вне­сете в свою творческую кухню вдохновения. У каждого автора свое видение жизни, о чем свидетельствуют раз­личия в стиле, моральных принципах и предметах твор­чества различных писателей. Каждый из авторов создает отличные друг от друга миры, в которые вы должны, как минимум, заглянуть, прочитав хотя бы несколько стра­ниц.

Он способствует учащению случаев интуитивной прозорливости и совпадений. Так как план обязует вас к ежедневному чтению, то возрастают и шансы «случай­ных» находок чего-либо ценного или интересного для вашей творческой деятельности. По мере работы над этой книгой я постоянно сталкивался с материалами, которые нашли свое развитие в моих исследованиях и подсказали мне но­вые идеи для собственного профессионального роста.

Вот четыре шага, которые вы можете взять за основу при составлении плана чтения.

Шаг f. Соглашение о елсе^невном /Яво^ч.еас& м чШвнии

Начните с заключения договора о чтении с самим со­бой. Для этого воспользуйтесь примерно такой форму­лировкой:

Я,

_, в целях расширения сво­его собственного творческого Я.Д.Р.О., настоящим догово­ром обязуюсь читать каждый день в течение следующих ____ месяцев либо газету, либо журнал, либо художе-

ственную литературу, либо какой-нибудь иной печатный материал. Мои цели таковы:

а) развивать и углублять знания, полученные в результате чтения;

б) как можно больше узнавать об окружающем меня мире;

в) расширять свои интересы и удовлетворять любопыт­ство;

г) развивать в себе способность генерировать идеи для творческой деятельности;

д) (добавьте то, что считаете нужным).

Как только закончится указанный срок действия дого­вора и я почувствую, что получил от него пользу и удов­летворение, я продлю его действие на дополнительные ____ месяцев.

Повесьте договор на стенку у вашего рабочего места или в спальне как постоянное напоминание о принятых вами обязательствах. Если время от времени вы будете нарушать договор, не раздражайтесь. Это бывает с каж­дым. Но как только вы начнете нарушать саму суть этого соглашения — то есть прекратите читать ежедневно, — возобновите свое обязательство и возвращайтесь на из­бранный путь.

Хороший способ гарантировать самому себе вы­полнение договора — ведение журнала чтения, в кото­ром вы можете записывать свои мысли о прочитанном или просто подводить краткое резюме. В качестве жур­нала можно использовать простую тетрадь или же кар­манный ежедневник. Каждый день отмечайте, что вы прочитали. Вероятно, вам захочется сделать краткие записи о содержании прочитанного как памятку на слу­чай, если потребуется вернуться и найти что-то в бу­дущем.

Например, записи по дням могут быть такими:

15 января — журнал «Технология» 12 номер — просмотрен весь журнал. Отличная статья о подводных лодках.


16 января — журнал «Приятного аппетита» — январский но­мер — интересный отрывок об эльзасских десертах.

17 января — книга «Семь привычек людей с высокой эф­фективностью» — прочел 50 страниц.

18 января — провел один час в книжном магазине — про­смотрел титульные листы новых поступлений художествен­ной литературы.

И так далее. Независимо от того, ведете вы журнал или нет, воспользуйтесь этим упражнением в качестве эксперимента, чтобы посмотреть, помогла вам ли мето­дика заключения договора с самим собой стать более творческим читателем. Если успех налицо, возобновите этот договор еще на несколько месяцев.

Шаг 2. Чш& ашЯе понемнои/

Важный элемент программы творческого чтения — это чтение небольшими порциями по ходу дня. Освобож­дайте себе короткие периоды времени — по 5-10 минут, чтобы освежить свое мышление. Читая понемногу, вы имеете шанс поэкспериментировать с широким диапазо­ном материалов, каждый из которых предлагает что-то новое и отличное от другого. Избавьтесь от ощущения, что вам обязательно надо дочитать до конца какую-либо особенную статью или текст. Получайте удовольствие от чтения независимо от того, сколько страниц вы одо­леете.

Вы можете продолжать при этом читать книги или журналы и в течение более длительного времени. Но та­кой вид чтения дает вам опыт, отличающийся от того, который вы получаете при чтении небольших объемов в короткие промежутки времени.

Шаг 3. Уазнао^/шзыНе ч/Яение

Читая понемногу, в короткие промежутки времени, используйте как можно больше разнообразной литерату­ры. Считайте этот вид чтения не полновесным ежеднев­ным обедом, а легкой закуской. Чем больше вы разнооб-

разите свое чтение, тем больше вы получите от него удо­вольствия и тем обширнее станет ваша информационная база идей и знаний.

Замечательный способ разнообразить чтение — по­зволить случаю определить ваш выбор. Подойдите к га­зетному киоску и встаньте перед полкой с журналами. Закройте глаза и возьмите то, что подвер­нется под руку. К примеру, Бакминстер феллер — известный писатель, архитек­тор, инженер и дизайнер геодезических приборов — завел себе привычку поку­пать какой бы то ни было журнал, находя­щийся в правом верхнем углу любого ки­оска, у которого он останавливался. Таким образом, он был уверен, что остается открытым для новых идей и направлений, для необычной, нетривиальной информа­ции. При подготовке этой книги в течение нескольких недель я пользовался тем же методом выбора журналов и в результате прочел следующие публикации:

«Станем безумцами!» — Ну что ж, привлекательное назва­ние. Эта книга о психологии повседневной жизни — как сде­лать нашу жизнь лучше; отличные карикатуры. «Ножа и чернила» — журнал о татуировках. «Мир сноуборда» — журнал, посвященный занятиям сноу-бордом.

«Путеводитель по местам археологических раскопок За­падного Средиземноморья» — выделяется статья о зага­дочных мумиях древнего Китая.

«Ваш дом» — французский журнал об интерьере дома, на английском языке; великолепные фотографии. «Гармония звуков» — журнал о классической музыке, статья «Бетховен — скрипач».

«Дорога номер 66» — журнал с подробным описанием из­вилистого пути от Чикаго до Лос-Анджелеса. «Каталог каталогов» — справочник по каталогам, буквально все обо всем.

«Домашняя школа» — журнал об обучении ребенка в до­машних условиях.


«Путешественник» — журнал о великих путешественниках. «Мир гитары» — эксклюзивное интервью с известным гитари­стом Пирлом Джемом.

«НЛО — это реальность?» — журнал публикует все приня­тые им сообщения об увиденных НЛО.

Чтение журналов, которое при других обстоятельствах вы посчитали бы дополнительной нагрузкой, способствует пополнению вашего багажа знаний и поможет вам, когда вы в очередной раз столкнетесь с какой-то проблемой, кризисной ситуацией или просто когда представится слу­чай воспользоваться этой свежей информацией. Напри­мер, в журнале «Станем безумцами!» я нашел несколько отличных идей для своих творческих семинаров.

Всегда имейте под рукой перечень подписных изданий и как можно больше источников информации. Исследуй­те все виды публикаций, включающие не только печат­ные, но и другие «альтернативные источники» информа­ции. Большинство из нас ограничивают себя чтением книг, журналов и газет, но ведь существует обширный диапазон и других источников информации. Например:

Книги на кассетах. Некоторые компании выпускают аудиозаписи не только изданных книг, но и информаци­онных бюллетеней. Аудиозаписи позволяют вам «чи­тать» за рулем, во время занятий спортом и т. д.

Информационные бюллетени. Благодаря публикациям для персональных компьютеров существуют тысячи ин­тересных специализированных информационных бюл­летеней, охватывающих любую область.

Дайджесты. Вы можете приумножить свои источники чтения, подписавшись на этот вид печатной продукции. В дайджестах после предварительного просмотра тысяч публикаций печатаются либо сжатые печатные обоб­щения, либо аудиодайджесты. Существуют дайджесты по художественной и специализированной литературе.

Сервис подбора нужной информации в режиме «on­line». На базе диалоговых компьютеров, а также сети Интернет все более популярной становится услуга, при которой из сотен публикаций разыскиваются и предос-

тавляются пользователям статьи по тем предметам, ко­торые они предварительно указали.

Комплексное предоставление информации. Компакт­ные диски и информация, которую можно получить, работая в диалоговом режиме on-line, в настоящее время стремительно вытесняют традиционные книги — например, энциклопедии. Например, Microsoft's Еп-carta — это энциклопедия на CD-ROAI (оптическом ла­зерном диске), которая содержит тысячи разделов, многие из которых включают в себя фотографии, аудиовставки и видеоклипы. Многочисленные компании производят диски CD-ROM, содержащие бесчисленное множество справочных материалов.

Почтовые поступления. Не торопитесь, даже не взгля­нув, выбрасывать то, что доставляется вам по почте. Простой каталог может подсказать вам новый способ упаковки изделия, которое вы производите, а интригу­ющий заголовок какой-нибудь брошюры может навес­ти на мысль, как вывести работу вашей компании на совершенно иной уровень.

Материалы на иностранных языках. Даже если вы не владеете свободно иностранными языками, вы можете пополнить свои знания о жизни иных стран и континен­тов, рассматривая фотографии, заголовки, статьи и рек­ламные объявления.

Шаг У. Л)шменяш6е в лшзни /So, wRo бы шме/гмн^ш во в/имл ч/Яенмя. и ясушЯе сшс/Яливых собши/ешш и озсфешш

Это — самая сердцевина плана творческого чтения, момент, при котором может появиться новая идея. Эта часть плана состоит из двух отдельных, равнозначных упражнений:

ffon/tocu Mefoey ч/Иениеи

Перед тем как вы начали что-то читать, спросите себя: «Какие из моих занятий нуждаются в новых иде­ях?» Отнесите этот вопрос и к своему бизнесу, и к хобби,


и к семейной и творческой жизни. Составьте в уме спи­сок проблем, которые вас занимают.

Поставив перед собой этот вопрос до того, как вы на­чали читать, вы становитесь более внимательным. Это подготавливает вас к встрече с творческими возможнос­тями, с которыми вы можете столкнуться, и поможет распознать зародыши идей, которые могут быть полез­ными для вас. Кроме того, постановка таких вопросов пе­ред чтением заряжает ваш мозг. Вы как бы ставите «на­живку», на которую хотите поймать увлекательные идеи.

Ну и конечно, если во время чтения вам встретятся интересные мысли или идеи, обязательно запишите их в свой журнал или карманный блокнот.

Уазмыш^енил после ч/Яения

Размышления перед чтением — это только одна сто­рона процесса. Не менее полезно после того, как вы толь­ко что оторвались от чтения, провести некоторое время, обдумывая прочитанное.

Полезно еще раз взглянуть на вновь полученную ин­формацию. Не упустили ли вы что-нибудь? Что-то, что могло бы вам помочь? Задайте себе следующие во­просы:

1. В чем суть этой статьи или раздела?

2. Какие проблемы пытается решить автор? Какие идеи он выдвигает?

3. Каким образом авторские идеи и решения касаются моей жизни?

4. Могу ли я позаимствовать из прочитанного новый метод мышления или какую-нибудь образную метафо­ру, чтобы воспользоваться ими при решения своих про­блем?

5. Есть ли возможность реализации новой идеи, со­держащейся в этой статье?

6. Оставляет ли эта публикация вопросы без ответов?

7. Хочу ли я более глубоко исследовать тему этой статьи или книги?

Осознавая перед чтением, какой результат вы хоти­те получить, и оценивая взаимосвязь прочитанного со своей жизнью, вы можете значительно увеличить шансы интуитивного прозрения или синхронного попадания. Даже чтение текста, казалось бы, не имеющего ника­кого видимого отношения к вашим творческим проблемам, может стать источником вдохновения или вызвать идеи, которые помогут вам в работе. Все, что вам для этого надо, — это чтобы хотя бы одна-единственная ста­тья, рассказ или даже небольшой отрывок из текста срезонировали внутри вас, и тогда вы воскликнете: «Эв-рика!»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.