Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






МИНИ-СЕМИНАР 4 страница






скими возможностями современных технологий, вряд ли будет принят даже на самую непритязательную долж­ность в этих отраслях.

Личные и деловые вйп/мси

Методы современных технологий вторглись не только в область искусства. Многие из основных направлений мирового бизнеса и даже наша повседневная жизнь ока­зались под их влиянием. Они изменили наш образ мыш­ления и наши поступки. Переносные, размером с ладонь, электронные помощники (PDA) типа компьютера «Нью­тон» фирмы «Apple Computer's» или. «Волшебник» фир­мы «Sharp» — еще один пример внедрения новейших технологий, преобразующих наш творческий потенциал. Хотя PDA еще не достиг уровня популярности, на кото­рую надеялись их создатели, вполне возможно, что за несколько лет эти электронные записные книжки встанут в авангарде персональной информационной революции. Они позволят с необыкновенной легкостью выполнять наши деловые планы и решать личные дела в дороге, а также связываться с любым местом на планете.

Компьютер «Ньютон» фирмы» «Apple Computer's» — один из первых образцов технологии PDA. «Ньютон» по­зволяет вам использовать электронное перо, похожее на обыкновенную ручку, для записей в электронном блокно­те. Затем он переводит рукопись в файл, который может быть отредактирован и напечатан точно так же, как лю­бой текстовый файл. В виде эксперимента я почти полно­стью записал этот раздел на «Яъютаоме» и с помощью свойств распознавания преобразовал свои каракули в текст. Несмотря на несколько ошибок, модуль в целом справился со своей работой, что позволило мне зафикси­ровать вечно ускользающие мысли. Со временем «Нью­тон» и подобные ему устройства будут совершенство­ваться, и, по всей вероятности, PDA в недалеком буду­щем будет способен распознавать речевые команды и отве­чать на них. По мере снижения цены и повышения эффек­тивности PDA предоставит возможность пользователю

23S


сразу же записывать возникшие идеи или даже получать любую информацию, используя спутниковую технологию и Интернет.

Объединение PDA с новым поколением «умных» элект­ронных помощников — программ, в основном предназна­ченных для удовлетворения ваших личных потребностей, поднимет методы современной технологии на еще более высокий уровень, а созданное оборудование станет просто необходимым инструментом для творческого человека. Проекты таких «помощников» уже разрабатываются для PDA, персональных и сетевых компьютеров. Они будут

• просматривать электронную почту и учитывать приори­теты, базируясь на знании, каковы ваши истинные инте­ресы и какая информация вам необходима;

• наблюдать за вашим счетом в банке и предупреждать о нежелательных изменениях в вашем кошельке;

• непрерывно искать в сети ключевую информацию и да­вать знать, когда там появляется то, что представляет для вас интерес.

Технология PDA делает только первые шаги, но мо­жете быть уверены, что «умные помощники» в конечном счете усовершенствуют способ обработки и накопления информации, необходимой нам в работе и личной жизни. Обилие информации в современном мире часто страшит нас, затрудняет поиск необходимых данных и препят­ствует творческим начинаниям.

Видео-конференц-связь — еще один пример метода современной технологии, который радикально изменил творческий подход к работе. Подобно факсимильному ап­парату, видео-конференц-связь дает людям возможность связываться с коллегами на расстоянии. Это особенно важно, когда необходимо сообща использовать визуаль­ную информацию. С усовершенствованием видеотехно­логии и снижением затрат персональный компьютер, оборудованный небольшим оптическим устройством, по­зволит участвовать в видеоконференциях не выходя из офиса или дома.

Современные ifieXH& nozuu как, новая < /)OftMa tfUfofiwcicou вьфамсенил

Итак, в этой главе мы увидели, что современные тех­нологии — это творческий инструмент и мощное сред­ство радикальных изменений во многих сферах. Следует выделить еще один аспект в расширении нашего твор­ческого потенциала с помощью новейшей технологии:

мультимедиа.

Мультимедиа — что можно понять даже из названия — это комплексное представление информации для персо­нальных компьютеров в различных видах (движущееся видеоизображение, звук, неподвижные изображения, гра­фика, музыка, фотография, кино, мультипликация, рисо­вание и т. п.). Но этот список далеко не полон. Как изобре­тение кинокамеры братьями Люмьер и Томасом Эдисоном стало началом совершенно нового жанра искусства, в ко­тором раскрылись дарования Чарли Чаплина, Орсона Уэллса, Франсуа Трюффо и Стивена Спилберга, точно так же и производство мультимедиа породило поколение ху­дожников, которые откроют новую эпоху в творчестве. В силу характера мультимедиа, художники часто работают в группах, чтобы использовать преимущество разнообра­зия талантов, но встречаются и такие, кто работает в оди­ночку. Рынок мультимедиа разросся до такой степени, что многие из наиболее престижных киностудий и компаний шоу-бизнеса, такие как «Paramount», «Дисней», «Lukas-Art» и др., создают филиалы, занимающиеся разработкой исключительно мультимедийных проектов.

Программы мультимедиа обычно существуют в форме игр на CD-ROM, дискетах или в виде страниц WWW. Благодаря этим новым реалиям полностью изме­няется содержание понятия «развлечение». Соединяя динамичный сюжет с объемной компьютерной графи­кой, музыкой, отрывками из кинофильмов, фотографией и всем, что еще смогут придумать разработчики, эти


диски поднимают творческий потенциал на новый уро­вень. Интерактивный характер мультимедиа позволяет пользователю направлять ход игры, выбирать персона­жей, развитие действия и даже предопределять ее ис­ход.

Кроме всего прочего, системы мультимедиа не стоят на месте. Только за несколько прошедших лет успехи в развитии аппаратных средств и программного обеспе­чения позволили производителям и художникам начать работу над более совершенным и творческим поколе­нием программ «учение с увлечением». Речь идет о виртуальной реальности, которая волнует и вызывает огромные надежды. Технология виртуальной реальности стремится вызывать эффект присутствия, используя всю мощь мультимедиа. Прикладное значение виртуаль­ной реальности будет поистине велико — это и прак­тические занятия по хирургии у студентов медицин­ских заведений, и помощь начинающим водителям в бе­зопасном управлении автомобилем, и возможность лю­бителям триллеров напугать себя до смерти с помо­щью близких к реальности интерактивных фильмов ужасов.

С точки зрения творчества, разработка технологии виртуальной реальности полезна во многих отношениях. В первую очередь в голову приходят мысли о новых возможностях в сферах образования, отдыха и развлече­ний. Устройства виртуальной реальности вытеснят ки­нопроекторы.

Но что более важно, развитие средств аппаратного и программного обеспечения виртуальной реальности со­здаст тысячи новых рабочих мест для людей творче­ского склада. Многие компании уже готовятся быть ли­дерами в том, что могло бы называться technotainment (игра + обучение + технология), нанимая авторов, ху­дожников-графиков, программистов и разнообразных технических специалистов. В этом смысле роль совре­менных технологий в поощрении творчества совершенно ясна: это — источник новых рабочих мест.

Сов/геменшле технологии — вам э^Яо пон^гавшнсл

Современные технологии, без сомнения, играют сегод­ня главную роль в наиболее творческих профессиях. Компьютеры и программное обеспечение уже властвуют там, где надо думать, писать, изобретать, решать, экспе­риментировать и учиться. Художники тоже все более активно обращаются к технологии в поисках новых путей выражения собственных мыслей, просвещения и развле­чения публики.

Поразительно, но технология никогда не стоит на мес­те. Журнал " Wall Street" сообщил об открытии микро­кристаллов, способных испускать запахи. Хотя эта тех­нология кажется пока фантастикой, уже сегодня стоит задуматься о возможности ее применения в виноделии и парфюмерии. Ваша цель состоит в том, чтобы быть не­прерывно вовлеченным в волшебный и мощный процесс технологического развития.

Только представьте, радикальные изменения в аппа­ратном и программном обеспечении персональных ком­пьютеров происходят примерно каждые два года. До тех пор пока в вашем творчестве нет места современным технологиям, вы будете жить в современном «средневе­ковье».


Cfftficuflezusi 8:

BocnaAfyStfiifflecb возможностями Мбгцщес^а 7аз1/мл

t^\VJW\\! L, AWjTA, UCOpS-i- •^JVLp'Hvw, Ч4-Л1- vJMt^wn слМЛтЛ. Ф< 1ЧС*-мТЛ.Ч< -исТЛ- i-Mftlfc " И, ш-ОЛ^ЧЙв^иС-Я. тх^уйййи, 'РйМ-t^/l

/Vl/иЛЛЬ t^UcOvfidpWL. ЛЮЧТЛ, ^Й^ЛгМбйЮуиС-Я ЧЙИЛ-t, «•б-уС-уйиО; р1\т. •и -U> („ Я С^-О/ШСЙЛ./HJLSfC'jtiKAlaO'jHXK-й-юИ-улАиЛ/и-, 'jt-ЛЙЯ ЭуиО РЙ^ 1Л-/1.1/1. ЧОЙ о HJLqt-/ltO.

Т^гх-оючгк- 'bt^oKAio'j Шо^

Достаточно ли вам будет двадцати четырех часов, чтобы придумать концепцию новой детской игрушки, или всего трех дней, чтобы обернуть двадцатипроцент­ный убыток в прибыль? Можно ли быть творческими по принуждению? Есть ли способ заставить свой мозг гене­рировать идеи и управлять информацией так, чтобы за­вершить свою работу в строго назначенное время и под пристальным взглядом окружающих? Подобные ситуа­ции возникают чаще, чем нам хотелось бы, требуя «под­ключить», как по приказу, наш творческий потенциал.

Мы и сами чувствуем иногда необходимость свежей творческой струи, даже когда нет никакого давления из­вне. Бывают моменты творческого зуда, когда хочется заняться какой-то проблемой или необходимо срочно преодолеть возникшее на пути препятствие. Просыпаясь утром, вы уже думаете о работе, несетесь туда и целый день неистово исписываете черновики в поисках свежей идеи. Или, например, внезапно вас осеняет вечером перед

телевизором, и вы тут же садитесь за кухонный стол, чтобы быстренько записать эту блестящую мысль, нео­жиданно пришедшую на ум, — идею, благодаря которой можно кардинально перестроить работу своей фирмы.

Ситуации, похожие на эти, требуют полной сосре­доточенности творческого мышления, что дает возмож­ность найти оптимальный вариант за считанные минуты или даже секунды. Необходимо объединить традицион­ные методы разработки новых идей с четырьмя шагами творческого подхода. Бывает, что нет времени на поезд­ки, чтение, посещение театров и музеев и некогда ждать, пока муза вдохновения соизволит посетить вас или помо­жет счастливая случайность. Вы стоите перед творчес­кой необходимостью, и ваш мозг (или ваш начальник) кричит: «Давай побыстрее! Твоя идея и решение нужны нам немедленно».

В таких случаях вы нуждаетесь в том, что я называю Могущество Разума — в совокупности всех стратегий мышления, которые помогут вам выйти из состояния «отсутствие идеи» за короткое время. Стратегии Могу­щество Разума строго направленные и сознательные. Большинство из них базируются на так называемом раз­ветвляющемся размышлении, генерирующем множество разнообразных идей. Эти стратегии, основанные на спо­собности мозга мыслить ассоциациями, нацелены на уве­личение «идейного счета» — другими словами, на полу­чение как можно большего числа идей. Конечно, в итоге вы должны будете оценить и проанализировать все по­явившиеся идеи, чтобы выбрать самую лучшую, но наи­более ценным в методике Могущество Разума является именно количество идей, а не их качество. Как сказал Алекс Осборн, один из пионеров исследования творческо­го потенциала: «Насущное требование — это количество и еще раз количество!»

Могущество Разума может быть особенно ценным инструментом в деловой сфере. В ситуации, когда совре­менные корпорации ищут новые идеи, новые програм­мы, новые способы уменьшить затраты и увеличить


доходы, пригодится даже самая маленькая, но све­жая идея. Многие компании стремятся достигать «по­стоянных улучшений» в каждом аспекте бизнеса. Поэто­му они используют методы управления, уделяющие особое внимание поощрению всех служащих за создание новых идей. В основе программы I-Power (сокраще­ние от англ. Ideas Power — могущество идей) лежит аксиома, что служащие должны выдавать одну или две новых идеи в неделю. Мартин Эдельстон, автор книги «I-Power: Секреты большого бизнеса в плохие време­на», использовал эту программу в собственной издатель­ской фирме для генерирования тысяч разных идей, одна из которых действительно помогла фирме сэкономить 500 000 долларов.

Остальная часть этой главы подробно представляет восемь стратегий Могущества Разума:

1. «Мозговая атака»

2. Преобразующее мышление

3. Принудительные связи

4. Размышления в духе «Если бы я...»

5. Установка ЦНП

6. Составление схемы размышления

7. Польза дневника

8. Ролевые игры

Из сотен возможных методов и стратегий мышления здесь приведены только восемь, но они являются базис­ными и служат основой для всех остальных. Имея бога­тый опыт консультанта, я могу подтвердить, что эти стратегии очень легко воспринимаются и в то же время наиболее эффективны в производстве новых идей.

«Мозговая сиЯака»

Мозговая атака — одна из самых простых в использо­вании стратегий, но она часто неправильно истолковыва­ется и употребляется. Это понятие обозначает процесс

рождения идеи двумя или более людьми. Данная методика впервые была предложена Алексом Осборном в его став­шей классической книге «Прикладное воображение: прин­ципы творческого решения проблем». Эта методика стала особенно популярной в мире как способ стимулировать творческое мышление. Несколько людей объединяются в группу и начинают высказывать свои идеи, что оказыва­ется намного эффективнее, чем усилия одного человека.

Мозговая атака годится не только для коллективных ситуаций; она может использоваться всякий раз, когда человек не в состоянии справиться с проблемой самосто­ятельно и призывает на помощь других. Мозговая ата­ка — это мощная стратегия, в которой проявляются сле­дующие важные характеристики группы:

Коллективная энергия. Мозговая атака пользуется преимуществом синергетики — общая энергия группы больше суммы индивидуальных энергий ее участников. Групповая динамика вызывает бурный всплеск каждой отдельной энергии.

Коллективная уверенность. Перед лицом трудной задачи со многими людьми случается забавная вещь: они недооценивают собственные силы. В одних случаях их пугает масштаб или сложность задачи, в других они счи­тают, что не обладают теми качествами и той квалифи­кацией, которые необходимы для выхода из сложившей­ся ситуации. На своих семинарах я часто иллюстрирую преодоление недостатка уверенности в себе с помощью простого эксперимента. Я спрашиваю, кто в аудитории может назвать двадцать птиц за одну минуту. Добро­вольцев немного, если вообще таковые находятся. Однако, как только я объединяю людей в группы, возникает уди­вительная уверенность, перечисление двух десятков птиц становится тривиальной задачей, и каждый участ­ник понимает, что смог бы сделать это и сам. Так же и со многими трудными творческими ситуациями: что одному человеку кажется не под силу, он играючи проделывает в коллективе.


Разветвленное мышление. Разветвленное мышление обеспечивает широчайший диапазон идей по заданной теме. Мозговая атака способствует проявлению разветв­ленного мышления, так как каждый индивидуум имеет собственные восприятие и точку зрения. При решении какой-либо проблемы каждый участник группы почти наверняка видит ситуацию по-своему и выдвигает ориги­нальные идеи.

Ассоциативное коллективное мышление. Любое высказывание на сеансе мозговой атаки побуждает дру­гих участников думать в общем русле. Возникает есте­ственная цепная реакция, поскольку люди «подпитыва­ются» репликами друг друга и идеи вытекают одна из другой. Представьте группу людей, которые с помощью мозговой атаки пытаются усовершенствовать программы компьютерного образования в школах. Кто-то предлагает обратиться к спонсорам с просьбой о пожертвованиях на покупку оборудования. Эта идея наводит другого челове­ка на мысль о том, что те, кто не в состоянии выделить средства, могли бы направлять своих сотрудников прово­дить компьютерные уроки. Третьему человеку, в свою очередь, приходит мысль посылать учеников раз в неде­лю на местные предприятия — получать практический опыт работы на компьютере.

Отсроченное суждение. Необходимое условие для успеха мозговой атаки — запрет на осуждение и критику только что зародившейся идеи. Другими словами, при­ветствуются любые идеи, даже самые сумасбродные. Этот принцип помогает коллективному творчеству двоя­ким образом: во-первых, люди стремятся выдавать как можно больше идей, когда они знают, что важно не каче­ство, а количество. Во-вторых, когда люди уверены, что никто их не осудит, они становятся более раскованными и не боятся рисковать. В результате часто появляются невероятные, захватывающие проекты.

Мозговая атака — больше чем просто группа людей, сидящих за столом и ведущих ни к чему не обязывающий

разговор. Для пущей эффективности мозговая атака дол-ясна быть определенным образом организована, важно со­блюсти строгую последовательность, состоящую из четы­рех шагов.

Шаг f. Лоанановка. п^ю& лемм

В начале предлагается тема для исследования. Веду­щий объявляет область, над которой предстоит порабо­тать. Затем каждый участник задает вопрос по схеме:

«Как я могу...» («Как мы можем...»). В конце этого этапа методом голосования выявляется тот «Как я могу...», над которым и предстоит работать в течение последующего времени.

Лучше всего представить тему в виде ясной и конк­ретной цели, желаемого результата, в виде утвержде­ния, не содержащего отрицаний. Например: «Мы ищем новые способы, как лучше обслуживать телефонные за­казы» или «Мы хотим разработать изделие, в котором будут использоваться новые возможности печати». Лю­бой участник группы вправе задавать вопросы для пол­ного прояснения ситуации.

Шаг 2. /ЗьфаёоШка шуеи

Это ключевой шаг. Группа как целое пытается гене­рировать как можно больше идей. Помните, что имеет значение количество, а не качество. Запрещаются оцен­ки или осуждение любых идей, даже самых абсурдных. «Дежурный» быстро записывает каждую идею на боль­шой доске, чтобы всем было хорошо видно. Вот по край­ней мере три способа плодотворной работы на этой ста­дии:

«Свободное плавание» — наиболее часто встречающа­яся ситуация. Участники группы могут в любой момент высказывать пришедшую на ум мысль. Преимущество такой «дискуссии» в высокой скорости размышления. В этом случае дежурный должен писать быстро, чтобы не прервать синергетику группы.


«Круговой турнир» — альтернативный подход, в ко­тором участники друг за другом выдвигают идеи или пропускают ход. Раунды продолжаются, пока не иссякнут все идеи. Эта более глубокая методика, нежели «свобод­ное плавание». Ее преимущество в том, что она, по сути, более коллективная, так как участники внимательнее слушают друг друга, что вызывает их собственные ассо­циации.

Закрытые глаза. Мне кажется, это дополнительное условие прибавляет эффективности любому типу мозго­вой атаки. Люди с закрытыми глазами не смущаются и становятся намного раскованнее, потому что не смотрят на своих коллег. Это может увеличить «поставку» идей более чем на 30 процентов. Замечено, что, когда глаза у участников группы закрыты, они высказывают необыч­ные идеи гораздо чаще.

Иногда с помощью этих методов идеи появляются на­столько быстро и в таком большом количестве, что их необходимо записывать на магнитофон.

Шаг 3. Оценка

В течение этой стадии группа сначала обсуждает каждую записанную идею, чтобы удостовериться, что участники понимают ее смысл и то, чем они могли бы помочь. Затем беспристрастно оцениваются все «за» и «против». Обычно некоторые идеи частично совпадают, накладываются друг на друга, и искомое решение лежит на их пересечении. Часто решение сложной проблемы — это синтез идей и подходов, отражающий синергетику всей группы. В других случаях решение внезапно прихо­дит к одному человеку благодаря мысли, высказанной кем-то другим.

Шаг У. Уешение и исполнение

На этой последней стадии группа выбирает самое лучшее решение. Иногда группа приходит к единодушно­му мнению, так как каждый ее участник в процессе об-

суждения смог оценить преимущество именно этой идеи. А бывает, что две-три идеи могут казаться одинаково приемлемыми, и члены группы голосованием должны решить, какую из них они считают более предпочтитель­ной.

Мозговая атака — одна из наиболее эффективных стратегий программы Могущество Разума, так как в проекте участвуют несколько человек: «Одна голова хо­рошо, а две лучше». Но вы можете и самостоятельно ис­пользовать этот метод в своей творческой работе, при­влекая к поиску решения своих близких друзей и родственников. В некоторых семьях, например, принято вместе планировать отпуск или решать какие-то другие проблемы.

С первой попытки мозговая атака может и не принес­ти желаемого результата. Как в любом командном деле, здесь требуется время и опыт. Нужно научиться внима­тельно и без предубеждения прислушиваться к словам коллег, чтобы «сработаться». В подобных ситуациях очень полезна практика.

МИНИ-СЕМИНАР

Мозговая сииака,

Используя описанные выше четыре шага мозговой атаки, соберите у себя на работе группу из четырех-восьми чело­век. Попрактикуйтесь на разработке одной из приведенных ниже тем или придумайте свою. Проведите десяти-пятнадца-тиминутную мозговую атаку. Поставьте себе цель сосчитать, сколько различных идей вы сможете выдвинуть; сосредо­точьтесь на количестве, а не качестве. Помните, что «глупая» на первый взгляд идея часто приводит к самому лучшему решению.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

• Способы усовершенствования коммуникаций внутри вашей организации


• Методы этического воспитания служащих

• Новые направления использования электронной почты в вашей компании

• Новые возможные сферы деятельности вашей ком­пании

• Как снизить конфликтность в вашем отделе

• Как решить проблему в вашем отделе

• Как снизить уровень преступности в вашем городе

Практикуйтесь с закрытыми или открытыми глазами. Про­должайте мозговую атаку до тех пор, пока не иссякнут все идеи. Сколько идей вы смогли выдвинуть? Если ваша группа нашла метод мозговой атаки полезным, примените его для решения насущных творческих проблем.

Преобразующее мышление — интеллектуальная гим­настика, которая помогает осознанно и всесторонне «рас­кручивать» одну-единственную мысль, пока вы доско­нально не разработаете новую — искомую — идею. Здесь используется свойство человеческого разума при реше­нии проблемы прибегать к различным способам мышле­ния и заранее видеть результаты. Эта методика хороша как сама по себе, так и в сочетании с мозговой атакой.

Преобразующее мышление охватывает многие мыс­лительные процессы. Эта концепция базируется на ме­тодике рождения идей, которая называется SCAMPER. SCAMPER акроним, разработанный Бобом Эберлем на основе одного из методов Алекса Осборна. В понятии SCAMPER за каждой буквой стоит обозначение опреде­ленного процесса мышления, который может быть поле­зен для развития идеи. Вот эти термины:

Substitute — ЗАМЕНА — Чем можно заменить данный материал, процесс, подход, компонент, вид и т. д.?

Combine — КОМБИНИРОВАНИЕ — Какие цели, идеи, процессы, компоненты, цвета и т. д. можно скомбини­ровать?

248.

Adapt — АДАПТАЦИЯ — С чем можно сравнить дан­ный проект? Что можно скопировать? С чем соперни­чать?

Magnify/minimize/ Modify — УВЕЛИЧЕНИЕ/УМЕНЬ­ШЕНИЕ/МОДИФИКАЦИЯ — Что можно добавить? Или, может быть, увеличить? Что можно усилить? Cдe•:

лать более значимым? Как можно сделать это короче или меньше?

• Pu/ to other uses — НОВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ — Как еще можно применить то, что имеется в наличии?

Eliminate — УСТРАНЕНИЕ — От чего можно избавить­ся или безболезненно отказаться?

• Reverse/Rearrange — ПЕРЕДЕЛКА/ПЕРЕСТРОЙКА — Что можно переделать? Перевернуть? Вывернуть наи­знанку? Изменить последовательность? Переофор­мить?

Применяя эти процессы в ситуации поиска и усовер­шенствования идей, можно открыть массу новых возмож­ностей. Например:

• ЗАМЕНА — Название «сахарные хлопья» сменилось на «Поп-корн» (воздушная кукуруза), что привлекло вни­мание родителей, озабоченных здоровым питанием сво­их детей;

• КОМБИНИРОВАНИЕ — Компания «Липгон» приправи­ла свой чай разнообразными фруктовыми добавками и ароматизаторами и таким образом открыла новую ли­нию в производстве чая;

• АДАПТАЦИЯ — Фирма «Сони» перенесла свою ори­гинальную концепцию аудиоплейера на разработку малогабаритного телевизора и CD-плейера;

• МОДИФИКАЦИЯ — «Макдональдс» увеличил число своих ресторанов, разместив их на автозаправках и в мелких магазинах;

• НОВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ — Фирма «Arm & Hammer» преобразовала свой продукт (пищевую соду) в зубную пасту;

• УСТРАНЕНИЕ — Компания «Сатурн» избавила торгов­цев от боязни заниматься продажей автомобилей;


TRANSFER ПЕРЕМЕСТИТЬ TRANSPLANT ПЕРЕСАДИТЬ TRIM УПОРЯДОЧИТЬ THICKEN УСЛОЖНИТЬ
REDUCE СНИЗИТЬ REMOVE УДАЛИТЬ REORRANGE РАСПОЛОЖИТЬ ПО-НОВОМУ ROTATE ЧЕРЕДОВАТЬ
ADD ДОБАВИТЬ ADAPT АДАПТИРОВАТЬ ACCELERATE УСКОРИТЬ ADOPT ЗАИМСТВОВАТЬ
NARROW СУЗИТЬ NATURALIZE АССИМИЛИРОВАТЬ NEGLECT ИГНОРИРОВАТЬ NETWORK НАЛАДИТЬСЕТЬ СВЯЗЕЙ
SUBSTITUTE ЗАМЕНИТЬ SHIFT СДВИНУТЬ SHRINK УПЛОТНИТЬ SIMPLIFY УПРОСТИТЬ
FORCE УСИЛИТЬ FENCE ОБОЗНАЧИТЬ FLUSH ОСВЕЖИТЬ FRAME ВСТАВИТЬ
ORGANIZE ОРГАНИЗОВАТЬ OFF-FOOD ИЗБАВИТЬСЯ OSCILLATE УСОМНИТЬСЯ OPTIMIZE ОПТИМИЗИРО­ВАТЬ
REVERSE ПЕРЕСТАВИТЬ RECYCLE ПЕРЕРАБОТАТЬ REFORM ИСПРАВИТЬ RELAX СМЯГЧИТЬ
MAGNIFY УВЕЛИЧИТЬ MAXIMIZE СДЕЛАТЬ МАКСИМАЛЬНЫМ MINIMIZE СДЕЛАТЬ МИНИМАЛЬНЫМ MOVE ПРИВЕСТИ В ДВИЖЕНИЕ

 

• ПРЕОБРАЗОВАНИЕ — Рейнольд Бюргер при изобре­тении термоса применил физические принципы работы холодильника.

Со своей коллегой Диной Берг я разработал подобную методику, в которой слово TRANSFORM выступает как акроним для тридцати шести английских обозначений всевозможных преобразований, которые помогут зерну некой идеи прорасти в крепкий росток. Это следующим образом отображено в таблице:

При пользовании таблицей «TRANSFORM» рассмат­ривайте ячейки в любом порядке и применяйте их по одному для решения своей проблемы. Если какое-то сло­во натолкнет вас на мысль, запишите ее; если нет — переходите к другому слову. Работайте, пока мысли не закончатся. Например, вы решили увеличить объем про­даж вашей компании на 10 процентов. Таблица может

навести на следующую идею: снизить цену, чтобы уве­личить число заказов, увеличить премиальные, изба­виться от старых акций, перенести заказы следующего квартала на текущий, упростить оформление бумаг, чтобы поощрить заказчиков покупать больше, наладить сеть связей и т. д.

Таблица «Transform» эффективна, потому что мысль частенько «тормозит», когда вы находитесь под давлени­ем. Тридцать шесть слов помогают вызвать ассоциации. Даже лучшие из лучших временами не могут вырваться из привычной колеи, размышляя по шаблону час за ча­сом и день за днем. Вероятно, и вам случалось бывать в ситуации, когда при решении какой-то проблемы, как бы вы ни пытались, каждый раз на ум всплывали одни и те же ответы. Долгожданное решение приходило только тогда, когда вы разбирали свою проблему «по косточкам», смотрели на нее с разных сторон.

Секрет преобразующего мышления состоит в том, чтобы заставить себя выйти за рамки привычного под­хода. По словам Роджера фон Оиха, автора нескольких книг о творчестве, люди часто нуждаются «в сильном ударе по голове», чтобы переориентировать мысли и «выйти из тупика».

__________________________ МИНИ-СЕМИНАР

Тинное мышление

Выберите один из своих проектов, касающийся или вашей работы, или увлечения, к которому можно применить метод «гибкого мышления». Обозначьте проблему и начните все­сторонне исследовать ее, пользуясь стратегиями таблицы «Transform». He пожалейте несколько часов, чтобы выяснить, как стратегии могут изменить ваше мышление. Какой среди тридцати шести перечисленных мыслительных процессов, на ваш взгляд, наиболее успешный? Можете ли вы придумать какую-нибудь другую, полезную для себя, гимнастику для ума?

^


JIfiuHifCfWflenbHbte соединения

Каким бы мощным и распространенным методом ни являлась мозговая атака, она имеет один недостаток: все участники обладают как бы общим пониманием пробле­мы и находятся в единых границах ее осмысления, что приводит к довольно комфортной для них ситуации. Все они думают о проблеме в одинаковых понятиях, и обыч­ный процесс ассоциаций в конечном счете становится не­производительным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.