Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Просыпаясь утром и осмотревшись вокруг, чувствуете ли вы прилив сил? Ложась спать, чувствуете ли вы, что день про­жит не зря?






Способствует ли творчеству эстетический климат вашего рабочего места? Как оно обставлено, оформлено и освеще­но? Приятно ли там находиться?

Не делает ли вас ваша работа физически больным? При­сутствуют ли в атмосфере вредные запахи, пыль, дым или иные загрязнения?

Если вы работаете в фирме, что вы можете сказать об отношении руководства к обстановке на рабочих местах? Воспринимает ли руководство компании окружающую среду как определяющий фактор творческого потенциала сотруд­ников?

Не жалеете ли вы, что не работаете в другом месте, бо­лее располагающем к творчеству?

Хотите ли вы (разрешено ли вам) как-то украсить свое рабочее место?

Хотели бы вы найти другое место, чтобы чувствовать себя более открытым для творчества?

Есть ли вокруг вас люди, которые подавляют стремление к творчеству? Что можно сделать, чтобы избежать этого отри­цательного влияния?

Создание ^ofmecfcou о< 5с^1ан^ки

Каждая среда вызывает определенные эмоции — приятные или неприятные. В одном окружении вы рабо­таете продуктивно и творчески, в другом чувствуете себя совершенно без сил. Попробуйте выполнить следую­щее упражнение.

Представьте себе кабинет, комнату или студию, в ко­торой вы обычно работаете. Мысленно вынесите всю ме­бель из этого помещения для создания абсолютно пустого пространство. Теперь попробуйте внести в помещение и разместить там поочередно:

• восточный ковер, несколько подушек на полу, кувшин с благовониями в середине комнаты;

• большой дубовый рабочий стол, дубовое кресло, книжный шкаф во всю стену, заполненный фолиантами в пыльных кожаных обложках;


• восьмифутовый директорский стол вишневого дерева, шесть стульев с бархатной обивкой, на стене подлинник Рембрандта в резной раме, серебряный кофейный сервиз со свежезаваренным кофе на серебряном же подносе;

• крестообразную перегородку, разделяющую комнату на четыре отсека, из которых доносится треск пишу­щей машинки и застарелый дух сигаретного дыма;

• два металлических шкафа с выдвижными ящиками, на них в качестве столешницы лежит кусок фанеры, а так­же кипы книг и старых газет на полу, на стене — боль­шую книжную полку из древесностружечной плиты.

Скажите, в какой, на ваш взгляд, обстановке вы бы почувствовали себя более склонным к творчеству?

Смысл этого упражнения состоит в том, чтобы проде­монстрировать вам основной принцип проектирования окружающей среды. Окружающая среда воспринимается посредством всех органов чувств — зрения, слуха, осяза­ния, обоняния, вкуса. Несмотря на то что мы склонны преувеличивать роль зрения, другие органы чувств так­же существенно влияют на состояние психологического комфорта, а также на наше поведение и настроение. Каждое из наших чувств является фактором, отражаю­щимся на мыслях, ощущениях, производительности, творческих способностях.

Поразмышляйте о том, что вас окружает. Если вы со­здадите такую среду, в которой все чувственные воспри­ятия гармонически сочетаются, то будете чувствовать себя в большей степени творчески настроенным, чем в среде, создающей какофонию чувств.

Это вовсе не значит, что существует какая-то един­ственная подходящая для творчества обстановка, на­пример, тихая уютная комната или горная вершина. На­против, каждая личность, каждая творческая задача являются уникальными и требуют особых условий, соот­ветствующих поставленным целям. Суть в том, чтобы вы смогли создать такую обстановку, которая способствова­ла бы вашему творческому настроению и правильной

циркуляции вашего творческого кровообращения. Поду­майте, какое из перечисленных ниже состояний духа в наибольшей степени способствует этому?

вдохновение

восторг

возбуждение

эротическое

возбуждение

ужас

задор

любопытство

• расслабление

• задумчивость

• серьезность

• вынашивание мысли

• меланхолия

• испуг

Все эти состояния полезны для творческого настроя, но каждый из них в большей степени способствует како­му-то одному вполне определенному виду деятельности. Писатель или сценарист, работающий над триллером, может искать возбуждения, вызванного ужасом напря­женной обстановки, которая позволяет ощущать биение пульса. Художник при работе над акварельным пейза­жем, вероятно, выберет расслабляющую атмосферу, ко­торая позволит ему передать ощущение покоя и гармо­нии. Руководитель предприятия, пытаясь прийти к правильному решению, предпочтет скорее тихое, уеди­ненное место, где ничто не нарушило бы его чувства уве­ренности. Группа разработчиков детских игрушек выби­рает яркое, в детском же стиле украшенное помещение, пробуждающее любопытство и дарящее радость.

Однажды мне довелось проводить консультации в компании, которая производила праздничные украшения. Для того чтобы создать соответствующую атмосферу, ху­дожники окружали себя предметами, относящимися к празднику, даже если работать они начинали за несколь­ко месяцев до события. В жаркий июльский день на рабо­те их встречали рождественские игрушки, музыка и даже новогодняя елка.

Скажите, какие элементы вашего окружения соот­ветствуют вашим творческим потребностям? Вы можете проконтролировать или изменить детали окружающей


обстановки так, чтобы они превратились в творческие инструменты? В оставшейся части этой главы рассмат­риваются семь основных элементов, манипулируя кото­рыми вы сможете создать творческую окружающую среду.

МИНИ-СЕМИНАР

идеальное fiaSo^ee Meciflo и наслоение

В каком настроении вы вообще предпочитаете работать? Постарайтесь вообразить себе идеальное для вас рабочее ме­сто. Закройте глаза и представьте себе в подробностях цве­та, запахи, ощущения, звуки. Не принимайте во внимание ни­какие физические или финансовые ограничения. Обставьте помещение так, как этого требует ваш творческий настрой. Составьте список наиболее важных составляющих творче­ской обстановки. Что это будет? Тихо звучащая музыка? Или огромная картина с пейзажем, дарящим покой или вдохновля­ющим на великие свершения? Выберите один или два элемен­та и немедленно внедрите их.

^cucfSlofi /. Освещение -естественный исШочншс Шво^ческбй энергии

Свет является одним из наиболее мощных факторов творческой энергии. Яркий солнечный свет оказывает прямое воздействие на ваш ум и тело. В своей «Книге света» врач и писатель Джейн Хайман указывает, что солнечный свет не только управляет суточными жиз­ненными ритмами, которые определяют цикл сна и бодрствования, но также влияет на аппетит, настроение, способность восстанавливать здоровье, производитель­ность и даже на половое влечение. Наглядным показате­лем роли солнечного света является тот факт, что люди,

живущие на крайнем севере и испытывающие во вре­мя полярной ночи недостаток солнечного света, чаще бывают подвержены сезонным функциональным рас­стройствам. Это выражается в упадке сил, депрессии, сонливости, неспособности сконцентрироваться, уйти в себя. Одно из последних исследований показало, что усиление солнечного освещения приводит к уменьшению количества ошибок и снижению заболеваемости среди рабочих.

Связь между освещением и физической и умственной энергией человека зависит от воздействия, которое сол­нечный свет оказывает на эпифиз, выделяющий гормон мелатонин. Мелатонин в свою очередь воздействует на гипоталамус, который регулирует периоды сна и бодр­ствования у человека. Солнечный свет подавляет выде­ление мелатонина, содержание которого достигает наи­высшего уровня в темноте. Исследователи считают, что мелатонин, так же как и другие гормоны, играет важную роль в регулировании жизненной активности и способно­сти решать физические и умственные задачи.

Контролировать количество естественного солнечного света, потребляемого в течение сезона в конкретной сре­де, невозможно, но тем не менее вы можете узнать, како­вы ваши личные потребности в солнечном свете. К при­меру, когда вы работаете в помещении без окон или когда вам часто приходится трудиться в условиях крайне сжатых сроков и если при этом вам не удается выйти на свет в течение дня, то у вас может возникнуть чувство сонливости. Вместо того чтобы винить во всем стресс или своего начальника, поймите — это ваш организм дает понять, что вам требуется больше солнечного света, что­бы питать вашу творческую энергию. Если вы каждый день будете по полчаса гулять утром или днем, вы вос­становите свой творческий потенциал и повысите про­дуктивность, что вполне компенсирует время вашего от­сутствия на рабочем месте.

Вообще говоря, всем, кто работает в замкнутом простран­стве, гораздо полезнее пользоваться не флуоресцентными

4 Зак 28


лампами, а естественным освещением — даже в дождли­вые или пасмурные дни. Если естественного освеще­ния явно недостаточно, то рекомендуется установить ло­кальный источник света с минимальным отбрасыванием теней.

Можно купить восемь ламп, обеспечивающих полный цветовой спектр естественного освещения.

Может оказаться приятно и эффективно работать при необычном освещении. Попробуйте писать при свете си­ней лампы, или рисовать светящимися красками при черном свете, или петь и танцевать при стробоскопичес­ком освещении. Есть множество интересных и нетради­ционных видов освещения. Психологическое воздействие необычного освещения меняет настроение и дает неожи­данные творческие импульсы. Всем известно, что в нашей памяти надолго остается освещение на праздниках и кар­навалах, фейерверках и салютах, дискотеках и новогод­них балах.

Необходимо также с уважением относиться к биологи­ческим ритмам своего организма. Есть люди-жаворонки, дневные и утренние, а есть люди-совы, люди ночи. Раз­ница не является чисто психологической, она связана с уникальным для вашего организма циклом сна и бодр­ствования, который влияет на уровень вашей бодрости и энергичности. Если жаворонки насилуют себя, чтобы ра­ботать допоздна, или совы стараются встать пораньше, они ломают свои естественные циклы, что ведет к бес­соннице и нарушению ориентации. Если вы будете рабо­тать в согласии со своими естественными ритмами, вста­вая и ложась спать тогда, когда этого требует ваш организм, вы повысите свой творческий уровень и сохра­ните внутреннюю гармонию.

При разговоре о солнечном освещении необходимо упомянуть еще один важный аспект: возможность на­блюдать закаты или рассветы. Как полагает Джейн Хай-ман, закаты и рассветы дают отчетливый импульс суточ­ным циклам организма. Например, эскимосы во время полярной ночи (без закатов и рассветов) имеют более

слабо выраженные суточные ритмы, что приводит к бес­соннице, депрессии и неспособности сконцентрироваться. Как ни странно это звучит, наблюдение заката или рас­света помогает вам настроить часы своего организма и почувствовать себя творчески заряженным — и не толь­ко потому, что это событие так красиво. Новый продукт на нашем рынке — будильник «Рассвет» (производство фирмы «The Sharper Image») пробуждает вас, имитируя восход солнца, то есть постепенно повышая уровень ос­вещенности вашей комнаты.

Если вы чувствуете, что, испытывая серьезный недо­статок солнечного света, страдаете от депрессии и сонли­вости, следует обратиться к врачу для прохождения кур­са лечения искусственным освещением. Этот метод применяется по отношению к людям, страдающим от се­зонных функциональных расстройств и иных болезней. Как пишет Джейн Хайман, «при исследованиях часто применяют лампы 2500 люкс, что соответствует той ос­вещенности, которой подвергается человек у окна в яс­ный весенний день. Источник света помещается на уров­не глаз. Люди должны сидеть примерно на расстоянии трех футов от источника света и заниматься своими обычными делами. Длительность сеанса варьируется от двух до шести часов».

В результате световой терапии людьми овладевает чувство приятного спокойствия, бодрости, а настоящий прилив энергии они переживают примерно через двад­цать минут, после чего становятся более энергичными и жизнерадостными, более общительными. Хайман, одна­ко, предупреждает, что при световой терапии следует всячески избегать ультрафиолетовой части спектра А и В, поскольку это излучение может повредить глаза и кожу.

Имитация света может быть столь же эффективна, как и естественный свет. Многие говорят, что начинают лучше себя чувствовать, когда смотрят на картины, фо­тографии, плакаты, вызывающие воспоминания о солнеч­ном свете. С помощью фотографии солнечного пляжа


на Карибском побережье или заснеженных склонов гор Колорадо вы можете переключить свою память, тем са­мым вызывая секрецию гормонов, которые либо успокоят вас, либо придадут новые силы. Попробуйте в течение 10-20 минут провести простой сеанс медитации прямо в собственном кабинете, глядя на картину или плакат с солнечным пейзажем. Вы почувствуете себя свежим и бодрым, как после настоящей прогулки.

9W&? /fc 2. l^eifi -вомие^шис ши^ления

Художники издавна знали, что некоторые цвета при­дают силы, а иные успокаивают. Современные дизайнеры используют цвета различными способами, создавая инте­рьеры для успешного обучения, лечения, сна и прочих занятий.

Существует несколько основных способов использо­вания цвета для создания творческого окружения. Во-первых, выберите нужный цвет для стен своего рабоче­го помещения, чтобы создать желаемые ощущения.

Если вы предпочитаете работать в возбуждающей, стимулирующей обстановке, используйте теплые цвета:

оранжевый, красный, желтый, коричневый. Эти цвета способствуют учащению пульса и дыхания.

Если вы предпочитаете более спокойную, отрешен­ную атмосферу, тогда используйте холодноватые цвета:

голубые, зеленые, серые. Они замедляют ритмы орга­низма, что помогает вам стать более вдумчивым и спо­койным.

Даже если вы не можете повлиять на цветовое реше­ние своего рабочего места, постарайтесь внести желае­мые цветовые акценты с помощью мебели, картин, мел­ких предметов обстановки. Консультант по вопросам образования Рон Гросс приводит сочетания цветов, кото­рые признаны полезными:

«энергичные» (придающие силы): оранжевый/белый, желтый/зеленый, зеленый/пурпурный, серый/крас­ный, синий/оранжевый;

«динамичные» (повышающие скорость): красный/ оранжевый, оранжевый/синий, черный/желтый, чер­ный/красный, черный/оранжевый;

«освежающие»: желтый/зеленый, голубой/серый, голубой/белый, зеленый/светло-зеленый, зеленый/ белый

Для того чтобы внести оптимизм в вашу творческую работу, можно увеличить количество цветов или внести больше разнообразия, чтобы разные цвета соответство­вали различным настроениям и потребностям. Например, руководитель, работающий над созданием какого-нибудь нового изделия, может повесить в своем кабинете карти­ну или плакат, содержащий сразу несколько «энергич­ных» цветов, а на столе в другом конце кабинета поста­вить вазу с цветами, символизирующими свежесть и прохладу. Разнообразие цветовых оттенков стимулирует различные мысли и чувства. Неудивительно, что моно­тонные интерьеры кажутся нам скучными.

^cuc/fioft 3. UcKifCCf^o о/ф1/мсоющей фе^ы, шсоны еря вашего мышления

Термин «искусство окружающей среды» относится ко всему, что мы видим на стенах, полках, поверхностях, которые нас окружают. Это и плакаты, и гобелены, и фотографии, и скульптуры, и прочие предметы искус­ства.

Многие люди относятся к оформлению интерьеров чи­сто утилитарно. Кабинеты украшены стандартными фо­тографиями и дипломами в рамках, картой или портре­том на стене, канцелярским набором на столе. Самый неудачный пример мне довелось наблюдать в одной ком­пании, где я работал: каждый сотрудник, в зависимости


от своего положения в фирме, имел право держать на своем рабочем месте только строго определенные пред­меты. Проблема заключается в том, что в противоречии с мнением, распространенным среди «специалистов по планированию времени», чисто функциональные предме­ты на самом деле мало что дают с точки зрения творче­ского вдохновения.

Откажитесь от утилитарного подхода, подумайте о том, как можно подстегнуть свой творческий настрой с помощью различных предметов. Если вы украсите свое рабочее место предметами, исполненными особого значе­ния, то это самым благотворным образом повлияет на ваше настроение, поможет преодолевать психологиче­ские препятствия, стимулирует процесс зарождения но­вых идей. Поразмышляйте о том, какое влияние окажет на вас размещение в вашем кабинете следующих вещей:

• сувениров из тех мест, где вы побывали

• статуэток из разных стран

• коллекции камней

• репродукций известных произведений искусства

• исторических документов

• коллекции старинных монет

• археологических находок

• первого издания книг

• оригинальных киноплакатов

• предметов народного творчества (ваз, кувшинов, укра­шений)

• произведений искусства определенного периода (двад­цатые, тридцатые, семидесятые годы)

• моделей самолетов и автомобилей

• головоломок и игр

Если вы думаете, что я предлагаю превратить ваше рабочее место в подобие музея, то вы абсолютно правы. Чем больше вас будет окружать интересных и необыч­ных вещей, тем больше у вас возникнет ассоциаций, тем богаче будет ваше мышление. Что-то напомнит вам о ваших предках, что-то — о пережитых приключениях, что-то поможет вам увидеть правильную перспективу,

вовремя подсказав, что мир старше вас на миллиарды лет.

Постарайтесь представить себе, как выглядят дома известных вам творческих личностей или дома знамени­тостей — возможно, вы могли их видеть в журналах. Неизменно интерьеры домов таких людей украшены большим количеством предметов различных цветов, фактур, времен. Дело не в том, что у них больше денег и они могут покупать больше экзотических безделушек. Просто они понимают, сколь огромно влияние на нас ок­ружающей обстановки и как это важно для обретения вдохновения и творческого настроя.

Неважно, есть ли у вас деньги или художественный вкус. Совсем не обязательно покупать подлинного Сезан­на, чтобы украсить им свой кабинет, — купите хорошие репродукции. Суть в том, чтобы подобрать некоторое ко­личество предметов, которые создадут особую обстанов­ку на вашем рабочем месте.

Вот список вещей, которые будут стимулировать ваше мышление и расширят ваш творческий потенциал:

• предметы народного искусства напомнят вам о вашем национальном и семейном наследии;

• детские рисунки пробудят чувство утраченного свеже­го восприятия мира;

• плакаты могут вызывать в памяти и любимый вестерн вашей юности, и престижную выставку в художествен­ном музее;

• фотографии прекрасных пейзажей из разных уголков мира — Йеллоустона, Йосемитской долины. Большого Каньона, фиордов Норвегии — расскажут о красоте и таинственности природы;

• фотографии нашей планеты из космоса наведут вас на размышления о бесконечности Вселенной.

Выберите какие-то предметы, которые будут олицет­ворять юмор, радость, шутливую сторону жизни:

• магический жезл вещает о том, что все в жизни воз­можно;


• разноцветная игрушка напоминает, что в каждом из нас все еще живет ребенок;

• игрушечный клоун или смешная маска не позволят за­быть о том, что в любой ситуации необходимо сохра­нять чувство юмора;

• двуликие греческие маски — комедии и трагедии — станут символом двойственности жизни.

В моем кабинете есть множество вещей, каждая из кото­рых помогает мне по-своему. Если я хочу полностью отре­шиться от внешних раздражителей, я надеваю наушники и специальные «очки для релаксации»: очки демонстриру­ют различные палитры цветов, в то время как плейер наигрывает тихую музыку. У меня большая коллекция ри­сунков и поделок моих детей. Есть у меня и маленький са­дик Дзэн, который помогает мне очистить душу путем медитации. Еще есть целый мешок, наполненный игруш­ками, волшебными палочками, головоломками, камешка­ми и шариками. Для того чтобы напомнить себе о разнооб­разии различных культур, я храню индейский головной убор из перьев из лесов Амазонии, большой аметистовый талисман из Бразилии и древнегреческую монету.

В поисках таких вещей обратитесь в местные библио­теки и музеи, многие из которых дают местным жителям экспонаты напрокат за умеренную плату или вовсе бес­платно.

Окружающие вас предметы искусства не обязательно должны быть безупречными, равно как не обязательно должны оставаться у вас навечно. Вы можете свободно менять их или перемещать по дому. Как говорит старая пословица, «вкус жизни в разнообразии». Это более чем верно в отношении развития творческого ума.

^cucffloft У. Музыка 6oKfiift нас

Некоторые любят работать в тишине, но большинство все же предпочитают звучащую музыку или иные звуки для стимуляции творческого процесса.

Звуковой фон дает следующее:

Во-первых, исследования показывают, что опреде­ленный тип музыки усиливает функции мозга, способ­ствует лучшему усвоению и запоминанию. Опыты с детьми показали, что прослушивание музыки в стиле барокко во время уроков математики облегчает усвое­ние и понимание материала. Некоторые произведения Моцарта вызывают кратковременное повышение коэф­фициента интеллектуальности на несколько пунктов. Высказывается также мнение, что перекликающиеся темы в фугах Баха способствуют образованию более обширных областей нейронных соединений в мозгу, тем самым делая нас умнее в буквальном смысле слова.

Во-вторых, неоспоримым фактом является сильней­шее влияние музыки на настроение. Музыка дарит ра­дость или печаль, надежду или отчаяние, возбуждение или сон. Она может успокоить и усыпить, а может взбод­рить и заставить пуститься в пляс.

Музыка выводит вас из привычной зоны комфорта, вызывая новые чувства и мысли. Даже если вы привык­ли работать в тишине, подумайте о том, чтобы все-таки ввести музыку в свою окружающую среду — если не постоянно, то хотя бы звучащую время от времени, когда вам нужно преодолеть какие-то внутренние барьеры или изменить характер деятельности. Среди огромного много­образия звуковых и музыкальных тем и образов вы мо­жете выбрать то, что поможет вам создать нужное на­строение.

• звуки живой природы (крики дельфинов или китов, зву­ки грозы, шум дождя) помогают услышать живую душу природы;

• классическая музыка — от эпохи барокко до эпохи мо­дерна — успокаивает и помогает сосредоточиться;

• романтическая музыка (Шопен, Шуберт или Равель) стимулирует «поток воображаемых образов и мыс­лей»;

• рок-музыка или джаз полезны, когда вам нужно «заря­диться» мерным ритмом или медленной мелодией;


• музыка и песни с выразительными словами порождают новые образы, создают поэтическое настроение.

Используйте то, что в наибольшей степени соответ­ствует вашему настроению в конкретный момент. Попро­буйте прослушивать разные звуки и определить то, что соответствует вашему состоянию и стоящим перед вами задачам. Выберите для себя звуковой фон самостоятельно. Некоторые люди перед началом работы над какой-то задачей выбирают себе композитора или даже какое-то конкретное музыкальное про­изведение и слушают его снова и снова в ходе работы. Лично для меня особенно подходят звуки барабана, поскольку мерные удары устанавливают хороший ритм мысли. Однако, если прослушивание одной и той же музыки вас утомляет, меняйте звуковой фон ежедневно, оставаясь при этом в пределах выбранного жанра (джаз, классика, хор, живая природа).

В нашем обществе, ориентированном на зрительные образы, где доминируют телевидение и кино, легко забыть о значении музыки как стимула в работе. Поэтому время от времени приобретайте новые записи, освежайте свою му­зыкальную эрудицию. Исследуйте то, что выходит за пре­делы вашей зоны комфорта. Если вы почитатель Фрэнка Синатры, попробуйте послушать джаз или кантри. Народ­ная музыка является неиссякаемым источником вдохнове­ния: ирландские джиги, венгерские танцы, африканские рит­мы, музыка аборигенов Австралии. Народная музыка — это наследие великих и разнообразных культур, и потому она порождает в вашем сознании множество образов.

^сис^Яо^, 5. Залахи, исцеление qt/tuu

Если хотя бы раз в жизни запах вызывал наплыв чувств и воспоминаний, то вы, вероятно, не удивитесь, что ученые считают обоняние критическим фактором в созда-

нии стимулирующей окружающей среды. До недавнего времени обонянием пренебрегали, считая его одним из второстепенных чувств. Теперь установлено, что обоняние стимулирует лимбическую систему мозга, ответственную за наиболее примитивные эмоции и воспоминания. Поэто­му неудивительно, что какой-то определенный запах мо­жет вызвать лавину эмоций и воспоминаний, которые воз­вратят вас в далекое прошлое. Например, если я иду гулять морозным декабрьским днем, то запах дыма неиз­менно напоминает мне детство: вот я иду на прогулку, весь закутанный, неся санки на спине, а дома меня ждет тепло очага и чашка горячего молока. А иногда особое со­четание ароматов в чьей-то кухне напоминает семейные праздничные обеды — с дядюшками, тетушками, кузенами и кузинами, которых я не встречал уже лет двадцать.

Понимание огромной роли обоняния привело к разви­тию особой отрасли медицины — аромотерапии. Еще древние греки, римляне и египтяне использовали благово­ния как элементы повседневной жизни в качестве лечеб­ных средств и как наркотик, погружающий в мир мечта­ний. Сам термин был введен в девятнадцатом веке французским химиком Гатефоссом, который определил его как «использование в лечебных целях ароматических веществ, полученных из цветов, растений и плодов, путем вдыхания или нанесения на кожу». Аромотерапия стала популярна в Европе еще со времен Гатефосса, а в послед­ние десятилетия приобрела известность во всем мире.

Ароматы используются для стимулирования или ус­покоения организма, обострения внимания и способности сосредоточиться, усиления воображения и так далее. Вот с какими полезными воздействиями ассоциируются неко­торые известные запахи:

• сандаловое дерево — спокойствие

• жасмин — страсть и восторг кедр — релаксация иланг-илан — умиротворение имбирь — стимуляция умственной деятельности лаванда — антидепрессант


Как полагает доктор Синтия Ватсон, известный спе­циалист в области холистической медицины, некоторые негативные состояния можно лечить следующими арома­тами:

• бессонница — цветы апельсинового дерева (нероли), лаванда, сандал, базилик, ромашка, апельсин, яблоко

• ночные кошмары — укроп, мята, розмарин, майоран, апельсин

• тревога — базилик, бергамот, кориандр, иссоп, мята, розмарин, гелиотроп, пачули

• депрессия — дягиль, лимон, имбирь, эвкалипт, нероли, петрушка, пачули

• сонливость — розмарин, иланг-иланг, эвкалипт, лимон, сосна

• стресс — роза, полынь, вербена

• рассеянность — гвоздика, лимон, бергамот, кориандр, жасмин

• спертый или нездоровый воздух — базилик, перечная мята, сосна

Специалисты по лечению запахами нередко создают уникальные сочетания ароматов трав и цветов и прода­ют их, присвоив конкретное имя. Ароматы можно использовать по-разному. Чис­тые эссенции и масла, помещенные в ароматизатор — небольшой при­бор, который распыляет частицы в воздухе, — освежают атмосферу в комнате. В качестве добавки в растительное или массажное масло ароматические вещества могут наноситься прямо на тело. Многие ароматические вещества продаются в магазинах диетиче­ского питания, а в последнее время

все чаще появляются в парфюмерных магазинах или за­казываются по каталогам.

Можно ароматизировать свое жилье или рабочее по­мещение живыми цветами, плодами, смесями высушен-

ных растений или ароматическими свечами. Даже если вы просто очистите лимон или апельсин или внесете в комнату чашку свежезаваренного чая, тем самым вы да­дите мощный толчок своему мышлению. Некоторые люди особенно чувствительны к запаху хлеба, жареного лука, скипидара или свежих опилок. Если хотите про­вести несколько опытов с различными запахами, попро­буйте заметить, какие именно запахи встречаются вам в течение недели. Закройте глаза и поразмышляйте о тех впечатлениях, которые порождают в вас эти запахи. Какие это впечатления — положительные или отрица­тельные? Они мысленно переносят вас в определенное место или в определенное время, не так ли? Подегусти-руйте разные типы запахов. Обратите внимание на их воздействие. Выберите тот аромат, который позволяет вам почувствовать себя более творческой личностью и который в большей степени соответствует стоящей пе­ред вами задаче. Нечего и говорить о том, что курение совершенно уничтожает всякий положительный эффект аромотерапии.

^awtlofi 6. Л^иисосновение

IfCnOKUlUfieMi U OflUMl/ASUflO/t

вашего п1ела

Осязание также является существенным элементом создания творческой атмосферы на рабочем месте. Очень важно, какова мебель и предметы на вашем рабочем сто­ле — все то, к чему вы прикасаетесь в течение дня. Те материалы, которые окружают вас, могут дать вам ощу­щение жизнерадостности, уверенности, комфорта или, напротив, — скованности, робости, собственной незначи­тельности.

Некоторые люди, особенно те, кто предпочитает учиться методом кинестетики, поглощают информацию


гораздо эффективнее, если имеют возможность трогать предметы руками.

Создавая свою рабочую среду, очень важно учесть фактор осязания и то, как различные материалы влияют на ваше настроение. Вот некоторые рекомендации:

Используйте осязание для создания комфорта. Воз­можность расслабиться и отдохнуть не менее важна, чем возможность напряженно и эффективно работать. Созна­тельная и подсознательная генерация идей осуществля­ется гораздо легче, если у вас есть мебель, в которой можно удобно расположиться. Если вы находитесь под воздействием стресса, то возможность утонуть в комфор­табельном кресле снимает напряжение и помогает вер­нуть ясность мысли. Но комфорт — это не только мяг­кость. Внешний вид стула или дивана, качество обивки, даже гладкость дерева или металла в не меньшей степе­ни влияют на ощущение комфорта.

Используйте осязание для релаксации. Окружающие вас предметы обладают способностью успокаивать и уравновешивать. Некоторых людей успокаивает погла­живание маленьких гладких камешков или поигрывание металлическими шариками. В странах Средней Азии ши­роко применяются четки, которые помогают сосредото­читься или успокоиться.

Используйте осязание как стимулятор. Предметы могут придать вам силы и энергию. Если директор пред­приятия прерывает свои размышления над принятием решения и идет размяться, махнуть пару раз клюшкой для гольфа, то это не просто физическое упражнение. Мышечная активность помогает сосредоточиться и «при­шпоривает» мыслительный процесс. Вот еще одна при­чина, почему вокруг вашего рабочего места должна быть создана достаточно богатая окружающая среда, включаю­щая и инвентарь для игр. Несмотря на то что такие вещи пренебрежительно называют игрушками, они являются существенной частью творческого процесса.

^afcitloft 7. /Sictfc, пища q^si ^о/гческого ifMa

Еда также является существенной составляющей ок­ружающей вас среды, поддающейся контролю с вашей стороны. Если люди не обращают достаточного внимания на свое питание, то, скорее всего, они напрасно ожидают от себя творческой продуктивности. Существует обшир­ная литература, посвященная вопросам влияния питания на состояние ума и души человека. Как полагает Джужит Вуртман, автор книги «Как управлять душой и телом с помощью пищи», есть три основных принципа питания, о которых нужно помнить всегда:

Углеводы способствуют сонливости. Если вы съедите на обед большой сэндвич или добрую порцию мяса с кар­тошкой, то вам будет не до творчества.

Белки способствуют бодрости, а жиры притупляют остроту ума.

Наилучшая диета включает обилие свежих фруктов и овощей, избегает термообработки продуктов, исключает искусственные ингредиенты — сахар, крахмал, кофеин и алкоголь.

МИНИ-СЕМИНАР

amjc cnftueicfnufiu6afnb ^й/гческцю OKfUfMccuoMitffo cfieqif

Если вы считаете, что изменения окружающей вас среды не окупятся творческой отдачей, то вы в общем-то правы. Негативная установка ума отвергает те преимущества, кото­рые вы могли бы получить от здоровой, стимулирующей об­становки на вашей работе, какой бы она ни была. Но если вы приложите некоторые усилия и создадите себе приятное, здоровое окружение, вы вскоре убедитесь, что ваш творче­ский потенциал неизменно растет.


Не забывая о семи факторах окружающей среды, начните создавать ее такой, чтобы она помогала вам творить, а не давила на вас. Присмотритесь к обстановке своего дома и/ или рабочего места и проанализируйте ее с точки зрения вашего собственного творческого стиля. Воспользуйтесь при­веденной ниже схемой и отметьте, что вам нужно включить в свое окружение в той или иной степени.

Cnifc/йсивой Kt/fioic творческою nacififiasi

Есть один загадочный психологический нюанс, кото­рый следует учитывать при выборе цветов, обстановки и даже запахов, которые вас окружают. Это так называе­мый спусковой курок — намек, который автоматически напоминает вам о том времени, когда вы пребывали в состоянии человека, «подхваченного потоком», выполняя самую сложную работу с удивительной легкостью. По­добно тому как запах горячего глинтвейна напоминает некоторым о восхитительных лыжных прогулках или звуки духового оркестра — о триумфе на футбольном поле, так и определенное чувственное восприятие вне­запно вызывает лавину воспоминаний о высшем моменте вашего творчества.

Когда я впервые услышал о спусковых курках твор­чества, я отнесся к этому скептически. Тем не менее я попробовал выполнить некое упражнение — о котором расскажу чуть ниже — и оно привело меня к таким яр­ким зрительным и слуховым образам, что я немедленно уверовал в то, что эти «курки» существуют. Так я понял, что конкретно для меня спусковым курком творческого настроя является тяжелый ритм ударных инструментов. Возможно, это напоминает мне о тех днях, когда я рабо­тал в компании «Donnelley Marketing» и имел привычку отбивать дробь карандашом во время совещаний с колле­гами в те моменты, когда затронутые темы вызывали у меня интерес. С тех пор я стал использовать ритмы ударных инструментов, чтобы обрести творческий на-

строй. К слову, эту книгу я писал под аккомпанемент музыки Пола Саймона («Ритмы, святых»), Микки Харта («Барабан Планеты») и великолепные ритмы Бабатунде Олатунджи. Во всех этих произведениях широко исполь­зуются ударные, что каким-то образом подстегивает мой творческий дух. Генри Дэвид Торо понимал это состоя­ние, когда написал свои знаменитые слова: «Если кто-то идет не в ногу, значит, для него играет другой барабан­щик. Пусть он шагает под свою музыку, какой бы она ни была».

Вы тоже можете найти свой спусковой курок в форме звука, цвета, запаха или вкуса. Попробуйте выполнить упражнение, чтобы понять, что же является вашим спус­ковым курком творческого настроя, чтобы при необходи­мости воспользоваться им. Другими словами, определите для себя то, что вызывает у вас в памяти лучшие минуты вашей жизни — моменты творчества.

МИНИ-СЕМИНАР

Как. шшШи слцскобой к^иоч-ок Шбо^ческогй насШ/гоя

Это упражнение надо проделывать с партнером. Ниже помещены два листа с наводящими вопросами и свободным местом для записи комментариев — ваших и вашего партне­ра. Когда вы будете выполнять это упражнение в первый раз, один из вас будет ведущим — он будет задавать вопросы и записывать комментарии, а второй будет участником. Затем вы должны поменяться ролями и повторить весь процесс. Найдите тихое спокойное место и выделите время из расчета примерно двадцать минут на человека.

Как только участник удобно устроится, ведущий просит его закрыть глаза и вспомнить свои самые выдающиеся моменты творчества. Можно вспомнить все, что происходило с вами в школе, на работе, дома. Это может быть сочинение песни, написание статьи или какое-нибудь иное творческое занятие. Очень важно, чтобы участник вызвал в памяти это событие


так, как если бы оно происходило вновь, а не просто наблю­дал бы его со стороны. После того, как участник успешно восстановил это событие, он должен подать ведущему сигнал, чтобы тот знал, что это произошло.

(Прежде чем начать упражнение, договоритесь о том, ка­ков будет этот сигнал: поднять палец левой или правой руки, медленно кивнуть головой и т. д. Очень важно понять, что участник находится в нужном состоянии, не нарушая этого состояния. Попросите разрешения у участника слегка при­трагиваться к его колену или руке. Но не настаивайте. Это совершенно не обязательно.)

С этой минуты ваша задача заключается в том, чтобы за­крепить это творческое состояние или, другими словами, бро­сить якорь. Термин «бросить якорь» означает, что вы должны зафиксировать данный момент определенным действием или жестом, который впоследствии поможет участнику вновь об­рести такой же творческий настрой. Сделать это можно дву­мя способами. Во-первых, прикосновением, если вы получили разрешение. Однако не следует злоупотреблять; достаточно время от времени слегка надавливать на руку или колено уча­стника, в то время как он вновь переживает свои творческие минуты — чтобы бросить так называемый осязательный якорь.

Второй способ заключается в том, чтобы попросить участ­ника произнести любое слово или звук, который приходит на ум во время переживания творческого состояния. Запомните это слово или фразу или запишите. Обратите внимание на звуки произнесенных слов. Смысл слов не имеет значения. С помощью этого звукового якоря ведущий помогает участ­нику оставаться в состоянии творчества, время от времени произнося это слово, стараясь имитировать голос (тон, тембр, интонацию, ритм).

Теперь участник готов к выполнению упражнения. Ис­пользуя наводящие вопросы, приведенные ниже, ведущий просит участника описать свой творческий опыт. Ведущий должен стремиться к тому, чтобы участник как можно дольше продолжал сохранять творческий настрой, а потому ему следует воздерживаться от шуток и комментариев. Для начала можно задать вопрос: «Какие звуки, образы, запахи, вкусовые ощущения ты чувствуешь, в очередной раз пере-

живая состояние творчества?» Получив ответ, задавайте сле­дующие вопросы. Не торопитесь, дайте участнику возмож­ность подать вам глазами знак, что он понимает вас. Получив этот знак, выясните, какие ощущения осознаются участником отчетливее. Если вы прибегли к помощи осязательного яко­ря, используйте его время от времени. Но не забывайте и о звуковом якоре. Некоторые участники улавливают только звуки, другие — только образы, а третьи прекрасно воспри­нимают и зрительные образы, и запахи, и звуки. Задача ве­дущего — спрашивать и записывать. Высказывания участника не обсуждаются.

Получив подробное описание душевного состояния участ­ника, которое соответствует его творческому настрою, по­пробуйте уточнить контекст. Спросите: «Когда ты в очеред­ной раз переживаешь это состояние (звуковой якорь), что окружает тебя? Кто находится рядом? Что ты делал перед этим? Слышал ли ты звуки извне? Видел ли какие-то картины?» Запишите ответы.

Теперь у вас есть подробное описание внутреннего со­стояния участника в момент творчества и того внешнего ок­ружения, которое напомнило ему о состоянии творчества. Наступил момент, когда ведущий должен помочь участнику вернуться к действительности, встать на ноги и потянуться.

Поменяйтесь ролями. После того как оба партнера прой­дут через это упражнение, обсудите происшедшее, форми­руя тем самым положительную обратную связь. Теперь у каждого из вас есть подробное описание, которым можно воспользоваться, чтобы вновь воспроизвести творческое со­стояние духа! Кроме всего прочего, у вас теперь есть осяза­тельный и звуковой якоря. Если вы прикоснетесь к тому мес­ту, к которому прикасался ведущий, вы быстро включитесь в творческий процесс.

^OKfUo/i

Свет. Оцените качество освещения дома и на работе. Хоро­шее ли естественное освещение? Является ли освещение ус­покаивающим и удобным? Требуется ли дополнительное осве­щение или достаточно изменить положение лампы? Можете ли вы из различных типов освещения н^йти то, что вам больше всего подходит? Хватает ли солнечного света и соответствует


ли ваш режим естественным ритмам? Сколько времени вы про­водите на свежем воздухе? Ходите ли пешком? Делаете ли зарядку на свежем воздухе?

Скорее да Скорее нет

Цвет. Оцените цветовую палитру вашего окружения. Холод­ная она или теплая? Имеются ли в наличии какие-нибудь яркие пятна цвета, которые заряжают вас энергией, разрушая моно­тонность интерьера? Если нет, подумайте о том, что вы мо­жете себе позволить при данных обстоятельствах. Купите цветы, переклейте обои, переставьте мебель, повесьте плака­ты и картины и т. д.

Скорее да Скорее нет

Окружающие предметы. Какие предметы окружают вас? Какие чувства они у вас вызывают? Стимулируют ли они ваше творчество или притупляют его? Как бы вы усовершенствова­ли свою обстановку, если бы вас не ограничивали средства? Как применить эти идеи к существующим условиям? Скорее да Скорее нет

Звук. Используете ли вы музыку или звук для того, чтобы побудить себя к определенной деятельности? Если да, то как? А вот в данный момент вы можете включить музыку? Можете ли вы слушать музыку за работой? Какая музыка стимулирует вас лучше всего? Скажите, существуют ли мелодии, которые особенно сильно воздействуют на вас в какие-то определен­ные моменты?

Скорее да Скорее нет

Запахи. Присущи ли вашему рабочему месту какие-то при­ятные или неприятные*запахи? Установите, какие запахи вам нравятся или даже способствуют решению стоящих перед

вами творческих задач. Окружите себя успокаивающими и стимулирующими запахами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.