Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Царь Васька






     

     

    Как ни бездарен, ничтожен и слаб был Николай II, все же по здравому

    размышлению титул самого ничтожного и бездарного русского самодержца следует

    все же присвоить черной памяти Василию Шуйскому, наконец-то осуществившему

    свою самую заветную мечту -- пролезшему (другого слова и не подберешь) в

    цари.

    На русском престоле бывали люди большого ума и, скажем так, не особенно

    крепкие умом. Гуманисты и кровопийцы. Созидатели и бездарности. Однако " царь

    Васька" и здесь стоит особняком -- он попросту никакой. Бесцветный. Весь

    какой-то по-змеиному склизкий. Так и прошел по русской истории бесшумной

    паучьей походочкой, гнуснопрославленный одним-единственным конкретным

    деянием -- тем, что как раз и стал тем камушком, вызвавшим лавину, названную

    впоследствии Смутным временем. Остались лишь полупрезрительные строчки

    русского историка А. Трачевского: " Этот приземистый, изможденный,

    сгорбленный, подслеповатый старик, с большим ртом и реденькой бородкой,

    отличался алчностью, бессердечием, страстью к шпионству и наушничеству; он

    был невежествен, занимался волхвованием и ненавидел все иноземное. Он

    проявлял мужество и крайнее упорство только в отстаивании своей короны, за

    которую уцепился с лихорадочностью скряги".

    Позднее, добавлю, свергнут с вожделенного трона, насильно пострижен в

    монахи и передан полякам, где на заседании сейма, стоя на коленях, униженно

    просил милости и пощады... Однако не будем забегать вперед.

    После того как в народе пошли слухи о пугающих знамениях у могилы

    Лжедмитрия (а тут еще и ударивший некстати мороз погубил всходы), труп

    вырыли и сожгли -- речь шла о колдовстве, а против колдунов испокон веку

    лучшим средством считался огонь. Настала пора как-то определяться.

    Поначалу Боярская дума хотела разослать грамоты по стране, чтобы

    собрать Великий земский собор и избрать нового царя. Но Шуйский не для того

    столько лет интриговал и предавал, чтобы спокойно ждать, когда на престол

    взойдет кто-то другой... На третий день после убийства Лжедмитрия собрался

    народ, чтобы избрать патриарха (Игнатий, ставленник Лжедмитрия, был свергнут

    во время переворота). Однако как-то так повернулось, что хором зазвучали

    слаженные голоса: сначала-де следует избрать царя, и нет для этого лучшей

    кандидатуры, чем прямой потомок Александра Невского Василий Шуйский, здесь

    же, кстати, присутствующий... А уж человек-то -- золото!

    Москвичам это золото было весьма даже знакомо, и потому возник резонный

    вопрос: как получилось, что Шуйский, самолично в свое время проводивший

    расследование смерти царевича Дмитрия и доказавший, что убили настоящего,

    вдруг заявил, что на Москву идет с войском подлинный Дмитрий? А потом, не

    далее как три дня назад, объявил, что царь-то ненастоящий?

    Если кто-то рассчитывал Шуйского смутить, цели не достиг -- вряд ли

    было на свете что-то, способное смутить Василия. Не моргнув честнейшим

    глазом, князь преподнес собравшимся довольно изящную, следует признать,

    версию: он-де с самого начала знал, что " царевич" ненастоящий, но признал

    его за настоящего, чтобы таким образом... ликвидировать семейство Годунова.

    Который и сам в каком-то смысле был ненастоящим, то есть -- нахально

    узурпировал престол, оттеснив природных Рюриковичей.

    Ну, а потом согласно логике пришлось по миновании надобности в

    самозванце и его -- того-с...

    Вообще-то, в точности неизвестно, как происходила дискуссия, многие ли

    поверили шустрому князю. Главное, кончилось тем, что Шуйский был, по меткому

    определению современников, " выкрикнут" на царство. Одному богу известно, как

    удалось подсчитать все голоса " за" и против" и считали ли вообще. Скорее

    всего, и не собирались.

    Решено было считать, что те, кто за царя Василия, кричат громче, а

    следовательно, их -- подавляющее большинство... Должно быть, примерно так и

    обстояло...

    Одним словом, Шуйского венчали на царство. По всем правилам.

    И вот тут-то -- грянуло!

    Смута началась с первого же дня правления " царя Васьки". И сводить это,

    как обожали марксисты, к " борьбе классов и производительных сил" --

    предельно глупо.

    Разгадку следует искать в том мощнейшем психологическом шоке, который

    обрушился, без преувеличений, на всю страну. Не забывайте: подавляющее

    большинство народа, далекого от столичных интриг и московского обилия

    информации, искренне считали Лжедмитрия настоящим царевичем и законным

    государем. И вдруг его убивают, а те, кто совсем недавно клялся и божился,

    что царь подлинный, говорят нечто абсолютно противоположное... И при этом на

    престоле восседает субъект, слишком многим известный как личность, ничтожная

    во всех отношениях....

    Непонятно стало, во что же теперь верить, кому же теперь верить, и

    можно ли вообще во что-то верить перед лицом таких событий.

    Лучше всего будет предоставить слово знаменитым русским историкам,

    более ста лет назад подобравшим отточенные формулы.

    С.Ф. ПЛАТОНОВ: "...кое-где просто не признали Шуйского во имя того же

    Дмитрия, о котором ничего достоверного не знали, в еретичество и погибель

    которого не верили, а Шуйского на царство не хотели. И верхи и низы общества

    или потеряли чувство правды во всех политических событиях и не знали, во имя

    чего противостоять смуте, или были сами готовы на смуту во имя самых

    разнообразных мотивов... воцарение Шуйского может считаться поворотным

    пунктом в истории нашей смуты: с этого момента из смуты в высшем классе она

    окончательно принимает характер смуты народной, которая побеждает и

    Шуйского, и олигархию" [154].

    С.М. СОЛОВЬЕВ: " До сих пор области верили Москве, признавали каждое

    слово, приходившее к ним из Москвы, непреложным, но теперь Москва явно

    признается, что чародей прельстил ее омрачением бесовским, необходимо

    рождался вопрос: не омрачены ли москвитяне и Шуйским?...связью между

    Москвой и областями было доверие ко власти, в ней пребывающей; теперь это

    доверие было нарушено, и связь ослабела, государство замутилось; вера, раз

    поколебавшись, повела необходимо к суеверию; потеряв политическую веру в

    Москву, начали верить всем и всему..."

    Остается добавить: высшие слои ненавидели Шуйского как выскочку, а

    отношение низших определить легко после того, как узнаешь, что царь Василий

    продлил срок розыска беглых крестьян с пяти до пятнадцати лет...

    По Москве ползали слухи, что царь Дмитрий Иоаннович жив, а вместо него

    " зарезали другого", запорхали подметные письма со всевозможными, говоря

    современным языком, сенсациями и компроматами. Главными распространителями

    этих слухов стали дворянин Молчанов и князь Шаховской -- первый,

    приближенный Лжедмитрия, после его убийства ускакал из столицы в Литву, сея

    по дороге смуту, а то и прямо выдавая себя за спасшегося царя. Второго

    Шуйский отчего-то считал своим сторонником, а потому послал воеводой в

    Путивль, совсем недавно бывший столицей самозванца. Однако Шаховской, едва

    прибыв в город, собрал на площади народ и объявил, что Дмитрий жив. Путивль

    моментально отложился от " узурпатора Васьки", а следом -- и другие города

    Северской земли...

    Шуйский, не успевший спокойно процарствовать и недели, лихорадочно

    пытался измыслить нечто убедительное. По его приказу из Углича привезли тело

    малолетнего царевича Димитрия, удивительным образом сохранившееся нетленным

    за пятнадцать лет -- настолько, что и лежавшие в гробу орехи выглядели, по

    свидетельствам современников, так, словно были сорваны вчера. Возле гроба

    немедленно начали происходить многочисленные исцеления -- правда,

    скептики-иностранцы, жившие в то время в Москве, как один пишут, что

    " исцеленные" поголовно были людьми Шуйского.

    (Автор этих строк -- человек верующий, хоть и, каюсь, нерадивый. В

    каноническую нетленность святых мощей я верю, но отчего-то не нахожу в себе

    сил поверить в данный случай, в нетленность лесных орехов -- и к тому же

    заранее отношусь с недоверием ко всему, что исходило от Шуйского. А посему

    крепко сомневаюсь, что лежащее в гробу тело мальчика принадлежало покойному

    царевичу -- такая сволочь, как " царь Васька", могла и распорядиться, чтобы

    полоснули ножом по горлу какому-нибудь безродному отроку, да положили в

    гроб, дабы изобразить " нетленность"...)

    Скрытые противники Шуйского ответили не джентльменским, зато эффектным

    ходом. Где-то отыскали больного, о котором было точно известно, что он

    отдаст богу душу с минуты на минуту, бедолагу приволокли к " святым мощам",

    где он и скончался при большом стечении народа. Идея с мощами была

    дискредитирована надежнейше. Впрочем, Шуйского все равно ничто уже не могло

    выручить...

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.